Решение б/н Решение №2-03/20-2017 от 22 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFХозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов
(по списку)
МУП по очистке города
Индустриальная ул, д.38, г.Пенза, 440003
РЕШЕНИЕ
|
г. Пенза |
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:
<...> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
<...> – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
<...> – ведущего - специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
при участии со стороны заявителя:
- ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», представителя – <...>, действующего по доверенности б/н от 28.01.2017г., на заседании Комиссии 25.01.2018г.,
- ООО «Спецтранс», Генерального директора –<...>, на заседании Комиссии 25.01.2018г.,
- ООО «Управление благоустройства и очистки», представителя <...>, действующего по доверенности от 25.01.2018г., на заседании Комиссии 25.01.2018г.;
- ООО «ЭКОГРАД», представителя - <...>, действующего по доверенности от 25.01.2018г., на заседании Комиссии 25.01.2018г.;
-
ООО «Фауна», Директора - <...> и представителя – <...>, действующего по доверенности б/н от 01.01.2018г., на заседании Комиссии 25.01.2018г.;
-
ООО «Чистый город», Генерального директора - <...>., на заседании Комиссии 25.01.2018г.,
-
ИП <...>, представителя - <...>, действующей по доверенности от 24.03.2016г. №58АА 0919867, на заседании Комиссии 25.01.2018г.;
-
ИП <...>, представителя – <...>., действующей по доверенности б/н от 25.01.2018г., на заседании Комиссии 25.01.2018г.;
-
ООО «Управление благоустройства и очистки города Пензы», Генерального директора - <...>.;
при участии со стороны ответчика:
- МУП по очистке города: Директора - <...>(Постановление о прекращении трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия по очистке города и назначении на новый срок) от 27.12.2017г. № 2537, на заседании Комиссии от 25.01.2018г.;
- МУП по очистке города, <....>, представителя, действующего на основании доверенности №001 от 10.01.2018г.,
от заявителей ООО «Спецтранс», ООО «Чистый город», ООО «Управление благоустройства и очистки», ООО «Экоград», ООО «Фауна», ИП <...>, ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», ИП <...> поступили заявления о рассмотрении дела, назначенного на 08.02.2018г., в их отсутствие,
рассмотрев дело № 2-03/20-2017 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием по очистке города (ИНН 5837003711, Индустриальная ул, 38, г.Пенза, 440003) (далее – МУП по очистке города, Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступили обращения от ООО «Комбинат по очистке «Новая волна», ООО «Спецтранс», ООО «Управление благоустройства и очистки», ООО «Экоград», ООО «Фауна», ООО «Чистый город», ИП <...>., ИП <...>., ООО «Управление благоустройства и очистки города Пензы» (далее – Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов) в отношении МУП по очистке города по вопросу расторжения договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
По результатам рассмотрения обращений в действиях МУП по очистке города по направлению уведомлений о расторжении договоров оказания услуг по утилизации (захоронению) отходов установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Приказом Пензенского УФАС России от 19 декабря 2017 года №243 в отношении МУП по очистке города возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 19.12.2017г. рассмотрение дела назначено на 25.01.2018г.
На заседании Комиссии 25.01.2018г. заявители указали, что в настоящее время между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, и МУП по очистке города действуют договоры на утилизацию (захоронение) отходов. Новые договоры на оказание услуг по захоронению ТКО и твердых отходов производства не заключены, в связи с наличием у сторон договора разногласий по условиям договора.
Дополнительно заявители сообщили, что в настоящее время угроза ущемления их интересов в сфере предпринимательской деятельности действиями Предприятия, выразившимися в направлении уведомления о расторжении договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов, отсутствует.
Директор МУП по очистке города на заседании Комиссии 25.01.2018г. указал, что в настоящее время услуга по захоронению отходов Предприятием оказывается всем заявителям. По вопросу заключения новых договоров на оказание услуг по захоронению отходов Предприятием организуются встречи с заявителями, на которых сторонами определяются условия нового договора.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, определением от 25.01.2018г. рассмотрение дела отложено на 08.02.2018г.
На заседании Комиссии 08.02.2018г. изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Решение по делу и огласила резолютивную часть.
В ходе рассмотрения дела №2-03/20-2017 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.
Между МУП по очистке города и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов заключены договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов (далее – Заключенные Договоры).
По условиям Заключенных договоров Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов поручают, а МУП по очистке города принимает на себя обязательство оказания услуг по утилизации (захоронению) на территории полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО). ТБО – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, другие виды твердых инертных отходов, отвечающие требованиям действующих нормативов и стандартов, применяемых к отходам, размещаемых на полигонах твердых бытовых отходов. МУП по очистке города обязуется осуществлять услугу по захоронению отходов с использованием пластиковых карт (далее – Карта). Карта является техническим средством учета операций по проезду и взвешиванию ТБО и не является платежным средством.
Пунктом 2.1 Заключенных договоров установлено, что согласно действующего тарифа, утвержденного приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области №5 от 31.01.2014г. и приказом №17 от 01.04.2013г., стоимость одной тонны утилизации (захоронения) отходов составляет 175 руб. 33 коп., в том числе НДС. Тарифы могут изменяться. При изменении тарифа, в установленном порядке, автоматически меняется порядок расчета за оказанные услуги.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что расторжение Договора или изменение его условий допускается по взаимному соглашению сторон.
Согласно пункту 5.2 договора в случае одностороннего расторжения, изменения Договора, Сторона обязана уведомить другую сторону о своем намерении расторгнуть или изменить Договор за 10 (десять) календарных дней.
Заключенные договоры вступают в силу с момента подписания сторонами и действуют до 31 декабря 2019г., а в части расчетов до полного их завершения.
МУП по очистке города 27.11.2017г. направило в адрес Хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, уведомления о расторжении договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО. Согласно Соглашениям о расторжении Заключенных Договоров последним днем действия Заключенных договоров считается 31 декабря 2017г.
После чего хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, обратились в Пензенское УФАС России с заявлениями, в которых указали, что действия МУП по очистке города по направлению соглашения о расторжении, увеличению тарифов и введения новых тарифов ущемляют их права в сфере предпринимательской деятельности.
В качестве причины направления Соглашений о расторжении Заключенных договоров МУП по очистке города указывает на обращение Предприятия в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление по тарифам) с заявлениями об изменении действующего тарифа на утилизацию, обезвреживание и захоронению ТБО и об утверждении нового тарифа на обработку ТБО.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП по очистке города является обработка и утилизация опасных отходов (ОКВЭД 38.22).
МУП по очистке города является хозяйствующим субъектом, который осуществляет предпринимательскую деятельность на рынке услуг по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с требованиями к обращению с отходами, предусмотренными Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89, Закон об отходах производства и потребления) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
У МУП по очистке города имеется лицензия от 29.06.2016г. №058-00154, выданная Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (далее – Управление Росприроднадзора по Пензенской области), на осуществление следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обработка, размещение (захоронение) отходов 3-4 классов опасности. Лицензия предоставлена бессрочно.
Местом осуществления деятельности МУП по очистке города согласно лицензии от 29.06.2016г. являются: Пензенская область, г.Пенза, ул.Баумана, 1Г, г.Пенза, ул. Индустриальная, 38, г. Пенза, ул. Осенняя, 1Б и полигон ТБО - адрес полигона ТБО: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Пензенская область, г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Осенняя, 5.
В ходе рассмотрения обращений Пензенским УФАС России проведен Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (хранению и захоронению) ТБО.
По результатам Анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (хранению и захоронению) ТБО установлено, что МУП по очистке города занимает доминирующее положение с долей 100% на товарном рынке услуг по размещению (хранению и захоронения) ТБО в географических границах г.Пензы, г.Заречного, Бессоновского района Пензенской области в период с 30.11.2016г. по 30.11.2017г. (1 календарный год).
В период направления уведомлений о расторжении заключенных договоров для МУП по очистке города действовал одноставочный тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденный Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31.03.2017 № 22 «Об установлении одноставочных тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на 2017 - 2020 гг.».
Таким образом, действия МУП по очистке города, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по размещению (хранению и захоронению) ТБО, по направлению уведомлений от 27.11.2017г. о расторжении договоров оказания услуг по утилизации (захоронению) отходов являются экономически и технологически необоснованными.
В письменных и устных пояснениях МУП по очистке города указывает, что в связи с изменениями в законодательстве в сфере обращения с отходами, которые вступили в силу с 01.01.2018г., было принято решение о перезаключении договоров на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО. В связи с чем, в адрес хозяйствующих субъектов были направлены уведомления с соглашениями о расторжении договоров. В уведомлениях сообщалось, что новые договоры на захоронение ТКО и отходов производства на 2018г. будут заключаться с 21.12.2017г. Внесение изменений в действующие договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТКО путем заключения дополнительных соглашений не представлялось возможным, в связи с изменением существенных условий договора, а именно предмета договора, цены договора, прав и обязанностей сторон договора и других условий договора. С 01.01.2018г. Предприятие оказывает два вида услуг, а именно услуга на захоронение ТКО, тариф на которую утвержден Приказом от 20.12.2017г. №170 Управления по регулированию тариф и энергосбережению Пензенской области «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2020гг.» и услуга на захоронение твердых отходов производства, тариф на которую установлен Администрацией г.Пензы Постановлением от 22.12.2017г. №2485/1 «Об установлении предельного максимального тарифа на услугу по захоронению твердых отходов производства».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, как указано выше, на заседании Комиссии Пензенского УФАС России заявители сообщили, что действия МУП по очистке города не привели к ущемлению их интересов. Указали, что в настоящее время между хозяйствующими субъектами и МУП по очистке города действуют ранее заключенные договоры на утилизацию (захоронение) отходов, а также идет процесс согласования условий новых договоров на оказание услуг по захоронению ТКО и твердых отходов производства.
Также в ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России установлено, что действия МУП по очистке города по направлению уведомлений о расторжении договоров к прекращению оказания услуг по захоронению отходов не привели.
По результатам рассмотрения дела, доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении МУП по очистке города доминирующим положением, не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Рассмотрение дела в отношении МУП по очистке города прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<...> |
|
|
Члены комиссии |
<...>
|
|
<...>
<...>
|