Решение б/н Решение по делу № 2-03/15-2013 в отношении ООО «Молочные про... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28 мая 2013 г.                                                                                                г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «22» мая 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…> – и.о. руководителя управления;

Членов Комиссии:

- <…> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

-   <…> – главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

- <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело 2-03/15-2013 по признакам нарушения ООО «Молочные продукты» (г. Пенза, ул. Бийская, д.1«г») пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии в заседании:

со стороны ООО «Молочные продукты»:

- <…> –  директора ООО «Молочные продукты»;

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступили документы от Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в отношении ООО «Молочные продукты» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г), свидетельствующие о производстве данным хозяйствующим субъектом пищевого продукта, именуемого «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж. 72,5%, имеющего признаки фальсификации показателей продукции, а именно: выявление в составе продукции жиров немолочного происхождения, что не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88 – ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент).

Из представленных документов следует, что 03.12.2012 года гражданином г. Архангельска в магазине ООО «Арсенал Трейд» (г. Архангельск, ул. Урицкого, 70) была произведена закупка пробы продукции «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж 72,5%, ГОСТ Р 52969-2008, 180 г., дата выработки – 22.10.2012, производитель - ООО «Молочные продукты» г. Пенза. Данная продукция была сдана на проверку в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Архангельской области и НАО» на предмет ее соответствия требованиям Технического регламента и ГОСТ Р 52969-2008 по жирнокислотному составу. В результате проверки было выявлено (протокол испытаний от 05.12.2012 № 3315А), что указанный образец пробы не соответствует действующему законодательству в связи с наличием в его составе жиров немолочного происхождения. Вышеуказанная информация была направлена гражданином в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области.

По данной информации Управлением Роспотребнадзора были проведены внеплановые проверки в магазинах города, в результате которых были произведены закупки образцов продукции «масло сливочное», в том числе и продукции, производителем которой является ООО «Молочные продукты» (г. Пенза, ул. Бийская, 1г). и направлены в лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» для проведения лабораторных исследований.

По результатам лабораторных исследований (протокол от 27.12.2012 № 6 исследования пищевых продуктов) выявлено, что образец пробы продукции «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж 72,% (производитель - ООО «Молочные продукты» г. Пенза, ул. Бийская, 1г) не соответствует требованиям Технического регламента на молочную продукцию и ГОСТ Р 52969-2008 в связи с наличием в составе жировой фазы пробы масла сливочного жиров немолочного происхождения. Указанная информация также была направлена в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.

По данным документам  приказом Пензенского УФАС России от 08.04.2013 № 62 в отношении ООО «Молочные продукты» было возбуждено дело № 2-03/15-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества товара при реализации пищевого продукта под наименованием «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с., м.д.ж. 72,5%, масса нетто – 180 г..

Рассмотрение Пензенским УФАС назначенного на 07.05.2013 дела было отложено в связи с непредставлением ответчиком требуемой информации и назначено на 21.05.2013 года.  По данному факту Пензенским УФАС в отношении директора  ООО «Молочные продукты» возбуждено дело об административном правонарушении.

Из письменного объяснения ООО «Молочные продукты» от 25.04.2013  следует, что за период 2012 года - по настоящее время 2013 года общество не заключало договоров на поставку продукта «масло сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж. 72,5% и не осуществляло поставку данного продукта в город Архангельск. ООО «Молочные продукты» закупает масло монолит для фасовки на оптовых рынках города Пензы, качество продукта всегда подтверждается сертификатами соответствия от производителя. Масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с изготавливается и реализуется только по Пензенской области и по заявке торговых точек. Цены на фасованный продукт не являются постоянными и зависят от цен на масло монолит.

На заседании Комиссии директор ООО «Молочные продукты» подтвердила указанную информацию. Вместе с тем, со стороны ООО «Молочные продукты» в материалы дела была представлена информация, полученная обществом от Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, о результатах проверки, проведенной по аналогичным исходным материалам. Из указанной информации следует, что по результатам данной проверки (протокол лабораторных исследований от 13.02.2013  № 3982 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области») отклонений по жирнокислотному составу молочного жира в образце пробы «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье», изготовленного ООО «Молочные продукты», не выявлено.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО «Молочные продукты» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по  Первомайскому району г. Пензы 26.03.2008 за государственным регистрационным номером (ОГРН) 1085837001018. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 02.12.2009 одним из видов деятельности Общества является производство молочных продуктов (ОКВЭД 15.5), а также производство растительных и животных масел и жиров (ОКВЭД 15.4).

Производство пищевого продукта «масло коровье крестьянское сливочное «Подворье», в/с, м.д.ж. 72,5%, масса нетто 180 г, упаковка – фольга, состав – нормализованные коровьи сливки, изготовитель - ООО «Молочные продукты» осуществляется по адресу: г. Пенза, ул. Бийская, 1г.

ООО «Молочные продукты» осуществляет производство указанного продукта, а также вводит его в гражданский оборот на территории г. Пензы, что подтверждается представленной в дело товарной накладной от 02.12.2012 года.

Деятельность по производству и реализации масла сливочного на территории г.Пензы осуществляет ряд других хозяйствующих субъектов. К наиболее крупным из них относятся ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», ЗАО «Пищекомбинат» (г. Заречный, Пензенская область). Кроме того, на данном рынке в г. Пензе представлена продукция производителей из других регионов Российской Федерации – Республики Мордовия, Саратовской, Самарской областей и др.

ООО «Молочные продукты» и вышеназванные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, являются конкурентами.

Согласно протоколу № 6 исследования проб пищевых продуктов от 27.12. 2012 года образец пробы продукции «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж 72,%, , масса нетто – 180 г., ГОСТ Р 52969-2008, дата упаковывания – 07.12.2012, изготовитель (расфасовано) - ООО «Молочные продукты», не соответствует требованиям Технического регламента на молочную продукцию и ГОСТ Р 52969-2008 в связи с наличием в составе жировой фазы пробы масла сливочного жиров немолочного происхождения.

В соответствии с ч.1 ст.36 Технического регламента на молочную продукцию сливочным маслом является масло из коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет от 50 до 85 процентов включительно.

Согласно пункту 4.1.8 ГОСТ Р 52969 – 2008 «Масло сливочное. Технические условия», а также ГОСТ Р 52253-2004  (пункт 5.1.7) «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока.

Таким образом, изготовленный и реализованный ООО «Молочные продукты» пищевой продукт «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж 72,%, ГОСТ Р 52969-2008, дата упаковывания – 07.12.2012, не соответствует Техническому регламенту, ГОСТ Р 52969 – 2008, ГОСТ Р 52253 – 2004, в  связи с чем маслом сливочным не является.

Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями признаются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) регламентирует, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 51074 – 2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 51074 – 2003) изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно пункта 3.5.2 указанной нормы, когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.

Являясь изготовителем и упаковщиком пищевого продукта, реализуемого под названием «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, м.д.ж.72,5%, упаковка – фольга, масса нетто – 180 г, состав – коровьи нормализованные сливки,  ООО «Молочные продукты» обязано было в силу вышеуказанных норм законодательства предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о данном пищевом продукте.

В соответствии с частью 21 статьи 36 Технического регламента на молочную продукцию не допускается применение понятия «масло», в том числе в фирменных         наименованиях изготовителей, при маркировке пасты масляной и спреда сливочно-растительного, на этикетках таких продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «Молочные продукты» противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Указывая на потребительской упаковке пищевого продукта, не соответствующую действительности  информацию, а именно: название продукта «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье» в/с, массовая доля жира 72,5 %,  ГОСТ Р 52969 – 2008, состав: коровьи нормализованные сливки», ООО «Молочные продукты» нарушает действующее санитарное законодательство, законодательство в сфере производства, реализации пищевых продуктов, Закон о защите прав потребителей, тем самым вводит участников рынка в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества данного продукта.

Согласно сложившимся обычаям делового оборота и практике поведения в предпринимательской деятельности, каждый производитель обеспечивает доведение до потребителя достоверной информации о составе и качестве своей продукции, что позволяет данной продукции выйти на рынок, стать конкурентоспособной и соответствовать требованиям законодательства. В соответствии с требования добропорядочности, разумности и справедливости неправомерно использовать понятия в фирменных наименованиях изготовителей, на этикетках продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

ООО «Молочные продукты», указав на этикетке продукта, не являющегося по жирно – кислотному составу молочного жира маслом сливочным, наименование продукта «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье», в/с, м.д.ж. 72,5%, состав – коровьи нормализованные сливки, нарушает обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

При выборе такого продукта как «масло сливочное», потребители склонны ориентироваться на наименование товара, его состав, процент жирности, указание на этикетке слов «высший сорт», «ГОСТ», «сливки» и др., все это присутствует на потребительской упаковке продукта, реализуемого ООО «Молочные продукты», но не соответствует указанным критериям выбора. При этом цена реализации продукции, выпускаемой ООО «Молочные продукты» значительно ниже цены реализации аналогичного вида продукции, производимой иными хозяйствующими субъектами – конкурентами, осуществляющими деятельность на территории Пензенской области.

Таким образом, умышленно указывая на потребительской упаковке продукта не соответствующую действительности информацию, при более низкой цене товара ООО «Молочные продукты» получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами за счет возможности увеличения продаж, не вкладывая при этом средств в улучшение качества товара и в его соответствие действующему законодательству.

Тем самым ООО «Молочные продукты» отвлекает потенциальных и реальных покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательства тем, что не предоставляет правдивую информацию в отношении своего товара и дезинформирует участников гражданского оборота о реальном положении на рынке, вводя их в заблуждение путем формирования представлений, не соответствующих действительности. А именно, что продукт, называемый «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье», изготовитель – ООО «Молочные продукты» при более низкой цене соответствует требованиям нормативных документов (Техническому регламенту на молочную продукцию, ГОСТам, санитарным правилам и др.). Указанные действия ООО «Молочные продукты» могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке масломолочной продукции путем оттока потребителей от сливочного масла,  реализуемого другими производителями. Конкуренты ООО «Молочные продукты» лишаются возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного сливочного масла)  реализовывать свой товар,  что,  в свою очередь,  не может не отразиться на размере их прибыли. 

Таким образом, действия ООО «Молочные продукты», связанные с введением в заблуждение участников рынка в отношении потребительских свойств масла сливочного крестьянского, используя данное название на потребительской упаковке при реализации пищевого продукта, способны причинить убытки конкурентам – продавцам масломолочной продукции, либо нанесли вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах, в частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО «Молочные продукты» всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия  ООО «Молочные продукты», направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, в результате введения в заблуждение участников рынка в отношении качества и потребительских свойств пищевого продукта, реализуемого под наименованием «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье», как недобросовестная конкуренция и  нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами, поступившими от Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в ходе рассмотрения настоящего дела, подтверждается, что указанное нарушение со стороны ООО «Молочные продукты» устранено.

Учитывая данное обстоятельство, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Молочные продукты», связанные с введением в заблуждение участников рынка в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта, реализуемого под наименованием «масло коровье сливочное крестьянское «Подворье», в/с, м.д.ж. 72,5%, упаковка – фольга, масса нетто – 180 г, состав – нормализованные сливки, недобросовестной конкуренцией и нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, дело  № 2-03/15-2013 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны