Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 2-03/09-2016 от 25 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 2-03/09-2016

12 октября 2016 г.

г. Пенза

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

-  – руководителя управления, председателя Комиссии;

- – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

-  – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

при участии:

со стороны ФГУП «Почта России»:

            - – представителя по доверенности;

            -  – представителя по доверенности;

со стороны АО «ГЦКУЭР» представитель не явился (доказательства надлежащего уведомления отсутствуют)

установила:

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пензенской области поступили документы и материалы в отношении ОАО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ОАО «ГЦКУЭР» и ФГУП «Почта России» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 17.06.2016 г. № 97 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «ГЦКУЭР» и ФГУП «Почта России» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении о возложении оплаты вознаграждения ФГУП «Почта России» за услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые по договору ОАО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции.

Определением от 20.06.2016 рассмотрение дела назначено на 06.07.2016 г.

Определением от 06.07.2016 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации отложено и назначено на 16.08.2016 г.

Определением от 16.08.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 14.09.2016г.

Определением от 14.09.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 07.10.2016г.

На заседании Комиссии 07.10.2016г. представители ФГУП «Почта России» поддержали доводы, изложенные ранее. Просили рассмотрения дела в отношении Предприятия прекратить в связи с тем, что Предприятие до возбуждения дела не владело информацией об условиях договоров, заключенных АО «ГЦКУЭР» и управляющими компаниями, Предприятие действовало в рамках Закона № 103-ФЗ.

АО «ГЦКУЭР» является платежным агентом и состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО под № 416009413 с 16.05.2014 г. как оператор по приему платежей.

Пензенским УФАС России установлено, что Общество оказывает агентские услуги по приему платежей физических лиц на основании заключенных договоров с ООО «МУП Октябрьский», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ОАО «Жильё-11» по ОЖФ, ОАО «Жильё-12» по ОЖФ, ОАО «Жильё-15» по ОЖФ, ОАО «Жильё-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жильё-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «Железнодорожная», ООО «ОЖФ», ООО УК «Первомайская», ООО «УО «АльфаПлюс», МУП «Заря» по ОЖФ, МУП «Жилье-17» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьского района», ООО «МУП Ленинского района», ООО «МУП Первомайского района», ООО «МУП Железнодорожного района», ООО «УК «Западная», МУП «Жилсервис по общестроительным работам в ЖХ», ООО УК «Жилье-10».

Предметом агентских договоров является осуществление АО «ГЦКУЭР» (Агента) по поручению Принципала от его имени и за его счет действий, в том числе по расчету и начислению платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам потребителей Принципала; производству печати и конвертирования счетов-квитанций потребителям Принципала за жилищные и коммунальные услуги.; приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала и перечислению денежных средств потребителей на расчетный счет Принципала и других лиц.

Таким образом, Общество привлечено вышеуказанными лицами в качестве платежного агента.

По информации, полученной от АО «ГЦКУЭР» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/39-2015 прием платежей собственников (нанимателей) за жилищно-коммунальные услуги осуществляется на счета Общества: № 408 218 104 122 4 000000 7, № 407 028 107 122 4 000 34 70 (прием платежей по жилищным услугам); № 408 218 105 122 4 000000 4,  № 407 028 109 122 4 000 34 74 (прием платежей по отоплению и горячему водоснабжению); № 408 218 102 122 4 000000 3, № 407 028 106 122 4 000 34 73 (прием платежей по холодному водоснабжению и водоотведению); № 408 218 108 122 4 000000 5, № 407 028 103 122 4 000 34 72 (прием платежей по электроснабжению).

Заключенными АО «ГЦКУЭР» агентскими договорами предусмотрено право Агента (Общества) для осуществления приема платежей за жилищные и коммунальные услуги потребителей Принципала привлекать других лиц – платежных субагентов.

Согласно пояснениям АО «ГКЦУЭР», полученным в ходе рассмотрения дела № 2-03/39-2015, в рамках исполнения заключенных с вышеперечисленными лицами договоров ОАО «ГЦКУЭР» заключен субагентский договор от 09.08.2013 № 106 об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов, согласно которому Общество поручило ФГУП «Почта России» прием и перевод денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги на специальные банковские счета АО «ГЦКУЭР» открываемые платежному агенту:  № 408 218 104 122 4 000000 7,                                № 408 218 105 122 4 000000 4, № 408 218 102 122 4 000000 3, № 408 218 108 122 4 000000 5 (открытые в Филиале ОАО «Банк ВТБ» г. Н. Новгород по договорам специального банковского счета, открываемого платежному агенту в валюте Российской Федерации от 12.08.2014 № 678406/13, № 678406/6, № 678406/2, № 678406).

По условиям договора от 09.08.2013 № 106 АО «ГЦКУЭР» является Клиентом, ФГУП «Почта России» выступает Платежным агентом.

В соответствии с разделом 3 Договора от 09.08.2013 № 106 ФГУП «Почта России» обязуется организовывать работу по приему и переводу денежных средств Плательщиков (физических лиц, осуществляющих от имени Абонента перевод денежных средств в пользу Клиента; Абонент – физическое лицо, являющееся пользователем услуг Клиента); осуществлять перевод денежных средств Плательщиков на счет Клиента.

В указанном договоре порядок оплаты услуг ФГУП «Почта России» не предусмотрен.

Согласно письму ФГУП «Почта России» от 15.04.2016 № 1.5.6.6.23.3.2-07/127 вознаграждение за услуги предприятия по приему платежей в отделениях почтовой связи по договору с ОАО «ГЦКУЭР» от 09.08.2013 № 106 взимается с плательщика (физического лица) в момент внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 1,18% с учетом НДС.

Указанное обстоятельство противоречит положениям вышеуказанных агентских договоров АО «ГЦКУЭР», по условиям которых действия по приему платежей осуществляются АО «ГЦКУЭР» (либо привлеченным им платежным субагентом) за счет Принципала (т.е. исполнителя жилищно-коммунальных услуг).

В материалах дела имеются документы из которых установлено, что АО «ГЦКУЭР» обратилось в адрес ФГУП «Почта России» с предложением об установлении комиссионного сбора для граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги за агентские услуги Предприятия по приему платежей, оказываемые в рамках договора с АО «ГЦКУЭР» от 09.08.2013 № 106 (письмо от 20.06.2013 № 18-1434).

Рассмотрев данное предложение, ФГУП «Почта России» приняла его и установила вознаграждение Предприятия за услуги, оказываемые для АО «ГЦКУЭР» в рамках агентского договора, взимаемое с плательщиков в момент оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 1,18 % с учетом НДС.

При этом, из пояснений ФГУП «Почта России» следует, что Предприятие не обладало информацией об условиях агентских договоров, заключенных АО «ГЦКУЭР» и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, по условиям которых АО «ГЦКУЭР» за вознаграждение оказывает услуги платежного агента, в том числе прием и перевод денежных средств от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги – физических лиц, исполнителям жилищно-коммунальных услуг, а последние в свою очередь вносят плату за данные услуги в рамках агентских договоров АО «ГЦКУЭР».

В связи с изложенным, Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела            № 2-03/09-2016 пришла к выводу о необходимости прекращения участия в деле ответчика ФГУП «Почта России» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Предприятия. Определение о прекращении участия ФГУП «Почта России» в деле в качестве ответчика приобщено к материалам настоящего дела.

Как указано выше, АО «ГЦКУЭР» является платежным агентом и по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на основании заключенных договоров.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности условия, предусмотренные частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области установлено, что АО «ГЦКУЭР» (ранее – ОАО «ГЦКУЭР») в соответствии с частью 3 статьи 5 занимает доминирующее положение на данном товарном рынке. Его совокупная доля с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составляла 94,84%.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «ГЦКУЭР» приняв обязательства по договорам с исполнителями коммунальных услуг об оказании агентских услуг по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги за плату, взимаемую с данных исполнителей коммунальных услуг, неправомерно инициировало возложение обязанности оплаты вознаграждения за услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору с АО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

На заседание Комиссии представитель АО «ГЦКУЭР» не явился, доказательства надлежащего уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела в материалах дела отсутствуют, в связи с чем Комиссия считает невозможным рассмотрение дела в данном заседании и необходимым отложить рассмотрение дела.

 

определила:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 2-03/09-2016.

  2. Назначить рассмотрение дела № 2-03/09-2016 на 9.11.2016 года в 15 часов 00 минут.

  3. Прекратить рассмотрение дела в отношении АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

  4. Переквалифицировать рассматриваемые действия АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции на часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  5. Привлечь к участию в деле Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН 1037724007276 ИНН 7724261610 г. Москва, Варшавское шоссе, 37; г. Пенза, ул. Куприна/Сборная, д. 1/2А) в качестве заинтересованного лица.

  6. АО «ГЦКУЭР» представить в срок до 8.11.2016 г. следующие материалы:

    1. Письменную позицию АО «ГЦКУЭР» по рассматриваемому делу относительно нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неправомерном инициировании возложения обязанности оплаты вознаграждения за услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору с АО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

    2. Копии счетов на оплату за агентские услуги, выставляемых АО «ГЦКУЭР» в адрес управляющих компаний за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг. (2-3 копии на выбор).

  7. ФГУП «Почта России» представить в срок до 8.11.2016 г. следующие материалы:

    1. Письменную позицию по рассматриваемому делу.

    2. Копии платежных документов, выставляемых ФГУП «Почта России» плательщикам при оплате за жилищно-коммунальные услуги, по договору с АО «ГЦКУЭР» за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг. (2-3 копии на выбор).

       

       

      Явка, представителей по делу (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

       

      Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

       

      Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       

      Явка, представителей по делу (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

      Председатель Комиссии                                                                                            

      Члены комиссии                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны