Решение №058/06/104-57/2022 обращение заказчика – администрации Белинского района Пензен... от 19 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Администрация Белинского района Пензенской области

442250, Пензенская область, Белинский район, ул. пл. Комсомольская, д.19

belinsk_adm@sura.ru

 

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

РНП № 058/06/104-57/2022

 

«19» января 2022 года                                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

в отсутствие

заказчика – администрации Белинского района Пензенской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения;

<...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,

рассмотрев представленные заказчиком – администрацией Белинского района Пензенской области документы и сведения о <...>, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения» (извещение № 0355300017421000048 от 19.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 3581000528521000012), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

 

10.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика – администрации Белинского района Пензенской области о включении сведений о <...> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения» (извещение № 0355300017421000048 от 19.08.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 3581000528521000012).

11.01.2022 Пензенским УФАС России принято решение о несоответствии поступившего обращения положениям Правил, в связи с чем на основании подпункта «д» пункта 10 Правил в адрес Заказчика направлено соответствующее уведомление.

12.01.2022 в Пензенское УФАС России повторно поступило обращение Заказчика о включении сведений о <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), оформленное в соответствии с требованиями Правил.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 14.01.2022 (исх. № 42-4э) назначено на 19.01.2022 в 14 часов 00 минут.

Представители заказчика, <...> для рассмотрения обращения не явились, о времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом.

Заказчиком представлено ходатайство о рассмотрении обращения без участия его представителей. Дополнительно для ознакомления представлены: решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, доказательства его направления; акт обследования экспертной комиссией от 03.11.2021. По устному запросу Пензенского УФАС России представлено экспертное заключение АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр» от 18.10.2021 № 149.1.

<...> представлены письменные пояснения (вх. № 186э от 17.01.2022) по вопросу исполнения контракта, в которых дополнительно содержится ходатайство о проведении заседания Комиссии Управления без его участия. Дополнительно представлены письма <...> в адрес заказчика по вопросу соответствия/ несоответствия товара условиям муниципального контракта, акт экспертного исследования ООО «Лаборатория судебной экспертизы» от 27.12.2021 № 425/16.

В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением исполнителем обязательств по контракту, Комиссией Управления установлено следующее.

19.08.2021 заказчиком – администрацией Белинского района Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355300017421000048 о проведении электронного аукциона «Приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 071 789,00 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0355300017421000048 от 30.08.2021 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка – <...>, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об электронном аукционе; принято решение заключить контракт с <...>.

10.09.2021 по итогам проведения электронной процедуры между администрацией Белинского района Пензенской области и <...> заключен Муниципальный контракт №48 на приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения (далее – Контракт от 10.09.2021).

Реестровый номер контракта – 35810005285 21 000012.

Цена контракта – 1 071 789,00 руб.

Из пункта 1.1 Контракта от 10.09.2021 следует, что Поставщик обязуется передать в собственность Заказчика, а Заказчик принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта следующее недвижимое имущество: жилое помещение (квартиру или жилой дом) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1.2 Контракта от 10.09.2021 сведения о жилом помещении:

- жилое помещение (квартира или жилой дом) с кадастровым номером 58:04:0010437:130, общей площадью 31,1 кв.м. расположено по адресу: Пензенская область, г. Белинский, ул. Новая, д.18, кв.7, и состоит из одной жилой комнаты площадью 17,0 кв.м, а также подсобных помещений: кухня 6,3 кв.м, коридор 4,2 кв.м, санузел 3,6 кв.м. жилое помещение (квартира или жилой дом), оборудовано системами холодного водоснабжения, канализации, индивидуального отопления, электроснабжения, газоснабжения. Техническая характеристика дана на основании выписки из ЕГРН от 26.08.2021. Основные требования и характеристики жилого помещения (квартиры или жилого дома), изложены в Приложении № 1 к Контракту «Техническое задание».

Начало исполнения Контракта – с даты заключения сторонами настоящего Контракта. Срок окончания – с момента регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункты 4.1, 4.2 Контракта от 10.09.2021).

В соответствии с пунктом 4.4 Контракта от 10.09.2021, для проверки качества соответствия установленным требованиям предоставленного Поставщиком жилого помещения (квартиры или жилого дома), предусмотренных Контрактом, в части соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу в течение 5 рабочих дней. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению вправе привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы жилого помещения (квартиры или жилого дома), эксперт, экспертные организации имеют право запрашивать у Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке жилого помещения (квартиры или жилого дома), в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Как следует из пункта 4.6 Контракта от 10.09.2021, в случае обнаружения во время экспертизы или приемки жилого помещения (квартиры или жилого дома) несоответствия комплектности и качества приобретаемого жилого помещения (квартиры или жилого дома) требованиям стандартов, износа отделки или инженерно-технических систем и оборудования условиям настоящего Контракта, недостатков, которые могут быть устранены без существенных затрат времени в рамках исполнения Контракта, Заказчик вправе приостановить экспертизу или приемку жилого помещения (квартиры или жилого дома) до момента устранения Поставщиком своих обязательств, на срок, не превышающий 10 рабочих дней.

Пунктом 4.6.1 Контракта от 10.09.2021 установлено, что при обнаружении во время проведения экспертизы такого несоответствия, представитель Заказчика или эксперт незамедлительно информирует руководителя Заказчика и Поставщика. Заказчик передает Поставщику экспертное заключение, ведомость недостатков и направляет требование об устранении недостатков. Срок устранения недостатков устанавливается Заказчиком с момента составления ведомости недостатков. В указанный срок Поставщик обязан за свой счет устранить выявленные недостатки либо представить заключение независимой экспертизы о соответствии данной квартиры установленным требованиям.

Из пункта 4.7 Контракта от 10.09.2021 следует, что в случае выявления при экспертизе или приемке существенного нарушения требований к качеству указанной квартиры (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоизмеримых расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), Заказчик вправе расторгнуть Контракт в установленном законом порядке.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 12.1 Контракта от 10.09.2021, настоящий Контракт может быть расторгнут:

- по соглашению Сторон (в письменной форме) и по вынесенному в установленном порядке решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и (или) настоящим Контрактом.

- в одностороннем порядке (односторонний отказ от исполнения контракта) в порядке, установленном гражданским законодательством. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. «Покупатель» обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления «Продавцом» устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения, а также «Покупателю» компенсированы затраты на проведение экспертизы.

Таким образом, контрактом предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

В силу пункта 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).

Из пункта 1 статьи 523 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Из представленных в материалы по обращению пояснений <...>. следует, что в указанные в Контракте от 10.09.2021 сроки квартира была приведена им в соответствие с требованиями технического задания и осмотрена комиссией заказчика. Недостатков при этом выявлено не было. 30.09.2021 для проверки качества соответствия установленным требованиям предоставленного Поставщиком жилого помещения в части соответствия условиям Контракта, Заказчик провел экспертизу с привлечением сторонней организации.

04.11.2021 <...> получено экспертное заключение, которое, по его словам, содержало ряд ошибок (опечаток) и которое содержало выводы о том, что квартира представлена с недостатками, являющимися устранимыми.

Как следует из акта от 03.11.2021 обследования экспертной комиссии по реализации муниципального контракта от 10.09.2021 года № 48 на приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, экспертная комиссия заказчика рассмотрела составленное АНО «Приволжский ЭКЦ» экспертное заключение по результатам обследования жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Пензенская область, Белинский район, г. Белинский, ул. Новая, д18, кв. 7. По результатам рассмотрения заключения экспертная комиссия заказчика пришла к выводу о том, что состояние жилого помещения (квартиры) не удовлетворяет условиям контракта и технического задания. Выявлены следующие недостатки:

Требования нормативов

Результаты экспертного осмотра

Оценка

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

1)            Система вентиляции не обеспечивает требуемой кратности обмена воздуха, за счет отсутствия его притока через специально регулируемые устройства.

Устранимое несоответствие. Требуется установка приточных клапанов.

2)            Система без защитного заземления.

Устранимое несоответствие.

Требуется устройства контура защитного заземления.

Не соответствует

14. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами

1)            Система вентиляции не обеспечивает требуемой кратности обмена воздуха, за счет отсутствия его притока через специально регулируемые устройства.

Устранимое несоответствие. Требуется установка приточных клапанов.

2)            Система без защитного заземления.

Устранимое несоответствие.

Требуется устройства контура защитного заземления.

Не соответствует

15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизодяцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома

Показатели термического сопротивления составляет 40% от требуемого.

Устранимое несоответствие. Требуется устройство наружного утепления фасад, как вариант в ходе проведения капитального ремонта фасада.

Не соответствует

20. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

Площадь кухни составляет 6,33 кв.м., что не соответствует 5.7 СП 54.13330.2016 [6].

Устранимое несоответствие. Требуется проведение перепланировки.

Не соответствует

25. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение, использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.).

Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1 : 5,5 и не менее 1 : 8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций - не менее 1 : 10.

Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного назначения.

Расчеты

1)            помещение кухни 1,65:6,22 =1:3,77

2)            помещение жилой комнаты 2,69:16,37=1:6,08

Устранимое несоответствие. Требуется проведение перепланировки.

Не соответствует

На основании изложенного в акте от 03.11.2021 экспертная комиссия заказчика решила, что качественное состояние квартиры не соответствует требованиям, установленным муниципальным контрактом от 10 сентября 2021 года № 48 на приобретение жилого помещения (квартиры) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения. На устранение выявленных несоответствий требуется значительный срок (более 10 дней). Экспертная комиссия рекомендовала расторгнуть муниципальный контракт от 10 сентября 2021 года № 48 в соответствии с п. 4.7 Контракта от 10.09.2021.

06.11.2021 <...> составлено письмо, в котором содержались возражения на выводы, изложенные в проекте экспертного заключения № 149.2 от 18.10.2021, подготовленном АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр». Указано на готовность устранить недостатки в части вентиляции путем установления в оконных проемах клапанов приточной вентиляции; указано на рекомендательный характер установки устройств защитного отключения электроэнергии в соответствии с действующими в настоящее время нормами и правилами; указано на неверную оценку соблюдения требований к тепловой защите здания, на неверное применение нормативов в отношении площади кухни, на неверный расчет соотношения площади оконных проемов к площади пола комнаты. Таким образом, <...>. приходит к выводу о том, что экспертное заключение не соответствует фактическому состоянию обследуемого жилого помещения.

19.11.2021 <...> составлено письмо, в котором содержались пояснения по указанным в акте заказчика от 03.11.2021 пунктам и недостаткам представляемого жилого помещения, согласно которому:

1) с целью нормализации кратности воздухообмена в жилом помещении установлены клапаны приточной вентиляции (нарушение п. 13 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Постановление) отсутствует);

2) электрооборудование размещено и смонтировано в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах (нарушение п. 14 Постановления отсутствует);

3) наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, имеют теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого
дома (нарушение п. 15 Постановления отсутствует);

4) площадь кухни однокомнатной квартиры в соответствии с действующими нормами должна быть не менее 5 кв.м., а в передаваемой квартире она составляет 6,2 кв.м, (нарушения отсутствуют);

5) отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1 : 5,5 и не менее 1 : 8. При этом, во-первых, измерения световых проемов следует производить «в свету» (т.е. с учетом перемычек), во-вторых в соответствии с п. 41 Постановления не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования дома (нарушение п. 25 Постановления отсутствует).

20.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.09.2021 (постановление администрации Белинского района от 20.12.2021 № 1083).

23.12.2021 <...> подготовлены возражения на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в которых продублированы доводы из письма поставщика от 06.11.2021 с учетом дополнений из письма от 19.11.2021, указано, что в жилом помещении, расположенном по адресу Пензенская область, город Белинский, ул. Новая, д. 18, кв.7, в настоящее время отсутствуют нарушения, обозначенные в проекте экспертного заключения, нарушения, подлежащие исправлению, устранены. Кроме, того, исправлены указанные заказчиком ранее недочеты: батареи отопления окрашены, подоконные доски проклеены герметиком, установлены боковые заглушки, смеситель заменен, окна очищены от загрязнений, установлен осветительный прибор в помещении кухни. В возражениях <...> просит отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласовать возможную дату осуществления приемки жилого помещения.

Кроме того, <...> обратился за производством независимой экспертизы в ООО «Лаборатория судебной экспертизы» по вопросу того, соответствует ли жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Пензенская область, Белинский район, г. Белинский, ул. Новая, д. 18, кв. 7, требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки в соответствии с условиями муниципального контракта на приобретение жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения от 10.09.2021 № 48.

В результате проведения экспертизы ООО «Лаборатория судебной экспертизы» предоставила акт экспертного исследования от 27.12.2021 № 425/16, согласно которому экспертная организация пришла к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Пензенская область, Белинский район, г. Белинский, ул. Новая, д.18, кв.7, соответствует требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки в соответствии с условиями муниципального контракта. Жилое помещение (квартира) пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (СанПиН 2.1.2.2645-10), требованиям пожарной безопасности, экологическим, строительным и иным требованиям законодательства), благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта (г. Белинский Пензенской области) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 47.

Письмом от 30.12.2021 <...> направил акт экспертного исследования № 425/16 от 27.12.2021, подготовленный ООО «Лаборатория судебной экспертизы», а также акт приема-передачи к Контракту от 10.09.2021 для подписания.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2021 размещено в единой информационной системе 20.12.2021, 22.12.2021 направлено <...> заказным почтовым отправлением с уведомлением (согласно уведомлению о вручении, получено 25.12.2021).

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

По истечении десятидневного срока с даты уведомления <...> об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение об одностороннем отказе вступило в силу, Контракт от 10.09.2021 считается расторгнутым 05.01.2022.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Документы и сведения, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков, представлены заказчиком первоначально 10.01.2021, то есть в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

В настоящем случае в материалах по обращению о включении <...> имеется информация о проведении в отношении спорного жилого помещения двух экспертных исследований, выводы которых противоположны:

- экспертное исследование АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр» (заключение от 18.10.2021 № 149.2);

- экспертное исследование ООО «Лаборатория судебной экспертизы» (акт от 27.12.2021 № 425/16).

При этом экспертное заключение АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр» в отношении жилого помещения по адресу: Пензенская область, г. Белинский, ул. Новая, д.18, кв.7, в материалы по обращению не представлено (представлено заключение от 18.10.2021 № 149.1 в отношении иных объектов недвижимости).

Независимая экспертиза ООО «Лаборатория судебной экспертизы» проведена значительно позже исследования привлеченной экспертной организацией заказчика, в связи с чем, те или иные ранее выявленные недостатки к указанному времени могли быть устранены (с учетом того, что, согласно экспертному заключению АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр», несоответствия жилого помещения являются устранимыми), и жилое помещение могло быть приведено в соответствие с условиями Контракта от 10.09.2021.

У Комиссии Управления отсутствуют возражения заказчика на доводы, представленные <...>. относительно недостатков представленного жилого помещения. Как следует из представленных <...> писем в адрес заказчика (содержащих возражения в отношении каждого довода-недостатка, выявленного привлеченной экспертной организацией, экспертной комиссией заказчика), данные письма по указанным доводам-возражениям не рассмотрены, заказчиком не дана оценка позиции <...> по вопросу соответствия предлагаемого жилого помещения требованиям Контракта от 10.09.2021, ссылкам на нормативные документы, технические регламенты и указаниям на недостатки экспертного заключения. Заказчиком не выражена позиция по вопросу устранения/неустранения <...> недостатков жилого помещения.

При этом пояснения и возражения <...>., его действия в отношении устранения несоответствий предлагаемого жилого помещения не принимаются заказчиком, о чем свидетельствует принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем, как следует из возражений <...> им совершались попытки привести жилое помещение в соответствие с выявленными недостатками (несоответствиями заказчика), велась переписка по вопросу соответствия жилого помещения требованиям технического задания, условиям Контракта от 10.09.2021. Доказательств обратного заказчиком не представлено.

Кроме того, <...> воспользовался правом проведения независимой экспертизы, по результатам которой получил заключение о соответствии жилого помещения требованиям к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки в соответствии с условиями муниципального контракта.

При указанных обстоятельствах Комиссия полагает, что санкция в отношении <...> в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения <...>.

Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения <...> в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком администрацией Белинского района Пензенской области о <...> в реестр недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны