Решение №2-03/14-2017 Решение по делу в отношении ИП С <...> от 28 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

28 декабря 2017 г.

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

 – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

 –начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

–главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

 - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

 - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

При участии со стороны ответчика ИП С<...>:

М<...> (представитель по доверенности №5-2614 от 29.11.2016г.),

в отсутствие представителей ИП П<...> и ИП С<...>, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело № 2-03/14-2017 по признакам нарушения ИП С<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ) в составе группы лиц с ИП С<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение ИП П<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ) по вопросу недобросовестной конкуренции при осуществлении перевозок со стороны ИП С<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ).

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> выдано предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

12.07.2017г. от ИП С<...> поступила информация, свидетельствующая о невыполнении предупреждения от 23.06.2017г. №2-18/13-2017.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Приказом Пензенского УФАС России от 29.09.2017 года № 201 возбуждено дело № 2-03/14-2017 по признакам недобросовестной конкуренции и нарушения ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту «Беково» - «Пенза» - «Беково», дублирующему межмуниципальный маршрут регулярных пассажирских перевозок №511 «Пенза АВ» - «Беково АС», в отсутствие правовых оснований.

Определением от 29.09.2017 рассмотрение дела назначено на 26 октября 2017г.

На заседании Комиссии 26.10.2017г. представитель ИП С<...> пояснила, что в настоящее время ИП С<...> на Постановления 11 Арбитражного апелляционного суда по делам №А49-2533/2017 и А49-1286/2017 поданы жалобы в Верховный Суд РФ.

По словам представителя, Предупреждение от 23.06.2017 №2797-2 ИП С<...> выполнить не смог ввиду отсутствия у него регулярного маршрута «Пенза» - «Беково», о чем свидетельствуют распечатки системы ГЛОНАСС, а также детализация звонков пассажиров при заказе транспортного средства, представленные Комиссии на обозрение. Транспортное средство следует по пути, определенному пассажирами в заявке.

Также представитель пояснила, что ни ИП С<...>, ни ИП С<...> не дают объявлений о перевозке пассажиров. Пассажир, изъявивший желание воспользоваться услугами по перевозке, как физическое лицо, от себя лично звонит по телефонному номеру ИП С<...> и бронирует транспортное средство, указывая при этом начальную и конечную точку маршрута, желаемую дату и время отправки. С ИП С<...> у ИП С<...> заключен договор фрахтования. При этом представитель пояснила, что ИП С<...> и ИП С<...> состоят в браке.

Определением от 26.10.2017г. рассмотрение дела было назначено на 23 ноября 2017г.

На заседании Комиссии 23.11.2017г. представитель ИП С<...> представила в материалы дела копии Кассационной жалобы по делу №А49-2533/2017, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе от 07.02.2017 №353753718, Свидетельств о рождении детей №753992, №753993, №671723, №562798, распечатки ГЛОНАСС от 15.12.2016, 16.12.2016, 19.12.2016, 21.12.2016, 26.12.2016, 28.12.2016, детализации звонков.

Представитель пояснила, что отношения по перевозке между С<...> не подтверждались никакими документами. Фиксированной цены билета за проезд у С<...> не существовало, в каждом конкретном случае цена билета определялась исходя из протяженности маршрута и количества пассажиров. Оплата услуг ИП С<...> осуществлялась наличными денежными средствами. Документов, свидетельствующих о оплате заказ-нарядов на перевозку пассажиров, ИП С<...>, ИП С<...> не хранят.

Представитель указала, что ИП С<...> перевозку пассажиров по заказам не осуществляет, все транспортные средства направлены на осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту «г. Пенза (АВ) - п. Сахзавод».

Определением от 24.11.2017г. рассмотрение дела было назначено на 14 декабря 2017г.

На заседании Комиссии 14.12.2017г. представитель ИП С<...> представила в материалы дела копию договора №79 от 30.06.2017г., заключенного ИП С<...> с АО «Пензенское объединение автовокзалов». Представитель пояснила, что перевозку по заказам ИП С<...> не осуществляет, все транспортные средства задействованы на обслуживание маршрута регулярных пассажирских перевозок №511 «г. Пенза (АВ) – п. Сахзавод». Также представитель пояснила, что ИП С<...> фактически прекратил осуществлять перевозку пассажиров по заказу по направлению р.п. Беково – г. Пенза до установленного Предупреждением срока, однако не сообщил об исполнении Предупреждения так как был с ним не согласен.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

ИП П<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ) является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого, согласно выписки из ЕГРИП, является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (ОКВЭД 49.3).

На основании договора от 07.11.2014г. №135/п, заключенного с Управлением промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, ИП П<...> осуществляет перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок межмуниципального сообщения №511 «Пенза АВ-р.п. Беково АС».

ИП С<...> (ИНН , ОГРНИП , адрес: ) является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого, согласно выписки из ЕГРИП, а также его письменных объяснений от 18.04.2017г., 08.06.2017г.  является деятельность по перевозке пассажиров сухопутным транспортом нерегулярная (ОКВЭД 49.39.3).

В пояснениях от 18.04.2017г., 08.06.2017г.ИП С<...> указал, что в период с октября по декабрь 2016г., а также январь-апрель 2017г. перевозку пассажиров по заказам в соответствии с договорами фрахтования, заключенными в том числе в форме заказ-нарядов.

ИП С<...> в ответе от 17.03.2017г. пояснила, что ИП С<...> оказывал услуги по перевозке пассажиров по заказам, исходя из конкретного заказа. Круг лиц для перевозки определялся С<...> самостоятельно, заблаговременно до даты поездки путем приема телефонных звонков и составлением списка пассажиров.

В пояснениях от 23.06.2017г. ИП С<...> указал, что никогда не осуществлял перевозку пассажиров по маршруту «Беково-Пенза-Беково» поскольку заказ-наряды содержат иной маршрут следования автобусов. Пояснил, что осуществляет перевозку пассажиров в направлении г. Пенза и обратно по заказам.

Пензенское УФАС России данные доводы не принимает ввиду следующего.

Согласно информации, представленной Межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия ИП С<...> осуществлял перевозку пассажиров по договорам фрахтования, заключенным в форме заказ-нарядов с С<...>, что подтверждается копиями заказ-нарядов от 25.10.16 №558,557, 26.10.16 б/н, 27.10.16 №564, 16.12.16 б/н, 15.12.16 №1, №2, 19.12.16 б/н, 21.12.16 б/н, 26.12.16 б/н, 28.12.16 б/н, 18.01.2017 б/н, 24.01.17 б/н, 26.01.17 б/н, 30.01.17 б/н, 31.01.17 б/н. При этом, финансовых документов, свидетельствующих об оплате указанных заказ-нарядов, а также иных документов, подтверждающих что ИП С<...> совместно с ИП С<...> осуществляли перевозку пассажиров по заказу в Пензенское УФАС России не представлено.

Указанные заказ-наряды фактически являются лишь намерением осуществлять указанные договорные отношения. Установить фактическое исполнение заказ-нарядов, их оплату не представляется возможным, поскольку невозможно отследить движение денежных средств в качестве оплаты по данной услуге со стороны ИП С<...>.

В письменных пояснениях от 30.03.2017г. ИП С<...> указала, что круг лиц, для перевозки которых заключались договоры фрахтования определялся ей самостоятельно; заказ на перевозку пассажиров формировался заблаговременно до даты поездки путем приема телефонных звонков и составлением списков пассажиров.

Таким образом, круг лиц, для перевозки которых между ИП С<...> и ИП С<...> заключались договоры фрахтования является случайным, любой гражданин, позвонивший по специальному номеру телефона, размещенному так же на сайте http://bekovobus.ru/ мог заключить договор перевозки в отношении себя самого. Каждый пассажир, заявленный в договоре фрахтования, заключенном между ИП С<...> и ИП С<...> действует от себя лично, при осуществлении перевозки пассажиры преследуют разные цели, в рамках одной и той же перевозки пассажиры не объединены одной задачей (в целях туризма, экскурсии, доставки до места трудовой деятельности).

Как следует из вышеуказанных заказ-нарядов, автобусы ИП С<...> из Пензы начинали свое движение с парковки, расположенной в непосредственной близости к автовокзалу, и следуя по пути движения делали остановку в р.п. Беково. Таким образом, основным путем следования автобусов ИП С<...> является маршрут «Беково» - «Пенза» - «Беково», который совпадает с маршрутом регулярных перевозок ИП П<...>.

Таким образом, при отсутствии на рынке услуг, оказываемых ИП С<...> и ИП С<...> пассажиры, имеющие потребность в перевозках по маршруту «Беково» - «Пенза» - «Беково», должны были прибегнуть к услугам по регулярным перевозкам ИП П<...>.

Согласно письменным объяснениям ИП С<...> от 30.03.2017г. фактически осуществляемым видом деятельности являются услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность (ОКВЭД 79.90). Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности данная группировка услуг включает в себя:

- услуги туристические прочие, связанные с бронированием: мест в транспорте, гостиницах, ресторанах, пунктах проката автомобилей, развлекательных и спортивных площадках и т.п.;

- оказание прочих услуг, связанных со службой предварительных заказов;

- продажу билетов на театральные, спортивные и другие развлекательные мероприятия, и события;

- услуги по оказанию поддержки и помощи приезжим: предоставление информации по турам, услуги туристских гидов, деятельность, направленную на развитие туризма.

Таким образом, услуги по заключению договоров перевозки, в том числе договоров фрахтования не входят в данный вид деятельности. ИП С<...>утверждая, что осуществляет услуги по бронированию, фактически, заключая договоры фрахтования с ИП С<...>, осуществляет услуги по поиску и перевозке случайно определенного круга пассажиров под видом заказных перевозок.

В ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, предусмотренном пунктом 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220. Согласно указанной статье анализ включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

По результатам анализа установлено, что ИП П<...> и ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> осуществляют аналогичную деятельность на рынке регулярных пассажирских перевозок в одних и тех же географических границах и являются конкурентами. Действия ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту ИП П<...>.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения неэластичен: количество пассажиров, желающих воспользоваться этими услугами, ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров недобросовестным перевозчиком приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект-конкурент, который работает на законных основаниях по утвержденным расписаниям, несет (может нести) убытки.

Исходя из норм главы 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ИП П<...>, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа, обязан соблюдать ряд требований, таких как: одержать победу в открытом конкурсе на право осуществления указанной деятельности,  соблюдать утвержденный маршрут регулярных перевозок, расписание движения транспортных средств, осуществлять остановку транспортных средств в специально оговоренных в договоре местах. Кроме того, количество и вид транспортных средств, используемые перевозчиком должны соответствовать требованиям, установленным в договоре.

Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия ИП С<...> и ИП С<...> могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров без утвержденного в установленном порядке расписания движения, участия в конкурсе и заключения договора с Управлением промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области создало предпринимателю преимущественное положение перед третьими лицами, осуществляющими на данном маршруте перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний.

При этом ИП С<...> осуществляет регулярные пассажирские перевозки по несогласованному маршруту пассажирских перевозок и при несоблюдении установленных действующим законодательством норм и правил, в отсутствие законных оснований для этого, что способно повлечь убытки добросовестного участника рынка - ИП П<...>.

Вместе с тем, согласно информации, представленной Нижне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора фактов осуществления ИП С<...> перевозок пассажиров по заказу по маршруту регулярных перевозок №511 «г. Пенза (АВ) – п. Беково АС» в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не выявлено.

Представитель ИП С<...> М<...> на заседаниях Комиссии 23 ноября 2017г., 14 декабря 2017 года пояснила, что перевозками по заказу ИП С<...> не занимается.  С 10.07.2017г. ИП С<...> начал осуществлять перевозку пассажиров на маршруте регулярных перевозок №512 «г. Пенза (АВ) – п. Сахзавод», в связи с чем все транспортные средства задействованы на данном маршруте. Также представитель пояснила, что фактически перевозки по заказу в направлении р.п. Беково – г. Пенза были прекращены до истечения срока, указанного в Предупреждении – до 15 сентября 2017г.

Таким образом, Предупреждение от 23.06.2017г. №2-18/13-2017 фактически было исполнено, действия, содержащие признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции прекращены в установленный в предупреждении срок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...> прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ИП С<...> в составе группы лиц с ИП С<...>.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны