Решение б/н Решение по делу № 2-03/16-2015 в отношении ЗАО «Пензенская г... от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «18» августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» августа 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

при участии со стороны ЗАО «Пензенская горэлектросеть»:

<…> – заместителя генерального директора по реализации услуг ЗАО «Пензенская горэлектросеть» по доверенности от 01.04.2015 № 11/1755 (на заседании Комиссии 23.06.2015);

<…> – начальника юридического отдела по доверенности от 22.06.2015 № 11/2507;

<…> – заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 12.01.2015 № 11/4;

<…> – заместителя начальника отдела по работе с населением по доверенности от 22.06.2015 № 11/2544 (на заседании Комиссии 23.06.2015, 14.07.2015);

<…> – начальника управления по передаче электроэнергии по доверенности от 12.01.2015 № 11/5;

 со стороны заявителя Б<…>.:

<…> – адвоката Б<…>, действующей на основании ордера от 13.06.2015 № 00069 (на заседании Комиссии 14.07.2015, 18.08.2015);

со стороны заинтересованного лица ООО «ТНС энерго Пенза»:

- <…> – начальника городского отделения по доверенности от 24.09.2014 № 363 (на заседании Комиссии 23.06.2015, 14.07.2015);

- <…> – начальника юридического отдела по доверенности от 16.12.2014 № 392 (на заседании Комиссии 23.06.2015, 14.07.2015);

- <…> – заместителя начальника городского отделения по доверенности от 24.06.2015 № 40 (на заседании Комиссии 18.08.2015);

- <…>– начальника отдела по работе с дебиторской задолженностью по доверенности от 24.06.2015 № 31 (на заседании Комиссии 18.08.2015);

рассмотрев дело № 2-03/16-2015 по признакам нарушения ЗАО «Пензенская горэлектросеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение Б<…> (далее – заявитель, Б<…>), собственника жилого дома, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. <…>, д. <…>, в отношении Закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» (далее – ЗАО «Пензенская горэлектросеть», сетевая компания) по вопросу применения в качестве расчетного прибора учета электрической энергии ПСЧ-3 АРТ.07.132.4 № 03001206, находящегося в трансформаторной подстанции 32 (далее - ТП-32), и отказа от ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного в домовладении № <…> по ул. <…> г. Пензы - Меркурий 230 АМ-02 № 21212146.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 02.06.2015 № 107 в отношении ЗАО «Пензенская горэлектросеть» возбуждено дело № 2-03/16-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 03.06.2015 дело № 2-03/16-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 23.06.2015.

На заседании Комиссии 23.06.2015 представители ЗАО «Пензенская горэлектросеть» пояснили, что прибор учета ПСЧ-3 АРТ.07.132.4 № 03001206 установлен сотрудниками компании на границе балансовой принадлежности и подлежит применению в качестве расчетного.  Допуск указанного прибора учета в эксплуатацию и использования его показаний для расчетов за потребляемую электроэнергию осуществлен на основании Акта от 08.07.2015 № 1-ОРН-У-0045, составленного сотрудником ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в присутствии представителей гарантирующего поставщика и Б<…> – Б<…>, действующей на основании доверенности. Также пояснили, что Б<…> при обращении с заявлением на ввод в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 предложено ввести указанный прибор учета электроэнергии в эксплуатацию в качестве контрольного прибора.

На заседании Комиссии представители ООО «ТНС энерго Пенза» пояснили, что расчеты с Б<…> за потребляемую электроэнергию в домовладении № 7 по ул. Лермонтова г. Пензы, производятся на основании показаний прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206. В связи с его вводом в эксплуатацию ЗАО «Пензенская горэлектросеть» на основании акта, составленного ЗАО «Пензенская горэлектросеть» 8.07.2014 и подписанного сторонами.

Представитель заявителя на заседание Комиссии не явился (уведомлен надлежащим образом).

В целях получения дополнительных документов, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела.

Определением от 26.06.2015 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/16-2015 отложено и назначено к рассмотрению на 14.07.2015.

На заседании Комиссии 14.07.2015 г. адвокат Б<…> указала, что по мнению заявителя отсутствуют основания установки прибора учета электрической энергии в ТП-32. Прибор учета Меркурий 230 АМ-02 № 21212146, установленный на стене забора домовладения № <…> по ул. <…> г. Пензы, подлежит применению в качестве расчетного и контрольного прибора. Адвокат заявителя указала, что акт ввода прибора учета ПСЧ-3 АРТ.07.132.4 № 03001206, находящегося в ТП-32, в эксплуатацию подписан со стороны заявителя ненадлежащим лицом и не имеет силы.

На заседании Комиссии представители ЗАО «Пензенская горэлектросеть» пояснили, что со стороны сетевой компании 24.06.2015 направлено предложение Б<…> о вводе прибора учета Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 в эксплуатацию в качестве контрольного прибора.

На заседании Комиссии от адвоката заявителя К<…> поступило устное ходатайство об отложении рассмотрения данного дела в связи с необходимостью предоставления со стороны заявителя дополнительных документов и материалов.

Представители ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и ООО «ТНС энерго Пенза» не возражали против удовлетворения ходатайства.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении, в целях получения дополнительных сведений по рассматриваемому вопросу.

Определением от 14.07.2015 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/16-2015 отложено и назначено к рассмотрению на 18.08.2015.

На заседании Комиссии 18.08.2015 адвокатом Б<…> представлены дополнительные документы и материалы.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ЗАО «Пензенская горэлектросеть» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по передаче электрической энергии на территории Пензенской области (ОКВЭД 40.10.2).

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из приведенных норм законодательства ЗАО «Пензенская горэлектросеть» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей на территории Пензенской области и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что технологическое присоединение жилого дома № <…> по ул. Л<…> г. Пензы, принадлежащего Б<…> (свидетельство о государственной регистрации от 04.09.2003 № 58 КТ 299780) выполнено от трансформаторной подстанции 32, находящейся на обслуживании ЗАО «Пензенская горэлектросеть».

По информации, предоставленной ЗАО «Пензенская горэлектросеть» указанный объект подключен к электрическим сетям до вступления в силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила ТП), в связи с чем, документы о технологическом присоединении не оформлялись, акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не составлялся.

Доказательства обращения Б<…> в адрес сетевой компании для оформления (переоформления) документов о технологическом присоединении в отношении рассматриваемого объекта отсутствуют.

По сведениям, представленным гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Пензенской области – ООО «ТНС энерго Пенза» на Б<…> по адресу: г. Пенза ул. <…>, д. <…> открыт лицевой счет № <…>.

До июня 2014 года прибор учета, определяющий объем потребляемой электроэнергии по указанному объекту, отсутствовал. Объем электрической энергии, подлежащий оплате определялся сетевой организацией исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением Пензенской области, утверждаемых уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01.07.2012. Указанная обязанность со стороны Б<…> в установленный срок исполнена не была.

27.06.2014 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» письмом № 3/2232 направило Б<…> приглашение с просьбой направить своего представителя 08.07.2014 в 10 часов 00 минут к ТП-32 для допуска в эксплуатацию, установленного 26.06.2014 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» прибора учета электрической энергии на присоединение КЛ-0,4 кВ, питающей жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. <…>, д. <…>.

Общество сообщило, что измерительный комплекс имеет в своем составе прибор учета электроэнергии ПСЧ-3АРТ.07.132.4 с классом точности 0,5S,  измерительные трансформаторы тока ТТИ-А 100/5 с классом точности 0,5 и обеспечивает минимальную величину погрешности измерительного канала, позволяет определять почасовые объемы потребления  и входит в состав автоматизированной системы учета. Общество также указало, что на момент направления письма объем электроэнергии потребляемый энергопринимающими устройствами Б<…> определяется по нормативу.

В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 (далее – Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – в данном случае потребителя Б<…> и сетевой организации ЗАО «Пензенская горэлектросеть», а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

08.07.2014 сотрудником ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в присутствии представителя ООО «ТНС энерго Пенза» (до 06.08.2014 – ООО «Энерготрейдинг» переименовано на основании решения единственного участника Общества от 24.07.2014 г. № 12) и представителя Б<…> – Б<…> (далее – Б<…>) составлен акт № 1-ОРН-У-0045 допуска прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206, установленного в трансформаторной подстанции 32, в эксплуатацию. Указанный акт подписан сторонами без возражений.

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО «Пензенская горэлектросеть» представлена нотариально удостоверенная доверенность от 09.07.2012 58 АА 0407625 сроком действия три года, подтверждающая полномочия Б<…>вести дела от имени Б<…>во всех организациях и предприятиях всех форм собственности на территории Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченным представителем заявителя дано согласие на использование прибора учета электроэнергии ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206, установленного в трансформаторной подстанции 32, для расчетов за потребляемую электрическую энергию в домовладении № <…> по ул. <…> г. Пенза.

С июля 2014 года расчет платы за электрическую энергию, потребляемую энергопринимающими устройствами Б<…>производится ООО «ТНС энерго Пенза» исходя из показаний прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206.

На заседании Комиссии представители ООО «ТНС энерго Пенза» указали, что Б<…> производит оплату за электрическую энергию  по лицевому счету № 2-85-32 на основании квитанций, выставляемых гарантирующим поставщиком согласно показаниям данного прибора учета, в полном объеме.

09.12.2014 Б<…> обратился в ЗАО «Пензенская горэлектросеть» с заявкой на допуск (ввод) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-02, установленного в домовладении № <…> по ул. <…>, г. Пензы.

12.12.2014 персоналом ЗАО «Пензенская горэлектросеть» составлен акт № А2-ОРН-3-622, в котором зафиксирован факт установки прибора учета Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 с указанием его технических характеристик. В акте отражено наличие в отношении данной точки поставки введенного в эксплуатацию и применяемого в качестве расчетного прибора учета электрической энергии ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206. В данном акте отсутствует подпись представителя заявителя. Прибор учета Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 введен в эксплуатацию не был.

05.02.2015 Б<…> повторно обратился в ЗАО «Пензенская горэлектросеть» с заявкой на допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 и использовании показаний данного прибора для расчетов за потребляемую в домовладении № <…> по ул. <…>  г. Пензы электроэнергию.

Письмом от 13.02.2015 № 3/556 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» указала заявителю на наличие в отношении данной точки поставки ранее установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета электрической энергии ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления электрической энергии на розничных рынках, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и знаки визуального контроля.

Основания считать приборы учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 и Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 не соответствующим требованиям пункта 137 Основных положений отсутствуют.

В силу пункта 156 Основных положений если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

- в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

- при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

- при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

- при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Согласно пункту 157 Основных положений прибор учета, не выбранный в соответствии с пунктом 156 настоящего документа в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета.

В ходе рассмотрения дела установлено, что прибор учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 имеет более высокий класс точности по сравнению с прибором Меркурий 230 АМ-02 № 21212146, входит в измерительный комплекс и в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета, позволяет измерять почасовые объемы потребления электроэнергии.

Таким образом, при наличии акта от 08.07.2014 № 1-ОРН-У-0045 ввода прибора учета электрической энергии ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 в эксплуатацию в качестве расчетного, подписанного со стороны представителя заявителя без возражений, в действиях сетевой организации по применению прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 в качестве расчетного отсутствует нарушение действующего законодательства.

Со стороны ЗАО «Пензенская горэлектросеть» представлены документы и материалы, свидетельствующие о том, что сетевой компанией в адрес Б<…> письмом от 03.07.2015 № 11/2808 направлено предложение о вводе прибора учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 в эксплуатацию в качестве контрольного. В том числе, в адрес заявителя направлен акт ввода в эксплуатацию указанного прибора учета для подписи Б<…> и последующего направления ЗАО «Пензенская горэлектросеть» данного акта гарантирующему поставщику.

Указанный акт со стороны Б<…>., либо его уполномоченного представителя не подписан. Прибор учета в эксплуатацию не введен.

Доказательства, свидетельствующие о том, что объем электрической энергии, учитываемый прибором учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 выше объема, учитываемого прибором учета Меркурий 230 АМ-02 № 21212146, что повлекло бы ущемление интересов Б<…>., заявителем не представлены.

Доводы адвоката заявителя о том, что при определении платы за электрическую энергию по рассматриваемому домовладению показания прибора учета необоснованно умножаются на 20 являются несостоятельными в связи с тем, что прибор учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 является прибором косвенного включения. Указанный прибор в силу технологических особенностей подключен через три трансформатора тока – приборы, понижающие (трансформирующие) токи нагрузки. Основной характеристикой трансформатора тока является коэффициент трансформации – показатель, указывающий на то, во сколько раз трансформатор тока снижает ток, протекающий в нагрузке перед подачей в счетчик.

Прибор учета, включенный через трансформаторы тока, фиксирует не реально потребленную электроэнергию, а пониженную трансформатором тока. Для получения реального потребления необходимо умножить показания прибора учета на коэффициент трансформации, в данном случае равный 20. В связи с чем, умножение показаний прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 на коэффициент трансформации равный 20 не может повлечь ущемление интересов заявителя.

Довод адвоката заявителя о том, что Б<…> не давал права Б<…> на подписание акта о вводе прибора учета электроэнергии в эксплуатацию и, следовательно, указанный акт не имеет юридической силы Комиссией не принимаются в связи с тем, что доказательства обращения Б<…> в ЗАО «Пензенская горэлектросеть» с указанием на отсутствие полномочий у Б<…> для подписания акта ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию не представлены.

ЗАО «Пензенская горэлектросеть» при проведении процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 для определения объема потребления электрической энергии в домовладении № 7 по ул. Лермонтова г. Пензы в согласованное с Б<…> время и дату, в присутствии Б<…>с полномочиями, подтвержденными нотариально удостоверенной доверенностью, не могло предвидеть, что Б<…> не наделил полномочиями Б<…> именно на подписание акта ввода в эксплуатацию прибора учета.

Одним из признаков, необходимых для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является наступление (возможность наступления) негативных последствий в виде ущемления интересов других лиц в результате злоупотребления таким хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

При указанных обстоятельствах доказательства злоупотребления сетевой организацией своим доминирующим положением по отношению к потребителю в материалах дела отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела Б<…> со стороны ЗАО «Пензенская горэлектросеть» направлено соглашение об урегулировании возникших разногласий и, в целях определения объема потребляемой электрической энергии в домовладении № <…> по ул. <…> г. Пензы, использовании прибора учета электрической энергии Меркурий 230 АМ-02 № 21212146 в качестве расчетного, а прибора учета ПСЧ-3АРТ.07.132.4 № 03001206 в качестве контрольного.

На основании вышеизложенного, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Пензенская горэлектросеть» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Рассмотрение дела № 2-03/16-2015 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» (ОГРН 1025801354391 ИНН 5836601606 г. Пенза, ул. Московская, 82В) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны