Определение б/н определение от 10 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 058/05/5-3/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

10 января 2024 года                                                                 Пенза, ул. Урицкого, 127

                                                                                                                                                                              

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления , рассмотрев материалы о признаках нарушения  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Пензенское УФАС России поступили материалы, представленные Волго-Вятским ГУ Банка России, по факту размещения на внешней стене здания по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, рекламы комиссионного магазина «Маяк» с нарушением законодательства о рекламе.

Из представленных материалов следует, что по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, расположен комиссионный магазин «Маяк», деятельность в котором осуществляет индивидуальный предприниматель

Согласно выписки из ЕГРИП основной вид деятельности индивидуального предпринимателя – «47.79.3 Торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами».

Установлено, что комиссионный магазин «Маяк» расположен на первом этаже многоквартирного жилого дома (г. Пенза, ул. Леонова, д. 20).

На козырьке входной группы одного из помещений размещена вывеска: «МАЯК комиссионка24.рф». Возле входной группы вывешен баннер, на котором содержится следующая информация: «МАЯК комиссионный магазин Покупка Обмен Продажа. Комиссия от 0,1% день. Мы лучше чем… ЛОМБАРД», причем слово «Ломбард» визуально изображено шрифтом в несколько раз превышающем размер букв иных используемых слов. На входной двери размещена вывеска «МАЯК Комиссионный магазин».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на вывеске (рекламной конструкции) по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (комиссионный магазин «Маяк»), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» гласит, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе некорректным сравнением является сопоставление услуг комиссионного магазина «Маяк» и услуг ломбардов, в то время как их природа и качественные показатели различны и не могут сопоставляться.

Таким образом, реклама комиссионного магазина «Маяк» содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе комиссионного магазина «Маяк» используется выражение: «Мы лучше чем, ЛОМБАРД» без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Используется сравнение услуг комиссионного магазина «Маяк» и услуг ломбардов, что свидетельствует о наличии в рекламе признаков нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая реклама содержит утверждение: «мы лучше чем…ЛОМБАРД», которое не подтверждено соответствующими доказательствами, что свидетельствует о том, что в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

В рассматриваемой рекламе на баннере комиссионного магазина «Маяк» распространяется информация: «комиссия от 0,1 %  день».

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В данном случае, исходя из представленной информации: «комиссия от 0,1% день», рекламируется финансовая услуга, однако комиссионный магазин «Маяк» не может оказывать финансовые услуги.

 В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Поскольку фраза: «Мы лучше чем…» выполнена в рекламе мелким, значительно меньше, чем остальной текст, а слово «ЛОМБАРД» - очень крупным ярким шрифтом, то имеется вероятность того, что потребитель рекламы не обратит внимание на приведенную фразу, будет думать, что в данном месте располагается ломбард.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование, которое должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно ч.2 ст.2.3 ФЗ «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность комиссионного магазина «Маяк» осуществляет индивидуальный предприниматель , не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требования Федерального закона «О ломбардах».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространяемой по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (комиссионный магазин «Маяк»), является индивидуальный предприниматель

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922 в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Пензенским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама не распространялась на территории подведомственной другим территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.

Таким образом, учитывая, что реклама, рекламодателем которой является индивидуальный предприниматель , распространяется только на территории Пензенской области в городе Пензе, Пензенское УФАС России обладает полномочиями для возбуждения и рассмотрения дела в отношении ИП

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 058/05/5-3/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – Волго-Вятское ГУ Банка России;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуальный предприниматель

3. Назначить дело № 058/05/5-3/2024 к рассмотрению на _____.02.2024 г.  в _____ час. _____ мин. по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 127, к. 301.

4. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О рекламе» ИП  представить в срок до ____.01.2024 следующие документы и сведения:

          1) письменное объяснение по распространению рекламы по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (комиссионный магазин «Маяк») рекламы, содержащей признаки нарушения п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе»;

2) договоры (иные документы и доказательства) на изготовление и размещение рекламы, указанной в определении (со всеми приложениями) и акты, подтверждающие их исполнение с приложением согласованных образцов;

3) договор на аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (при наличии);

4) письменную информацию о периоде распространения вышеуказанной рекламы;

5) заключенные договоры комиссии за 2023 г.;

6) заключенные договоры о предоставлении займа под залог за 2023 г.;

7) иные документы и информацию, которые, по Вашему мнению, могут иметь значение для правильного рассмотрения дела.

Явка индивидуального предпринимателя , в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, представителя Волго-Вятское ГУ Банка России для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пензенское УФАС России сообщает о возможности дистанционного участия в рассмотрении дела в формате видеоконференции.

При принятии решения о дистанционном участии в рассмотрении дела надлежит сообщить в Пензенское УФАС России до начала заседания Комиссии по телефону 8(8412)520370, либо по электронной почте: to58@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

В соответствии с п.29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны