Предупреждение №2-18/15-2019 предупреждение от 24 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/15-2019
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
«24» сентября 2019г. г. Пенза
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №058/01/10-248/2019, возбужденного по признакам нарушения МУП Бессоновского сельсовета «Исток» (далее – Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий на подключение объектов к сетям водоснабжения, которые привели (могло привести) к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности установлено следующее.
Из материалов дела №058/01/10-248/2019 следует, что ИП является собственником земельного участка по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Бессоновка (кадастровый номер <...> :05).
15.02.2019 г. ИП (далее – Заявитель) обратилась в ресурсоснабжающую организацию - МУП Бессоновского сельсовета «Исток» с заявлением об оформлении документов на подключение к системе водоснабжения.
15.02.2019г. ИП обратилась в МУП Бессоновского сельсовета «Исток» с заявлением о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Бессоновка (кадастровый номер земельного участка 58:05:0060502:825).
В ходе рассмотрения дела Заявитель указал, что только после оплаты услуг по разработке пакета технической документации на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения 08.04.2019г. в размере рублей, Заявителю были выданы технические условия на подключение к водоснабжению, датированные 01.04.2019.
Данное обстоятельство подтверждается журналом регистрации технических условий МУП Бессоновского сельсовета «Исток», в соответствии с которым технические условия для заявителя - Б. зарегистрированы 09.04.2019 (№106).
При рассмотрении дела установлено, что денежные средства в размере рублей, полученные от Заявителя, приняты МУП Бессоновского сельсовета «Исток» за выполнение работ по подготовке технической документации по подключению земельного участка к системе холодного водоснабжения. Размер платы за оказание данной услуги утвержден решением Комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 04.04.2019г. №26 (далее – Решение от 04.04.2019г. №26).
Согласно Решению от 04.04.2019г. №26 для МУП Бессоновского сельсовета «Исток» утвержден тариф на оказание дополнительных услуг, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в размере рублей, включающий в себя оказание следующих услуг:
- - выезд представителя для обследования – руб.;
- - подготовка технической документации – руб.;
- - согласование и выдача технической документации – руб.;
- - технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении – руб.,
- - выезд представителя для приемки выполнения технических условий при подключении – руб.
Согласно информации, представленной МУП Бессоновского сельсовета «Исток» 12.08.2019г. (исх.№136), Предприятие по заявлению Б. от 15.02.2019г. вх.№ подготовило техническую документацию на подключение к системе холодного водоснабжения, и при подготовке документации выполнило следующий перечень работ, утвержденный Решением от 04.04.2019г. №26, а именно:
- - выезд представителя для обследования;
- - подготовка технической документации;
- - согласование и выдача технической документации;
- - технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении.
В рамках выполнения заявления Б. об оформлении пакета документов на холодное водоснабжение от 15.02.2019г. вх.№106 Предприятием подготовлены следующие документы:
- - ордер на проведение работ от 09.04.2019г. №106;
- – техническая документация на подвод воды на участок с кадастровым № 58:05:0060502:825 от 28.04.2019г.;
- - договор подряда б/н;
- - акт на выполненные работы;
- - технические условия от 09.04.2019г. №106;
- - акт разграничения балансовой принадлежности.
Таким образом, Предприятием одновременно с подготовленной по заявлению Б. технической документацией на подключение к системе водоснабжения земельного участка, Заявителю подготовлены (выданы), технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.
Из указанного следует, что получение технических условий было обусловлено оказанием Предприятием платной услуги по подготовке технической документации на подключение объекта к системе водоснабжения.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии возможности у потребителей получения технических условий на подключение без приобретения у Предприятия платной услуги по подготовке технической документации на подключение к системе холодного водоснабжения, что указывает на навязывание дополнительных платных услуг при получении технических условий в нарушении действующего законодательства.
Данные действия МУП Бессоновского сельсовета «Исток» приводят (могут приводить) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лиц, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка, лицо, обеспечивающее подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в течение одного года или лицо, с которым заключен договор, предусматривающий осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должны определить необходимую им для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных им технических условий.
В силу части 10 статьи 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения регулируются Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила №83).
Согласно пункту 7 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Из вышеизложенного следует, что технические условия выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней.
Возможность подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в рамках подготовки технических условий.
В соответствии с частью 14 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Нормами действующего законодательства обязанность потребителя, обратившегося в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, с заявлением о выдаче технических условий, заключать договор на следующие дополнительные услуги: выезд представителя для обследования; подготовка технической документации; согласование и выдача технической документации; технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении; выезд представителя для приемки выполнения технических условий при подключении, также с организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрена.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
При проведении анализа состояния конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей МУП Бессоновского сельсовета «Исток» Пензенским УФАС России было установлено, согласно заключенным Договорам о закреплении муниципального имущества комитет местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области решениями от 05.04.2018г. №45, от 07.09.2018г. №103 закрепил за Предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, а именно: артезианские скважины, артезианские скважины с водонапорными башнями, насосные станции и водопроводные сети, расположенные в с. Бессоновка и в с. Ухтинка Бессоновского района Пензенской области.
Предприятие с использованием принадлежащего имущества осуществляет деятельность по водоснабжению в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
в) определение географических границ товарного рынка.
Таким образом, аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей МУП Бессоновского сельсовета «Исток» и положения МУП Бессоновского сельсовета «Исток» на данном товарном рынке подготовлен Пензенским УФАС России в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
По результатам анализа установлено, МУП Бессоновского сельсовета «Исток» в период с мая 2018 года по май 2019 года занимает доминирующее положение на товарном рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей с долей 100 %.
Таким образом, в действиях МУП Бессоновского сельсовета «Исток», выразившихся в навязывании дополнительных платных услуг при выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей, установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 08 ноября 2019 года для чего:
- Прекратить навязывание потребителям дополнительных платных услуг при выдаче технических условий о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, путем устранения причин и условий, способствующих возникновению нарушения.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.