Решение №2-03/02-2017 Решение по делу №2-03/02-2017 в отношении ООО "Горводоканал" от 31 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

18 мая 2017 г.

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

При участии со стороны заявителя ТСЖ «Московская 24»:

 (представитель по доверенности б/н от 10.01.2017г.),

со стороны ответчика ООО «Горводоканал»:

 (представитель по доверенности № 1 от 09.01.2017г.),

рассмотрев дело № 2-03/02-2017 по признакам нарушения ООО «Горводоканал» (г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, 440031) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступило заявление председателя ТСЖ «Московская 24» (ИНН 5836133404, ОГРН 1085836006431, г. Пенза, ул. Московская, 24, 440600) К<...> в отношении ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, 440031) по вопросу предъявления необоснованной платы за водоснабжение и водоотведение.

Приказом Пензенского УФАС России от 10.02.2017 № 54 в отношении ООО «Горводоканал» возбуждено дело по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предъявлении ТСЖ «Московская 24» необоснованной платы за питьевую воду и водоотведение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов ТСЖ «Московская 24» в сфере предпринимательской деятельности.

Определением Комиссии от 16.02.2017 рассмотрение дела назначено на 15 марта 2017 года.

На заседании Комиссии 15.03.2017г. представитель ТСЖ «Московская 24» пояснила, что ООО «Горводоканал» отозвало претензию 11 ноября 2016 года. Договор, предложенный ООО «Горводоканал» для заключения, по мнению Заявителя, ущемляет права ТСЖ «Московская 24». Представитель ТСЖ «Московская 24» указывает, что ООО «Горводоканал» является единственным хозяйствующим субъектом, который может осуществлять водоснабжение многоквартирного дома №24 по ул. Московская. Против заключения договора поставки холодной питьевой воды и отведения сточных вод с ООО «Горводоканал» Заявитель не возражает. В целях согласования условий данного договора в ТСЖ «Московская 24» в суд не обращалось. Со стороны ООО «Горводоканал» в адрес ТСЖ «Московская 24» угроз об отключении воды не поступало, санкций не применялось.

Представитель ООО «Горводоканал» пояснила, что условия договора носят общий для всех контрагентов характер. Считает, что спор относительно условий договора является гражданско-правовым и может быть разрешен в суде. Уведомлений с угрозами отключения, ограничения подачи воды ООО «Горводоканал» не направляло. Для ООО «Горводоканал» заключение публичного договора является обязательным. Условия договора ООО «Горводоканал» не противоречат действующему законодательству. ООО «Горводоканал» не отрицает факт направления претензий в адрес Заявителя. Ответчик признает, что претензии, которые были направлены в адрес ТСЖ «Московская 24» являются ошибочными, и были отозваны.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов Определением от 15.03.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 12 апреля 2017 года.

На заседании Комиссии 12 апреля 2017 года изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела отложено и назначено на 18 мая 2017 года.

Возражения на Заключение об обстоятельствах дела от участников дела о нарушении антимонопольного законодательства не поступили.

На заседании Комиссии 18 мая 2017 года изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Решение по делу и огласила резолютивную часть.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

Управление многоквартирным домом №24 по ул. Московская в г. Пензе осуществляет ТСЖ «Московская 24». Поставку холодной питьевой воды и отведение сточных бытовых вод для целей оказания коммунальных услуг в указанный дом осуществляет ООО «Горводоканал». Договор поставки холодной питьевой воды и отведения сточных бытовых вод между данными лицами заключен не был. Счета за вышеуказанные услуги до мая 2016 года выставлялись напрямую потребителям.

В апреле 2016 года ООО «Горводоканал» направило в адрес ТСЖ «Московская 24» договор № 5111 поставки холодной питьевой воды и отведения сточных бытовых вод для целей оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее – Договор).

Письмом от 18.08.2016 ТСЖ «Московская 24» направило в ООО «Горводоканал» протокол разногласий к Договору, а также копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 17.08.2016, содержащего решение о внесении собственниками помещений многоквартирного дома оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно в ООО «Горводоканал» (далее - Протокол).

Письмом от 27.09.2016 ООО «Горводоканал» направило в адрес ТСЖ «Московская 24» протокол согласования разногласий к Договору. Данное письмо согласно уведомлению о вручении почтового отправления получено ТСЖ «Московская 24» 01.10.2016.

ООО «Горводоканал» в пояснениях сообщило, что с августа 2016 года квитанции на оплату услуг выставляются собственникам помещений многоквартирного дома.

Также ООО «Горводоканал» указало, что поступающая от собственников помещений оплата засчитывается в счет оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения ТСЖ «Московская 24».

В соответствии со статьей 10 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (Далее - Правила №124) ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В соответствии со статьей 13  Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (Далее – Правила №354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 15 Правил № 124 договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

В силу пункта 11 Правил № 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названными Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ТСЖ «Московская 24» и ООО «Горводоканал» не пришли к согласию по условиям договора поставки холодной питьевой воды и отведения сточных бытовых вод. Вместе с тем доказательства того, что ООО «Горводоканал» настаивал на принятии предложенных им условий договора с использованием своего доминирующего положения (в частности, под угрозой отказа от предоставления услуг, прекращения водоснабжения и т.п.) не установлены.

Письмами от 17.06.2016, от 21.07.2016 ООО «Горводоканал» направило в адрес ТСЖ «Московская 24» счета за питьевую воду и водоотведение за май (3 556,21 рублей) и июнь (3591,42 рублей) 2016 года.

ТСЖ «Московская 24» письмом от 11.08.2016 вернуло указанные счета в ООО «Горводоканал» как ошибочно направленные.

27.09.2016 ООО «Горводоканал» направило в ТСЖ «Московская 24» счета за пользование питьевой водой и прием сточных вод за июль, август 2016 года на сумму 7949,69 рублей.

По информации ТСЖ «Московская 24» в августе 2016 года собственникам помещений многоквартирного дома от ООО «Горводоканал» поступили квитанции на оплату услуг за период с мая по август 2016 года.

17.10.2016 ООО «Горводоканал» направило ТСЖ «Московская 24» претензию с требованием об оплате задолженности по договору № 5111 в размере 15 097,51 рублей за период с мая по август 2016 года.

11.11.2016 ООО «Горводоканал» направило ТСЖ «Московская 24» претензию с требованием об оплате задолженности по договору № 5111 в размере 19 072,45 рублей за период с мая по сентябрь 2016 года.

Вместе с тем из представленных документов следует, что в указанный период часть денежных средств вносилась собственниками помещений в ООО «Горводоканал».

Согласно статье 64 Правил №354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В представленных в Пензенское УФАС России пояснениях ООО «Горводоканал» указало, что Протокол с решением об осуществлении собственниками помещений оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения непосредственно в ООО «Горводоканал» принят ресурсоснабжающей организацией к исполнению.

При таких обстоятельствах основания для предъявления ТСЖ «Московская 24» платы за пользование питьевой водой и прием сточных вод за май, июнь, июль, август, сентябрь 2016 года и выставление квитанций собственникам помещений за тот же период у ООО «Горводоканал» отсутствовали.

Письмом от 06.03.2017 года №09-1880 ООО «Горводоканал» отозвало претензию от 11.11.2016 года как ошибочно направленную.

ООО «Горводоканал» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению установлено, что ООО «Горводоканал» занимает доминирующее положение на данном рынке в границах присоединенных сетей на территории г. Пензы и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Приказом ФСТ России от 06.07.2015 N 1359-э ООО «Горводоканал» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным N 58.В.32.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18.12.2015 №153 "О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.12.2014 N 145" установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение, техническую воду для потребителей ООО «Горводоканал».

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из вышесказанного, ООО «Горводоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Пензенской области в рамках границ присоединенных водопроводных сетей и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Таким образом, действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в предъявлении ТСЖ «Московская 24» необоснованной платы за питьевую воду и прием сточных вод за май, июнь, июль, август 2016 года, могут повлечь ущемление интересов ТСЖ «Московская 24».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Предъявление платы за поставленную воду одновременно ТСЖ «Московская 24» и собственникам помещений в многоквартирном доме является необоснованным. Однако, исходя из норм главы 13 ЖК РФ ни товарищество собственников жилья, ни члены ТСЖ «Московская 24» не являются субъектами предпринимательской деятельности, что исключает наличие в действиях ООО «Горводоканал» злоупотребления доминирующим положением по смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении ООО «Горводоканал» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Горводоканал».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны