Решение б/н Решение по делу № 2-03/02-2015 в отношении САО «ВСК» от 7 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «18» марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «01» апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

при участии со стороны САО «ВСК»:

<…>;

со стороны ЗАО «СГ «УралСиб»:

<…>;

со стороны ООО «Росгосстрах»:

<…>,

со стороны ФГУ «Сурский гидроузел»:

<…>;

рассмотрев дело № 2-03/02-2015 по признакам нарушения Страховым акционерным обществом «ВСК» (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, г. Москва, ул. Островная, 4) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта № 0355100003614000049,

установила:

В Пензенское УФАС России поступило заявление Пензенского филиала ЗАО «Страховая группа «УралСиб» на недобросовестную конкуренцию САО «ВСК» при проведении конкурса № 0355100003614000049.

Из отдела контроля закупок Пензенского УФАС России была передана жалоба Пензенского филиала ООО «Росгосстрах» на действия Комиссии при проведении указанного конкурса для  рассмотрения на соответствие Закону о защите конкуренции.

Из указанных документов и материалов установлено, что САО «ВСК» при подаче ценового предложения на конкурсе № 0355100003614000049 занизил размер страховой премии, в результате применения понижающего коэффициента уровня безопасности опасного объекта, соответствующего нормальному уровню безопасности, т.е. 0,7 вместо 0,85 (соответствующего пониженному уровню безопасности, как указано в техническом задании проводимого конкурса).

По результатам рассмотрения указанных обращений в действиях САО «ВСК» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции и возбуждено дело № 2-03/02-2015 (Приказ от 19.01.2015 № 8/1).

Определением от 21.01.2015 г. дело № 2-03/02-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 18.02.2015г.

На заседании Комиссии представители Заявителей поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав, что САО «ВСК», применив понижающий коэффициент уровня безопасности опасного объекта в размере 0,7, получило необоснованное конкурентное преимущество, что позволило САО «ВСК» стать победителем проводимого конкурса и заключить контракт.

Представители САО «ВСК» не согласились с выводами о наличии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства, указав, что Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии» (далее – Постановление № 808) утверждены интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта, а именно в период с 1 января 2014 г. до 31 декабря 2015 г. значение его соответствует 0,7 – 1. Таким образом, САО «ВСК» при расчете страховой премии, применив понижающий коэффициент в размере 0,7, не нарушили действующее законодательство.

Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, ФГУ «Сурский гидроузел» пояснил, что при проведении конкурса Заказчиком была оценена заявка САО «ВСК» с точки зрения действующего законодательства. О возможных значениях дополнительного понижающего коэффициента, исходя из уровня безопасности опасного объекта, Заказчик знать не мог, поскольку данные значения установлены внутренними правилами Национального союза страховщиков ответственности.

В связи с необходимостью получения дополнительных сведений рассмотрение дела № 2-03/02-2015 было отложено до 18.03.2015.

В ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России была запрошена позиция Национального союза страховщиков ответственности относительно наличия у страховщиков-членов НССО обязанности по соблюдению указанных правил.

По информации Национального союза страховщиков ответственности (письмо от 10.03.2015г. вх № 940), в случае применения дополнительного понижающего коэффициента при расчете страховой премии по договору обязательного страхования, страховщик обязан определить уровень безопасности опасного объекта. После определения уровня безопасности страховщики, желающие применить предусмотренный частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Закона 225-ФЗ) дополнительный понижающий коэффициент, определяют его значение в соответствии с ППД об организации обязательного страхования. Обязанность соблюдения требований, утвержденных НССО  правил профессиональной деятельности для ее членов установлена частью 1 статьи 19 Закона № 225-ФЗ.

На заседании Комиссии 18.03.2015 г. представитель ЗАО «Страховая группа «УралСиб» поддержал ранее заявленные требования.

ООО «Росгосстрах» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.

Представитель САО «ВСК» пояснила, что правила НССО распространяются только на членов данного союза страховщиков, в свободном доступе указанные правила не размещены. Также добавила, что Законом 225-ФЗ не определен порядок перевода уровня безопасности из словесного обозначения в числовое обозначение понижающего коэффициента и не ограничивает право страховой организации на применение понижающего коэффициента самостоятельно.

Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельства, ФГУ «Сурский гидроузел» поддержала ранее заявленную позицию.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

24.11.2014 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта – комплекс гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел, за причинение  вреда в результате аварии на опасном объекте.

Заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сурский гидроузел».

Начальная максимальная цена контракта 5 525 000,00 руб.

Страховая сумма, руб.

6 500 000 000,0

Базовые ставки страховых тарифов, %

0,1

Суммарный размер вреда для сценария наиболее вероятной аварии, руб. (с приложением расчета)

11 377 607 000,0

Суммарный размер вреда для сценария наиболее тяжелой аварии, руб. (с приложением расчета)

11 377 607 000,0

Итоговая оценка уровня безопасности ГТС, общие выводы о качественной характеристике уровня безопасности (согласно декларации безопасности)

Эксплуатационное состояние ГТС - удовлетворительное (частично неработоспособное). Уровень безопасности        ГТС - пониженный. Степень риска развития аварии на них расценивается, как умеренная (Ra=0,176).

Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 15.12.2014 № 1/ОК-1-2015 в конкурсе приняли участие (поданы заявки)  7 страховых компаний:

ООО «Росгосстрах» (Пензенский филиал) - заявка подана 25.11.2014 в 8-00, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.;

СОАО «ВСК» (Пензенский филиал) - заявка подана 25.11.2014 в 8-05, ценовое предложение 4 550 000,00 руб.;

ЗАО  «Страховая группа «УралСиб» (Пензенский филиал) - заявка подана 25.11.2014 в 8-10, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.;

ОАО «АльфаСтрахование» (Пензенский филиал) - заявка подана 26.11.2014 в 8-40, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.;

ООО СК «ВТБ Страхование» (Пензенский филиал) - заявка подана 27.11.2014 в 16-20, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.;

ОАО СОГАЗ» (Пензенский филиал) - заявка подана 28.11.2014 в 15-30, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.;

ОСАО «Ингосстрах» (Пензенский филиал) - заявка подана 02.12.2014 в 09-40, ценовое предложение 5 525 000,00 руб.

Согласно Протоколу подведения итого от 22.12.2014 № 2/ОК-1-2015 победителем было признано СОАО «ВСК» (Пензенский филиал) (06.12.2014 внесена запись в ЕГРЮЛ переименовано в страховое акционерное общество «ВСК» (далее – САО «ВСК»), предложившее наименьшую цену контракта.

Поскольку указанные хозяйствующие субъекты имеют лицензии на осуществление страхования (требование конкурсной документации) и принимали участие в конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, соответственно ООО «Росгосстрах» (Пензенский филиал), САО «ВСК» (Пензенский филиал), ЗАО «Страховая группа «УралСиб» (Пензенский филиал),   являются хозяйствующими субъектами конкурентами на рынке оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта на территории города Пензы.

В соответствии со статье 7 Закона 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. (часть 1).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона 225-ФЗ страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также в соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 7 Закона 225-ФЗ Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.  Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:

1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;

2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением № 808 размер базовой ставки  страхового тарифа для комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел равен 0,1 %.

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев устанавливается равным единице на период до 31 декабря 2016 г. включительно. (пункт 1 раздела II)

Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших устанавливается равным единице на период до 31 декабря 2014 г. включительно. (пункт 3 раздела II)

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. (часть 9 статьи 7 Закона 225-ФЗ)

Пунктом 2 части 7 статьи 29 Закона 225-ФЗ до 1 января 2016 года установлено минимальное значение дополнительного понижающего коэффициента, который может применятся на период с 1 января 2014 года до 31 декабря 2015 года, равное 0,7.

Согласно пункту 2 раздела II Постановления № 808 установлен интервал возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта от 0,7 до 1.

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (частью 2 статьи 24 Закона № 225-ФЗ).

Профессиональным объединением страховщиков является НССО, действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

В соответствии с положением части 1 статьи 19 Закона № 225-ФЗ Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов.

В соответствии с указанной нормой постановлением Президиумом НССО (пр. № 27 от 13.04.2011) утверждены Правила профессиональной деятельности «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (далее - ППД об оценке уровня безопасности). ППД об оценке уровня безопасности, в соответствии с требованиями Закона № 225-ФЗ, согласованы с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. ППД об оценке уровня безопасности установлен обязательный для страховых организаций - членов НССО порядок определения уровня безопасности опасного объекта для целей применения дополнительного коэффициента, исходя уровня безопасности опасного объекта.

Конкретное значение дополнительного коэффициента исходя из уровня безопасности опасного объекта, определенного в соответствии с требованиями ППД об оценке уровня безопасности, устанавливается страховыми организациями - членами НССО в соответствии с Правилами профессиональной деятельности «Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденными постановлением Президиума НССО (пр. № 34 от 14.12.2011) (далее — ППД об организации обязательного страхования).

Таким образом, в случае, если страховая организация - член НССО принимает решение о применении дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте, она обязана руководствоваться ППД об организации обязательного страхования.

Согласно декларации безопасности эксплуатационное состояние ГТС - удовлетворительное (частично неработоспособное), уровень безопасности ГТС – пониженный. Степень риска развития аварии на них расценивается, как умеренная (Ra=0,176). (Технические сведения о гидротехнических сооружениях).

С 01.01.2014 коэффициент уровня безопасности опасного объекта имеет следующее значение (ред. от 18.12.2013 пр. № 61):

Уровень безопасности (на основании

декларации безопасности ГТС)

Значение К3

Опасный

1

Неудовлетворительный

0,95

Пониженный

0,85

Нормальный

0,7

Таким образом, страховая организация при расчете страховой премии по договору обязательного страхования ГТС вправе применить понижающий коэффициент в размере 0,85, исходя из уровня безопасности ГТС.

Таким образом, размер страховой премии по договору обязательного страхования ГТС составит:

6 500 000 000,0 х 0,1% х 1 х 1 х 0,85 = 5 525 000,00

 Страховая сумма в размере 5 525 000,00 рублей является минимальной в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, страховая премия (цена договора) в размере, меньшем, чем расчётные 5 525 000,00 рублей, является необоснованно заниженной.

Как следует из документов, представленных САО «ВСК» (Пензенский филиал), при расчёте суммы страховой премии в отношении комплекса гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища ФГУ «Сурский гидроузел» Общество применило дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта (К3) равный 0,7, соответствующий нормальному уровню безопасности опасного объекта.

С учётом этого, расчёт суммы страховой премии, заявленной САО «ВСК», при проведении ФГУ «Сурский гидроузел» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта – комплекс гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел, за причинение  вреда в результате аварии на опасном объекте, выглядит следующим образом:

6 500 000 000,0 х 0,1% х 1 х 1 х 0,7 = 4 550 000,00 рублей

Комиссией был отклонен довод Общества о том, что Постановлением № 808,  утверждены интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта, а именно в период с 1 января 2014 г. до 31 декабря 2015 г. значение его соответствует 0,7 – 1. Поэтому САО «ВСК» при расчете страховой премии, применив понижающий коэффициент в размере 0,7, не нарушили действующее законодательство.

Указанный нормативный правовой акт предусматривает возможность применения дополнительного понижающего коэффициента страховщиком при расчёте страховой премии по договору обязательного страхования, но из содержания его положений следует, что данный коэффициент должен устанавливаться страховщиком в каждом конкретном случае исходя из уровня безопасности опасного объекта. Интервал возможных значений понижающего коэффициента от 0,7 до 1 находится в зависимости от уровня безопасности опасного объекта.  В свою очередь, частью 11 статьи 7 Закона № 225 установлено, что порядок определения уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков. Такой порядок утверждён Решением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 13.04.2011г. (протокол №27) – Правила профессиональной деятельности страховщиков  «Порядок определения вреда, который может быть причинён в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (письмо НССО от 10.03.2015г. вх № 940).

Таким образом, необоснованное применение САО «ВСК» дополнительного понижающего коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта 0,7 (вместо 0,85) при расчёте страховой премии по объекту комплекс гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел, привело к неправомерному занижению общей страховой премии по договору страхования опасного объекта ФГУ «Сурский гидроузел», предложенной САО «ВСК» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта в декабре 2014г.

Применение заниженной величины страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в проведении конкурса и позволило САО «ВСК» победить в конкурсе, как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены договора (по остальным критериям участники находились в равных условиях, за исключением ООО  СК «ВТБ Страхование» Пензенский филиал).   

В соответствии с действующим законодательством, в случае применения дополнительного понижающего коэффициента при расчете страховой премии по договору обязательного страхования опасного объекта, страховщик обязан определить уровень безопасности опасного объекта и применить значение данного коэффициента в соответствии с ППД об организации обязательного страхования. Обязанность соблюдения требований, утвержденных НССО  правил профессиональной деятельности страховщиков, для ее членов установлена частью 1 статьи 19 Закона № 225-ФЗ.

Иные участники конкурса, в силу взятых на себя обязательств при вступлении в НССО, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования опасного объекта комплекс гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел руководствовались требованиями действующего законодательства и правилами профессиональной деятельности страховщиков.

Таким образом, САО «ВСК», неправомерно применив значение дополнительного понижающего коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта 0,7 (вместо 0,85) при расчёте страховой премии по объекту комплекс гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на реке Суре Пензенской области – Сурский гидроузел, нарушило действующее законодательство, требования обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Росгосстрах», как участник подавший первым заявку на участие в конкурсе, содержащую цену контракта, рассчитанную в соответствии с действующим законодательством, могло стать победителем проводимого конкурса

Таким образом, указанные выше действия САО «ВСК» привели к тому, что добросовестный участник рынка не был признан победителем с ним не был заключен контракт, и, как следствие, причинены или могли быть причинены убытки данной организации в виде упущенной выгоды.

Согласно статьи 4 Закон о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия САО «ВСК», выразившиеся в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта № 0355100003614000049, недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия САО «ВСК», выразившиеся в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта № 0355100003614000049, недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать САО «ВСК» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны