Решение б/н Решение по делу 2-03/20-2015 в отношении ОАО «Газпром газора... от 14 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «25» августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «8» сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <……>,

при участии со стороны ОАО «Газпром газораспределение Пенза»:

- <……> – начальника юридического отдела по доверенности от 17.08.2015 № 167 (на заседании Комиссии 18.08.2015), по доверенности от 21.08.2015 № 170 (на заседании Комиссии 25.08.2015);

- <……> – заместителя главного инженера по доверенности от 17.08.2015 № 168 (на заседании Комиссии 18.08.2015), по доверенности от 21.08.2015 № 169 (на заседании Комиссии 25.08.2015);

- <……>  – начальника производственно-технического отдела по доверенности от 21.08.2015 № 171 (на заседании Комиссии 25.08.2015),

рассмотрев дело № 2-03/20-2015 по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Пенза» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

Пензенским УФАС России на основании приказа от 30.01.2015 № 14 проведена плановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Пенза» (ОГРН 1025801359858, ИНН 5836611971, Пензенская область, г. Пенза, ул. Максима Горького, д. 50) (далее – ОАО «Газпром газораспределение Пенза», Общество, газораспределительная организация).

В ходе проведения проверки Пензенским УФАС России получены документы и материалы, свидетельствующие о нарушении ОАО «Газпром газораспределение Пенза» правил выдачи потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, в том числе установлено, что технические условия на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, выдаваемые ОАО «Газпром газораспределение Пенза» не соответствуют требованиям, установленным действующими нормативными-правовыми актами РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 13.07.2015 № 124 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Пенза» возбуждено дело № 2-03/20-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 13.07.2015 дело № 2-03/20-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 18.08.2015.

На заседании Комиссии 18.08.2015 представители ОАО «Газпром газораспределение Пенза» пояснили, что технические условия, соответствующие требованиям нормативно-правовых актов к их содержанию, были выданы всем обратившимся в порядке и сроки, установленные Градостроительным Кодексом РФ, Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314. Также пояснили, что в связи с расхождением требований, установленных законодательными актами относительно сроков действия технических условий, в выдаваемых Обществом технических условиях срок их действия не ограничен, всем заявителям предоставляется максимальный срок действия технических условий.

В целях изучения представленных документов и пояснений Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в рассмотрении данного дела до 25.08.2015.

Представители ОАО «Газпром газораспределение Пенза» уведомлены надлежащим образом о перерыве в рассмотрении дела до 25.08.2015.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ОАО «Газпром газораспределение Пенза» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области (ОКВЭД 40.20.2).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 14.11.1997 г. № 121/1 ОАО «Газпром газораспределение Пенза» (до 03.10.2013 – ОАО «Пензагазификация») включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области под регистрационным номером № 58.2.3.

Приказами Федеральной службы по тарифам от 04.12.2012 № 330-э/7, от 28.04.2014 № 100-э/2, от 19.05.2015 № 173-э/7 утверждены тарифы на услуги ОАО «Газпром газораспределение Пенза» (до 03.10.2013 - ОАО «Пензагазификация») по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Пензенской области.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из приведенных норм законодательства ОАО «Газпром газораспределение Пенза» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила определения и предоставления технических условий № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Далее – Правила технологического присоединения № 1314) подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Исполнителем технологического присоединения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, мероприятия по технологическому присоединению к газораспределительным сетям осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа для потребителей. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с пунктом 1 Правил определения и предоставления технических условий № 83 указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Правила определения и предоставления технических условий № 83 распространяли свое действие до 01.03.2014 и применялись также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

Запрос о предоставлении технических условий должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий № 83.

Пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий № 83 установлено, что технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Правилами определения и предоставления технических условий № 83 не предусмотрены основания для определения и предоставления заявителям газораспределительной организацией заявителям технических условий не соответствующих требованиям пункта 10 указанных Правил, в том числе в случае не предоставление заявителями какой-либо информации, предусмотренной пунктом 8 указанных Правил.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Пенза» обязано при предоставлении заявителям технических условий определять их в соответствии с   требованиям Правил определения и предоставления технических условий № 83.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что технические условия, выдаваемые ОАО «Газпром газораспределение Пенза» (до 03.10.2014 – ОАО «Пензагазификация») не соответствуют Правилам определения и предоставления технических условий № 83.

В технических условиях, выданных ОАО «Газпром газораспределение Пенза» (до 03.10.2013 – ОАО «Пензагазификация») от 26.04.2013 № 144 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной теплой стоянки <……> в р.п. Исса Пензенской области по запросу <……>, от 29.04.2013 № 143 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной административного здания  <……>  в с. Каменный Брод Иссинского района Пензенской области по запросу <……>, от 21.05.2013 № 160 на подключение к газораспределительным сетям зерносушилки <……> с. Волчково Белинского района Пензенской области по запросу <……>, от 02.07.2013 № 215 на подключение к газораспределительным сетям многоквартирного жилого дома <……> в г. Никольск Пензенской области по запросу <……>, от 03.07.2013 № 218 на подключение к газораспределительным сетям двух котлов  в котельной <……> в г. Спасск Пензенской области по запросу <……>, от 05.08.2013 № 279 на подключение к газораспределительным сетям жилого дома <……> г. Каменки Пензенской области по запросу <……>, от 09.08.2013 № 292 на подключение к газораспределительным сетям вновь строящихся 6-ти жилых домов, расположенных в районе <……> Наровчатского района Пензенской области по запросу <……>, от 12.08.2013 № 294 на подключение к газораспределительным сетям 5-ти строящихся жилых домов в районе <……>  Нижнеломовского района Пензенской области по запросу <……>, от 15.01.2014 № 6  на подключение к газораспределительным сетям многоквартирного жилого дома <……>  в г. Каменка Пензенской области по запросу <……>, отсутствуют данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий.

В технических условиях от 12.09.2013 № 347 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной гаража по <……> в г. Каменка Пензенской области по запросу <……>, от 20.12.2013 № 512 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной по <……> в с. Лермонтово Белинского района Пензенской области  по запросу <……>, от 28.01.2014 № 20 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной  оздоровительного лагеря в с. Секретарка Сердобского района Пензенской области по запросу <……>  отсутствуют данные о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и сроке действия технических условий.

Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение Пенза» при выдаче технических условий указанным заявителям нарушило Правила определения и предоставления технических условий № 83.

Нарушение Обществом Правил определения и предоставления технических условий № 83 лишило заявителей законного права на получение технических условий соответствующих требованиям действующего на тот момент времени законодательства РФ.

01.03.2014 вступили в законную силу Правила технологического присоединения № 1314.

Пунктом 1 Правил технологического присоединения № 1314 установлено, что настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Пунктом 6 Правил технологического присоединения № 1314 установлено, что заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Запрос о предоставлении технических условий должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 7 Правил технологического присоединения № 1314.

К запросу о предоставлении технических условий заявителем должны быть приложены документы в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения № 1314.

В случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме исполнитель в течение 5 дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.

Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил, не допускается (пункт 12 Правил технологического присоединения № 1314).

Согласно пункту 13 Правил технологического присоединения № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения № 1314 технические условия, выдаваемые газораспределительной организацией, должны содержать следующие данные:

а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);

б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;

в) срок действия технических условий.

В ходе рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в технических условиях, выданных ОАО «Газпром газораспределение Пенза», от 27.05.2014 № 158 на подключение к газораспределительным сетям многоквартирного жилого дома <……> в   г. Каменка Пензенской области по запросу <……>, от 02.07.2014 № 200 на подключение к газораспределительным сетям  многоквартирного жилого дома <……> в г. Каменка Пензенской области по запросу <……>  отсутствуют данные о максимальной нагрузке (часовом расходе газа), сроке подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и сроке действия технических условий.

Технические условиях, выданные ОАО «Газпром газораспределение Пенза» от 03.03.2014 № 52 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной магазина в <……> в г. Спасск Пензенской области по запросу <……>, от 26.05.2014 № 155 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной магазина в доме <……>  в р.п. Башмаково Пензенской области по запросу <……>, от 06.06.2014 № 167 на подключение к газораспределительным сетям помещения столовой <……> Сердобского района Пензенской области по запросу <……>, от 07.07.2014 № 203 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной столовой <……> в г. Сердобск Пензенской области по запросу <……>, от 18.07.2014 № 220 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной магазина <……> в р.п. Беково Пензенской области по запросу <……>., от 12.08.2013 № 263 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной магазина <……> Колышлейского района Пензенской области по запросу <……>, от 09.12.2014 № 433 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……> Малосердобинского района Пензенской области по запросу <……>, от 10.12.2014 № 434 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……> в Малосердобинского района Пензенской области по запросу <……>, о 10.12.2014 № 435 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……>  в р.п. Лунино Пензенской области по запросу <……>, от 10.12.2014 № 437 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……>  в р.п. Лунино Пензенской области по запросу <……>, от 10.12.2014 № 438 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……>  в р.п. Малая Сердоба Пензенской области по запросу <……>, от 10.12.2014 № 439 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……> в р.п. Малая Сердоба Пензенской области по запросу <……> не содержат данных о сроке подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и сроке действия технических условий.

Вышеуказанные технические условия выданы ОАО «Газпром газораспределение Пенза» заявителям с нарушением Правил технологического присоединения № 1314.

Доводы представителей Общества о том, что рассматриваемые технические условия являются предварительными, вследствие чего выдаются Обществом в отсутствие данных, предусмотренных пунктом 28 Правил технологического присоединения № 1314, Комиссией не принимаются в связи с тем, что указанный пункт Правил не содержит оговорок относительно исключений к требованиям определения технических условий для предоставления заявителям на основании запроса.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что иные технические условия, выданные заявителям ОАО «Газпром газораспределения» и представленные Обществом в антимонопольный орган в ходе проведения плановой выездной проверки соответствуют требованиям Правил технологического присоединения № 1314 и содержат сведения о максимальной нагрузке, сроке подключения и сроке действия технических условий.

В их числе: технические условия № 301 от 11.09.2014 на подключение к газораспределительным сетям 2 сушилок для сушки пиломатериалов <……> <……> Пензенской области на основании запроса <……>., технические условия № 289 от 03.09.2014 на подключение к газораспределительным сетям цеха формовки, 2 цехов выгонки, вальцового отделения, бесшикера, автономной котельной, электроцеха, лаборатории, кабинета ИТР, душевых <……> Пензенской области на основании запроса <……>, технические условия № 428 от 27.11.2014 на подключение к газораспределительным сетям трехэтажного 38-ми квартирного жилого дома на основании запроса <……>, технические условия № 440 от 12.12.2014 на подключение к газораспределительным сетям объектов <……>  г. Пензы на основании запроса <……>, технические условия № 424 от 26.11.2014 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……> г. Сердобск Пензенская область на основании запроса <……>, технические условия № 293 от 08.09.2014 на подключение к газораспределительным сетям автономной котельной <……> г. Нижний Ломов Пензенская область на основании запроса <……>, технические условия № 421 от 24.11.2014 на подключение к газораспределительным сетям кухонного отделения столовой <……> Пензенская область на основании запроса <……> .

Доводы представителей Общества о том, что содержание технических условий определяется газораспределительной организацией на основании информации и документов, представленных заявителями, в связи с чем при непредставлении полного перечня необходимой информации заявителями, выдаваемые технические условия могут не соответствовать требованиям правил, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Правилами технологического присоединения № 1314 не предусмотрена возможность газораспределительной организации выдавать заявителям технические условия, не соответствующие требованиям указанных Правил, в том числе, в связи с отсутствием какой-либо информации или документов в запросе заявителя.

Для всех заявителей законодательством установлен единый перечень документов и информации, подлежащих предоставлению в газораспределительную организацию при обращении с запросом о выдаче технических условий.

В соответствии с требованиям Правил технологического присоединения № 1314 в случае если заявителем при обращении с запросом о предоставлении технических условий не представлены документы и информация, предусмотренные пунктами 7 и 8 указанных Правил, газораспределительная организации в праве оставить такой запрос без рассмотрения.

То обстоятельство, что ОАО «Газпром газораспределения Пенза» выдало рассматриваемым заявителям технические условия, свидетельствует о том, что все предусмотренные законодательством обязанности заявителей относительно требований к предоставлению ими документов и информации согласно пунктам 7 и 8 Правил указанными потребителями исполнены.

Вместе с тем, ОАО «Газпром газораспределение Пенза» поставило заявителей в неравные условия определив и представив одним заявителям соответствующие Правилам технологического присоединения № 1314 технические условия, а иным заявителям выдало технические условия с нарушением указанных Правил.

Рассматриваемые действия Общества нарушают законные права потребителей на получение технических условий в соответствии с требованиями законодательства РФ, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц.  

Действия ОАО «Газпром газораспределение Пенза» по нарушению установленных законодательством правил выдачи потребителям технических условий приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Газпром газораспределение Пенза, выразившиеся в нарушении установленных законодательством правил выдачи потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которое приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать действия Открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Пенза» (ОГРН 1025801359858, ИНН 5836611971, Пензенская область, г. Пенза, ул. Максима Горького, д. 50), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке в результате нарушения установленных законодательством правил выдачи потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которое приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 2. Выдать ОАО «Газпром газораспределение Пенза» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем приведения выдаваемых технических условий в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны