Определение б/н Определение о назначении дела № 2-03/09-2016 в отношении О... от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 2-03/09-2016 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

20 июня 2016 года

г. Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы
по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

 

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступили документы и материалы в отношении ОАО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «ГЦКУЭР» является платежным агентом и состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО под № 416009413 с 16.05.2014 г. как оператор по приему платежей.

Пензенским УФАС России установлено, что Общество оказывает агентские услуги по приему платежей физических лиц на основании заключенных договоров с ООО «МУП Октябрьский», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ОАО «Жильё-11» по ОЖФ, ОАО «Жильё-12» по ОЖФ, ОАО «Жильё-15» по ОЖФ, ОАО «Жильё-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жильё-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «Железнодорожная», ООО «ОЖФ», ООО УК «Первомайская», ООО «УО «АльфаПлюс», МУП «Заря» по ОЖФ, МУП «Жилье-17» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьского района», ООО «МУП Ленинского района», ООО «МУП Первомайского района», ООО «МУП Железнодорожного района», ООО «УК «Западная», МУП «Жилсервис по общестроительным работам в ЖХ», ООО УК «Жилье-10».

Предметом агентских договоров является осуществление ОАО «ГЦКУЭР» (Агента) по поручению Принципала от его имени и за его счет действий, в том числе по расчету и начислению платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам потребителей Принципала; производству печати и конвертирования счетов-квитанций потребителям Принципала за жилищные и коммунальные услуги.; приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала и перечислению денежных средств потребителей на расчетный счет Принципала и других лиц.

Таким образом, Общество привлечено вышеуказанными лицами в качестве платежного агента.

По информации, полученной от ОАО «ГЦКУЭР» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/39-2015 прием платежей собственников (нанимателей) за жилищно-коммунальные услуги осуществляется на счета Общества: № 408 218 104 122 4 000000 7, № 407 028 107 122 4 000 34 70 (прием платежей по жилищным услугам); № 408 218 105 122 4 000000 4,  № 407 028 109 122 4 000 34 74 (прием платежей по отоплению и горячему водоснабжению); № 408 218 102 122 4 000000 3, № 407 028 106 122 4 000 34 73 (прием платежей по холодному водоснабжению и водоотведению); № 408 218 108 122 4 000000 5, № 407 028 103 122 4 000 34 72 (прием платежей по электроснабжению).

Заключенными ОАО «ГЦКУЭР» агентскими договорами предусмотрено право Агента (Общества) для осуществления приема платежей за жилищные и коммунальные услуги потребителей Принципала привлекать других лиц – платежных субагентов.

Согласно пояснениям ОАО «ГКЦУЭР», полученным в ходе рассмотрения дела № 2-03/39-2015, в рамках исполнения заключенных с вышеперечисленными лицами договоров ОАО «ГЦКУЭР» заключен субагентский договор от 09.08.2013 № 106 об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов, согласно которому Общество поручило ФГУП «Почта России» прием и перевод денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги на специальные банковские счета ОАО «ГЦКУЭР» открываемые платежному агенту:  № 408 218 104 122 4 000000 7, № 408 218 105 122 4 000000 4, № 408 218 102 122 4 000000 3, № 408 218 108 122 4 000000 5 (открытые в Филиале ОАО «Банк ВТБ» г. Н. Новгород по договорам специального банковского счета, открываемого платежному агенту в валюте Российской Федерации от 12.08.2014 № 678406/13, № 678406/6, № 678406/2, № 678406).

По условиям договора от 09.08.2013 № 106 ОАО «ГЦКУЭР» является Клиентом, ФГУП «Почта России» выступает Платежным агентом.

В соответствии с разделом 3 Договора от 09.08.2013 № 106 ФГУП «Почта России» обязуется организовывать работу по приему и переводу денежных средств Плательщиков (физических лиц, осуществляющих от имени Абонента перевод денежных средств в пользу Клиента; Абонент – физическое лицо, являющееся пользователем услуг Клиента); осуществлять перевод денежных средств Плательщиков на счет Клиента.

В указанном договоре порядок оплаты услуг ФГУП «Почта России» не предусмотрен.

Согласно письму ФГУП «Почта России» от 15.04.2016 № 1.5.6.6.23.3.2-07/127 вознаграждение за услуги предприятия по приему платежей в отделениях почтовой связи по договору с ОАО «ГЦКУЭР» от 09.08.2013 № 106 взимается с плательщика (физического лица) в момент внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 1,18% с учетом НДС.

Указанное обстоятельство противоречит положениям вышеуказанных агентских договоров ОАО «ГЦКУЭР», по условиям которых действия по приему платежей осуществляются ОАО «ГЦКУЭР» (либо привлеченным им платежным субагентом) за счет Принципала (т.е. исполнителя жилищно-коммунальных услуг).

В материалах дела имеются документы из которых установлено, что ОАО «ГЦКУЭР» обратилось в адрес ФГУП «Почта России» с предложением об установлении комиссионного сбора для граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги за агентские услуги Предприятия по приему платежей, оказываемые в рамках договора с ОАО «ГЦКУЭР» от 09.08.2013 № 106 (письмо от 20.06.2013 № 18-1434).

Рассмотрев данное предложение, ФГУП «Почта России» приняла его и установила вознаграждение Предприятия за услуги, оказываемые для ОАО «ГЦКУЭР» в рамках агентского договора, взимаемое с плательщиков в момент оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 1,18 % с учетом НДС.

В результате достигнутого между ОАО «ГЦКУЭР» и ФГУП «Почта России» соглашения бремя расходов на оплату агентских услуг ФГУП «Почта России» за прием платежей по договору с ОАО «ГЦКУЭР» ложится непосредственно на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, что противоречит положениям агентских договоров, заключенных ОАО «ГЦКУЭР» и ООО «МУП Октябрьский», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ОАО «Жильё-11» по ОЖФ, ОАО «Жильё-12» по ОЖФ, ОАО «Жильё-15» по ОЖФ, ОАО «Жильё-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жильё-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «Железнодорожная», ООО «ОЖФ», ООО УК «Первомайская», ООО «УО «АльфаПлюс», МУП «Заря» по ОЖФ, МУП «Жилье-17» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьского района», ООО «МУП Ленинского района», ООО «МУП Первомайского района», ООО «МУП Железнодорожного района», ООО «УК «Западная», МУП «Жилсервис по общестроительным работам в ЖХ», ООО УК «Жилье-10», согласно которым действия по приему платежей осуществляются за счет Принципала, и требованиям действующего законодательства.

ОАО «ГЦКУЭР» в свою очередь не несет затрат, связанных с деятельностью платежного агента по приему платежей физических лиц (в частности затрат на организацию мест приема платежей, осуществление фактического приема платежей, на использование контрольно-кассовой техники, на сдачу полученных от плательщиков денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет (счета), либо на оплату услуг платежного субагента, что предусмотрено Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории Пензенской области. Анализ проведен в соответствии с пунктом 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения. При проведении анализа определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, барьеры входа на товарный рынок, в частности установлено, что одним из барьеров входа на данный товарный рынок является необходимость обеспечения хозяйствующим субъектом приема наличных денежных средств, для чего требуются первоначальные капитальные вложения на оборудование мест приема платежей, установку контрольно-кассовых аппаратов, платежных терминалов и др.,  определены продуктовые границы товарного рынка как агентская услуга по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, географические границы товарного рынка определены в пределах Пензенской области. По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 20.04.2016 г.

В ходе проведения анализа также было установлено, что участниками рассматриваемого товарного рынка являются юридические лица, за исключением кредитных организаций, или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц - платежные агенты (операторы по приему платежей и платежные субагенты).

Потребителями агентских услуг являются управляющие и обслуживающие организации, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (статья 2 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (часть 1).

Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке (часть 5 статьи 4 Закона № 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (часть 7 статьи 4 Закона № 103-ФЗ).

 Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (часть 8 статьи 4 Закона № 103-ФЗ).

Статьей 1009 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом.

В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.

При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения (статья 1006 ГК РФ).

Реализация соглашения ОАО «ГЦКУЭР» и ФГУП «Почта России» создает преимущественные условия для осуществления ОАО «ГЦКУЭР» деятельности на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории Пензенской области.

Рассматриваемым соглашением в результате возложения на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги оплаты вознаграждения ФГУП «Почта России» за агентские услуги по приему и переводу денежных средств, которые Предприятие оказывает ОАО «ГЦКУЭР», стороны фактически определили иные общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что признаком ограничения конкуренции является определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.

На основании изложенного издан приказ Пензенского УФАС России от 17.06.2016 г. № 97 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «ГЦКУЭР» и ФГУП «Почта России» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении  и участии в соглашении о возложении оплаты вознаграждения ФГУП «Почта России» за услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые по договору ОАО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 2-03/09-2016 к рассмотрению на 06.07.2016 г. в 15 час. 30 мин. по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 127, к. 304.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Открытое акционерное общество «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ОГРН  1095836001106 ИНН 5835081143 г. Пенза, ул. Воровского, 28А).

 

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН 1037724007276 ИНН 7724261610 г. Москва, Варшавское шоссе, 37; г. Пенза, ул. Куприна/Сборная,     д. 1/2А).

 

4. ОАО «ГЦКУЭР» представить в срок до 04.06.2016 г. следующие копии документов и материалы:

4.1. Копии действующих агентских договоров Общества по состоянию на 15.06.2016 г. (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

4.2. Переписку с ФГУП «Почта России» по вопросу установления вознаграждения Предприятия за агентские услуги по приему платежей физических лиц по договору с ОАО «ГЦКУЭР» и взимания комиссионного сбора с плательщиков – собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах.

4.3. Письменную позицию по рассматриваемому делу.

4.4. Иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому делу.

 

5. ФГУП «Почта России» представить в срок до 04.06.2016 г. следующие копии документов и материалы:

5.1. Перечень контрагентов, которым Предприятие оказывает агентские или субагентские услуги по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории Пензенской области (отдельно по каждому виду услуг);

5.2. Сведения о порядке оплаты услуг ФГУП «Почта России» по приему и переводу платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги на территории Пензенской области по договорам с иными контрагентами (с указанием размера вознаграждения Предприятия и сведения о лицах, уплачивающих вознаграждение (граждане или контрагенты по договорам) по всем агентским и субагентским договорам, по которым предприятие оказывает соответствующие на территории Пензенской области);

5.3. Сведения о сумме выручки от оказания субагентских услуг по приему (сбору) платежей за жилищные и коммунальные услуги на территории Пензенской области за 2015 год и 1-ый квартал 2016 года;

5.4. Информацию о том, осуществляется ли ФГУП «Почта России» прием денежных средств за оплату жилищно-коммунальных услуг с зачислением на свои счета (если да, то указать сумму денежных средств, поступивших на счета за 2015 год и 1-ый квартал 2016 года (отдельно по каждому счету с указанием его номера).

5.5. Письменную позицию по рассматриваемому делу.

5.6. Иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому делу.

 

   Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

Явка сторон по делу или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны