Решение № № 2-03/03-2016 Решение по делу № 2-03/03-2016 от 8 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

 

г. Пенза

 

         Резолютивная часть решения объявлена «01» июня 2016 года.

         В полном объеме решение изготовлено  «03» июня 2016 года.

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

при участии:

- Индивидуального предпринимателя <…>;

- со стороны ОАО «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов»  представителя по доверенности <…>;

 

рассмотрев дело № 2-03/03-2016 по признакам нарушения ОАО «НИИЭМП» и ИП <…> требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступила информация из УФСБ России по Пензенской области для рассмотрения действий ОАО «НИИЭМП» на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанных материалов Приказом Пензенского УФАС России от  24 марта 2016 года № 43 возбуждено дело № 2-03/03-2016 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (<…>) и Индивидуальным предпринимателем <…> требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции, направленного на заключение между указанными лицами договоров на проведение работ по ремонту объектов Общества без проведения конкурсных процедур.

Определением от 25.03.2016 дело № 2-03/03-2016 назначено к рассмотрению на 12.04.2016.

На заседании Комиссии Представитель ОАО «НИИЭМП» пояснил, что работы по ремонту помещений Общества проводились в несколько этапов, что было обусловлено ограниченным наличием денежных средств и возникшими аварийными ситуациями в ремонтируемых помещениях. Договоры заключались отдельно по видам работ и по помещениям. Предварительно сотрудниками Общество составлялись сметы на виды и объемы работ согласно имеющимся в распоряжении средствам. В результате того, что по каждым видам работ сметная стоимость складывалась в размере менее 100 000 рублей, конкурсные процедуры не проводились. В качестве исполнителя по данным договорам был выбран ИП <…>, поскольку ранее данным предпринимателем уже выполнялись качественно подобные работы для нужд ОАО «НИИЭМП».

ИП <…> пояснил, что сметы по проведению ремонтных работ в помещениях ОАО «НИИЭМП» составлялись Предпринимателем совместно с представителями Общества до заключения договоров. Также совместно осуществлялась закупка основных материалов на ремонт. Для проведения работ по ремонту помещений ОАО «НИИЭМП» Предприниматель дополнительно привлекал специализированный персонал, ввиду отсутствия в штате указанной рабочей силы.

Представитель ОАО «НИИЭМП» указал, что в соответствии с приказом от 31.07.2012 № 109 организация и осуществление закупочной деятельности на предприятии осуществлялась заместителем генерального директора по экономике и финансам М<…>.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 2-03/03-2016 было отложено, о чем вынесено Определение об отложении от 12.04.2016г. и назначена дата заседания Комиссии 05.05.2016г.

На заседании Комиссии 05.05.2016 ИП <…>  и представитель ОАО «НИИЭМП» поддержали ранее изложенную позицию.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, о чем вынесено Определение об отложении от 05.05.2016г. и назначена дата заседания Комиссии 01.06.2016г.

Возражений на Заключение об обстоятельствах дела от ответчиков не поступали.

На заседании Комиссии 01.06.2016 представитель ОАО «НИИЭМП» заявил ходатайство о привлечении к рассматриваемому делу М<…>, занимающую на момент совершения рассматриваемых действий должность заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «НИИЭМП» и осуществляющую закупочную деятельность на предприятии, для дачи объяснений по существу рассматриваемого дела.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение отказать в его удовлетворении по следующим основаниям.

Рассматриваемые договоры на выполнение работ по ремонту помещений были подписаны генеральным директором ОАО «НИИЭМП», являющимся единоличным исполнительным органом, действующим от имени юридического лица.

То обстоятельство, что М<…> является родственником М<…> подтверждает фактическую возможность достижения взаимной договоренности между ОАО «НИИЭМП» и Предпринимателем о заключении указанных договоров без проведения конкурсных процедур с целью исключения конкурентной борьбы.

Ответственность юридического лица за действия своих работников закреплена в статье 1068 ГК РФ.

Кроме того, вопрос о степени вины должностного лица не решается в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Также, Комиссия Пензенского УФАС России при подготовки Заключения об обстоятельствах дела пришла к выводу о достаточности доказательств для принятия решения по рассматриваемому делу. Представитель ОАО «НИИЭМП» не обосновал необходимость привлечения М<…>, а именно влияние ее пояснений на позицию ОАО «НИИЭМП» и на принятие решение Комиссией Пензенского УФАС России.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) ОАО «НИИЭМП» относится к хозяйствующим субъектам, закупка товаров, работ и услуг которого регулируется данным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках решением Совета директоров Общества (протокол от 29.03.2012 № 3) утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «НИИЭМП» (далее – Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Заказчика и содержащее требования к закупке.

Пунктом 10 части 1 статьи 27 Положения о закупках предусмотрено, что закупка продукции у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется Заказчиком в случае, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 000 рублей.

По результатам анализа представленных по запросу антимонопольного органа документов установлено, что между Обществом и ИП М<…> заключены договоры на проведение в 2013 году капитального ремонта объектов ОАО «НИИЭМП».

  1. Ремонт туалетов в корпусе № 3 (3 этаж) на общую сумму 403 980,17 рублей проведен по следующим договорам:

- договор на выполнение капитального ремонта мужского туалета от 06.06.2013 № 43 на сумму 82 166,61 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по ремонту пола: покрытие поверхности грунтовкой (включая стоимость материала), устройство стяжек (включая стоимость материала), устройство покрытий из керамогранита; по ремонту стен: устройство стен из гипсокартона (включая стоимость материала), устройство стен из гипсокартона короба (включая стоимость материала), облицовка стен плитками, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах (включая стоимость материала); по ремонту потолка; по ремонту электрики (включая стоимость материала), по демонтажу покрытий полов, стен сантехники, по очистке помещений от строительного мусора (включая погрузку и вывоз). Акт выполненных работ составлен 06.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 13.06.2013 п/п № 002208 и 14.08.2013 п/п № 003164.;

- договор на выполнение капитального ремонта женского туалета от 06.06.2013 № 44 на сумму 94 047,84 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по ремонту пола: покрытие поверхности грунтовкой (включая стоимость материала), устройство стяжек (включая стоимость материала), устройство покрытий из керамогранита; по ремонту стен: устройство стен из гипсокартона (включая стоимость материала), устройство стен из гипсокартона короба (включая стоимость материала), облицовка стен плитками, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах (включая стоимость материала); по ремонту потолка; по ремонту электрики (включая стоимость материала), по демонтажу покрытий полов, стен сантехники, по очистке помещений от строительного мусора (включая погрузку и вывоз). Акт выполненных работ составлен 06.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 07.06.2013 п/п № 002116 и 14.08.2013 п/п № 003165;

- договор на выполнение капитального ремонта водопровода, канализации, замены окон туалетов от 06.06.2013 № 45 на сумму 79 245,72 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по ремонту водопровода (включая стоимость материала), канализации (включая стоимость материала), установке сантехники, установке оконных блоков в мужском и женском туалетах. Акт выполненных работ составлен 06.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 07.06.2013 п/п № 002117 и 13.08.2013 п/п № 003140;

- договор на выполнение работ по ремонту стояков в туалетах от 26.06.2013 № 55 на сумму 74 259 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по замене стояков системы водопровода и канализации, включая работы по демонтажу в мужском и женском туалетах. Акт выполненных работ составлен 06.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 15.07.2013 п/п № 002671 и 13.08.2013 п/п № 003139;

- договор на выполнение работ по установке кабин в туалетах от 27.08.2013 № 76 на сумму 74 261 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить монтажные работы установке кабин в мужском и женском туалетах. Акт выполненных работ составлен 19.09.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 02.09.2013 п/п № 26.09.2013 п/п № 003778.

2. Ремонт туалета в корпусе № 2 (1 этаж) на общую сумму 318 029 руб.:

- договор на выполнение работ по разборке покрытий и выравниванию стен туалета от 17.06.2013 № 48 на сумму 59 785 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить работы по ремонту стен, включая разборку покрытий стен, сплошное выравнивание штукатурки, устройство стен из гипсокартона короба. Акт выполненных работ составлен 19.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 25.06.2013 п/п № 002389 и 05.09.2013 п/п № 003474;

- договор на выполнение работ по замене электрики, водных и канализационных труб, демонтаж и монтаж сантехники  туалета от 17.06.2013 № 49 на сумму 76 518 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по ремонту электрики (включая стоимость материала), по прокладке трубопроводов системы водоснабжения и канализации (включая стоимость материала), монтажу сантехники, демонтажу покрытий полов, дверных коробок и сантехники, по очистке помещений от строительного мусора (включая погрузку и вывоз). Акт выполненных работ составлен 26.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 25.06.2013 п/п № 002390 и 05.09.2013 п/п № 003476;

- договор на выполнение работ по ремонту пола, потолка, замены окон туалета от 20.06.2013 № 50 на сумму 77 542 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по ремонту пола: покрытие поверхности грунтовкой (включая стоимость материала), устройство стяжек (включая стоимость материала), устройство стяжек, устройство покрытий из керамогранита (включая стоимость материала); установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах (включая стоимость материала); по ремонту потолка; по замене оконных блоков). Акт выполненных работ составлен 19.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 25.06.2013 п/п № 002388 и 05.09.2013 п/п № 003477;

- договор на выполнение работ по облицовке стен туалета от 20.06.2013 № 51 на сумму 65 226 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по облицовке стен туалета. Акт выполненных работ составлен 19.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 15.07.2013 п/п № 002672 и 05.09.2013 п/п № 003475;

- договор на выполнение работ по ремонту стояков в туалете от 26.06.2013 № 55/1 на сумму 38 958 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по замене стояков системы водопровода и канализации, включая работы по демонтажу. Акт выполненных работ составлен 19.08.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 04.09.2013 п/п № 003446.

3. Ремонт коридора 1 этажа в корпусе № 2 на общую сумму 280 073 руб.:

- договор на выполнение работ по ремонту левой стороны коридора от 14.08.2013 № 73 на сумму 98 343 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по очистке выравниванию и окраске стен. Акт выполненных работ составлен 17.09.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 21.08.2013 п/п № 003270 и 26.09.2013 № 003776;

- договор на выполнение работ по ремонту правой половины коридора от 07.10.2013 № 87 на сумму 84 990 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по выравниванию и окраске стен и известковой окраске потолка. Акт выполненных работ составлен 21.10.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 22.10.2013 п/п № 004171;

- договор на выполнение работ по ремонту правой половины коридора от 07.10.2013 № 88 на сумму 96 740 руб. Согласно локальному сметному расчету в рамках данного договора необходимо было осуществить  работы по окраске стен. Акт выполненных работ составлен 21.10.2016, оплата по данному договору произведена ОАО «НИИЭМП» 22.10.2013 п/п № 004170.

В результате разделения работ по ремонту указанных объектов и заключения по ним отдельных договоров, сумма которых не превышает 100 000 рублей, ОАО «НИИЭМП» не проводило конкурсные процедуры и самостоятельно определила исполнителя по всем договорам в лице ИП <…>

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2017) деятельность по капитальному ремонту помещений может быть идентифицирована в разделе F «Строительство», подразделе FA «Строительство».

Класс 45 «Строительство».

Эта группировка включает:

 - новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.

 Подкласс 45.3      Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений

 45.31    Производство электромонтажных работ.

 Эта группировка включает:

 - монтаж в зданиях и других строительных объектах: электропроводов, электроарматуры и электроприборов;  систем электросвязи;  систем электрического отопления; радио- и телевизионных антенн; систем пожарной сигнализации; систем противовзломной (охранной) сигнализации; лифтов и эскалаторов; молниеотводов и т.п.

  45.33    Производство санитарно-технических работ.

 Эта группировка включает:

 - монтаж в зданиях и других строительных объектах: водопроводных систем (холодного и горячего водоснабжения, пожаротушения), канализационных систем и санитарно-технического оборудования; газовых систем и оборудования, включая системы подачи различных газов и газовых смесей (например кислорода в больницах);  отопительных, вентиляционных, холодильных систем и оборудования, систем кондиционирования воздуха;  автоматических систем пожаротушения.

 Эта группировка также включает:

 - установку и техническое обслуживание устройств управления системами центрального отопления

 - подсоединение к районным системам центрального отопления

 - ремонт и техническое обслуживание домовых отопительных котлов малой теплопроизводительности и бойлеров

Подкласс 45.4      Производство отделочных работ.

 45.41    Производство штукатурных работ.

 Эта группировка включает:

 - производство внешних и внутренних штукатурных работ в зданиях и других строительных объектах, включая установку штукатурных сеток;

 - устройство сухой штукатурки с применением гипсовых и других облицовочных листов;

45.43    Устройство покрытий полов и облицовка стен.

 Эта группировка включает:

 - облицовку внутренних и наружных стен зданий и сооружений, полов, участков, прилегающих к зданиям и сооружениям (дорожек, внутренних двориков и т.п.), керамическими, бетонными и каменными плитами и плитками;

 - устройство паркетных и других деревянных покрытий полов;

 - настил ковровых покрытий, линолеума, покрытий из резины и пластмассы;

 - облицовку полов и стен тераццо, мрамором, гранитом и т.п.;

 - оклеивание стен обоями;

45.44    Производство малярных и стекольных работ.

 45.44.1 Производство стекольных работ.

 Эта группировка включает:

 - установку стекол, включая зеркальные и т.п.

  45.44.2 Производство малярных работ

 Эта группировка включает:

 - окрашивание зданий внутри и снаружи и производство прочих аналогичных работ (нанесение декоративных покрытий, лаков и т.п.);

 - окрашивание кровельных покрытий;

 - окрашивание инженерных сооружений;

 - окрашивание ограждений, решеток и т.п.

  45.45    Производство прочих отделочных и завершающих работ.

 Эта группировка включает:

 - установку частных плавательных бассейнов;

 - пароструйную, пескоструйную и прочую очистку фасадов зданий;

 - производство прочих отделочных и завершающих работ, не включенных в другие группировки, например установка декоративных металлических изделий (панелей, сеток, решеток, в том числе на радиаторы).

Таким образом, предварительно продуктовые границы определены как деятельность по производству отделочных работ и монтажу инженерного оборудования.

 Классификация по ОКДП [4540200] - [4540301] Отделочные работы.

С учетом предметов заключенных договоров и указанных классификаторов, определены продуктовые границы рынка, как деятельность по капитальному ремонту помещений.

Услугу по капитальному ремонту помещений ОАО «НИИЭМП» может получить только по месту нахождения указанного объекта. Объект размещен на территории г. Пензы.

Учитывая указанную специфику географические границы услуги по капитальному ремонту помещений ОАО «НИИЭМП» следует считать в границах г. Пензы.

Участниками рынка – продавцами работ являются  хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы  по капитальному ремонту помещений, в том числе и организации, местом нахождения которых являются иные, помимо Пензенской области, субъекты Российской Федерации.    

В рамках проводимого анализа органом ведения статистического регистра хозяйствующих субъектов (Пензастат) представлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность (зарегистрированных) на территории Пензенской области, в том числе и на территории г. Пензы.

С учетом проведенного анализа установлено, что рынок по оказанию услуг по проведению капитального ремонта помещений ОАО «НИИЭМП» является конкурентным.

На заседании Комиссии 12.04.2016 представитель ОАО «НИИЭМП» пояснил, что работы по ремонту помещений Общества проводились в несколько этапов. Предварительно сотрудниками Общество составлялись сметы на виды и объемы работ согласно имеющимся в распоряжении средствам.

ИП М<…> указал, что сметы на проведение ремонтных работ в помещениях ОАО «НИИЭМП» составлялись Предпринимателем совместно с представителями Общества до заключения договоров. Также совместно осуществлялась закупка основных материалов на ремонт.

Данные фактические обстоятельства указывают на предварительную договоренность Заказчика и Исполнителя по заключению указанных договоров без проведения открытых конкурсных процедур и согласования по ним стоимости.

Согласно представленного ИП <…> (письмо от 11.04.2016 вх. № 1111) реестра договоров за период 2013-2016 года установлено, что работы по капитальному ремонту помещений Предприниматель оказывал только ОАО «НИИЭМП». Сторонним организациям ИП <…> оказывал услуги по установке натяжного потолка.

Кроме того, на заседании Комиссии 12.04.2016 ИП <…> указал, что в целях исполнения договоров по ремонту помещений ОАО «НИИЭМП» Предприниматель дополнительно привлекал специализированный персонал, ввиду отсутствия в штате указанной рабочей силы.

Таким образом, указанные фактические обстоятельства подтверждают заинтересованность ИП <…> в заключении договоров на проведение капитального ремонта помещений ОАО «НИИЭМП» без проведения конкурсных процедур, а именно получение прибыли, а также отсутствие необходимости в резервировании собственных средств для участия в конкурсных процедурах, подготовки необходимого пакета документов без гарантии на победу в конкурсе. 

Также материальную заинтересованность ИП <…> подтверждает следующее обстоятельство.

В рамках рассмотрения настоящего дела Пензенским УФАС России направлен запрос в адрес Государственного автономного учреждения «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области» (далее - ГАУ «РЦЭЦС») для подготовки заключения относительно обоснованности локальных сметных расчетов по договорам, заключенным ОАО «НИИЭМП» с ИП <…> по капитальному ремонту помещений.

В письме от 05.05.2016 вх. № 1481 ГАУ «РЦЭЦС», проанализировав полученные локальные сметные расчеты, составленные ОАО «НИИЭМП» с ИП <…>, пришло к следующему заключению:

- сметная документация (локальные сметы) составлены с отклонением от МДС 81-35.2004 (Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации).

- по территориальным единичным расценкам не приняты понижающие коэффициенты согласно МДС 81-33.2004 приложение № 4 примечание п. 1 К=0,8, МДС 81-25.2001 приложение № 3 п. 1 К=0,9.

- не обоснованно применены индексы изменения сметной стоимости, которые согласно письма Министерства Регионального развития Российской Федерации № 9912-СД/10 от 07.06.2013 для взаиморасчетов за выполненные работы не предназначены.

Согласно пункту 4 Приказа Департамента градостроительства Пензенской области от 03.08.2010 № 258/ОД «О введении в действие территориально-нормативной базы ТЕР_2001 по Пензенской области в редакции 2010 года» пересчет сметной стоимости строительства объектов в текущий уровень цен выполнять по индивидуальным расчетам индекса, рассчитанным ГУ «Региональный центр ценообразования в строительстве по Пензенской области».

Руководство ОАО «НИИЭМП» и ИП <…> за расчетом индекса изменения сметной стоимости СМР в ГАУ «РЦЭЦС» по объекту «ремонт здания ОАО «НИИЭМП», расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Каракозова, 44, не обращались.

В рамках проведенного анализа, ГАУ «РЦЭЦС» выполнило корректировку представленной сметной документации в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.

В результате внесения изменений в локальные сметные расчеты  и расчета индекса изменения стоимости СМР без НДС ГАУ «РЦЭЦС» рекомендует принять стоимость СМР в размере 730 766 рублей, вместо 1 002 081,87 рубля в представленной сметной документации, составленной ОАО «НИИЭМП» с ИП <…>, т.е. стоимость работ завышена на 271 315,87 рублей.

Таким образом, в результате устранения конкурентной борьбы и согласования стоимости указанных работ с завышением на 271 315, 87 рублей ИП <…> смог получить дополнительную прибыль.

Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела проанализирован официальный сайт закупок по адресу www.zakupki.gov.ru. на предмет проведения конкурсных процедур по Пензенской области по отбору исполнителей на оказание услуг соответствующих предметам договоров, заключенных между ОАО «НИИЭМП» и ИП <…>.

В ходе проведенного мониторинга установлены, что по таким работам, как «выравнивание стен», «разборка покрытий», «установка кабин туалета», «ремонт стояков туалета», «ремонт половины коридоры» конкурсные процедуры не проводились. Данные работы, как правило, объединены в один предмет торгов «капитальный ремонт помещения».

Пензенским УФАС России направлен запрос в адрес ООО «Центр независимой экспертизы», осуществляющей деятельность на рынке оказания услуг по независимой экспертизе, оценке недвижимости, оценке ущерба, оценке земельных участков и пр., с целью получения независимого мнения относительно экономической и технологической обоснованности разделения работ по ремонту объектов ОАО «НИИЭМП».

В письме от 29.04.2016 вх. № 864э ООО «Центр независимой экспертизы» указало, что выполнение внутренних отделочных работ, а также ремонт стояков, электрики и инженерных труб по своему технологическому назначению и последовательности относятся к одному сегменту работ, которые являются строительными работами.

Проводимые ОАО «НИИЭМП» работы являются совокупностью строительных работ, выполняемых в определенной технологической последовательности и в одном сегменте строительных работ, поэтому разделение данных видов работ и заключения по ним отдельных договоров не имеет технологической обоснованности. Кроме того, разделение данных видов работ может привести к нарушению технологического процесса выполнения строительных работ и соответственно ухудшению их качества.

Указанные обстоятельства исключают необходимость разделения работ по объектам ОАО «НИИЭМП» и заключения по ним отдельных договоров.

Указанное опровергает доводы Ответчиков о технологической необходимости разделения данных работ.

Довод ОАО «НИИЭМП» о необходимости разделения работ и заключения по ним отдельных договоров в связи с отсутствием полной суммы денежных средств на его выполнение опровергается материалами дела.

Во-первых, предварительная оплата по всем договорам, то есть на момент их заключения, осуществлялась не в полном объеме. Остальная часть денежных средств была перечислена исполнителю после подписания актов выполненных работ. Таким образом, у Заказчика отсутствовала необходимость заключения договоров только при полном наличии всей стоимости планируемых работ.

Во-вторых, большая часть договоров по каждому из объектов была заключена в один день, либо с незначительной разницей. Так, например, по ремонту коридора 1 этажа в корпусе № 2 два договора на выполнение работ по ремонту правой половины коридора были заключены в один день  07.10.2013.

По ремонту туалетов в корпусе № 3 (3 этаж) договор на выполнение капитального ремонта мужского туалета, договор на выполнение капитального ремонта женского туалета и договор на выполнение капитального ремонта водопровода, канализации, замены окон туалетов заключены в один день 06.06.2013. А договор на выполнение работ по ремонту стояков в туалетах на несколько дней позже 26.06.2013.

По ремонту туалета в корпусе № 2 (1 этаж) договоры были заключены с разницей 3-6 дней.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках основными принципами закупки является информационная открытость закупки:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

ОАО «НИИЭМП» и ИП <…>, заключив договоры по ремонту помещений Общества на общую сумму 1 002 082,17 рублей без проведения конкурсных процедур, нарушили тем самым действующее законодательство.

Установленные по делу фактические обстоятельства указывают на предварительную договоренность Заказчика и Исполнителя по заключению указанных договоров без проведения конкурсных процедур. ИП <…>, как вторая сторона антиконкурентного соглашения, получило заказ на выполнение работ по завышенной цене, установленной не в конкурентных условиях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Положения о закупках решение о способе закупки продукции принимается Заказчиком в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с приказом ОАО «НИИЭМП» от 31.07.2012 года № 109 <…> установлена надбавка за организацию и осуществление закупочной деятельности на предприятии. Данный приказ содержит ссылку на приказ от 29.05.2012 № 85 о назначении ответственным за организацию и осуществление закупочной деятельности на предприятии заместителя генерального директора по экономике и финансам <…>.

Согласно данным ОАО «НИИЭМП» (письмо от 08.04.2016 вх. № 1061) <…> является матерью <…> (1987 г.р.). Данный факт подтвержден ИП<…> на заседании Комиссии.

Указанные обстоятельства подтверждают фактическую возможность достижения взаимной договоренности между ОАО «НИИЭМП» и <…> о заключении указанных договоров с ИП <…> без проведения конкурсных процедур с целью исключения конкурентной борьбы.

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных хозяйствующих субъектов, сознательно ставящие свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, попадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Рассматриваемые действия указанных лиц привели к тому, что хозяйствующие субъекты, которые в соответствии с законом вправе выполнять работы по капитальному ремонту помещений, были лишены возможности участвовать в конкурентной борьбе за право выполнить работы на конкурсной основе.

Тем самым, достигнутые соглашения между указанными лицами привели к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактическго поведения хозяйствующих субъектов.

Таким образом, соглашение между ОАО «НИИЭМП» и ИП <…> о заключении договоров по капитальному ремонту помещений Общества на общую сумму 1 002 082,17 рублей без проведения конкурсных процедур привело (могло привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Частью 4 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, действия ОАО «НИИЭМП» и ИП <…>, выразившиеся в заключении и участии в соглашении о заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Общества без проведения конкурсных процедур, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции, являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП ОАО «НИИЭМП» и ИП <…>нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (<…>) нарушившим требования части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении, направленного на заключение с ИП <…>  договоров на проведение работ по ремонту объектов Общества без проведения конкурсных процедур, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
  2. Признать Индивидуального предпринимателя <…>нарушившим требования части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении, направленного на заключение с ОАО «НИИЭМП» договоров на проведение работ по ремонту объектов Общества без проведения конкурсных процедур, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
  3. Выдать ОАО «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Выдать ИП <…> предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/03-2016-1

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

03.06.2016 г.

г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.06.2016 года по делу № 2-03/03-2016 о нарушении Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (<…>) требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Открытому акционерному обществу «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (<…>)  с момента получения Предписания не допускать нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, связанное с заключением и участием в соглашении между хозяйствующими субъектами, которое может привести к ограничению конкуренции при заключении договоров с подрядными организациями на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара).
  2. Открытому акционерному обществу «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (<…>) с момента получения настоящего Предписания и до 01.10.2016 года уведомлять Пензенское УФАС России о каждом случае заключения договоров с подрядными организациями на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара), с указанием основания заключения таких договоров и приложением подтверждающих документов, не позднее пяти дней с момента заключения договора.

3. О выполнении настоящего предписания ОАО «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/03-2016-2

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

03.06.2016 г.

г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.06.2016 года по делу № 2-03/03-2016 о нарушении Индивидуальным предпринимателем <…> требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Индивидуальному предпринимателю <…> с момента получения Предписания не допускать нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, связанное с заключением и участием в соглашении между хозяйствующими субъектами, которое может привести к ограничению конкуренции при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара) с заказчиками, на которых в силу закона возложена обязанность по проведению конкурсных процедур при определении исполнителя.
  2. Индивидуальному предпринимателю <…> с момента получения настоящего Предписания и до 01.10.2016 года уведомлять Пензенское УФАС России о каждом случае заключения договоров на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара) с заказчиками, на которых в силу закона возложена обязанность по проведению конкурсных процедур при определении исполнителя, с указанием основания заключения таких договоров и приложением подтверждающих документов, не позднее пяти дней с момента заключения договора.

3. О выполнении настоящего предписания ИП <…> письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны