Решение №2-03/12-2016 Решение от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» января 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- (...) – руководителя управления, председателя Комиссии;

- (...) – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- (...) – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 2-03/12-2016 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием по очистке города (ОГРН 1025801438563, ИНН 5837003711, г.Пенза, ул.Индустриальная, 38) (далее – МУП по очистке города, Предприятие) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» (ИНН 5837040093) (далее – ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», ООО «КПО «Новая волна», Общество) невыгодных условий договора в части предъявления необоснованной платы за утилизацию (захоронение) отходов,

в присутствии на заседании со стороны ООО «КПО «Новая волна»:

- (...) – представителя по доверенности от 28.01.2017 б/н;

со стороны МУП по очистке города:

- (...) – представителя по доверенности от 05.02.2016 № 001;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» по вопросу проверки на соответствие действующему законодательству действий МУП по очистке города.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что в период с августа 2015 года по февраль 2016 года МУП по очистке города не имело законных оснований осуществлять утилизацию (захоронение) отходов и взимать с ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» плату за оказываемые услуги в размере 171 рубль 12 копеек с учетом НДС.

По результатам рассмотрения обращения в действиях МУП по очистке города выявлены признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании ООО «КПО «Новая волна» невыгодных условий договора в части предъявления платы за утилизацию (захоронение) отходов.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции МУП по очистке города выдано Предупреждение № 2-18/15-2016 (от 17.06.2016 № 2201-2) о принятии мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства в срок до 20 июля 2016 года.

В установленный срок информация от МУП по очистке города об исполнении предупреждения Пензенского УФАС России № 2-18/15-2016 не поступила.

06.07.2016 в Пензенское УФАС России поступило заявление МУП по очистке города в Арбитражный суд Пензенской области об отмене Предупреждения № 2-18/15-2016.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приказом Пензенского УФАС России от 03.08.2016 года № 117 возбуждено дело № 2-03/12-2016 по признакам нарушения МУП по очистке города требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в результате навязывания ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» невыгодных условий договора в части предъявления платы за утилизацию (захоронение) отходов.

Определением от 03.08.2016 рассмотрение дела назначено на 07.09.2016.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Арбитражным судом Пензенской области заявление МУП по очистке города об отмене предупреждения № 2-18/15-2016 принято, возбуждено производство по делу № А49-8049/2016.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 07.09.2016 рассмотрение дела № 2-03/12-2016 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела № А49-8049/2016.

В связи с вступлением в силу решения Арбитражного суда Пензенской области от 10.11.2016 по делу № А49-8049/2016 определением Комиссии от 16.11.2016 рассмотрение дела возобновлено и назначено на 30.11.2016.

На заседании Комиссии 30.11.2016 представитель МУП по очистке города указал, что в период с августа 2015 года по февраль 2016 года Предприятие оказывало услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на основании лицензии от 12.08.2015, в связи с чем в действиях Предприятия признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Представитель ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» на заседании Комиссии 30.11.2016 поддержал позицию, изложенную в заявлении от 18.03.2016. Считает, что действия МУП по очистке города по применению тарифа на размещение (захоронение) отходов при отсутствии возможности осуществлять захоронение отходов на полигоне, не внесенном в реестр ГРОРО, привели к ущемлению интересов ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» и предъявлению завышенной платы.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации определением Комиссии от 30.11.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 20.12.2016.

19.12.2016 от МУП по очистке города поступило ходатайство о необходимости запросить у ООО «КПО «Новая волна» договоры на оказание услуг по вывозу ТБО с указанием стоимости оказываемых услуг в период с 2015 года по февраль 2016 года.

На заседании Комиссии 20.12.2016 представители лиц, участвующих в деле, поддержали позицию, изложенную ранее. Рассмотрев ходатайство МУП по очистке города Комиссия приняла решение в удовлетворении отказать.

На заседании Комиссии 20.12.2016 изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения, Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его. Определением от 20.12.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 30.12.2016.

ООО «КПО «Новая волна» 28.12.2016 (исх. от 23.12.2016 № 113/16-И) представило информацию о том, что поддерживает выводы Комиссии, изложенные в Заключении об обстоятельствах дела, в полном объеме.

МУП по очистке города 27.12.2016 (исх. от 26.12.2016 б/н) сообщило о несогласии с Заключением об обстоятельствах дела.

В ходе рассмотрения дела № 2-03/12-2016 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

МУП по очистке города является хозяйствующим субъектом, который осуществляет предпринимательскую деятельность на рынке услуг по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности МУП по очистке города является уборка территорий и аналогичная деятельность (ОКВЭД 90.00.3).

В соответствии «ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) деятельность по утилизации твердых бытовых отходов идентифицируется кодом 90.02 «Сбор и обработка прочих отходов».

Из представленных материалов следует, что МУП по очистке города осуществляет деятельность по утилизации ТБО на территории города Пенза.

В ходе проведения анализа состояния конкурентной среды было установлено, что доля МУП по очистке города на товарном рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов в географических границах города Пензы области составляет 100%.

На основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Таким образом, МУП по очистке города занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по утилизации ТБО на территории г. Пенза и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара.

МУП по очистке города оказывает услуги по утилизации ТБО на основании заключенных договоров с потребителями.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных постановлением Правительства от 14.07.2008 г. № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, относятся тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

Согласно представленному Договору на оказание услуг по утилизации ТБО от 22 мая 2014 года № 7757/РО с ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» МУП по очистке города принимает на себя обязательство оказания услуг по утилизации на территории полигона ТБО отходов 3-5 классов опасности, согласно лицензии № ОП-50-001047(58) (далее – Договор).

Стоимость утилизации (захоронения) одной тонны отходов согласно пункту 2.1. Договора на оказание услуг по утилизации ТБО определяется согласно действующим тарифам, утвержденным приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31 января 2014 года № 5 «Об установлении одноставочных тарифов на услугу по утилизации твердых бытовых отходов».

Указанным приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области установлены и введены в действие одноставочные тарифы на услугу по утилизации ТБО, оказываемую МУП по очистке города потребителям на территории г. Пензы, с календарной разбивкой:

- с 1 марта 2014 года по 30 июня 2014 года в размере – 163,22 руб. за 1 тонну с учетом НДС;

- с 1 июля 2014 года по 28 февраля 2015 года в размере – 167, 42 руб. за 1 тонну с учетом НДС.

- с 1 марта 2015 года по 30 июня 2016 года в размере - 167, 42 руб. за 1 тонну с учетом НДС.

- с 1 июля 2015 года по 29 февраля 2016 года в размере - 171,12 руб. за 1 тонну с учетом НДС.

- с 1 марта 2016 года по 30 июня 2016 года в размере - 171,12 руб. за 1 тонну с учетом НДС.

- с 1 июля 2016 года по 28 февраля 2017 года в размере - 175,33 руб. за 1 тонну с учетом НДС.

Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 26.058.2016 № 1881 в период с августа 2015 года по февраль 2016 года полигон ТБО, находящийся в ведении МУП по очистке города имел статус «полигон ТБО, не внесенный в Государственный Реестр объектов размещения отходов».

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах производства и потребления) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно статье 1 ФЗ об отходах производства и потребления под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

При этом согласно статье 1 указанного закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Таким образом, в период с августа 2015 года по февраль 2016 года МУП по очистке города не имело законных оснований осуществлять утилизацию (захоронение) отходов на полигоне ТБО и применять тариф 171,12 коп.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, в целях решения вопросов местного значения устанавливают органы местного самоуправления.

Решением Пензенской городской думы от 28.09.2012 г. № 1010-43/5 утвержден Порядок установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы, и работы, выполняемые, муниципальными предприятиями и учреждениями города Пензы (далее – Порядок установления тарифов), в соответствии с которым тарифы на указанные услуги утверждаются Администрацией города Пензы.

Постановлением Администрации города Пензы от 15.10.2014 № 1199 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 24.12.2013 № 1562 «Об установлении предельных тарифов на услуги, оказываемые МУП по очистке города» установлен тариф на услугу по временному (на срок не более, чем шесть месяцев) накоплению твердых бытовых отходов с последующим захоронением, в размере 164,00 за одну тонну твердых бытовых отходов с учетом НДС. Срок действия тарифа в указанных Постановлениях не установлен. Постановление Администрации города Пензы от 15.10.2014 № 1199 официально опубликовано и действует с 24.10.2014.

В силу пункта 1 статьи 6 Порядка установления тарифов тарифы для муниципальных предприятий и учреждений вступают в силу с 1 января очередного финансового года и действуют не менее 1 года, если иное не указано в самом постановлении.

Таким образом, в период с 24.10.2014 для МУП по очистке города на услугу по временному накоплению твердых бытовых отходов с последующим захоронением действует установленный уполномоченным органом тариф в размере 164,00 за одну тонну твердых бытовых отходов с учетом НДС.

16.10.2014 между МУП по очистке города и ООО «КПО «Новая волна» заключено дополнительное соглашение к договору от 22.05.2014 № 757/РО.

Согласно абзацу 2 дополнительного соглашения в связи с изменением действующего природоохранного законодательства стороны договорились внести изменения в договор на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых отходов:

- изложить пункт 1.1. договора от 22.05.2014 № 757-РО в следующей редакции:

« «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» принимает на себя обязательство оказания услуг (далее «Услуги»), по временному накоплению сроком на 6 месяцев с последующим захоронением твердых бытовых отходов.

Согласно пункту 6.5 Договора он вступает в силу с 16 апреля 2015 года и действует до 16 октября 2015 года.

Таким образом, в период с августа 2015 года по февраль 2016 года МУП по очистке города имело возможность и взяло на себя обязательство по заключенным договорам оказывать услугу по временному (на срок нее более, чем шесть месяцев) накоплению твердых бытовых отходов с последующим захоронением и взимать за данную услугу плату в размере 164,0 за одну тонну твердых бытовых отходов с учетом НДС.

В связи с изложенным, довод МУП по очистке города о том, что Предприятие в рассматриваемый период оказывало услуги по утилизации (захоронению) отходов на основании заключенных договоров является необоснованным.

13.08.2015 года в адрес ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» от МУП по очистке города поступило уведомление, согласно которому в связи с переоформлением документов и получением лицензии над деятельность по обращению с отходами, МУП по очистке города будет оказывать Потребителям (Заказчикам) услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходах на городском Полигоне по адресу: г. Пенза, ул. Осенняя, 6. Прием отходов на временное накопление приниматься не будет.

Согласно указанному уведомлению стоимость одной тонны размещения (захоронения) отходов составляет 171 рубль 12 копеек с учетом НДС.

В материалах дела имеются Акты, выставленные МУП по очистке города в адрес ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», согласно которым с августа 2015 года оказывались услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и взималась плата в размере 171 рубль 12 копеек за тонну с учетом НДС.

Таким образом, МУП по очистке города, несмотря на необходимость в соответствии с действующим законодательством в рассматриваемый период оказывать услуги по временному (на срок не более, чем шесть месяцев) накоплению твердых бытовых отходов с последующим захоронением, продолжало навязывать потребителю услуги по утилизации, применяя, как следствие, более высокий тариф.

Указанные выше действия свидетельствуют о том, что МУП по очистке города, злоупотребляя своим доминирующим положением, навязывало Потребителю необоснованные, экономически невыгодные условия договора.

Довод МУП по очистке города о том, что ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», направив в Росприроднадзор по Пензенской области расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, подтвердило оказание Обществу услуг по размещению ТБО, не свидетельствует об отсутствии ущемления его интересов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Исходя из изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что действия МУП по очистке города, выразившиеся в навязывании ООО «КПО «Новая волна» невыгодных условий договора в части предъявления платы за утилизацию (захоронение) отходов, являются злоупотреблением доминирующим положением и влекут (могут повлечь) ущемление интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что МУП по очистке города обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «КПО «Новая волна» о взыскании задолженности за услуги, оказанные в период с августа 2015 года по февраль 2016 года по договору 757/РО от 22.05.2014 на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов и договору №757/ВН от 15.04.2015 за оказание услуг по временному накоплению твердых бытовых отходов.

Решением арбитражного суда Пензенской области от 07.06.2016 по делу № А49-1111/2016, оставленным в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 исковые требования МУП по очистке города удовлетворены.

С ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» взыскано в пользу МУП по очистке города 580 305,62 рублей, в том числе долг – 565 990,42 рублей, что подтверждается представленным в материалы настоящего дела инкассовым поручением от 31.10.2016 № 9952.

В соответствии с частью 2 пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Таким образом, вопрос о возврате уплаченной за навязанные МУП по очистке города Обществу в период с августа 2015 года по февраль 2016 года услуги подлежит разрешению в судебном порядке.

Полигон ТБО с 11.02.2016 включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 68.

В связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства с 11.02.2016 основания для выдачи Предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП по очистке города нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Муниципального унитарного предприятия по очистке города (ИНН 5837003711, г. Пенза, ул. Индустриальная, 38), выразившиеся в навязывании ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» невыгодных условий договора в части предъявления необоснованной платы за утилизацию (захоронение) отходов, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов ООО «Комбинат по очистке «Новая волна» в сфере предпринимательской деятельности, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии (...)

 

Члены комиссии (...)

(...)

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны