Постановление №4335-2 Постановление по делу об административном правонарушении в о... от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 058/04/19.8-939/2021 об административном правонарушении

3 декабря 2021 года                                                                     г.Пенза, ул.Урицкого,127

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/19.8-939/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «В Контакте» (ИНН 7842349892, 191024, г.Санкт-Петербург, ул.Херсонская, дом 12-14, литер А, помещение 1-Н, далее – ООО «В Контакте», Общество) по факту непредставления необходимых антимонопольному органу информации и документов, затребуемых в рамках рассмотрения обращения (письмо от 30.09.2021 г. исх. № 3270-2), ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие  законного представителя ООО «В Контакте»,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 19.11.2021 г. № 058/04/19.8-939/2021 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <...> в отношении ООО «В Контакте», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.11.2021 г. (исх. № 4093-2) дело № 058/04/19.8-939/2021 назначено к рассмотрению на 14 часов 03.12.2021 г.

ООО «В Контакте» о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80093366454293). Запрашиваемые документы Обществом не представлены, ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрении дела в его отсутствие от ООО «В Контакте» не поступало.  

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему выводу.

Из протокола и материалов дела об административном правонарушении следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение по поводу осуществления недобросовестной конкуренции путём дискредитации, а именно распространения в Сообществах социальной сети «ВКонтакте» ложных, неточных или искаженных сведений.

В рамках рассмотрения указанного обращения 30.09.2021 г. в адрес ООО «В Контакте» направлен запрос о предоставлении информации (исх. № 3270-2), а именно данных пользователя <...> https//vk.com/<...>, указанных при регистрации (ФИО, возраст, контактный телефон, адрес электронной почты), а также IP-адрес, с которого был зарегистрирован пользователь.

В соответствии с запросом информацию необходимо было предоставить в срок до 14 октября 2021 года.

Вышеуказанное требование направлено Пензенским УФАС России 30 сентября 2021 года в 15 часов 41 минуту на адреса электронной почты (support@vk.com, press@vk.com), а также заказным письмом по адресу регистрации юридического лица (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80097664496429).

Запрос информации был получен Обществом по электронной почте support@vk.com, что подтверждается соответствующим сообщением с электронной почты ООО «В Контакте» 30.09.2021 г. на адрес официальной электронной почты Управления (to58@fas.gov.ru), а также 07.10.2021 г. почтой, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почты России.

В письме Общества (исх.5/2111013 от 13.10.2021 г.), направленном в адрес Управления на запрос, ООО «В Контакте» пояснило, что не может предоставить запрашиваемую информацию, поскольку действующим законодательством предусмотрено наличие гербовой печати на официальных документах, что удостоверяет подлинность самого документа и подписи должностного лица. Поскольку гербовая печать отсутствует, возможности удостовериться в том, что запрос получен от надлежащего адресата, не имеется.

Также Общество указало на Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате ФАС России, утверждённую Приказом ФАС России от 20.02.2018 г. № 207/18 (далее – Инструкция), которой предусмотрено, что печать является способом подтверждения подлинности подписи должностного лица на документе.

Таким образом, информация на запрос Пензенского УФАС России в установленный срок (до 14.10.2021 г.) от ООО «В Контакте» не представлена.

Вместе с тем, использование гербовой печати антимонопольным органом регламентировано Инструкцией лишь в определённых случаях.

Пунктом 2.2.18 Инструкции определён исчерпывающий перечень документов, при оформлении которых ставится оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации. Запрос информации хозяйствующим субъектам к таким документам не относится.

В соответствии с указанным пунктом на номерных бланках руководителя, его заместителей и ФАС России печать не ставится, кроме перечисленных в пункте документов.

Письмо, направленное в адрес ООО «В Контакте» является запросом информации, оформленным на номерном бланке ФАС России.

Запросы информации, направляемые хозяйствующим субъектам в целях получения необходимых для рассмотрения заявлений, материалов, антимонопольных дел, не относятся к вышеуказанному исчерпывающему перечню документов, требующих особого удостоверения их подлинности.

Таким образом, заверение подписи руководителя управления оттиском печати в данном случае не требуется и Инструкцией антимонопольного органа не предусмотрено. 

Запрашиваемая информация (сведения) была необходима для исполнения функций, возложенных на антимонопольный орган.

Непредставление ООО «В Контакте» запрошенных документов препятствовало антимонопольному органу в рассмотрении поступившего обращения в установленные законом сроки и принятии решения о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Необходимость истребования информации (документов) антимонопольным органом предусмотрена в целях осуществления функций административного органа по всестороннему и объективному рассмотрению заявлений, дел и, как и следствие, принятию в установленный срок мотивированных решений (о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о признании нарушений, о прекращении рассмотрения дел).

Таким образом, ООО «В Контакте», не представив в антимонопольный орган затребованную информацию (сведения), нарушила требования части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.

Место совершения административного правонарушения – г.Санкт-Петербург, ул.Херсонская, дом 12-14, литер А, помещение 1-Н.

Время совершения административного правонарушения – 15.10.2021 г. (срок предоставления документов и материалов, установленный Пензенским УФАС России в запросе, истёк 14.10.2021 г.).

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия итогового решения документов, запрашиваемых Пензенским УФАС России, от ООО «В Контакте» не поступало.

Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечёт за собой ответственность, предусмотренную статьёй 19.8 КоАП РФ.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «В Контакте» содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно непредставление запрашиваемой в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» информации (сведений).

У ООО «В Контакте» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения ООО «В Контакте» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

ООО «В Контакте» неоднократно привлечено к административной ответственности, в том числе постановлениями Ярославского УФАС России по делу № № 076/04/19.8-616/2021 от 27.07.2021 г. и УФАС по г.Москве по делу № 077/04/19.8-13956/2021 от 23.09.2021 г.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение совершено Обществом в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.

В силу изложенного, согласно статье 4.3 КоАП РФ, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признаётся повторное совершение ООО «В Контакте» однородного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

Статья 2.9. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечёт наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, – искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц. Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является формальным.

С учётом характера совершённого правонарушения, степени его общественной опасности, оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.

Вышеизложенные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела, указывают на отсутствие возможности применения в отношении ООО «В Контакте» статьи 2.9 КоАП РФ.

Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не могут быть применены в отношении ООО «В Контакте» в силу части 2 указанной статьи, согласно которой административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.8 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

Сведений о тяжёлом финансовом положении ООО «В Контакте» в антимонопольный орган не представлено.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, с учётом характера совершённого ООО «В Контакте» административного правонарушения, обстоятельства, отягчающего административную ответственность и отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «В Контакте» (ИНН 7842349892, 191024, г.Санкт-Петербург, ул.Херсонская, дом 12-14, литер А, помещение 1-Н) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны