Решение б/н Решение по делу № 2-03/03-2013 в отношении ИП П<…>. от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14 марта 2013 г.                                                                                            г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «14»    марта  2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: <…> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

-<…> - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

- <…>– ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

-  <…> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело 2-03/03-2013 по признакам нарушения ИП <…> (ул. <…>, д. <…>, с. <…>, Пензенская область) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии в заседании:

со стороны  ИП П<…> -  <…> – представитель по доверенности от 28.02.2013;

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступили документы от ЗАО «Региональный орган по сертификации и тестированию» (проспект Нахимовский, д. 31, г. Москва) (далее - ЗАО «Ростест-Москва») в отношении Индивидуального предпринимателя П<…> (ул. <…>, д. <…>, с. <…>, Пензенская область, ИНН 561600328397) (далее – ИП П<…>.), свидетельствующие о производстве данным хозяйствующим субъектом пищевого продукта - сметаны «Аленушка» м.д.ж. 15%, имеющего признаки фальсификации показателей продукции, а именно: выявление в составе продукции жиров немолочного происхождения, что не соответствует ГОСТ Р 52092-2003 «Сметана. Технические условия».

Приказом Пензенского УФАС России от 11.02.2013 № 18 в отношении ИП П<…> было возбуждено дело № 2-03/03-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества товара при реализации пищевого продукта под наименованием «сметана».

В письменном объяснении ИП П<…> от  25.02.2013  б/н указано, что изготовление продукта «сметана», не соответствующего требованиям нормативно-правовых документов, возможно только в результате нарушения технологического процесса недобросовестными работниками, совершенного в отсутствие лица, ответственного за качество выпускаемой продукции. На заседании Комиссии представитель ИП П<…> пояснил, что на предприятии приняты меры для предотвращения подобных случаев и усиления контроля качества выпускаемой продукции.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ИП <…> зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС № 6 по Пензенской области <…> за государственным регистрационным номером (ОГРНИП) <…>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является производство молочных продуктов (ОКВЭД 15.5), в том числе сметаны.

Производство пищевых продуктов, выпускаемых ИП П<…>., осуществляется по адресу: <…>.

ИП П<…> производит пищевой продукт «сметана «Аленушка» м.д.ж. 15%, а также вводит его в гражданский оборот на территории Пензенской области, что подтверждается представленными в дело товарными накладными. Основными оптовыми покупателями данной продукции являются  ООО «Кузнечный молочник» (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Орджоникидзе, 92), и Индивидуальный предприниматель Б<…> (Пензенская область, <…>).  Деятельность по производству и реализации сметаны на территории Пензенской области осуществляет ряд других хозяйствующих субъектов. К наиболее крупным из них относятся: ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г.Пенза, ул. Курская, 70), ЗАО «Пищекомбинат» (г. Заречный, Пензенская область) и другие. Кроме того, на данном рынке в г. Пензе представлена продукция производителей из других регионов Российской Федерации – Республики Мордовия, Саратовской, Рязанской, Самарской, Московской областей и др.

ИП П<…> и вышеназванные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, являются конкурентами.

Согласно протоколу испытаний от 25.09.2012 № 27111 Испытательного центра продуктов питания и продовольственного сырья «Ростест-Москва», представленный на испытание образец сметаны «Аленушка» (изготовитель – ИП «П<…>», упаковка -пластиковая упаковка, масса нетто – 450 г., дата выработки -13.09.2012, срок годности – 14 суток, ТУ 9222-355-00419785-04) не соответствует требованиям пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88 – ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент на молочную продукцию) по наличию в ее составе жиров немолочного происхождения.

Согласно информации ЗАО «Ростест-Москва» представленные образцы проб сметаны «Аленушка» при приемке на лабораторные испытания были осмотрены и приняты сотрудником группы приемки данной организации, о чем свидетельствует подпись в сопроводительной документации (заявке на проведение испытаний № 1925). При этом указано, что целостность потребительской упаковки образца продукции сметаны «Аленушка», поступившего на лабораторные испытания, не нарушена.

В соответствии с указанными на упаковке продукта сметана «Аленушка» ТУ 9222-355-00419785-04, данный продукт изготавливается путем сквашивания сливок чистыми культурами лактококков без добавления немолочных компонентов.

Пунктом 3.7 ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.04.2001 N 191-ст) определено, что требования, устанавливаемые в ТУ на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.

Согласно п.5.7.1 ГОСТ Р 52092 – 2003 «Сметана. Технические условия» в качестве сырья для изготовления сметаны должны применяться молоко коровье, молоко сухое, сливки, масло коровье, закваски.

Упаковка реализуемого ИП П<…>пищевого продукта (полистероловый стакан) и его этикетка содержат информацию с указанием слов «сметана», ТУ 9222-355-00419785-04, состав: сливки, закваска.

Таким образом, изготовленный и реализованный ИП П<…>образец пищевого продукта с датой выработки от 13.09.2012, именуемый сметана «Аленушка», не соответствуют требованиям Технического регламента на молочную продукцию, ГОСТ Р 52092-2003 «Сметана. Технические условия», ТУ 9222-355-00419785-04 «Сметана», в  связи с чем, сметаной не является.

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями признаются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) регламентирует, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Из материалов дела установлено, что производство пищевого продукта под названием «Сметана «Аленушка» м.д.ж. 15%, а также введение его в товарный оборот  осуществляются на территории Пензенской области, с. Вадинск.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 51074 – 2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 51074 – 2003) изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно пункту 3.5.2 указанной нормы, когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.

Являясь изготовителем пищевого продукта, реализуемого под названием «сметана», ИП П<…> обязан был в силу вышеуказанных норм законодательства предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о данном пищевом продукте.

Согласно п.36 статьи 4 Технического регламента на молочную продукцию сметана - кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков, и массовая доля жира в котором составляет не менее, чем 9 процентов.

В соответствии с частью 18 статьи 36 Технического регламента понятия, установленные статьей 4 данного закона, не должны применяться в ассортиментных знаках и других дополнительных наименованиях молока и продуктов его переработки в случаях, если такие продукты не соответствуют идентификационным показателям, установленным Федеральным законом.

Таким образом, рассматриваемые действия ИП П<…> противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Указывая на потребительской упаковке пищевого продукта, не соответствующую действительности  информацию, а именно: указание на этикетке продукта названия «сметана», ТУ 9222-355-00419785-04, состав: сливки, закваска, ИП П<…>вводит потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества данного продукта, и нарушает тем самым действующее санитарное законодательство, законодательство в сфере производства, реализации пищевых продуктов, Закон о защите прав потребителей.

Согласно сложившимся обычаям делового оборота и практике поведения в предпринимательской деятельности, каждый производитель обеспечивает доведение до потребителя достоверной информации о составе и качестве своей продукции, что позволяет данной продукции выйти на рынок, стать конкурентоспособной и соответствовать требованиям законодательства. В соответствии с требования добропорядочности, разумности и справедливости неправомерно использовать понятия в фирменных наименованиях изготовителей, на этикетках продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

ИП П<…>., указав на этикетке продукта, не являющегося по жирно – кислотному составу натуральным молочным продуктом, название «сметана», нарушает тем самым обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

При выборе такого пищевого продукта как «сметана», потребители склонны ориентироваться на наименование товара, его состав, процент жирности. Указанная производителем на потребительской упаковке продукта информация не соответствует действительности и указанным критериям выбора со стороны потребителей. При этом цена реализации продукции, выпускаемой ИП П<…>, на 5%-10% ниже цены реализации аналогичного вида продукции, производимой иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, осуществляющими деятельность на территории Пензенской области.

ИП П<…>., указывая на этикетке неправдивую информацию о соответствии производимого им продукта требованиям действующего законодательства, при более низкой цене данного продукта отвлекает потенциальных и реальных покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательства и дезинформирует участников гражданского оборота о реальном положении на рынке, вводя их в заблуждение. При этом, ИП П<…> получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами – конкурентами за счет возможности увеличения продаж, не вкладывая при этом средств в улучшение качества товара и в его соответствие действующему законодательству.

Указанные действия ИП П<…> могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке молочной продукции путем оттока потребителей от продукта «сметана», реализуемого иными хозяйствующими субъектами. В связи с чем, конкуренты ИП П<…> лишаются возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного продукта - сметаны)  реализовывать свою продукцию,  что не может не отразиться на размере их прибыли. 

Таким образом, действия ИП П<…> по введению в заблуждение потребителей продукции, а также участников рынка в отношении потребительских свойств, качества сметаны «Аленушка» м.д.ж 15%, посредством указания данного наименования на потребительской упаковке и при реализации пищевого продукта по более низкой цене, способны причинить убытки конкурентам – продавцам молочной продукции, либо нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах, в частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ИП П<…> всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ИП П<…>., направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, в результате введения в заблуждение участников рынка в отношении качества и потребительских свойств пищевого продукта, реализуемого под наименованием «сметана «Аленушка», м.д.ж.15%, как недобросовестная конкуренция и  нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП П<…>., выразившиеся во введении в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта, реализуемого под наименованием «сметана «Аленушка» м.д.ж. 15%, недобросовестной конкуренцией и нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ИП П<…>предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта, реализуемого под наименованием «сметана», и о прекращении реализации продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны