Решение №2-03/02-2016 Решение по делу № 2-03/02-2016 от 9 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» января 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «31» января 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

/---/,

рассмотрев дело № 2-03/02-2016 по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием «Теплоснабжение г. Пензы» (ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530, г. Пенза, ул. Некрасова, 34) (далее - МКП «Теплоснабжение г. Пензы», Предприятие) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании со стороны МКП «Теплоснабжение г. Пензы»:

/--/ – представителя по доверенности от 09.01.2017;

со стороны ЖК «Пульс»: /--/ – председателя;

со стороны ЖСК «Октябрьский»:  /--/ – председателя;

со стороны ЖСК «Кристалл»: /--/ – председателя,

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступили обращения ТСЖ «Олимп» (г. Пенза, ул. Володарского, д. 17), ЖК «Пульс» (г. Пенза, ул. Ладожская, д. 141), ЖСК «Октябрьский» (г. Пенза, ул. Ладожская, д. 69), ЖСК «Альбатрос» (г. Пенза, Пр. Строителей, д. 12), ЖСК «Чайка» (г. Пенза, Пр. Строителей, 16), ТСЖ «Атлант» (г. Пенза, ул. Ладожская, 139/122а), ТСЖ «Восход» (г. Пенза, ул. Толстого, д. 5), ТСЖ «Согласие» (г. Пенза, ул. Чаадаева, д. 107), ЖСК «Кристалл» (г. Пенза, ул. Минская, д. 2), ЖСК «Весенний» (г. Пенза, Пр. Строителей, д. 10), ЖСК «Надежда» (г. Пенза, ул. Ладожская, д. 39), ТСЖ «Престиж» (г. Пенза, Пр. Строителей, д. 158), ТСЖ «Авангард» (г. Пенза, Пр. Строителей, д. 154), ООО «Пензастрой-сервис Центр» (г. Пенза, ул. Вяземского, 25 Д) в отношении МКП «Теплоснабжение г. Пензы» по вопросу неправомерности начисления платы за горячее водоснабжение в декабре 2015 года и январе 2016 года.

МКП «Теплоснабжение г. Пензы» в нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в декабре 2015 года и январе 2016 года произведен расчет платы для вышеуказанных исполнителей коммунальных услуг за горячее водоснабжение с учетом объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды исходя из показаний приборов учета.

Приказом Пензенского УФАС России от 11.03.2016 № 41 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МКП «Теплоснабжение г. Пензы» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Определением о назначении дела № 2-03/02-2016 к рассмотрению от 21.03.2016 рассмотрение дела назначено на 07.04.2016.

В связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, ПАО «Т Плюс» и ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» и ЖСК «Буревестник» (г. Пенза, ул. Рахманинова, д. 20) Определением от 07.04.2016 об отложении дела № 2-03/02-2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 29.04.2016.

Определением от 29.04.2016 рассмотрение дела приостановлено по ходатайству МКП «Теплоснабжение г. Пензы» до рассмотрения судом дела № А49-4517/2016 по иску Предприятия к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об обжаловании постановления о назначении административного наказания за нарушение установленного законодательством порядка ценообразования.

В связи с вступлением в силу решения арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-4517/2016 определением от 22.11.2016 о возобновлении рассмотрения дела № 2-03/02-2016 рассмотрение дела возобновлено и назначено на 09.12.2016.

Определением от 09.12.2016 в рассмотрении дела объявлен перерыв до 10.00 15.12.2016.

На заседании Комиссии 15.12.2016 изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения, Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Определением от 15.12.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 17.01.2017, срок рассмотрения дела продлен до 13.02.2017.

МКП «Теплоснабжение г. Пензы» письмом от 16.01.2017 № 129 представило возражения на заключение об обстоятельствах дела № 2-03/02-2016.

На заседаниях Комиссий представители заявителей указывали, что считают действия МКП «Теплоснабжение г. Пензы» по начислению платы за горячее водоснабжение без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, утвержденного уполномоченным органом регулирования, не соответствующими требованиям действующего законодательства. По мнению представителей заявителей, данные действия приводят к завышению платы за горячее водоснабжение и влекут ущемление их интересов.

Представители МКП «Теплоснабжение г. Пензы» поясняли, что Предприятие применяет при расчете платы за горячую воду тарифы, установленные Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, что подтверждается счет-фактурами, в которых указан компонент на тепловую энергию и компонент на холодную воду, соответствующие приказу Управления об утверждении тарифов на горячую воду для МКП «Теплоснабжение г. Пензы». В связи с чем, по мнению представителей Предприятия, нарушений в части применения тарифов на горячее водоснабжение Предприятием не допущено.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

МКП «Теплоснабжение г. Пенза» в соответствии с Уставом (пункт 2.2) осуществляет деятельность по обеспечению энергоснабжения потребителей, подключенных к тепловым сетям предприятия, получению (покупке) тепловой энергии у производителей, производство горячей воды, деятельность по передаче тепловой энергии и горячей воды по тепловым сетям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественной монополии в том числе относятся услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Требования о необходимости включения в Реестр субъектов естественных монополий для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим Закон о защите конкуренции не содержит.

Основополагающим признаком субъекта естественной монополии исходя из положений Закона о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.

Довод МКП «Теплоснабжение г.Пензы» о том, что Предприятие не осуществляет деятельность в сфере естественной монополии, Комиссия не принимает в силу следующего.

МКП «Теплоснабжение г. Пензы» создано в соответствии с Постановлением Главы Администрации г. Пензы от 16.07.2007 N 805 «О создании муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» для осуществления деятельности по обеспечению энергоснабжения потребителей, подключенных к тепловым сетям предприятия, в соответствии с заключенными договорами. Деятельность МКП "Теплоснабжение г. Пензы" по передаче энергии регулируется тарифами на тепловую энергию, горячую воду.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12.05.2015 N 34 утверждена инвестиционная программа МКП «Теплоснабжение г. Пензы» по модернизации и реконструкции ЦТП и внутриквартальных сетей теплоснабжения на период 2016 - 2018 гг. (далее – Инвестиционная программа).

Из Формы N 2-ИП ТС Инвестиционной программы Предприятия следует, что на 2016 - 2018 годы запланирована реконструкция эксплуатируемых МКП «Теплоснабжение г.Пензы» тепловых сетей и трубопроводов ГВС от ЦТП до жилых домов.

Согласно актуализированной схеме теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 30.08.2016 №868 МКП «Теплоснабжение г. Пензы» является теплосетевой организацией, на балансе которой находятся квартальные тепловые сети Пензенских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и котельной «Арбеково». Данная теплосетевая организация источниками теплоснабжения не владеет.

Между ОАО «ТГК-6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») (Поставщик) и МКП «Теплоснабжение г.Пензы» (Покупатель) заключен Договор поставки от 30.11.2012 № 217 (далее – Договор поставки).

Согласно пункту 2.1 Договора поставки ПАО «Т Плюс» обязался поставлять МКП «Теплоснабжение г.Пензы» тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции в течение отопительного периода, а для нужд горячего водоснабжения в течение календарного года в точках поставки тепловой энергии, теплоносителя «Покупателя».

В силу заключенных между МКП «Теплоснабжение г.Пензы» и заявителями договоров энергоснабжения Предприятие обязалось подавать абонентам (ТСЖ, ЖСК, УК) через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель и горячую воду для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов.

Из представленных счетов-фактур за декабрь 2015 года и январь – февраль 2016 года следует, что поставленным МКП «Теплоснабжение г.Пензы» ресурсом является горячая вода в закрытой системе (компонент на холодную воду по прибору и компонент на тепловую энергию по прибору).

Центральные тепловые пункты и тепловые сети от них, к которым присоединены теплопотребляющие установки многоквартирных домов заявителей, принадлежат МКП «Теплоснабжение г. Пензы» на праве оперативного управления.

Учитывая, что МКП «Теплоснабжение г. Пензы» осуществляет передачу приобретенной тепловой энергии и поставку горячей воды (горячее водоснабжение) исполнителям коммунальных услуг, объекты которых непосредственно присоединены к сетям предприятия, его доля в границах пролегания тепловых сетей составляет 100 %.

Таким образом, МКП «Теплоснабжение г. Пензы» занимает доминирующее положение на рынках оказания услуг по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории Пензенской области в рамках границ присоединенных тепловых сетей и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18.12.2015 № 158 «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, подавляемую потребителям на территории Пензенской области на 2016-2018 гг.» установлены тарифы для МКП «Теплоснабжение г. Пензы» на горячую воду, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.02.2015 № 122 «Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» для МКП «Теплоснабжение г. Пензы» установлены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды:

,

 

где:

 - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

 - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение  и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Таким образом, формула 23 предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду.

Согласно пункту 27 Правил № 354 Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:

 

,

 

где:

 - объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется:

при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;

при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;

 - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение  и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Формула 12:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Исходя из вышеуказанных формул объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период определяется как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период (исходя из показаний прибора учета ГВС, либо при его отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и утвержденного для ресурсоснабжающей организации норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в рассматриваемом случае данный норматив утвержден приказом Управления по регулированию тарифов от 02.02.2015 № 122).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям должны определятся с учетом положений Правил № 354 (пункт 13 Правил № 354).

Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется исходя из показаний прибора учета такого коммунального ресурса.

В ходе рассмотрения дела установлено, что индивидуальные тепловые пункты в многоквартирных домах, обслуживаемых заявителями, не установлены.

В рассматриваемом случае поставляемым МКП «Теплоснабжение г. Пензы» коммунальным ресурсом является горячая вода.

Таким образом, при расчете платы за горячее водоснабжение могут быть использованы показания только прибора учета горячей воды.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не является самостоятельной коммунальной услугой, а представляет собой компонент, используемый для приготовления горячей воды.

Между МКП «Теплоснабжение г.Пензы» и заявителями заключены договоры на снабжение тепловой энергией, на основании которых ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения. Обслуживаемые исполнителями многоквартирные дома оснащены общедомовыми приборами учёта, которые позволяют определить потребленного (отпущенного) количества тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды.

При этом в рассмотренной Пензенским УФАС России ситуации исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, УК) получают от МКП «Теплоснабжение г.Пензы» не тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а приготовленный предприятием с использованием систем централизованного горячего водоснабжения г. Пензы коммунальный ресурс «горячая вода». Как было указано выше, индивидуальные тепловые пункты во внутридомовой инженерной системе заявителей отсутствуют. 

МКП «Теплоснабжение г. Пензы» в нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы для заявителей за горячее водоснабжение в декабре 2015 года и январе 2016 года норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению не использовало.

Довод МКП «Теплоснабжение г.Пензы» о том, что при определении стоимости ресурса Предприятие исходило из двухкомпонентного тарифа на горячую воду – компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказов Управления тарифов от 19.12.2014 № 147 и от 18.12.2015 № 160, Комиссией не принимается по следующим основаниям.

Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 (далее – Правила горячего водоснабжения), которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).

Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Основы ценообразования используют следующие понятия: «компонент на холодную воду» - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду; «компонент на тепловую энергию» - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Согласно пункту 10 Правил № 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

В соответствии с пунктом 24 Правил № 306 норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее – норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами № 354.

Указанная выше норма пункта 42 Правил № 354 носит императивный характер, Правила распространяются на всех участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг.

Из указанной нормы Правил № 354 следует, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой № 23 приложения № 2 исходя из показаний приборов учёта горячей воды с применением утвержденного норматива расхода тепловой энергии.

МКП «Теплоснабжение г.Пензы» указанный норматив не применяло при расчётах за декабрь 2015 года и январь 2016 года.

Довод ответчика о том, что порядок исчисления стоимости коммунальной услуги не учитывает стоимость горячего водоснабжения на общедомовые нужды, не может быть принят Комиссией, поскольку при расчётах за декабрь 2015 года и январь 2016 года с исполнителями коммунальных услуг Предприятие определяло плату исходя из показаний общедомовых приборов учёта, следовательно – за весь объём поставляемой горячей воды.

Не применив при образовании цены на коммунальный ресурс – горячую воду утвержденный уполномоченным органом норматив расхода тепловой энергии, МКП «Теплоснабжение г.Пензы» нарушило установленный порядок формирования цены.

В связи с изложенным, довод МКП «Теплоснабжение г.Пензы» о том, что неприменение норматива на подогрев при расчете платы за горячую воду само по себе не является нарушением порядка ценообразования Комиссией не принимается.

В ходе рассмотрения дела установлено, что неприменение норматива на подогрев при расчете платы за горячую воду привело к предъявлению заявителям – исполнителям коммунальных услуг необоснованной платы за горячую воду.

Согласно пункту 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 (далее – Требования № 253) размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее – платеж потребителя) определяется в следующем порядке: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере – в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354; при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме – в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Таким образом, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Действия МКП «Теплоснабжение г. Пензы» по нарушению установленного законодательством порядка ценообразования на горячее водоснабжение приводят к предъявлению исполнителям коммунальных услуг завышенной платы за горячее водоснабжение, в связи с чем влекут (могут повлечь) ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей – собственников помещений многоквартирных домов.

Информации о том, что МКП «Теплоснабжение г. Пензы» произвело перерасчет платы за поставленную в декабре 2015 года и январе 2016 года заявителям горячую воду с применением норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в ходе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях МКП «Теплоснабжение г. Пензы» усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МКП «Теплоснабжение г. Пензы» нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» (ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530, г. Пенза, ул. Некрасова, 34), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МКП «Теплоснабжение г. Пензы» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

Члены комиссии                                                                          

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны