Решение №2-03/06-2017 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 24 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» августа 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «24» августа 2017 года.

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- (...) – руководителя управления, председателя Комиссии;

- (...) – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- (...) –специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 2-03/06-2017 по признакам нарушения Акционерным обществом «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ранее – ОАО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») (ОГРН 1095836001106 ИНН 5835081143, адрес: г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) (далее – АО «ГЦКУЭР», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии со стороны АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов»:

- (...) – представителя по доверенности от 03.10.2016 № 7-д;

со стороны ФГУП «Почта России» представитель не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступили документы и материалы в отношении АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ИНН 5835081143), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ФГУП «Почта России» установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Приказом Пензенского УФАС России от 17.06.2016 г. № 97 возбуждено дело по признакам нарушения АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ФГУП «Почта России» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 12.10.2016 прекращено участие в деле в качестве ответчика ФГУП «Почта России». Также прекращено рассмотрение дела в отношении АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 2-03/09-2016 Комиссией установлены признаки нарушения АО «ГЦКУЭР» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Комиссии от 14.03.2017 по делу № 2-03/09-2016 дело в отношении АО «ГЦКУЭР» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.

Приказом от 17.03.2017 № 103 в отношении АО «ГЦКУЭР» возбуждено дело № 2-03/06-2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.03.2017 дело № 2-03/06-2017 назначено к рассмотрению на 16.05.2017.

Определением от 16.05.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 14.06.2017.

На заседании Комиссии 14.06.2017 представитель АО «ГЦКУЭР» поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу.

На заседании 14.06.2017 Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

Определением от 14.06.2017 срок рассмотрения дела продлен до 24.08.2017.

Определением от 14.06.2017 рассмотрение дела отложено и назначено на 18.07.2017.

На заседание Комиссии 18.07.2017 АО «ГЦКУЭР» представило письменные возражения на Заключение об обстоятельствах дела.

В связи с необходимостью ознакомления с доводами АО «ГЦКУЭР», изложенным в возражениях на Заключение об обстоятельствах дела, Комиссия решила рассмотрение дела отложить и назначить на 16.08.2017.

В ходе рассмотрения дела № 2-03/06-2017 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

АО «ГЦКУЭР» является платежным агентом и состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО под № 416009413 с 16.05.2014 как оператор по приему платежей.

Пензенским УФАС России установлено, что Общество оказывало в 2015 – 2016 г.г. агентские услуги по приему платежей физических лиц на основании заключенных договоров с ООО «МУП Октябрьский», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ОАО «Жильё-11» по ОЖФ, ОАО «Жильё-12» по ОЖФ, ОАО «Жильё-15» по ОЖФ, ОАО «Жильё-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жильё-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «Железнодорожная», ООО «ОЖФ», ООО УК «Первомайская», ООО УК «Сияние Севера» ООО «УО «АльфаПлюс», МУП «Заря» по ОЖФ, МУП «Жилье-17» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьского района», ООО «МУП Ленинского района», ООО «МУП Первомайского района», ООО «МУП Железнодорожного района», ООО «УК «Западная», МУП «Жилсервис по общестроительным работам в ЖХ», ООО УК «Жилье-10».

Договоры с ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьский», расторгнуты с 01.05.2016, с МУП «Жилсервис по ОСР в ЖХ», ООО УК «Жилье-10» - с 01.04.2016, с ООО «МУП Октябрьского района» - с 01.09.2016 Договоры с иными вышеперечисленными лицами расторгнуты с 01.11.2016 на основании соглашений о расторжении от 20.10.2016.

После расторжения агентских договоров АО «ГЦКУЭР» с вышеуказанными управляющими компаниями были заключены договоры на информационно-расчетное обслуживание от 01.11.2016.

Предметом агентских договоров является осуществление АО «ГЦКУЭР» (Агента) по поручению Принципала от его имени и за его счет действий, в том числе по расчету и начислению платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам потребителей Принципала; производству печати и конвертирования счетов-квитанций потребителям Принципала за жилищные и коммунальные услуги; приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала и перечислению денежных средств потребителей на расчетный счет Принципала и других лиц.

Таким образом, Общество привлечено вышеуказанными лицами в качестве платежного агента.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг.

По результатам установлено, что совокупная доля АО «ГЦКУЭР» с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составляла 87,58 %.

В ходе рассмотрения настоящего дела Пензенским УФАС России в целях уточнения доли АО «ГЦКУЭР» на товарном рынке проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.03.2016 по 31.03.2017 гг.

По результатам установлено, что совокупная доля АО «ГЦКУЭР» с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составила 78,77 %.

Основным видом деятельности вышеперечисленных лиц в соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1).

Согласно реестру лицензий, опубликованному на официальном сайте Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ОАО «Жилье-11» по ОЖФ, ООО «Управляющая компания «Сурская ривьера», МУП «Жилье-17» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, МУП «Заря» по ОЖФ, ОАО «Жилье-12» по ОЖФ, ОАО «Жилье-15» по ОЖФ, ОАО «Жилье-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жилье-26» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ООО «Железнодорожная», ООО «Обслуживание жилого фонда», ООО  «Управляющая компания «Западная», ООО Управляющая компания «Первомайская», ООО Управляющая компания «Сияние Севера», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Октябрьского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Первомайского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Железнодорожного района» (далее – управляющие компании) осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензий, выданных уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен статье 155 ЖК РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ).

Частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено право управляющей организации осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Из материалов настоящего дела следует, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» привлечено управляющими компаниями в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц.

По условиям рассматриваемых договоров управляющие компании являются Поставщиками, получающими денежные средства плательщиков за выполненные работы (оказанные услуги), а АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» - Платежным агентом, принимающим платежи физических лиц в соответствии с нормами Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ), что подтверждается пояснениями АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», изложенными в письме от 01.07.2016 № 2123.

В соответствии с пунктом 1.1 агентских договоров от 12.04.2015 № АЦ/7-2015, от 12.01.2015 № сс/7-2015, 17.04.2015 № ооо_АП/7-2015, от 15.05.2015 № муп_Лен/7-2015, от 27.04.2015 № муп_Ор/7-2015, от 05.05.2015 № муп_Пер/7-2015, от 08.05.2015 № мупЖр/7-2015, от 20.02.2015 № 22/7-2015, от 20.02.2015 № мупЗ/7-2015 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Агент) обязуется за обусловленное вознаграждение, указанное в разделе 3 перечисленных договоров, совершать по поручению Принципала (управляющей компании) от его имени и за его счет действия по приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложения 9 к договорам.

Согласно пункту 1.1 агентских договоров от 12.03.2015 № жд/7-2015, от 01.04.2015 № ОЖФ/7-2015, от 25.08.2015 № 3-5/15, от 01.04.2015 № укП/7-2015, от 12.01.2015 № 11/7-2015, от 04.12.2015 № СР-4/15, от 12.01.2015 № 12/7-2015, от 12.01.2015 №15/7-2015, от 12.01.2015 № 23/7-2015, от 01.04.2015 № оао19/7-2015, от 12.02.2015 № 24/7-2015, от 12.01.2015 ; 26/7-2015, от 12.01.2015 № С/7-2015 Принципал (управляющая компания) поручает, а Агент (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») принимает обязательство согласно информационной базы данных, представленной Принципалом в электронном виде оказывать за плату услуги, в частности: принимать денежные средства, поступающие от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложению 4 к договорам.

Согласно пункту 1.1 агентского договора от 31.03.2015 № муп17/7-2015 Принципал (управляющая компания) поручает, а Агент (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») принимает на себя обязательство осуществлять за плату сбор платежей за жилищные услуги, поступающие от потребителей Принципала.

По условиям рассматриваемых агентских договоров прием платежей собственников (нанимателей) помещений за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями, осуществляется на счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов»: № 408 218 104 122 4 000000 7, № 407 028 107 122 4 000 34 70 (прием платежей по жилищным услугам); № 408 218 105 122 4 000000 4, № 407 028 109 122 4 000 34 74 (прием платежей по отоплению и горячему водоснабжению); № 408 218 102 122 4 000000 3, № 407 028 106 122 4 000 34 73 (прием платежей по холодному водоснабжению и водоотведению); № 408 218 108 122 4 000000 5, № 407 028 103 122 4 000 34 72 (прием платежей по электроснабжению).

Оплата вознаграждения АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» за оказание агентских услуг в рамках названных договоров предусмотрена разделом 3 договоров.

В разделе 3 рассматриваемых агентских договоров отдельно не указана стоимость услуг АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по приему  денежных средств от потребителей Принципала, при этом из предмета договоров следует, что указанным разделом обусловлено вознаграждение за весь перечень услуг, оказываемых Обществом по данным договорам, в том числе агентских услуг по приему денежных средств от потребителей Принципала с последующим их перечислением на счета поставщика жилищных, коммунальных и иных услуг.

Подпунктом 3.3 договоров установлена стоимость распределения денежных средств, поступивших от потребителей Принципала на расчетные счета Агента в размере 7253,62 рублей в месяц (НДС не облагается).

С 01.11.2016 согласно пункту 4.2 Договоров на информационно-расчетное обслуживание стоимость распределения денежных средств составила 8 127,68 рублей.

Вместе с тем, распределение денежных средств невозможно без предварительного приема АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» данных денежных средств на счета Общества.

Из положений части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента по приему платежей физических лиц заключается в приеме платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком услуг, т. е. распределение принятых денежных средств.

Учитывая изложенное, АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», заключив рассматриваемые агентские договоры с управляющими компаниями, приняло обязательства оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, которые в силу закона предусматривают последующее осуществление платежным агентом расчетов с поставщиком услуг (т.е. распределение принятых денежных средств), за счет управляющих компаний.

В договоре между АО ««Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ООО УК «Сияние Севера» от 12.01.2015 № сс/7-2015 отсутствует пункт об установлении стоимости распределения денежных средств, поступивших от потребителей Принципала на расчетные счета Агента. По информации, представленной ООО УК «Сияние Севера» (письмо от 18.11.2016) АО ««Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» не осуществляет перераспределение денежных средств в связи с чем управляющая компания оплату за указанные услуги не осуществляет.

При этом, в соответствии с пунктом 1.1 договора от 12.01.2015 № сс/7-2015 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Агент) обязуется за обусловленное вознаграждение, указанное в разделе 3 договора, совершать по поручению Принципала (ООО УК «Сияние Севера») от его имени и за его счет действия по приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложению 9 к договорам.

Таким образом, договором от 12.01.2015 № сс/7-2015 также предусмотрена обязанность АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, которые в силу закона предусматривают последующее осуществление платежным агентом расчетов с поставщиком услуг (т.е. распределение принятых денежных средств), за счет ООО УК «Сияние Севера».

Разделом 2 всех вышеперечисленных агентских договоров между АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и управляющими компаниями предусмотрено право Агента (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») для осуществления приема платежей за жилищные и коммунальные услуги потребителей Принципала (управляющей компании) привлекать других лиц – платежных субагентов.

Согласно пояснениям АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», полученным в ходе рассмотрения дела № 2-03/39-2015 (письмо от 28.12.2015 б/н), а также в ходе рассмотрения настоящего дела (письма от 01.07.2016 № 2123, от 18.11.2016 № 018-373), в рамках исполнения заключенных агентских договоров с управляющими компаниями Обществом заключен субагентский договор от 09.08.2013                 № 106 об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов с ФГУП «Почта России» (далее – договор № 106).

Из пояснений АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» следует что собственных пунктов приема денежных средств Общество не имеет, самостоятельного приема денежных средств от плательщиков Общество не осуществляет.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» в письменных пояснениях от 01.07.2016 № 2123 указывает, что Общество имея полномочия по сбору денежных средств от населения, которые переданы ему поставщиками услуг по агентским договорам (управляющими компаниями), делегировало вверенные полномочия по сбору денежных средств с населения ФГУП «Почта России» по договору № 106.

По данному договору № 106 (с учетом положений дополнительного соглашения от 07.05.2014) Общество поручило ФГУП «Почта России» прием и перевод денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги на специальные банковские счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» открываемые платежному агенту:  № 408 218 104 122 4 000000 7,  № 408 218 105 122 4 000000 4,                             № 408 218 102 122 4 000000 3, № 408 218 108 122 4 000000 5 (открытые в Филиале ОАО «Банк ВТБ» г. Н. Новгород по договорам специального банковского счета, открываемого платежному агенту в валюте Российской Федерации от 12.08.2014 № 678406/13, № 678406/6, № 678406/2, № 678406).

В указанном договоре № 106 порядок оплаты услуг ФГУП «Почта России» не предусмотрен.

Согласно письму ФГУП «Почта России» от 15.04.2016 № 1.5.6.6.23.3.2-07/127 вознаграждение за услуги Предприятия по приему платежей в отделениях почтовой связи по договору № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» взимается с плательщика (физического лица) в момент внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 1,18% с учетом НДС.

Указанное обстоятельство противоречит положениям вышеуказанных агентских договоров, заключенных АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с управляющими компаниями, по условиям которых АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» обязалось оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищные и коммунальные услуги  самостоятельно, либо путем привлечения других лиц – платежных субагентов, за счет Принципала (управляющей компании).

В ходе рассмотрения дела установлено, что до заключения договора № 106 между АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ФГУП «Почта России» действовал агентский договор от 25.12.2012 № 27/73.

Согласно пункту 1.1. договора от 25.12.2012 № 27/73 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Поставщик) поручило, а ФГУП «Почта России» (Агент) приняло на себя обязательства по приему денежных средств в валюте Российской Федерации от физических лиц (плательщиков) в пользу Общества в качестве оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги в соответствии с условиями данного договора.

Размер платы за услуги, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору от 25.12.2012 № 27/73 составлял 0,85 % (кроме того НДС) от суммы принятых Предприятием денежных средств и подлежал оплате со стороны АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (пункт 5.2 договора от 25.12.2012 № 27/73).

По информации, представленной ФГУП «Почта России» (письмо от 09.09.2016 № 1.5.6.6.23.1.6-6/809), АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» письмом от 20.06.2013 № 18-1434 уведомило Предприятие о расторжении договора от 25.12.2012 № 27/73.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» со ссылкой на постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» указало, что обязанность оплаты услуги по сбору платежей переходит непосредственно к собственнику или нанимателю жилья. В связи с чем, Общество предложило установить комиссионный сбор для граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги через отделения почтовой связи.

Рассмотрев данное предложение, письмом от 08.07.2013 № 47.3.2/198 ФГУП «Почта России» сообщила АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», что с 01.08.2013 вознаграждение Предприятия, взимаемое с плательщика в момент оплаты счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги в пользу АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» устанавливается в размере 1,18 % с учетом НДС.

Из пояснений ФГУП «Почта России» следует, что Предприятие при установлении комиссионного вознаграждения, взимаемого с плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, и заключении договора № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» руководствовалось тем, что часть 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ предусматривает право платежного агента взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

При этом, ФГУП «Почта России» пояснило, что не обладало информацией об условиях агентских договоров, заключенных АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с управляющими компаниями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг, по условиям которых Общество обязалось оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с возможностью привлечения платежного субагента (в данном случае – ФГУП «Почта России»), за счет управляющих компаний.

Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Следует отметить, что постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» не устанавливает обязанности граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги по оплате услуг по сбору (приему) платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом «ж» статьи 4 названного постановления управляющая компания организовывает и осуществляет расчеты за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом законодательно предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме определять размер платы управляющей организации за содержание и ремонт в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае управляющие компании во исполнение требований действующего законодательства организовали порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги при участии платежного агента - АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», которому вносят плату из средств, полученных от собственников помещений в многоквартирном доме по статье «содержание и ремонт», размер которой в соответствии с требованиями ЖК РФ определяется общим собранием данных собственников.

Так, по информации, представленной управляющими компаниями на запрос Пензенского УФАС России от 14.11.2016 № 426-2э, управляющие компании осуществляют оплату агентских услуг АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по рассматриваемым договорам за счет денежных средств, поступивших от населения по статье «содержание и ремонт» на расходы по управлению (письма от 21.11.2016 Вх. № 3943, от 21.11.2016 Вх. № 3930, от 22.11.2016 Вх. № 2721-э, от 18.11.2016 № Вх. 2693-э, от 18.11.2016 Вх. № 264-ф, от 18.11.2016 Вх. № 3920, от 23.11.2016 Вх. № 2737-э, от 23.11.2016 Вх. № 2738-э, от 23.11.2016 Вх. № 2739-э, от 23.11.2016 Вх. № 2740-э, от 23.11.2016 Вх. № 2741-э, от 22.11.2016 Вх. № 3972, от 22.11.2016 Вх. № 3972, от 22.11.2016 № Вх. 3973, от 23.11.2016 Вх. № 3967, от 23.11.2016 Вх. № 268-ф).

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», приняв обязательства по договорам с управляющими компаниями об оказании агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги за плату, взимаемую с данных управляющих компаний, неправомерно инициировало возложение обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

Рассматриваемые действия Общества противоречат положениям заключенных агентских договоров и приводят к возложению обязанностей на потребителей за жилищно-коммунальные услуги по двойной оплате за услуги по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги (в составе платы за управление, а также при оплате комиссионного вознаграждения платежному субагенту Общества).

Доводы АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» относительно того, что плательщики за жилищно-коммунальные услуги при оплате вознаграждения ФГУП «Почта России» оплачивают операции Предприятия по приему и перечислению денежных средства на счета Общества, а управляющие компании оплачивают прием и перечисление денежных средств со счетов Общества на счета управляющих и ресурсоснабжающих компаний Комиссия считает несостоятельными.

То обстоятельство, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» самостоятельно не справляется с принятыми по агентским договорам с управляющими компаниями обязательствам по оказанию агентских услуг и привлекло для оказания данных услуг платежного субагента – ФГУП «Почта России» (что удлинило путь денежных средств от потребителя к поставщику услуг) не является основанием для возложения оплаты услуг платежного субагента - ФГУП «Почта России», оказываемых по договору № 106 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», получая оплату за услуги по приему денежных средств за жилищно-коммунальные услуги от управляющих компаний в рамках агентских договоров и делегировав вверенные ему управляющими компаниями полномочия по приему платежей физических лиц платежному субагенту – ФГУП «Почта России», обязано самостоятельно оплачивать услуги привлеченного им лица.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по инициированию возложения обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые Обществу ФГУП «Почта России» по договору № 106, на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги влекут (могут повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как указано выше, АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» является платежным агентом по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на основании заключенных агентских договоров.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг. По результатам проведения анализа составлен аналитический отчет от 27.05.2016 г.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности условия, предусмотренные частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области от 27.05.2016 установлено, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ранее – ОАО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») в соответствии с частью 3 статьи 5 занимает доминирующее положение на данном товарном рынке.

Его совокупная доля с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составляла 87,58%.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» утверждал, что Общество не занимает доминирующего положения на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальных услуг на территории Пензенской области, так как помимо установленных Пензенским УФАС России субъектов на рынке данную деятельность осуществляют также ООО «Глобус», ООО «Символ», ООО «Континент», ООО «Оптима» и ООО «ТНС энерго Пенза».

В связи с чем, Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела повторно проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области с учетом доводов АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов».

По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 13.06.2017, который приобщен к материалам по делу.

Пензенским УФАС России установлено, что ООО «ТНС энерго Пенза» не осуществляет и не осуществляло деятельности платежного агента по оказанию агентских услуг по приему платежей физических лиц на территории Пензенской области.

ООО «ТНС энерго Пенза» на основании Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» с 01.01.2014 осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области. 

Общество является поставщиком услуг электроснабжения и осуществляет самостоятельный прием денежных средств от потребителей за оказанные им услуг, что в силу закона не является агентской услугой. Также, Обществом для приема от потребителей платы за электроснабжение заключены агентские договоры с - ОАО «Единый расчетно-кассовый центр», АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ФГУП «Почта России» (письмо от 09.12.2016 № 39/15002).

Пензенским УФАС России при проведении анализа состояния конкурентной среды рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области установлено, что доли ООО «Глобус», ООО «Символ», ООО «Континент», ООО «Оптима» не влияют на занимаемое АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» доминирующее положение на данном рынке.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что на территории Пензенской области в рассматриваемый временной период ФГУП «Почта России» оказывало не только субагентские услуги по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на основании договоров, заключенных с платежными агентами, но также и агентские услуги на основании агентских договоров, заключенных с исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Указанное обстоятельство учтено при проведении анализа Пензенским УФАС России. Определено положение ФГУП «Почта России» на товарном рынке в рассматриваемый период, а также занимаемая Предприятием доля.

Поскольку покупателями агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации, расположенные на территории Пензенской области, и деятельность управляющих организаций в свою очередь привязана к объектам управления, т.е. к жилому комплексу (многоквартирным домам), располагающемуся на территории Пензенской области, Пензенским УФАС России географические границы рынка агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги определены как территория Пензенской области.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области от 13.06.2017 г. установлено, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном товарном рынке. Его совокупная доля с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составляла 78,77%.

Доводы АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» относительно того, что при проведении анализа рынка и установлении коллективного доминирования хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, необходимо установить связь между данными хозяйствующими субъектами, Комиссией отклоняются.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

 - реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Каждый хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на данном товарном рынке, что создает угрозу нарушения указанным хозяйствующим субъектом при осуществлении деятельности требования антимонопольного законодательства.

При этом, ни требования указанной нормы Закона о защите конкуренции, ни положения иных нормативно-правовых актов не устанавливают обязанности антимонопольного органа по установлению связей между хозяйствующими субъектами, коллективно занимающими доминирующее положение на рынке в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доводы АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» о том, что потребители имеют возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг через кассы поставщика, что свидетельствует о взаимозаменяемости агентских услуг Комиссией не принимаются в связи с нижеследующим.

В силу нормы части 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ управляющая компания вправе самостоятельно взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом услуга по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги не является агентской.

Потребителями такой услуги будут являться физические лица – собственники (владельцы) помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании управляющих компаний, а при оказании платежными агентами услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги потребителями данной услуги являются юридические лица - исполнители жилищно-коммунальных услуг (в данном случае управляющие компании).

Кроме того, требования к оказанию платежными агентами услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги регламентированы отдельным Федеральным законом № 103-ФЗ.

В том числе, данным Законом предусмотрено использование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления приема платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, а также использование поставщиком (исполнителем жилищно-коммунальных услуг) специальных банковских счетов при осуществлении расчетов с платежным агентом.

При самостоятельном приеме исполнителем жилищно-коммунальных услуг платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги (без участия платежных агентов) обязанность по использованию специального банковского счета при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги от физических лиц отсутствует.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 32 Правил № 354  исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (далее – Исполнитель) имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям. Вместе с тем, услуга по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в силу требований действующего законодательства может оказываться сторонним лицам только хозяйствующими субъектами – платежными агентами, либо банковскими платежными агентами.

Указанные особенности обращения товара позволяют выделить агентские услуги по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в отдельный товарный рынок.

Доводы Общества о возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг через кредитные организации, что, по мнению представителя Общества, является услугой взаимозаменяемой с услугой платежного агента, Комиссией также отклоняются в связи с нижеследующим.

Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) определено, что кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В силу статьи Закона № 395-1 кредитные организации (банки) не вправе осуществлять деятельность по приему платежей физических лиц. К операциям, выполняемым банками, относится осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов.

Вместе с тем, на основании статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) банки вправе для осуществления приема платежей от физических лиц привлекать банковского платежного агента на основании соответствующего договора.

Согласно статье 3 Закона № 161-ФЗ банковский платежный агент – это юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.

Использование банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств является обязательным (часть 4 статьи 14 Закона № 161-ФЗ).

При рассмотрении дела установлено, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» заключены договоры об информационно-технологическом взаимодействии с АО АКБ «Легион» № 256/15 от 06.10.2015, ЗАО «Экспресс Волга» № 105 от 09.08.2013, ОАО АК «КС Банк» № 107 от 09.08.2013, ОАО АКБ «Российский капитал» № 108 от 21.08.2013, ОАО «Банк Кузнецкий» № 104 от 30.07.2013, ОАО «Сбербанк России» № 118-8624/2013 от 24.07.2013, ООО КБ «Агросоюз» № 164 от 28.04.2014.

По условиям названных договоров перечисленные лица являются кредитными организациями, оказывают банковские услуги и не выступают в качестве банковских платежных агентов, либо субагентов Общества.

По условиям данных договоров, все суммы денежных средств от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги банки переводят на расчетные счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов»: № 407 028 107 122 4 000 34 70, № 407 028 109 122 4 000 34 74,  № 407 028 106 122 4 000 34 73,  № 407 028 103 122 4 000 34 72 (открытые в Филиале ОАО «Банк ВТБ» г. Н. Новгород по договорам банковского счета в валюте Российской Федерации от 07.03.2014 № 678406/3, № 678406/10,  № 678406/9, № 678406/8).

По условиям представленных договоров банки обязуется взимать комиссию с плательщиков за перевод денежных средств на счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» согласно действующим тарифам банка.

Перечисленные счета специальными банковскими счетами не являются, что подтверждается договорами, заключенными Обществом с названными банками.

Согласно пояснениям Общества (письмо от 28.12.2015 б/н, от 01.07.2016 № 2123, от 18.11.2016 № 018-373) для исполнения обязательств по агентским договорам по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги договорами между Обществом и управляющими компания предусмотрено условие о сборе денежных средства через кредитные организации на счета Общества не являющиеся специальными.

 При этом, в соответствии с Определением Верховного суда Российской Федерации от 09.12.2016 № 306-АД16-16305 данное обстоятельство противоречит требованиям Закона № 103-ФЗ, обязывающего Общество осуществлять функции платежного агента с использованием исключительно специальных банковских счетов.

Кроме того, при внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на счета Общества, не являющиеся специальными, потребителями являются физические лица, которые получают не услугу платежного агента, а банковскую услугу по переводу денежных средств без открытия банковского счета. Потребителями же агентских услуг в силу закона выступают юридические лица.

Таким образом услуги платежного агента по приему платежей физических лиц и банковские услуги по переводу денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с разделом 3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «о порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» не могут быть признаны взаимозаменяемыми, так как названные услуги обращаются на разных товарных рынках (рынке банковских услуг и рынке агентских услуг). Условия обращения товаров (услуг) на данных рынках регулируются разными законами и нормативными правовыми актами. Состав хозяйствующих субъектов - производителей и потребителей товаров (услуг) на данных рынках в силу закона является различным.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия Акционерного общества «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (г. Пенза, ул. Индустриальная, 38), выразившиеся в возложении обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору с АО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                           (...)

 

Члены Комиссии                                                                                        (...)

 

       (...)

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны