Решение №2-03/07-2016 Решение от 9 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» марта 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «21» марта 2017 года.

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- (...) – руководителя управления, председателя Комиссии;

- (...) – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- (...) – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

в присутствии со стороны ПАО «Т Плюс»:

- (...) – представителя по доверенности от 31.01.2017;

со стороны ПАО «МРСК Волги»:

- (...) – представителя по доверенности от 02.11.2015 № Д/15-522;

со стороны ООО «РРСК», НП «Совет рынка», Управления по регулированию тарифов и энергосбережении Пензенской области, Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора представители не явились (уведомлены надлежащим образом),

 

рассмотрев дело № 2-03/07-2016 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, 143421, Московская обл., Красногорский р-он, Автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-ленд, строение 3) (далее - ПАО «Т Плюс») требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 36-ФЗ), по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» и Обществом с ограниченной ответственностью «Региональная распределительная сетевая компания» (143421, Московская обл., Красногорский р-н, Автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-Ленд, строение «Б», ИНН 5907024108) (далее – ООО «РРСК», Общество) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение Филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Пензаэнерго» (440000, г.Пенза, ул.Пушкина/Гладкова, 1/2) о нарушении ОАО «ТГК-6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») запрета на совмещение деятельности конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.

Представленные в антимонопольный орган материалы и документы свидетельствуют, что ПАО «Т Плюс» имеет одновременно на праве собственности имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Согласно информации, содержащейся в списке аффилированных лиц ПАО «Т Плюс», ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» аффилированными лицами не являются.

Исходя из требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению антимонопольного органа в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ПАО «Т Плюс» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 07.06.2016 № 82 возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» статьи 6 Закона № 36-ФЗ, выразившегося в нарушении запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного данной нормой.

Определением от 06.06.2016 рассмотрение дела назначено на 23.06.2016.

На заседании Комиссии 23.06.2016 представители ПАО «МРСК Волги» поддержали доводы, изложенные в обращении. Указали, что ПАО «Т Плюс» в нарушение требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ имеет одновременно на праве собственности имущество, которое используется при осуществлении деятельности по производству электрической энергии и имущество, переданное по договору аренды ООО «РРСК», которое используется при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии. Данные действия ПАО «Т Плюс» не соответствуют требованиям законодательства и приводят к увеличению доли территориальных сетевых организаций в региональной («котловой») необходимой валовой выручке, что влечет причинение убытков другим территориальным сетевым организациям.

По мнению ПАО «МРСК Волги» имущественный комплекс генерирующей компании, включающий трансформаторы, распределительные устройства, линии электропередачи электростанций в силу технологических требований образуют неделимое целое с энергоустановками, непосредственно вырабатывающими электрическую энергию. Передача ПАО «Т Плюс» по договору аренды ООО «РРСК» отдельных электроустановок, предназначенных для выдачи электрической энергии и мощности от объекта генерации в распределительные сети, является необоснованной, поскольку в силу технологического предназначения и после передачи территориальной сетевой организации они должны использоваться в производственном цикле для решения задач выдачи электрической энергии (мощности) в распределительную сеть, в регулировании работы и защите непосредственно генерирующих устройств.

Кроме того, расходы на содержание данного имущества могут быть учтены при утверждении тарифов как для ПАО «Т Плюс» на производство электрической энергии, так и для ООО «РРСК» на передачу электрической энергии.

Представитель ПАО «Т Плюс» пояснил, что ПАО «Т Плюс» неоднократно обращалось к ПАО «МРСК Волги» с предложением о принятии в аренду или приобретении в собственность оборудования, через которое осуществляется транзит электроэнергии, но данная ситуация осталась неразрешенной. ПАО «Т Плюс» не оказывает услуги по передаче электрической энергии. Факт передачи ПАО «Т Плюс» электросетевого имущества по договору аренды неаффилированному лицу – ООО «РРСК», которое использует данное имущество для оказания услуг по передаче электрической энергии, не может свидетельствовать о несоблюдении ПАО «Т Плюс» запретов, установленных статьей 6 Закона № 36-ФЗ.

Определением Комиссии от 23.06.2016 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, рассмотрение дела отложено и назначено на 25.08.2016.

В связи с отсутствием кворума определением от 25.08.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 20.09.2016.

В связи с тем, что срок рассмотрения дела истекает 07.09.2016, Определением от 25.08.2016 срок рассмотрения дела продлен до 07.12.2016.

На заседании Комиссии 20.09.2016 представители ПАО «МРСК Волги» поддержали доводы, изложенные ранее. Указали, оборудование ТЭЦ-2, силовой трансформатор типа ТДН15000/110 и все оборудование открытого распределительного устройства представляет собой единый комплекс – объект по производству электрической энергии, на котором происходит преобразование электрической энергии. Следовательно, данное оборудование согласно требованиям Закона № 36-ФЗ может использоваться только при осуществлении деятельности по производству электрической энергии. Указали на необходимость получения экспертного мнения для прояснения рассматриваемой ситуации.

На заседании Комиссии Представители ПАО «Т Плюс» указали, что производство Обществом электрической энергии без оборудования ОРУ, переданного по договору аренды ООО «РРСК», является возможным. Сообщили о необходимости участия в рассмотрении дела технических специалистов ПАО «Т Плюс».

На заседании 20.09.2016 Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское Управление, НП «Совет рынка» для получения дополнительных документов, информации и пояснений. Определением Комиссии от 20.09.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 14.10.2016.

На заседании 14.10.2016 Комиссия установила, что документы, запрошенные определением от 20.09.2016 в Пензенское УФАС России не представлены, доказательства надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела отсутствуют, в связи с чем, Определением от 14.10.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 08.11.2016.

На заседании Комиссии 08.11.2016 представители ПАО «МРСК Волги» поддержали доводы, изложенные ранее. Указали, что действия ПАО «Т Плюс» по передаче в аренду оборудования ТЭЦ-2 не соответствуют требованиям законодательства и привели к росту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также увеличению стоимости электрической энергии для конечных потребителей.

На заседании Комиссии представитель ПАО «Т Плюс» поддержала доводы, изложенные ранее.

На заседании Комиссии представитель Ростехнадзора пояснил, что ПАО «Т Плюс» является владельцем объекта генерации электрической и тепловой энергии (ТЭЦ-2) и объекта электросетевого хозяйства (ОРУ-110кВ). В силу закона владелец объектов генерации и объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничен в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов (не имеет право устанавливать тариф на передачу электрической энергии и иметь статус сетевой организации). Владелец ТЭЦ-2 как объекта генерации владел объектом электросетевого хозяйства, но не являлся сетевой организацией согласно пункту 6 Правил, соответственно граница разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между объектом генерации и сетевой организацией являлись натяжные зажимы портальных гирлянд изоляторов приемного портала ячеек ОРУ-110 кВ (открытого распределительного устройства). Граница раздела между объектом генерации и Потребителями электрической энергии по болтовым соединениям в ячейках ГРУ (главного распределительного устройства) 6кВ ТЭЦ-2. Потребители присоединены к ГРУ 6кВ ТЭЦ-2 - объекту по производству электрической энергии (уровень напряжения СН2). Сетевая организация присоединена к объекту генерации к ОРУ-110 кВ (уровень напряжения ВН). Соответственно уровень напряжения в отношении точки поставки потребителям – ВН.

Согласно договора аренды имущества ПАО «Т Плюс» передало во временное владение и пользование принадлежащее ему имущество ОРУ-110 кВ ООО «Региональная распределительная сетевая компания». Согласно акта разграничения между сетевой организацией ПАО «МРСК Волги» и сетевой организацией ООО «РРСК» являются натяжные зажимы портальных гирлянд изоляторов приемного портала ячеек ОРУ-110 кВ. Согласно акта разграничения между сетевой организацией ООО «РРСК» и объектом генерации - ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс» являются болтовые соединения проходных изоляторов шинопровода 6 кВ в ячейках 6 кВ ГРУ-6 кВ ТЭЦ-Граница раздела между объектом генерации и Потребителями электрической энергии по болтовым соединениям в ячейках ГРУ (главного распределительного устройства) 6кВ ТЭЦ-2.

На заседание Комиссии представители НП «Совет рынка» не явились, представили письменную позицию. Указали, что в отношении оборудования станции Пензенская ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс» не имеет зарегистрированных групп точек поставки и не участвует в торговле на оптовом рынке электрической энергии, в связи с чем у организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка отсутствует информация об оборудовании указанной станции.

Также указали, что, по мнению Ассоциации «НП «Совет рынка», передача собственниками электрических станций сетевого оборудования, входящего в единый производственно-технологический комплекс электростанции, во владение третьих лиц (в том числе сетевых компаний) влечет существенные риски нарушения требований надежности и безопасности при эксплуатации энергетических объектов.

Ссылались на нормативные акты, согласно которым определено, что электростанция представляет собой комплекс взаимосвязанного оборудования, используемого для достижения одной цели – производства электрической или электрической и тепловой энергии. Выделение из указанного комплекса отдельных объектов снижает проектные показатели безопасности и работоспособности электростанции в целом.

Также в материалы дела представлена письменная позиция АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (Пензенской РДУ) из которой следует, что имущественный комплекс ПАО «Т Плюс» (Пензенской ТЭЦ-2), включающий энергоустановки, непосредственно вырабатывающие электрическую энергию, трансформаторы (в части ТДН15000/110), распределительные устройства (в части РУ 110 кВ) является единым производственно-технологическим комплексом, а оборудование открытого распределительного устройства, силовой трансформатор ТДН15000/110 Пензенской ТЭЦ-2 непосредственно участвуют в осуществлении деятельности по производству электрической энергии с использованием Пензенской ТЭЦ-2.

На заседании 08.11.2016 рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приняла решение о необходимости получения дополнительных документов и информации, в связи с чем Определением от 08.11.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 01.12.2016.

На заседании 01.12.2016 Комиссией установлено, что действия по заключению и исполнению договора аренды движимого имущества между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» могли привести к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Определением Комиссии от 01.12.2106 ООО «РРСК» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, рассмотрение дела отложено и назначено на 01.02.2017.

В связи с тем, что срок рассмотрения дела истекает 07.12.2016, Определением от 01.12.2016 срок рассмотрения дела продлен до 07.03.2017.

На заседании Комиссии 01.02.2017 представители ПАО «МРСК Волги» поддержали позицию, изложенную ранее. Указали, что переданное ПАО «Т Плюс» по договору аренды ООО «РРСК» имущество по-прежнему используется ПАО «Т Плюс» при производстве электрической энергии. Считают, что целью заключения между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» договора аренды имущества является извлечение дополнительного дохода за счет потребителей Пензенской области, в связи с чем, действиями ответчиков затрагиваются интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ПАО «Т Плюс» считает, что в действиях ПАО «Т Плюс» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указал, что совмещение деятельности по производству и передаче электроэнергии отсутствует.

Представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области указал, что расходы, которые составляли НВВ «РРСК», учтены при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Пензенской области.

Определением Комиссии от 01.02.2017 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела отложено и назначено на 16.02.2017.

На заседании Комиссии 16.02.2017 представители сторон поддержали позицию, изложенную ранее. Изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Определением от 16.02.2017 в соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела отложено и назначено на 06.03.2017.

В ходе рассмотрения дела № 2-03/07-2016 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

ОАО «ТГК-6» на основании решения годового общего собрания акционеров ОАО «Волжская ТГК» от 27.06.2014 присоединено к ОАО «Волжская ТГК».

15.06.2015 состоялась государственная регистрация смены наименования ОАО «Волжская ТГК» на ПАО «Т Плюс», а также адреса и места нахождения Общества.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ПАО «Т Плюс» является производство, передача и распределение электроэнергии.

ОАО «ТГК № 6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») владеет на праве собственности сооружением – производственно-технологическим комплексом №3-ТЭЦ-2 с сетями второго эксплуатационного района, включающего в себя расположенные по ул. Калинина, 116 Б и по ул. Чкалова, 30 А, объекты, что подтверждается Свидетельством от 26.08.2013 № 58 АБ № 509650 о государственной регистрации права.

В материалы дела также представлено свидетельство от 30.09.2015 о государственной регистрации права собственности ПАО «Т Плюс» на сооружение – производственно-технологический комплекс № 3-ТЭЦ-2 с сетями второго эксплуатационного района, включающий в себя расположенные по ул. Калинина, 116 Б, и по ул.Чкалова, 30 А, объекты, кадастровый номер <...> :29:00000001996.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.03.2016 № 26 утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии (Пензенская ТЭЦ-2, Котельная Арбеково, Кузнецкая ТЭЦ-3), принадлежащих на праве собственности ПАО «Т Плюс» на 01.05.2016, на 01.06.2016, на 01.07.2016.

Согласно Договору аренды № 6500-FA041/01-004/0016-2014 движимого имущества от 01.01.2014 (далее также - Договор) ОАО «ТГК-6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») (Арендодатель) передало ООО «РРСК» (Арендатор) в аренду сроком на 10 лет (с 01.01.2014) движимое имущество. Перечень имущества, переданного в аренду, указан в Приложении № 1 к Договору и содержит 17 объектов, в том числе:

- трансформатор силовой, тип ТДН 15000/110, инв. номер <...> , находящийся по адресу: г.Пенза, ул.Калинина, д.116-б,

- оборудование открытого распределительного устройства, напряжением 110 кВ (всего в составе 155 ед.), инв. номер <...> , находящееся по адресу: г.Пенза, ул.Калинина, д.116-б,

а также объекты, находящиеся по адресу: г.Пенза, ул.Калинина, д.116:

- выключатель масляный, тип МКП 110М1000/630, инв. номер <...> ,

- трансформатор силовой, тип ТДН 15000/110, инв. номер <...> ,

- ввода высоковольтные, тип БМТУ015110630, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор напряжения НАМИ-110-УХЛ1, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> ,

- трансформатор тока ТВ-110-1-5-600/5 У2, кл. 0,5 S, инв. номер <...> .

Переданное по Договору имущество входит в перечень имущества, входящего в состав станционных распределительных электрических устройств и других объектов схем выдачи мощности электрических стаций, принадлежащих Пензенскому филиалу ОАО «ТГК-6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс»).

Согласно пункту 1.3 Договора Арендодатель сдает Имущество в аренду для использования в целях передачи (распределения) электрической энергии.

Согласно приказу Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2014 № 186 необходимая валовая выручка ООО «РРСК» (без учета оплаты потерь) учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Пензенской области на 2015 год в размере 3 946,06 рублей.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31.12.2014 N 188 установлены и введены в действие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года долгосрочные параметры регулирования для ООО "РРСК" индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО "МРСК Волги"-"Пензаэнерго" и ООО "РРСК", на 2015 год и необходимая валовая выручка ООО «РРСК» на 2015 год - 6529,939 тыс. рублей, на 2016 год - 6817,256 тыс. рублей, на 2017 год - 7042,226 тыс. рублей.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31.12.2015 № 199 установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» и ООО «РРСК» на 1 и 2 полугодие 2016 года.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 13.01.2016 N 2 в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31.12.2015 N 199 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с календарной разбивкой: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. и с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г." внесено (далее - Приказ) следующее изменение: НВВ ООО "РРСК" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) учтена на 2015 год в размере 6529,94 тыс. рублей, на 2016 год - 22764,57 тыс. рублей, на 2017 год - 23501,48 тыс. рублей.

В материалы настоящего дела ООО «РРСК» письмом № 2274 от 28.06.2016 (исх. от 20.06.2016 № 264) представило перечень имущества, используемого при оказании услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области в 2016 году, в том числе указало подстанцию ПС 110/6кВ Пензенская ТЭЦ-2, в состав которой входит 17 объектов.

Таким образом, ООО «РРСК» получило возможность оказывать услуги по передаче электрической энергии на территории Пензенской области, в том числе с использованием имущества, находящегося на праве собственности ПАО «Т Плюс».

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии территории Пензенской области в границах присоединенных сетей ООО «РРСК». Анализ проведен в соответствии с пунктом 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, ООО «РРСК» в связи с заключением Договора аренды движимого имущества занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области в рамках границ присоединенных сетей.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ПАО «Т Плюс» помимо прочего осуществляет деятельность по производству электрической энергии. Территория, на которой ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность, входит в первую ценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности (Приложение N 1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172).

Из представленной в ходе рассмотрения дела информации следует, что ПАО «Т Плюс» согласно заключенным Договорам осуществляет деятельность по продаже электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что главное распределительное устройство напряжением 6 кВ, инв. номер <...> , находящееся в ТЭЦ-2, в аренду ООО «РРСК» не передано.

В соответствии с ГОСТ 24291-90 Межгосударственный стандарт "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" "электростанция" - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование по ГОСТ 19431.

Электрической частью электростанции (электрической сети) согласно ГОСТ 24291-90 является совокупность электрических устройств, входящих в состав электростанции.

ГОСТ 19431-84 Межгосударственный стандарт "Энергетика и электрификация. Термины и определения" содержит следующее определение энергоустановки "Энергоустановка" - это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

В соответствии с пунктом 2.5 Типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении РД 34.09.101-94, утвержденной Минтопэнерго России 02.09.1994, "станционная электросеть" - электрическая сеть электростанции, включающая совокупность электроустановок, предназначенных для распределения и передачи электроэнергии в границах балансовой принадлежности электростанции.

Методическими рекомендациями о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденными приказами Минюста России N 289, Минэкономразвития России N 422, Минимущества России N 224, Госстроя России N 243 от 30.10.2001 (далее - Методические рекомендации), установлено, что в состав энергетических производственно-технологических комплексов электростанций и электросетевых комплексов могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь.

Согласно пункту 4 указанных Методических рекомендаций в состав таких сложных вещей входят объекты движимого и недвижимого имущества, предназначенные в том числе для передачи электрической энергии на расстояние по линиям электропередачи, в том числе распределительные устройства.

Разделом 3 Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса", предусмотрено, что открытые распределительные устройства электростанций входят в состав единого производственно-технологического комплекса тепловых и электрических станций.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что электроэнергетическое оборудование – переданное ПАО «Т Плюс» по договору аренды № 6500-FA041/01-004/0016-2014 ООО "РРСК" движимое имущество, является составной частью электростанций Пензенская ТЭЦ-2.

Переданное по Договору имущество (ОРУ-110 кВ), а также имущество, оставшееся у ПАО «Т Плюс» (ГРУ-6 кВ), представляет собой единый комплекс – объект по производству, приему и распределению электрической энергии.

Статьей 14 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - АО "СО ЕЭС") возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.

Письмом от 07.11.2016 № 3787 (исх. от 01.11.2016 № Р43-б2-I-2-19-2177) Филиал АО "СО ЕЭС" Пензенское РДУ на запрос Пензенского УФАС России сообщило, что на Пензенской ТЭЦ-2 установлены турбогенераторы ТГ-1, ТГ-2 установленной генерирующей мощностью 8 МВт каждый, присоединение которых осуществлено к распределительному устройству уровня напряжения 6 кВ, которое присоединено к ОРУ-110 кВ через трансформаторы С1Т, С2Т (ТДН15000/110). ОРУ-110 кВ выполнено по схеме «две секции шин с обходной системой шин».

Энергоустановки, непосредственно вырабатывающие электрическую энергию (далее – основная часть электростанции) и ОРУ 110 кВ Пензенской ТЭЦ-2 имеют общую систему сбора и подачи телеметрической информации.

Собственные нужды ОРУ-110 кВ Пензенской ТЭЦ-2 и основной части электростанции запитаны от общей схемы питания собственных нужд, обеспечивающих бесперебойную работу основного оборудования.

Цепи оперативного тока, обеспечивающие питание цепей управления, автоматики, сигнализации и защит Пензенской ТЭЦ-2 для распределительного устройства и основной части электростанции имеют один источник питания.

Устройства релейной защиты и автоматики генерирующего и электросетевого оборудования Пензенской ТЭЦ-2, устройства синхронизации технологически связаны между собой.

Взаимодействие по управлению режимом работы генерирующего оборудования и оборудования ОРУ-110 кВ, отнесенного к объектам диспетчеризации, организовано между диспетчерским персоналом Пензенского РДУ и оперативным персоналом электростанции по единым (общим для основной части электростанции и ОРУ) каналам связи (передачи голосовых команд, разрешений, оперативных сообщений) по маршруту «главный щит станции – диспетчерский центр».

Оперативное обслуживание ОРУ-110 кВ и основной части Пензенской ТЭЦ-2 выполняется одним и тем же станционным оперативным персоналом, выполняющим оперативное обслуживание электроустановок.

Технологические взаимоотношения между Пензенским РДУ и организацией, осуществляющей эксплуатацию Пензенской ТЭЦ-2 (включая ОРУ-110кВ и трансформаторное оборудование), урегулированы «Положением о взаимоотношениях Филиала АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ, Представительства АО «СО ЕЭС» в Республике Мордовия с филиалом «Пензенский» ПАО «Т Плюс», филиалом «Мордовский» ПАО «Т Плюс» при осуществлении функций оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России».

С учетом изложенного Филиалом АО "СО ЕЭС" Пензенское РДУ установлено, что имущественный комплекс ПАО "Т Плюс" (Пензенская ТЭЦ-2), включающий энергоустановки, непосредственно вырабатывающие электрическую энергию, трансформаторы (в части ТДН 15000/110), распределительные устройства (в части РУ-110кВ) является единым производственно-технологическим комплексом, а оборудование открытого распределительного устройства, силовой трансформатор ТДН 15000/110 Пензенской ТЭЦ-2 непосредственно участвуют в осуществлении деятельности по производству электрической энергии с использованием Пензенской ТЭЦ-2.

Таким образом, Комиссией на основании представленных документов, материалов и пояснений установлено, что переданное в аренду ООО «РРСК» движимое имущество является неотъемлемой составной частью Пензенской ТЭЦ-2 и в качестве самостоятельных объектов электросетевого хозяйства рассматриваться не может.

В соответствии со статьей 6 Закона № 36-ФЗ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Учитывая, что переданное ПАО «Т Плюс» в аренду ООО «РРСК» оборудование является неотъемлемой составной частью электростанции ПАО «Т Плюс» Пензенская ТЭЦ-2, и не может быть фактически использовано при передаче электрической энергии нарушения требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ в действиях ПАО «Т Плюс» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено.

Вместе с тем, наличие установленного тарифа на передачу электрической энергии и заключенного Договора аренды движимого имущества позволило ООО «РРСК» иметь одновременно на праве аренды имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству электрической энергии.

Исходя из изложенного в действиях ООО «РРСК» усматриваются признаки нарушения требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ.

Переданное по Договору имущество входит в перечень имущества, входящего в состав станционных распределительных электрических устройств и других объектов схем выдачи мощности электрических стаций, принадлежащих Пензенскому филиалу ОАО «ТГК-6» (в настоящее время ПАО «Т Плюс»).

При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что между ПАО «Т Плюс» (Исполнитель) и ООО «РРСК» (Заказчик) 18.04.2014 заключен Договор № 6500-FA051/01-013/0037-2014 о предоставлении услуг по содержанию, эксплуатации и ремонтам объектов электросетевого хозяйства (далее также – Договор о содержании объектов).

Согласно пункту 1.1. Договора о содержании объектов Исполнитель обязуется по заданию Заказчика обеспечивать и проводить комплекс услуг, необходимых для содержания и технической эксплуатации электрооборудования, перечень которого содержится в Приложении № 2, предназначенного для передачи электроэнергии.

Пунктом 8.1. Договора о содержании объектов установлено, что «Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2014 года и действует до 31.12.2014 года включительно».

Согласно пунктам 4.1., 4.2. Договора о содержании объектов стоимость услуг составляет 331 304,67 рублей в месяц с учетом НДС.

Перечень электросетевого имущества, указанного в Приложении № 2 к Договору № 6500-FA051/01-013/0037-2014 о предоставлении услуг по содержанию, эксплуатации и ремонтам объектов электросетевого хозяйства, состоит из 17 объектов и совпадает с перечнем движимого имущества, переданного ПАО «Т Плюс» по договору аренды № 6500-FA041/01-004/0016-2014 ООО «РРСК».

31.03.2015 между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» заключено Дополнительное соглашение № 6500-FA051/01-013/0037-2014/002 к Договору о содержании объектов.

Согласно пунктам 3, 5 указанного Дополнительного соглашения стоимость услуг по договору с 01.01.2015 года составила 389 916,06 рублей в месяц с учетом НДС.

06.05.2015 между ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» заключено Дополнительное соглашение к Договору о содержании объектов, условия которого применяются к отношениям сторон с 01.01.2016 года.

В соответствии с Дополнительным соглашением от 06.05.2015 помимо прочего изменен Перечень обслуживаемого электросетевого имущества и цена договора.

Согласно Дополнительному соглашению в перечень электросетевого имущества включена Подстанция ПС 110/35/10/6кВ Пензенская ТЭЦ-1. Цена Договора о содержании объектов с 01.01.2016 года составила 1 221 120,47 рублей в месяц с учетом НДС.

Согласно письму ООО «РРСК» от 30.11.2016 № 4072 (исх. от 15.11.2016 № 425) по состоянию на 15.11.2016 в штате Пензенского филиала ООО «РРСК» числятся директор филиала и начальник производственно-технической службы. В штате Московского офиса ООО «РРСК» числятся 20 работников, технические специалисты среди них отсутствуют.

Как было указано выше, по информации Филиала АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ оперативное обслуживание ОРУ-110 кВ и основной части Пензенской ТЭЦ-2 выполняется одним и тем же станционным оперативным персоналом, выполняющим оперативное обслуживание электроустановок.

По мнению Ассоциации «НП «Совет рынка» изложенной в письменной позиции по делу от 07.11.2016 № 3786 (исх. от 26.10.2016 № СР-02/16-4596), передача собственниками электрических станций сетевого оборудования, входящего в единый производственно-технологический комплекс электростанции, во владение третьих лиц (в том числе сетевых компаний) влечет существенные риски нарушения требований надежности и безопасности при эксплуатации энергетических объектов. Электростанция представляет собой комплекс взаимосвязанного оборудования, используемого для достижения одной цели – производства электрической или электрической и тепловой энергии. Выделение из указанного комплекса отдельных объектов снижает проектные показатели безопасности и работоспособности электростанции в целом.

Выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.

Из пояснений ПАО «МРСК Волги» (письмо от 28.11.2016 № МР6/124/103/752) следует, что дополнительные расходы филиала «Пензаэнерго» на оплату услуг ООО «РРСК» в связи с утверждением индивидуальных тарифов для ООО «РРСК» на 2015 год составили 8 653,497 тысяч рублей. Расчетная нагрузка на потребителей электроэнергии в данном периоде регулирования составила 2,17 руб/МВтч. А дополнительные расходы филиала «Пензаэнерго» на оплату услуг ООО «РРСК» в связи с утверждением индивидуальных тарифов для ООО «РРСК» на 2016 год составили 38 942,54 тысяч рублей. Расчетная нагрузка на потребителей электроэнергии в данном периоде регулирования составила 9,94 руб/МВтч.

Таким образом, действия ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» привели к увеличению затрат ПАО «МРСК Волги» на передачу электрической энергии.

По информации ООО «РРСК» от 13.02.2017 №348э (исх. от 08.02.2017 № 39) сумма выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии посредством ПС 110/6кВ Пензенская ТЭЦ-2 за 2014, 2015,2016 годы составила 12 161 605,13 рублей.

В ходе рассмотрения дела Комиссией в действиях ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК», выразившихся в заключении соглашения о передаче в аренду оборудования Пензенской ТЭЦ-2, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции, в частности к навязыванию ПАО «МРСК Волги» необоснованной платы за услуги по передаче электрической энергии, усмотрены признаки нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением Комиссии от 06.03.2017 дело в отношении ПАО «Т Плюс» и ООО «РРСК» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выделено в отдельное производство.

Необходимым условием для квалификации действий хозяйствующих субъектов по заключению соглашения как нарушение части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что такое соглашение приводит к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Понятие "манипулирование ценами на оптовом рынке электроэнергии и мощности" отражено в статье 3 Закона об электроэнергетике.

В частности, Законом определено, что манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) – это совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем:

подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

В ходе рассмотрения дела доминирующее положение ПАО «Т Плюс» на розничном рынке электрической энергии на территории Пензенской области не установлено. Рассматриваемые действия ООО «РРСК» и ПАО «Т Плюс» по заключению соглашения о передаче в аренду ООО «РРСК» оборудования Пензенской ТЭЦ-2 указанным в Законе определениям не соответствуют.

Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ответчиков нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела в отношении Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, 143421, Московская обл., Красногорский р-он, Автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-ленд, строение 3) прекратить в связи с отсутствием нарушения требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

2. Рассмотрение дела в отношении Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, 143421, Московская обл., Красногорский р-он, Автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-ленд, строение 3) и Общества с ограниченной ответственностью «Региональная распределительная сетевая компания» (143421, Московская обл., Красногорский р-н, Автодорога Балтия, территория бизнес-центра Рига-Ленд, строение «Б», ИНН 5907024108) прекратить в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии (...)

 

Члены комиссии (...)

(...)

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны