Решение №2-03/06-2016 Решение по делу № 2-03/06-2016 от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

         Резолютивная часть решения объявлена «22» декабря 2016 года.

         В полном объеме решение изготовлено  «30» декабря 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- ... - руководителя управления, председателя Комиссии;

- .... – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- .... – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

В отсутствие представителя ООО «Молпродукт»,

рассмотрев дело № 2-03/06-2016 по признакам нарушения ООО «Молпродукт» (ИНН 5837060220, г. Пенза, пр. Нагорный, 2А, далее – ООО «Молпродукт») требований пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступила информация из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее – Роспотребнадзор Пензенской области) о недобросовестной конкуренции ООО «Молпродукт» по производству и реализации продукции, не соответствующей заявленным требованиям.

По результатам рассмотрения указанных материалов в действиях ООО «Молпродукт» были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции и нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение в отношении названия продукта и его качественных характеристик реализуемого товара под названием «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»».

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.2 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Молпродукт», выразившихся во введении в заблуждение в отношении названия продукта, его качества и потребительских свойств (качественных характеристик) при реализации пищевого продукта «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», признаков недобросовестной конкуренции и нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции направило ООО «Молпродукт» Предупреждение № 2-18/10-2016 (от 06.04.2016 № 1114-2) о необходимости прекращения в срок до 06 мая 2016 года указанных действий.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок информация от ООО «Молпродукт»  об исполнении предупреждения Пензенского УФАС России № 2-18/10-2016 не поступала.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приказом Пензенского УФАС России от 24.05.2016 года № 72 возбуждено дело № 2-03/06-2016 по признакам нарушения ООО «Молпродукт» требований пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение в отношении названия продукта, его качества и потребительских свойств (качественных характеристик) при реализации пищевого продукта «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»».

Определением от 06.06.2016 дело № 2-03/06-2016 назначено к рассмотрению на 12.07.2016.

На заседании Комиссии 12.07.2016 было принято решение об отложении рассмотрения настоящего дела до 06.09.2016, о чем вынесено определение от 12.07.2016.

 

На заседании 06.09.2016 Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Определением от 06.09.2016 рассмотрение дела было отложено до 25.10.2016. Определением от 06.09.2016 срок рассмотрения дела № 2-03/06-2016 продлен до 06 ноября 2016 года.

Возражения на Заключение об обстоятельствах дела от ответчика не поступали.

На заседании Комиссии 25.10.2016 было принято решение об отложении рассмотрения настоящего дела до 22.12.2016, о чем вынесено определение от 25.10.2016. Определением от 25.10.2016 срок рассмотрения дела № 2-03/06-2016 продлен до 06 января 2017 года.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО «Молпродукт» зарегистрировано ИФНС по Первомайскому району г. Пензы 02.07.2014.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Молпродукт» является оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами (ОКВЭД 51.33).

ООО «Молпродукт»  производит и реализует пищевой продукт масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%. Высший сорт. ГОСТ 52969-2008. Масса нетто - 200 г. (180г.). Адрес производства: г. Пенза, пр. Нагорный, 2А (далее - масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Деятельность по производству и реализации масла сливочного на территории г.Пензы и Пензенской области осуществляет ряд других хозяйствующих субъектов. К наиболее крупным из них относятся: ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (г.Пенза, ул. Курская, 70), ООО «Каменский маслозавод» (г. Пенза, ул. Циолковского, 35-36). Кроме того, на данном рынке в г. Пензе и Пензенской области представлена продукция производителей из других регионов Российской Федерации – Республики Мордовия, Саратовской, Самарской областей и др.

ООО «Молпродукт» и вышеназванные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность на территории Пензенской области, являются конкурентами.

В Роспотребнадзор Пензенской области из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее - Роспотребнадзор Липецкой области) поступили материалы (протоколы испытаний), свидетельствующие о производстве ООО «Молпродукт» продукции, не отвечающей заявленным требованиям.

Согласно протоколу лабораторных исследований, испытаний от 05.08.2015 № 4409 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» Роспотребнадзора Липецкой области был исследован образец: Масло сливочное крестьянское 72,5 «Домашнее подворье», изготовитель ООО «Молпродукт» г. Пенза, пр. Нагорный, 2А, дата изготовления 13.07.2015. По результатам проводимого испытания было сделано заключение, что исследуемой образец масла по соотношению массовых долей метиловых эфиров жирных кислот не соответствует требованиям ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. ТУ»; ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока».

Согласно протоколу лабораторных исследований, испытаний от 11.08.2015 № 4409 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» Роспотребнадзора Липецкой области был исследован образец: Масло сливочное крестьянское 72,5 «Домашнее подворье», изготовитель ООО «Молпродукт» г. Пенза, пр. Нагорный, 2А, дата изготовления 13.07.2015. По результатам проводимого испытания было сделано заключение, что исследуемой образец масла по соотношению массовых долей метиловых эфиров жирных кислот не соответсвует требованиям ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное. ТУ»; ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока».

Роспотребнадзором по Пензенской области 08.09.2015 и 21.09.2015 по месту размещения ООО «Молпродукт» изъяты образцы производимого Обществом продукта «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%. Высший сорт. ГОСТ 52969-2008. Масса нетто – 200 г.».

Согласно Экспертному заключению от 16.09.2015 № 664/4.2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Роспотребнадзора Пензенской области к протоколу лабораторных испытаний от 11.09.2015 № 1.14778  в результате проведенной инспекции результатов лабораторных исследований установлено, что образец «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%» дата выработки08.09.2015, отобранный в ООО «Молпродукт» на складе готовой продукции: г. Пенза, пр. Нагорный, 2А, не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) по физико-химическим показателям.

Согласно Экспертному заключению от 25.09.2015 № 676/4.2 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» Роспотребнадзора Пензенской области к протоколу лабораторных испытаний от 24.09.2015 № 1.15537  в результате проведенной инспекции результатов лабораторных исследований установлено, что образец «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%» дата выработки08.09.2015, отобранный в ООО «Молпродукт» на складе готовой продукции: г. Пенза, пр. Нагорный, 2А, не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) по физико-химическим показателям.

Согласно пункту 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Также на этикете производимого ООО «Молпродукт» продукта «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%» указан ГОСТ 52969-2008.

В соответствии с Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 232-ст введен в действие национальный стандарт Российской Федерации «Масло сливочное. Технические условия. ГОСТ Р 52969-2008»  для добровольного применения с 1 января 2010 года с правом досрочного применения.

Согласно пункту 4.1.8 ГОСТ Р 52969 – 2008 «Масло сливочное. Технические условия», а также ГОСТ Р 52253-2004  (пункт 5.1.7) «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Также этикет исследуемых образцов содержал сведения о составе продукта ООО «Молпродукт»  «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» Массовая доля жира 72,5%», а именно «пастеризованные сливки».

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 «масло из коровьего молока» - молочный продукт или молочный составной продукт на эмульсионной жировой основе, преобладающей составной частью которой является молочный жир, который произведен из коровьего молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока путем отделения от них жировой фазы и равномерного распределения в ней молочной плазмы.

Пунктом 7 статьи IV ТР ТС 033/2013 установлено, что молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Таким образом, изготовленный и реализованный ООО «Молпродукт» пищевой продукт под названием «Масло» (масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»), м.д.ж 72,5%, состав: пастеризованные сливки, не соответствует вышеуказанным требованиям, в связи с чем не может являться (называться) «маслом сливочным».

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями признаются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) регламентирует, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 51074 – 2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 51074 – 2003) изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно пункта 3.5.2 указанной нормы, когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.

Являясь изготовителем и упаковщиком пищевого продукта, реализуемого под названием «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье» (м.д.ж 72,5% состав: пастеризованные сливки) ООО «Молпродукт» обязано было в силу вышеуказанных норм законодательства предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о данном пищевом продукте, а именно соответствующие качественные характеристики.

В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах, в частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «Молпродукт» противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Указывая на потребительской упаковке пищевого продукта не соответствующую действительности  информацию, а именно: название продукта «Масло», качественные характеристики: м.д.ж 72,5%, состав: пастеризованные сливки, ГОСТ 52969-2008, ООО «Молпродукт» нарушает действующее законодательство, тем самым вводит в заблуждение в отношении названия данного продукта («Масло Крестьянское сладко-сливочное несолено»), потребительских свойств и  качества.

Согласно сложившимся обычаям делового оборота и практике поведения в предпринимательской деятельности, каждый производитель обеспечивает доведение до потребителя достоверной информации о составе и качестве своей продукции, что позволяет данной продукции выйти на рынок, стать конкурентоспособной и соответствовать требованиям законодательства. В соответствии с требования добропорядочности, разумности и справедливости неправомерно использовать понятия в фирменных наименованиях изготовителей, на этикетках продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

ООО «Молпродукт», указав на этикетке продукта, не являющегося по жирно – кислотному составу молочного жира маслом сливочным, название «Масло» и качественные характеристики: м.д.ж 72,5%, состав: пастеризованные сливки, ГОСТ 52969-2008, нарушает обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

При выборе такого продукта как масло сливочное, потребители склонны ориентироваться на наименование товара, его состав, процент жирности, указание на этикетке слов «ГОСТ», «сливки» и др., все это присутствует на потребительской упаковке продукта, реализуемого ООО «Молпродукт», но не соответствует указанным критериям выбора. При этом цена реализации продукции, выпускаемой ООО «Молпродукт», более чем в 2 раза ниже цены реализации аналогичного вида продукции, производимой иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, осуществляющими деятельность на территории Пензенской области.

Таким образом, умышленно указывая на потребительской упаковке продукта не соответствующую действительности информацию, при более низкой цене товара ООО «Молпродукт» может получить необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами за счет возможности увеличения продаж, не вкладывая при этом средств в улучшение качества товара и в его соответствие действующему законодательству.

Тем самым, ООО «Молпродукт» своими действиями может отвлекать потенциальных и реальных покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательства тем, что не предоставляет правдивую информацию в отношении своего товара и дезинформирует участников гражданского оборота о реальном положении на рынке, вводя их в заблуждение путем формирования представлений, не соответствующих действительности. А именно, что продукт, называемый «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», изготовитель ООО «Молпродукт» при более низкой цене соответствует требованиям нормативных документов (ГОСТам, ТР и др.). Указанные действия ООО «Молпродукт» могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке масломолочной продукции путем оттока потребителей от сливочного масла,  реализуемого другими производителями. Конкуренты ООО «Молпродукт» могут лишится возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного сливочного масла)  реализовывать свой товар,  что,  в свою очередь,  не может не отразиться на размере их прибыли.

Таким образом, действия ООО «Молпродукт», связанные с введением в заблуждение в отношении названия продукта и его качественных характеристик при реализации пищевого продукта «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», способны причинить убытки конкурентам – продавцам масломолочной продукции.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении  качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО «Молпродукт» всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции».

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Молпродукт», выразившиеся во введении в заблуждение в отношении названия продукта и его качественных характеристик реализуемого товара под названием «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», недобросовестной конкуренцией и нарушением пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В связи с отсутствием фактов подтверждающих дальнейшее производство ООО «Молпродукт» продукции под названием «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», не соответствующее заявленному названию и характеристикам, после возбуждения дела, Комиссией принято решение предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия ООО «Молпродукт» (ИНН 5837060220, г. Пенза, пр. Нагорный, 2А), выразившиеся во введении в заблуждение в отношении названия продукта и качественных характеристик реализуемого товара под названием «масло сливочное крестьянское «Домашнее подворье»», недобросовестной конкуренцией и нарушением пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны