Решение №2-03/19-2017 Решение по делу № 2-03/19-2017 от 4 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

 

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» июня 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено  «04» июля 2018 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- ....  – врио руководителя управления, председателя Комиссии,

- .... – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

- .... – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

- ... – заместителя управляющего Отделения по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

- .... – экономиста 1 категории отдела банковского надзора Отделения по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

рассмотрев дело № 2-03/19-2017 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Пензенский платежный центр» (ИНН 5837054716, ОГРН 1135837002058, адрес: 440052, г. Пенза, ул. Чкалова, 52) (далее – ООО «ПензаПлат», Общество) и Публичным акционерным обществом Банк «Кузнецкий» (ИНН 5836900162, ОГРН 1125800000094, адрес: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 104) (далее – ПАО Банк «Кузнецкий», Банк) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

В Пензенское УФАС России поступила информация, размещенная в средствах массовой информации Пенза-онлайн, Пензаинформ, а также материалы проверки Прокуратуры Железнодорожного района г. Пензы по вопросу введения комиссии за пополнение карт системы «Электронная школа».

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «ПензаПлат» и ПАО Банк «Кузнецкий» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 15.12.2017 № 241 возбуждено дело № 2-03/19-2017 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Определением от 15.12.2017 дело № 2-03/19-2017 назначено к рассмотрению на 01.02.2018.

На заседании Комиссии представители ООО «Пензаплат» выразили несогласие с привлечением Общества к рассмотрению дела в качестве ответчика, указав, что в действиях Общества отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Подтвердили позицию, изложенную в письменных возражениях по делу, представленных письмом №12 от 01.02.2018. Считают, что ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» являются участниками разных товарных рынков, их деятельность регулируется разными федеральными законами, в связи с чем, они не могут конкурировать и взаимодействовать, поскольку работают в разных правовых и рыночных сферах. Указали, что ООО «Пензаплат» не имеет возможности влиять на установление или поддержание цен (тарифов) на территории Пензенской области, поскольку владеет 3,6% от общего количества установленных на территории Пензенской области устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт. Отметили, что взимание платежным агентом при приеме платежей с плательщика вознаграждения осуществлялось в соответствии со ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Указали, что помимо платежей за услуги питания в системе «Электронная школа» посредством платежных терминалов, установленных в образовательных учреждениях возможна оплата услуг операторов сотовой связи. Введение комиссии только за пополнение карт в системе «Электронная школа» обусловлено тем, что данная услуга является ключевой, несет в себе основные затраты по сопровождению терминалов. Пояснили, что отсутствие введения Комиссии за сотовую связь привело бы к оттоку потребителей данной услуги, в связи с чем было экономически нецелесообразно.

Представители ПАО Банк «Кузнецкий» на заседании Комиссии возражали против привлечения Банка в качестве ответчика по делу, указывая что являются участниками разных товарных рынков с ООО «Пензаплат». Пояснили, что терминалы самообслуживания расположены в 27 учебных заведениях г.Пензы, в связи с чем Банк не занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг, в том числе перевода денежных средств, и не может устанавливать или поддерживать цены (тарифы). Поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях по делу от 01.02.2018 № 846. Отметили, что согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитной организации не запрещено установление комиссионного вознаграждения при условии предварительного информирования держателя платежной карты. Просили рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 01.02.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 05.03.2018.

На рассмотрение Комиссии поступило ходатайство ООО «ПензаПлат» об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителей.

Управление образования города Пензы письмом от 05.03.2018 представило пояснения по делу № 2-03/19-2018 и просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представители ПАО Банк «Кузнецкий» не возражали против отложения рассмотрения дела. Указали, что прием платежей в системе «Электронная школа» через терминалы Банка, установленные в общеобразовательных учреждениях, прекращен с 20.11.2017.

Рассмотрев представленные доказательства, Комиссия решила ходатайство ООО «ПензаПлат» об отложении рассмотрения дела удовлетворить.

Определением от 05.03.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 15.03.2017.

На заседании Комиссии 15.03.2018 ответчики поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приняла решение о необходимости получения дополнительных документов и информации.

В целях обеспечения прав лиц, участвующих в деле, на представление комиссии пояснений, доказательств, а также в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации Определением от 18.03.2018 срок рассмотрения дела продлен до 15.06.2018.

Определением от 15.03.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 11.04.2018.

На заседании Комиссии 11.04.2018 представители ответчиков поддержали позицию, изложенную ранее. Считают, что в их действиях отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение Комиссии поступило ходатайство ПАО Банк «Кузнецкий» об отложении рассмотрения дела № 2-03/19-2017 о нарушении антимонопольного законодательства ввиду невозможности участия в заседании представителей ПАО Банк «Кузнецкий».

Представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, не возражали против отложения рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, представленные доказательства, Комиссия решила ходатайство ПАО Банк «Кузнецкий» об отложении рассмотрения дела удовлетворить.

Определением от 11.04.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 15.05.2018.

На заседании Комиссии 15.05.2018 представители ответчиков поддержали позицию, изложенную ранее.

На рассмотрение Комиссии поступило ходатайство ООО «Пензаплат» об отложении рассмотрения дела № 2-03/19-2017 о нарушении антимонопольного законодательства и предоставлении отсрочки в представлении информации, запрашиваемой Определением от 11.04.2018 до 21 мая 2018 года.

Рассмотрев материалы дела, представленные доказательства, Комиссия решила ходатайство ООО «Пензаплат» об отложении рассмотрения дела удовлетворить.

Определением от 15.05.2018 рассмотрение дела отложено и назначено на 23.05.2018 в 14-30.

На заседании Комиссии представитель ООО «Пензаплат» поддержал позицию о том, что Общество является платежным субагентом, не осуществляет деятельность по приему платежей, в подтверждение представил копию Акта проверки МРУ Росфинмониторинга по ПФО.

Представители ПАО Банк «Кузнецкий», МУП «АРЦИС» г. Пензы указали, что поддерживают позицию, изложенную на предыдущих заседаниях, новые доводы не заявляли.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, а также учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия отложила рассмотрение дела до 20.06.2018 г.

20.06.2018 от ПАО Банк «Кузнецкий» поступили возражения на Заключение Комиссии. В возражения Ответчик указал на несогласие с выводами Комиссии и считает, что в действиях ПАО Банк «Кузнецкий» не доказано наличие нарушение антимонопольного законодательства.

От ООО «Пензаплат» возражения не поступали.

На заседании Комиссии Представители ПАО Банк «Кузнецкий» поддержали представленное возражения, указав, что в действиях ПАО Банк «Кузнецкий» не доказано наличие нарушение антимонопольного законодательства, и просили рассмотрение дела в отношении ПАО Банк «Кузнецкий» прекратить.

Представитель ООО «Пензаплат» указал, что не согласен с Заключением Комиссии и считает, что в действиях ООО «Пензаплат» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

В Пензенское УФАС России поступила информация, размещенная в средствах массовой информации Пенза-онлайн, Пензаинформ, а также материалы проверки Прокуратуры Железнодорожного района г. Пензы по вопросу введения комиссии за пополнение карт системы «Электронная школа».

 

Согласно пункту 1 Постановления Администрации г. Пензы от 31.03.2015 № 417 «О реализации пилотного проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в общеобразовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Системы, системы «Электронная школа») в общеобразовательных учреждениях города Пензы завершено внедрение системы «Электронная школа».

Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждений города Пензы рекомендовано использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).

Условия и порядок функционирования Системы установлен Правилами работы автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» (далее также – Правила), утвержденными приказом директора Муниципального унитарного предприятия «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» (ИНН 5835038469, ОГРН 1025801200281, г. Пенза, ул. Суворова, д. 122 А) (далее - МУП «АРЦИС» г. Пензы, Предприятие) от 06.12.2016 № 161.

Постановлением Администрации г. Пензы от 13.08.2014 № 953 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» установлен тариф на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы (далее также – услуга МУП «АРЦИС г. Пензы») в размере 2,6% в месяц от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора.

Исходя из экономического обоснования от 05.08.2014 по установлению тарифов на услуги МУП «АРЦИС» г. Пензы затраты платежного субагента, привлекаемого Предприятием для осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в рамках утвержденного тарифа, составляют 0,8 % в месяц от суммы принятых платежей.

По информации МУП «АРЦИС» г. Пензы (письмо от 20.02.2018 № 25) ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» в период с 2014 по 2017 годы официальные обращения с предложениями об увеличении стоимости услуг, оказываемых в рамках системы «Электронная школа» в адрес МУП «АРЦИС г. Пензы» не направляли.

Кроме того, письмом от 28.07.2016 № 114 МУП «АРЦИС г. Пензы» обращалось в администрацию г. Пензы об увеличении тарифа на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению системы «Электронная школа» до 3,6%, при этом затраты платежных субагентов в размере 0,8% предлагалось оставить без изменения.

В целях осуществления деятельности по приему платежей физических лиц для пополнения бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» МУП «АРЦИС» г.Пензы заключены договоры с ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий».

Между МУП «АРЦИС» г. Пензы (Оператор по приему платежей) и ООО «Пензаплат» (Платежный субагент) 17.02.2014 заключен Договор № 1ПС-2014 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее – Договор № 1ПС-2014). Срок действия Договора № 1ПС-2014 в соответствии с пунктом 10.1 составляет 1 месяц и считается продленным на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Пунктами 5.5., 5.6. Договора № 1ПС-2014 стороны согласовали, что ежемесячное вознаграждение ООО «Пензаплат» за оказанные услуги устанавливается в размере 50 рублей, выплата вознаграждения осуществляется на основании выставленного счета.

При этом согласно пояснениям МУП «АРЦИС» г. Пензы от 29.03.2018 № 51 в период действия Договора № 1ПС-2014 счета на оплату вознаграждения за оказанные услуги ООО «Пензаплат» не выставлялись. В период с 14.02.2014 по 31.03.2015 договорами, заключенными с поставщиками питания, вознаграждение МУП «АРЦИС»    г. Пензы предусмотрено не было. Вознаграждение ООО «Пензаплат» до 01.04.2015 не выплачивалось.

В соответствии с Соглашением о расторжении от 30.03.2015 Договор № 1ПС-2014 между МУП «АРЦИС» г. Пензы и ООО «Пензаплат» расторгнут с 31.03.2015.

01.04.2015 между МУП «АРЦИС» г. Пензы (Оператор по приему платежей) и ООО «Пензаплат» (Платежный субагент) заключен Договор № 1ПС-2015 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц со сроком действия до 30.06.2015. Согласно Дополнительным соглашениям от 29.06.2015 и от 30.12.2015 срок действия Договора № 1ПС-2015 в части оказания услуг предусмотрен до 30.06.2016.

22.08.2016 между МУП «АРЦИС» г. Пензы (Оператор по приему платежей) и ООО «Пензаплат» (Платежный субагент) заключен Договор № 1ПС-2016 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее – Договор        № 1ПС-2016), действующий в части оказания услуг до 30.06.2017.

01.08.2017 между МУП «АРЦИС» г. Пензы (Оператор по приему платежей) и ООО «Пензаплат» (Платежный субагент) заключен Договор № 1ПС-2017 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее – Договор        № 1ПС-2017), действующий в части оказания услуг до 30.06.2018.

Согласно пункту 2.1 Договоров № 1ПС-2014, № 1ПС-2015, № 1ПС-2016, № 1ПС-2017 в соответствии с условиями Договоров Платежный субагент обязуется от своего имени и за счет Оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от Плательщиков в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах Пользователей в Системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые Поставщиком, в том числе осуществлять последующие расчеты с Оператором по приему платежей, а Оператор по приему платежей обязуется уплачивать платежному субагенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Согласно пункту 5.5 Договоров № № 1ПС-2015, № 1ПС-2016, № 1ПС-2017 стороны согласовали, что вознаграждение Платежного субагента за оказанные по договору услуги устанавливается в размере 0,8 % от общей суммы принятых средств Плательщиков в рублях за отчетный месяц.

При этом в силу пункта 3.2 Публичной оферты о заключении Договора об оказании информационных и иных услуг (версия 3.8 от 06.12.2016) между МУП «АРЦИС» г. Пензы и родителями (законными представителями) обучающихся в общеобразовательных учреждениях г.Пензы МУП «АРЦИС» г. Пензы обязался организовать беспроцентное пополнение лицевого счета карты в платежных терминалах, установленных в общеобразовательных учреждениях.

Между ОАО Банк «Кузнецкий» (ИНН 5836900162, ОГРН 1125800000094, г.Пенза, ул.Красная, 104) (Оператор) и МУП «АРЦИС г. Пензы» (Получатель) 14.04.2015 заключен Договор об оказании услуг № 34ДОУ/15 (далее – Договор № 34ДОУ/15) со сроком действия до 31.12.2015. Дополнительным соглашением № 1 от 21.12.2016 срок действия Договора №34ДОУ/15 продлен до 31.12.2017.

Согласно пункту 1.1 Договора № 34ДОУ/15 Получатель поручает, а Оператор принимает на себя обязательства по переводу денежных средств в валюте Российской Федерации от физических лиц (далее - Плательщики) в пользу Получателя в качестве расчетов при пополнении бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа», в соответствии с условиями Договора.

В силу пункта 1.2 Договора № 34ДОУ/15 отношения между Получателем и Плательщиками регулируются договорами между ними и не входят в предмет настоящего Договора.

Возможность взимания комиссии с Плательщика при приеме платежей Договором № 34ДОУ/15 не предусмотрена.

Исходя из пункта 5.3 Договора № 34ДОУ/15 размер платы за услуги (комиссионное вознаграждение), оказываемые Оператором в соответствии с Договором, составляет 0,8 % от суммы принятых в пользу Получателя переводов денежных средств.

Письмом от 05.09.2017 № 7693 (полученным МУП «АРЦИС г. Пензы» 01.11.2017), ПАО Банк «Кузнецкий» просило МУП «АРЦИС г. Пензы» рассмотреть возможность взимания комиссии с плательщиков в размере 1 % (не менее 10,00 руб.) с суммы платежа с сохранением внутреннего вознаграждения. Также ПАО Банк «Кузнецкий» в письме сообщило, что в случае принятия отрицательного решения будет вынуждено рассмотреть вопрос о прекращении участия в проекте «Электронная школа».

11.09.2017 ПАО Банк «Кузнецкий» направило в Управление образования города Пензы письмо № 7891 о необходимости взимания комиссии с плательщиков в размере 1 % (но не менее 10 руб.) с суммы платежа с сохранением внутреннего вознаграждения, указав, что существующие экономические условия участия в проекте «Электронная школа» не позволяют развивать проект, внедряя новые сервисы и услуги оплаты, и осуществлять его сопровождение на требуемом высоком уровне.

Приказом № П/17/181 от 13.10.2017 «О внесении изменений в Тарифы ПАО Банк «Кузнецкий» с 15.10.2017 в Приложение 3.1 Тарифов ПАО Банк «Кузнецкий», Тарифов ДО Нижнеломовский, Каменский, Сердобский, Мокшанский, Пункт 2 Перевод денежных средств в пользу следующих юридических лиц/индивидуальных предпринимателей добавлен пункт: МУП «АРЦИС г. Пензы» (в части проекта «Электронная школа») – 1,0 % от суммы перевода, но не менее 10 руб.

Комиссия за пополнение карт в системе «Электронная школа» через терминалы, в том числе установленные на территории общеобразовательных учреждений, взималась ПАО Банк «Кузнецкий» в период с 15.10.2017 по 19.11.2017. Сумма денежных средств, полученных в виде Комиссии с плательщиков, составила 27 076,43 рублей.

Прекращение Банком с 20.11.2017 приема платежей в системе «Электронная школа» через терминалы, установленные в общеобразовательных учреждениях, вызвано Уведомлением МУП «АРЦИС» от 10.11.2017 № 211 о нарушении условий договора в части обязанности предоставить пользователям возможность беспроцентного пополнения лицевого счета карт в платежных терминалах, установленных в общеобразовательных учреждениях.

Письмом от 13.09.2017 № 145 ООО «Пензаплат» проинформировало Управление образования города Пензы о введении комиссии с плательщиков в размере 1 % (но не менее 10 руб.), указав, что существующие экономические условия участия в проекте не позволяют развивать проект, внедряя новые сервисы и услуги оплаты, а также осуществлять его сопровождение на требуемом высоком уровне.

09.10.2017 письмом № 164 ООО «Пензаплат» проинформировало руководителей общеобразовательных учреждений г.Пензы об установлении с 15.10.2017 комиссии при оплате услуг питания через терминалы ООО «Пензаплат» в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.).

Письмом от 12.10.2017 № 173/1 ООО «Пензаплат» проинформировало МУП «АРЦИС г.Пензы» о том, что с 15.10.2017 года устанавливается комиссия при оплате услуг питания через терминалы ООО «Пензаплат» в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.)

По информации ООО «Пензаплат» (письмо от 19.02.2018 № 18) Комиссия с плательщиков при приеме наличных денежных средств в системе «Электронная школа» через платежные терминалы в общеобразовательных учреждениях взималась ООО «Пензаплат» в период с 15.10.2017 по 22.11.2017. Полученный ООО «Пензаплат» доход от введения комиссии в указанный период составил 559 895 рублей.

Доводы ответчиков о том, что между ними отсутствовало какое-либо соглашение, и введение комиссии было экономически обосновано, Комиссия не принимает по следующим основаниям.

В обоснование введения комиссии в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.) на запрос Пензенского УФАС России ООО «ПензаПлат» в письме от 13.11.2017 № 195 (вх. от 13.11.2017 № 4294) сослалось на значительные убытки от деятельности по приему платежей в системе «Электронная школа», в том числе увеличение стоимости комплектующих для оборудования в связи с ростом курса доллара.

Вместе с тем, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации http://cbr.ru/, официальный курс доллара США составлял по состоянию на 13.08.2014 – 36,0890 руб., на 13.08.2015- 65,0169 руб., на 13.08.2016 – 64,3364 руб., на 13.08.2017 – 60,1873 руб. При этом уже с 03.12.2014 курс доллара США превысил 50 руб.

Однако, обращения о необходимости увеличения размера вознаграждения за свои услуги, либо введения комиссии с плательщика ООО «Пензаплат» в МУП «АРЦИС г. Пензы» не направляло.

Помимо услуг по приему платежей в системе «Электронная школа» ООО «Пензаплат» осуществляет деятельность по приему платежей по договорам с ООО НКО «Рапида», ПАО «Ростелеком». Через терминалы ООО «Пензаплат», установленные в общеобразовательных учреждениях города Пензы, помимо оплаты питания в системе «Электронная школа» возможна оплата и иных услуг, в том числе мобильной связи, пополнение транспортной карты. Однако по информации ООО «Пензаплат» с 1 сентября 2016 года по 1 ноября 2017 года произошли изменения стоимости оказания только услуги по приему платежей за школьное питание, стоимость иных услуг Общества не изменялась.

Кроме того, исходя из представленных ООО «Пензаплат» сведений затраты за услуги инкассации, полностью заложены в затраты по проекту «Электронная школа».

При этом согласно пункту 4.4.3 Договора с ПАО «Ростелеком» от 07.07.2015 № 0603/25/244-15 вознаграждение ООО «Пензаплат» составляет 0,9 % от итоговой суммы принятых платежей при условии не взимания комиссии с Плательщика. При этом пунктом 5.6 Договора № 0603/25/244-15 установлена возможность начисления штрафа в размере 3000 рублей за каждый факт взимания ООО «Пензаплат» комиссии с плательщика и передачи ПАО «Ростелеком» информации о таком платеже как о платеже без взимания Комиссии.

Согласно пункту 3.2. Договора от 26.08.2014 № 463/14-н с ООО НКО «Рапида» в случае не взимания ООО «Пензаплат» комиссии с физического лица при осуществлении оплаты по мобильным платежам (Мегафон, Билайн, МТС), вознаграждение составляет 0,5 % от вносимой суммы. Комиссия за прием иных платежей установлена Договором, и за превышение ставок разрешенного дополнительного сбора (комиссии) пунктом 5.2 вышеуказанного Договора предусмотрена возможность взыскания с ООО «Пензаплат» штрафа в размере 10 % от суммы соответствующих платежей.

ООО «Пензаплат» также указало, что в период с февраля 2014 года по апрель 2015 года участвовало в пилотном проекте «Электронная школа» на инвестиционных началах, внедряя систему оплаты в 12 общеобразовательных учреждениях, обслуживало оборудование, покупало новые терминалы, развивало сервисы, не получая вознаграждения.

Согласно представленному ПАО Банк «Кузнецкий» экономическому обоснованию (письмо вх. от 28.12.2017 № 4973) на основе анализа формирования финансового результата по бизнес-направлению «Платежные терминалы» за 9 месяцев 2017 года необходимый минимальный размер комиссии за перевод денежных средств посредством терминала должен составлять 29,06 %, минимум - 9,2 рублей.

При этом с учетом оплаты вознаграждения МУП «АРЦИС» г.Пензы 0,8 % от суммы принятых переводов денежных средств в системе «Электронная школа» установление и взимание с 15.10.2017 с плательщиков комиссии не менее 10 руб. при пополнении лицевого счета в системе «Электронная школа» не может быть признано экономически обоснованным.

По информации ПАО Банк «Кузнецкий» (письмо вх. № 1416э от 03.05.2018) доля затрат на осуществление деятельности по приему платежей в системе «Электронная школа» через платежные терминалы в общеобразовательных учреждениях в общем объеме затрат по всем видам деятельности Банка в 2015 году составила 0,05%, в 2016 году – 0,19 %, в 2017 году – 0,15%.

Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли.

ООО «Пензаплат» в пояснениях по делу вх. от 26.12.2017 № 4933 указывает на убытки от участия в проекте «Электронная школа» в период 2016 год - 9 месяцев 2017 года в размере 4 367 402,1 рублей. При этом ожидаемый результат по проекту с учетом введения Обществом комиссии при оплате услуг питания через терминалы в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.) исходя из расчетов ООО «Пензаплат» составляет 139 151,67 рублей в месяц. Исходя из представленных ООО «Пензаплат» документов извлечение прибыли при отсутствии возникновения иных расходов и сохранении объема принимаемых платежей будет возможно не ранее чем через 2,5 года после введения комиссии. Комиссия приходит к выводу, что при таких условиях осуществления ООО «Пензаплат» коммерческой деятельности установление комиссии при оплате услуг питания через терминалы в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.) не отвечает модели поведения коммерческой организации, действующей самостоятельно и исключительно в своих интересах.

ООО «Пензаплат» на Определения Комиссии от 05.03.2018 и от 11.04.2018 информацию о доле затрат на осуществление деятельности по приему платежей в системе «Электронная школа» через платежные терминалы в общеобразовательных учреждениях в общем объеме затрат по всем видам деятельности не представило, просило представить отсрочку в предоставлении информации.

На заседании Комиссии 15.05.2018 представитель ООО «Пензаплат» указал, что запрашиваемая информация в ООО «Пензаплат» отсутствует, требуется значительное время для ее подготовки. Таким образом, введение комиссии с плательщиков при приеме наличных денежных средств в системе «Электронная школа» через платежные терминалы в общеобразовательных учреждениях ООО «Пензаплат» в размере 1 % от суммы платежа (но не менее 10 руб.) не обусловлено условиями функционирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке в условиях конкуренции.

При этом согласно представленной 21.05.2018 ООО «Пензаплат» информации о доле затрат на осуществление деятельности по приему платежей в системе «Электронная школа» расходы Общества превышали выручку по данному виду деятельности с самого начала участия в проекте. Доля затрат ООО «Пензаплат» на осуществление деятельности по приему платежей в системе «Электронная школа» через платежные терминалы в общеобразовательных учреждениях в общем объеме затрат по всем видам деятельности снизилась с 41,7 % в 2014 году до 8,3 % в 2017 году.

Исходя из представленных ПАО Банк «Кузнецкий» материалов (вх. № 8 от 09.01.2018) доходы Банка по бизнес-направлению «Платежные терминалы» на территории общеобразовательных учреждений за 9 месяцев 2017 года составили 401,9 тыс. рублей (в том числе доходы по переводам Электронная школа составили 39,12 тыс. рублей), расходы составили 1904 тыс. рублей, финансовый результат -   –1 502, 1 тыс. рублей. При этом полученная от введения комиссии выручка составила 27 076,43 рублей.

При таких обстоятельствах представленные ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» документы свидетельствуют об отсутствии обстоятельств в равной мере влияющих на данные хозяйствующие субъекты, которые позволяли бы прийти к выводам об экономической обоснованности единовременного введения одинаковой комиссии за услуги по приему наличных денежных средств с плательщиков через платежные терминалы, установленные в общеобразовательных учреждениях.

Материалами дела подтверждается, что экономические условия осуществления деятельности по приему наличных денежных средств с плательщиков через платежные терминалы, установленные в общеобразовательных учреждениях, ответчиков различны. Так, из представленных ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» документов следует, что при оказании соответствующих услуг задействовано разное количество персонала, количество терминалов в общеобразовательных учреждениях различается более чем в два раза, объем денежных средств и соответственно получаемого от МУП «АРЦИС» г. Пензы вознаграждения за услуги отличается более чем в 10 раз по итогам 2016-2017 г.г.

Таким образом, доказательства наличия объективных причин собственного поведения ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» на товарном рынке и введения одинакового размера комиссии с плательщика, ответчиками не представлено.

Кроме того, согласно пункту 3.2. Публичной оферты МУП «АРЦИС» г. Пензы (в редакции от 06.12.2016, действовавшей на момент введения ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» комиссии) в течение всего срока действия Договора предоставляет пользователю базовый (бесплатный) пакет услуг, который включает в себя беспроцентное пополнение лицевого счета карты в платежных терминалах, установленных в образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке является признаком ограничения конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. При этом согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

В рассматриваемом случае соглашение ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» о введении комиссии в размере 1% от суммы платежа (но не менее 10 руб.) при оказании услуг по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы, выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

На скоординированность и синхронность действий ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» по введению комиссии в размере 1% от суммы платежа (но не менее 10 руб.) при оказании услуг по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы указывают следующие признаки:

- осуществление деятельности на товарном рынке по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы;

- направление писем о введении комиссии для плательщиков в размере 1% от суммы платежа (но не менее 10 руб.) в короткий промежуток времени – 11.09.2017 и 13.09.2017;

- одинаковая величина комиссии - 1% от суммы платежа (но не менее 10 руб.) при различных экономических условиях осуществления деятельности по приему платежей.

При этом такая скоординированность и активность действий не свойственна ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» в силу того, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой на товарном рынке по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы.

Помимо однообразных и синхронных действий ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий», одинаковое содержание писем о введении комиссии для плательщиков (формулировки «существующие экономические условия участия в проекте не позволяют…развивать проект, внедряя новые сервисы и услуги оплаты…осуществлять его сопровождение на требуемом высоком уровне», «вырученные денежные средства пойдут на развитие проекта, обслуживание и модернизацию оборудования», «в случае принятия отрицательного решения/ в случае отрицательного ответа…будет вынуждено рассмотреть вопрос о прекращении участия в проекте») направленных в адрес начальника Управления образования города Пензы, свидетельствует о том, что между ответчиками существует возможность обмена информацией.

На наличие возможности информационного обмена между ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» также указывают следующие обстоятельства.

Вопрос введения Комиссии рассматривался на совещании в администрации города Пензы, состоявшемся 22.09.2017. По сведениям Администрации города Пензы (вх. от 18.12.2017 № 4793) на совещании было рассмотрено требование ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» об установлении с 01.10.2017 года комиссии при оплате школьного питания наличными денежными средствами через терминалы в рамках действия автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа». Учитывая необходимость информирования по данному вопросу родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников, было принято решение довести до пользователей системы данную информацию и отложить установление комиссии до 15.10.2017.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росоператор в сети Интернет по адресу http://rosoperator.ru/about/team.php, ООО «Пензаплат» входит в Межрегиональный научно-производственный кластер «Росоператор» (далее также – МНПК «Росоператор»). Генеральный директор ООО «Пензаплат» Пексимов Никита Олегович является руководителем проекта платежных систем МНПК «Росоператор».

 Председателем Совета кластера МНПК «Росоператор» является <....> (ИНН 583700367607). Согласно информации, размещенной в ЕГРЮЛ, размер доли <...> (ИНН 583700367607) в ПАО Банк «Кузнецкий» составляет 2,1051651329 %. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО Банк «Кузнецкий» в сети Интернет по адресу http://kuzbank.ru/raskrytie_informatsii/ <...> с 20.04.2012 г. является членом Совета директоров Банка.

Таким образом, действия ООО «ПензаПлат» и ПАО Банк «Кузнецкий», выразившиеся в заключении соглашения о введении комиссии при оплате услуг питания в размере 1% от суммы платежа (но не менее 10 руб.) привели (могли привести) к росту цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определению общих условий обращения товара на товарном рынке, и создали возможность для нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаками ограничения конкуренции.

Довод ответчиков о том, что дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению в связи с тем, что они не являются конкурентами, Комиссией отклонен по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии/отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с апреля 2015 года по ноябрь 2017 года.

Пензенским УФАС России установлено, что ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» в период действия системы «Электронная школа» в рамках заключенных с МУП «АРЦИС» г. Пензы договоров осуществляют прием наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы.

Автоматизированная система оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» используется в 57 общеобразовательных учреждениях г.Пензы. Для оплаты питания во всех общеобразовательных учреждениях установлены информационно-платежные терминалы ООО «Пензаплат». Терминалы ПАО Банк «Кузнецкий» установлены в 27 общеобразовательных учреждениях.

Права и обязанности платежных субагентов и кредитных организаций являются аналогичными и определены пунктом 2.5. Правил работы автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа». Исходя из Правил как платежный субагент, так и кредитная организация, обязались осуществлять от имени Оператора по приему платежей – МУП «АРЦИС» г. Пензы прием от пользователей (иных лиц) денежных средств в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах пользователей в системе для последующих расчетов за услуги, оказываемые исполнителями услуг питания держателям карт, перечислять эти денежные средства в полном объеме на специальный счет МУП «АРЦИС» г. Пензы.

Согласно пункту 1.3.1 Правил МУП «АРЦИС» г. Пензы является специализированным оператором (центром) – участником и организатором системы «Электронная школа», обладающим неисключительными правами на Систему и осуществляющим ее внедрение в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы. По отношению ко всем участникам системы МУП «АРЦИС» г. Пензы выступает в качестве процессингового центра и обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками в системе посредством оказания процессинговых и иных услуг за вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с настоящими Правилами, договорами и соглашениями к ним. По отношению к исполнителям услуг питания и платежным субагентам специализированный оператор выступает также в качестве оператора по приему платежей – платежным агентом. На основании заключенных с исполнителями услуг питания договоров осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц (пользователей или иных лиц) в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах в Системе для последующих расчетов с исполнителями услуг питания по факту оказания ими услуг пользователям/держателям карт. По отношению к пользователю специализированный оператор также является поверенным. Пользователь через поверенного дает распоряжение на перевод с его лицевого счета денежных средств исполнителю услуг питания за оказанные им услуги питания. Факт получения карты, оплаты услуг питания с помощью карты является офертой пользователя, данной специализированному оператору на представление интересов Доверителя перед Исполнителем услуг питания, а акцептом являются действия специализированного оператора, обеспечивающие доступ к услугам, предоставляемым пользователю посредством системы.

Согласно пункту 1.3.6. Правил платежный субагент – участник, присоединившийся к настоящим Правилам, заключивший со специализированным оператором как оператором по приему платежей Договор по приёму платежей от физических лиц для пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах пользователей в Системе для последующих расчетов за услуги, оказываемые исполнителем услуг питания держателям карт на условиях настоящих Правил, договоров/контрактов.

В силу пункта 1.3.7. Правил кредитная организация - участник, присоединившийся к настоящим Правилам, заключивший со специализированным оператором Договор по безналичному переводу денежных средств на аналитический счет пользователя в Системе.

При этом доступ на рынок оказания услуг по приему платежей в системе «Электронная школа» и получение вознаграждения МУП «АРЦИС» г. Пензы в размере 0,8 % от суммы принятых платежей возможно лишь при присоединении платежных субагентов и кредитных организаций к Системе. Материалами дела подтверждается, что ООО «Пензаплат» и ПАО Банк «Кузнецкий» в период с апреля 2015 года по ноябрь 2017 года посредством приема от Плательщиков наличных денежных средств через платежные терминалы, установленные в общеобразовательных учреждениях города Пензы, осуществляли пополнение бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа».

Продуктовые границы товарного рынка определены как прием наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в общеобразовательных учреждениях города Пензы. Получателем услуги на рассматриваемом товарном рынке является МУП «АРЦИС» г. Пензы.

Географические границы товарного рынка исходя из предмета рассматриваемого соглашения определены территорией города Пензы.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции установлено, что ПАО Банк «Кузнецкий» и ООО «Пензаплат» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке услуг по приему наличных денежных средств с целью пополнения плательщиками микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» через платежные терминалы, установленные в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения.

При таких обстоятельствах довод ПАО Банк «Кузнецкий» об отсутствии доминирующего положения на рынке и невозможности в связи с этим влиять на цены (тарифы), скидки, надбавки (доплаты) и (или) наценки не свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По информации, представленной ответчиками в ходе рассмотрения дела, ПАО Банк «Кузнецкий» и ООО «Пензаплат» в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не входят.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ПАО Банк «Кузнецкий» и ООО «Пензаплат»по заключению и участию в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели (могли привести) к поддержанию цены (тарифы), скидки, надбавки (доплаты) и (или) наценки, нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Пензенский платежный центр» (ИНН 5837054716, ОГРН 1135837002058, адрес: 440052, г. Пенза, ул. Чкалова, 52)  нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Публичным акционерным обществом Банк «Кузнецкий» (ИНН 5836900162, ОГРН 1125800000094, адрес: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 104), которое привело (могло привести) к поддержанию цен.
  2. Признать Публичное акционерное общество Банк «Кузнецкий» (ИНН 5836900162, ОГРН 1125800000094, адрес: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 104) нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Обществом с ограниченной ответственностью «Пензенский платежный центр» (ИНН 5837054716, ОГРН 1135837002058, адрес: 440052, г. Пенза, ул. Чкалова, 52), которое привело (могло привести) к поддержанию цен.

Решение будет изготовлено в течении 10 рабочих дней и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны