Решение б/н РЕШЕНИЕ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА №2-03-... от 2 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Коммунальные услуги»
Лебедева ул, 46, р.п.Исса, Иссинский район, Пензенская область, 442710
<....>
Адрес <...>
РЕШЕНИЕ
г. Пенза
Резолютивная часть решения оглашена «28» сентября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено «29» сентября 2017 г.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<...> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
<...> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий:
<...> – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
рассмотрев дело № 2-03/12-2017 по признакам нарушения ООО «Коммунальные услуги» (ИНН 5814100740, Пензенская область, Иссинский район, р.п. Исса, ул.Лебедева, д.46, 442710), (далее - Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
стороны на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступило обращение <...> в отношении ООО «Коммунальные услуги» по вопросу обоснованности повышения стоимости коммунальной услуги по вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО).
По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «Коммунальные услуги» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Пензенского УФАС России от 09 июня 2017 года № 149 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Коммунальные услуги» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу жидких бытовых отходов, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Определением от 19.06.2017г. рассмотрение дела назначено на 18.07.2017 г.
Для подготовки заключения об обстоятельствах дела определением от 18.07.2017г. рассмотрение дела отложено и назначено на 29.08.2017г.
29.08.2017г. оглашено Заключение об обстоятельствах дела.
Определением от 29.08.2017г. рассмотрение дела было отложено и назначено на 14.09.2017г.
От заявителя 13.09.2017г. поступило ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 14.09.2017г., в его отсутствие.
От ответчика сведений о его надлежащем извещении о рассмотрении дела, назначенного на 14.09.2017г., не поступило.
В связи с чем определением от 14.09.2017г. рассмотрение дела отложено на 28.09.2017г.
Определением от 14.09.2017г. срок рассмотрения дела продлён до 19.12.2017г.
От заявителя возражений на заключение об обстоятельствах дела не поступило.
Ответчик в письме от 28.09.2017г. указал, что согласен с заключением об обстоятельствах дела.
В ходе рассмотрения дела №2-03/12-2017 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.
По информации, представленной Администрацией Иссинского района Пензенской области хозяйствующий субъект, фактически оказывающий услуги по вывозу ЖБО в 2016г. на территории Иссинского района является ООО «Коммунальные услуги». Также ООО «Коммунальные услуги» является организацией, которой присвоен статус гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Рабочий поселок Исса» «Иссинского района Пензенской области.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По данным, предоставленным Администрацией Иссинского района, ООО «Коммунальные услуги» является единственной организацией на территории Иссинского района Пензенской области, оказывающей услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в том числе она является гарантирующей организацией, оказывающей услуги по водоотведению на территории р.п. Исса Иссинского района.
Таким образом, ООО «Коммунальные услуги» является единственной организацией, к которой жители Иссинского района Пензенской области могут обратиться за предоставлением услуги по вывозу жидких бытовых отходов.
По результатам проведенного в ходе рассмотрения обращения анализа рынка услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов на территории Иссинского района Пензенской области, с указанием временного периода с 01.01.2016г. по 31.03.2017г. ООО «Коммунальные услуги» занимает доминирующее положение с долей более 50%.
В обращении заявитель сообщает, что стоимость услуги по вывозу ЖБО на территории р.п. Исса, оказываемой ООО «Коммунальные услуги» в 2016г. составляла 350 руб. за 1 машину, с сентября 2016г. стоимость услуги выросла до 500 руб. за 1 машину.
К обращению были приложены копии квитанций за услугу по вывозу ЖБО от мая на сумму 1050 руб. за 3 бочки, копии квитанций от января 2017г., февраля 2017г. на сумму 1500 рублей за 3 бочки.
В ходе рассмотрения обращения также установлено, что Приказом от 01.03.2017г. №4 с 1 марта 2017г. Общество повысило стоимость оказания данной услуги до 600 рублей.
Обществом по запросу Пензенского УФАС России представлены калькуляция - вывоз жидких бытовых отходов 1 машины (объем 3,5 куб.м.) на сумму 500 руб. (с указанием перечня затрат), калькуляция - вывоз жидких бытовых отходов 1 машины на сумму 600 руб. (с указанием перечня затрат), а также копия Приказа от 16.08.2016г. №13л/с об установлении и введении в действие с 16.08.2016г. тарифа на услугу по сбору и вывозу жидких нечистот в размере 500 рублей и копия Приказа от 01.03.2017 №4 о вновь введенных тарифах за услуги за вывоз жидких бытовых отходов в размере 600 рублей.
Дополнительно Обществом были представлены следующие документы:
- расчет расхода горюче-смазочных материалов ООО «Коммунальные услуги» за 2016г.;
- договор аренды транспортного средства №2 от 01.03.2015г. (с указанием размера арендной платы);
- договор аренды №2 аренды транспортного средства от 01.03.2016г. (с указанием размера арендной платы);
- реестр финансового результата за 2016г. (водопровод и канализация);
- затраты на горюче-смазочные материалы за 2016г. (копии страниц главной книги);
- затраты на водоотведение за 2016г. (копии страниц главной книги).
В ответе на запрос Пензенского УФАС России Общество указало, что учет затрат на услугу по вывозу ЖБО ведется по счету водоотведение, отдельный учет затрат по услуге вывоз ЖБО не ведется.
В ходе рассмотрения обращения Пензенским УФАС России было проведено сопоставление товарных рынков. По данным Пензастата сходными по численности населения с Иссинским районом являются Спасский район и Наровчатский район.
По данным МУП г.Спасска Спасского района Пензенской области, оказываемого услуги по вывозу ЖБО на территории Спасского района, стоимость услуги по вывозу жидких бытовых отходов 1 бочки (объемом 10 куб.м.) составляет 1120 руб., 1 бочки (объемом 3,4 куб.м.) – 560 руб. По данным МУП «Наровчатское ЖКХ», оказываемого услуги по вывозу ЖБО на территории Наровчатского района, стоимость вывоза жидких нечистот из местных накопителей за 1 куб.м. составляет 130 руб.
Таким образом, цена услуги Общества по сравнению со стоимостью аналогичной услуги в Спасском районе за 1 машину (объемом 3,5 куб.м.) выше на 4 %, в Наровчатском районе за 1 машину (объемом 3,5 куб.м.) выше на 24 %.
Согласно Разъяснениям ФАС России при оценке обоснованности отнесения расходов по соответствующим статьям затрат, включенных в себестоимость товара (работы, услуги), необходимо учитывать, что хозяйствующий субъект может продавать иные (сопутствующие) товары или оказывать иные (сопутствующие) услуги. При этом такие иные (сопутствующие) товары (работы, услуги) могут реализовываться с использованием одних и тех же основных средств, амортизационные отчисления от стоимости которых включаются в состав затрат; персонала, затраты на который включаются в состав затрат, также занятого в производственных процессах, связанных с реализацией (оказанием) всех товаров (работ, услуг) таким хозяйствующим субъектом.
Из ответа Общества следует, что затраты на услугу по вывозу ЖБО ведутся по счету водоотведение.
Согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности.
Исходя из положений Закон о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов государственное регулирование тарифов не осуществляется. Формирование цены производится организацией исходя из расходов и прибыли организации.
Данные виды услуг являются самостоятельными, формирование цен на них производится с учетом затрат, понесенных организацией непосредственно на данный вид услуги.
В связи с тем, что отдельной статьи затрат на услугу по вывозу ЖБО Общество не ведет, то документов, подтверждающих обоснованность формирования стоимости услуги по вывозу ЖБО и ее повышение, Обществом представлено не было.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В ходе рассмотрения дела документов, подтверждающих обоснованность стоимости услуги по вывозу ЖБО, ООО «Коммунальные услуги» не представило, размер стоимости услуги по вывозу ЖБО с учетом расходов и доходов от оказания данной услуги Общество не обосновало.
Цена на услугу по вывозу ЖБО на товарных рынках в Спасском и Наровчатском районах, сопоставимых по составу покупателей с товарным рынком услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов на территории Иссинский района Пензенской области, деятельность на котором осуществляет Общество, ниже на 4% и на 24%, соответственно.
Таким образом, при оценке стоимости услуг на вывоз ЖБО, установленной Обществом в марте 2017г., использовался метод сопоставимых товарных рынков.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товар.
Повышение стоимости услуги на вывоз ЖБО влечет или может повлечь ущемление интересов неопределенного круга потребителей – жителей Иссинского района Пензенской области.
В ходе рассмотрения дела ответчиком был представлен Приказ от 01.06.2017г. №6, которым Приказ от 01.03.2017г. №4 об установлении платы за вывоз ЖБО в размере 600 рублей признается недействительным. Приказ от 01.06.2017г. №6 поступил в Пензенское УФАС России 11.07.2017г. (вх.№2807).
Таким образом, действующим приказом Общества о размере платы за вывоз ЖБО является Приказ от 16.08.2017г. № 13л/с, с определением стоимости услуги в размере 500 рублей.
Действующая стоимость услуги за вывоз ЖБО, установленная Обществом, не превышает цену, которая сформировалась на сопоставимых товарных рынках.
В ходе рассмотрения дела нарушение, выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу жидких бытовых отходов, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, Обществом устранено.
Действие ООО «Коммунальные услуги» по установлению монопольно высокой цены на услугу по вывозу жидких бытовых отходов, является злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги» (ИНН 5814100740, Пензенская область, Иссинский район, р.п. Исса, ул.Лебедева, д.46, 442710), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу жидких бытовых отходов, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с прекращением нарушения предписание ООО «Коммунальные услуги» не выдавать.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены комиссии |
<...> <...> <....> <...> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.