Решение б/н Решение по делу № 2-03/22-2015 от 6 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «16» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  1.       – руководителя управления, председателя Комиссии,
  2. .... – главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии, 
  3. ......– главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
  4. ...... - главного эксперта сектора по работе с обращениями потребителей страховых услуг отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

со стороны АО «СГ «УралСиб»:

- ... – представителя по доверенности в порядке передоверия от 01.09.2015 б/н;

со стороны МКП «Теплоснабжение г. Пензы»:

- .... - представителя по доверенности от 12.01.2015 № 33;

- ... - представителя по доверенности от 12.01.2015 № 2;

САО «ВСК» надлежащим образом уведомлено, 16.09.2015 от Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

рассмотрев дело № 2-03/22-2015 по признакам нарушения Акционерным обществом «Страховая группа  «УралСиб» (ИНН 7703032986, ОГРН 1027739022376, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56) (далее - АО «СГ «УралСиб») части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности № 31502308511,

установила:

В Пензенское УФАС России поступило заявление Пензенского филиала САО «ВСК» на недобросовестную конкуренцию АО «СГ «УралСиб» при проведении запроса предложений  № 31502308511.

В своем обращении Заявитель указал, что АО «СГ «УралСиб» в совей заявке  занизило размер страховой премии, чем нарушило действующее законодательства, в результате  получило необоснованное конкурентное преимущество и смогло стать победителем проводимого запроса предложений.

По результатам рассмотрения указанного обращения в действиях АО «СГ «УралСиб» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции и возбуждено дело № 2-03/22-2015 (Приказ от 17.07.2015 № 130).

Определением от 30.07.2015 г. дело № 2-03/22-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 26.08.2015г.

В связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела было отложено до 16.09.2015, о чем вынесено Определение об отложении от27.08.2015 № 3418-2.

На заседании Комиссии представитель Ответчика пояснил, что в связи с допущенной технической ошибкой при расчете ценового предложения Обществом был применен КБМ ниже указанного в документации Заказчика.

Представители лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, МКП «Теплоснабжение г. Пензы» пояснили, что при проведении конкурсной процедуры Заказчиком была оценена заявка АО «СГ «УралСиб» с точки зрения действующего законодательства, оснований для отклонения заявки Общества у Заказчика не было.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность МКП «Теплоснабжение г. Пензы», является Положение о закупках МКП «Теплоснабжение г. Пензы» (далее – Положение о закупках), утвержденное приказом директора предприятия от 18.12.2013 № 77-а.

Пунктом 1.1. Положения о закупках установлено, что данное положение является Положением о закупках согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения о закупках в целях эффективного и экономного расходования средств МКП «Теплоснабжение г. Пензы» приказом от 14.01.2013 № 12-а создана закупочная комиссия.

Согласно пункту 6.4 Положения о закупках выбор поставщика с помощью запроса ценовых предложений осуществляется в случае, если предметом закупки является серийно выпускаемый товар, при наличии конкуренции между поставщиками.

28.04.2015 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на транспортные средства, содержащие в приложении к техническому заданию, в количестве 45 единиц.

Запрос предложений, в соответствии с требованиями Закона о закупках, представляет собой конкурентный способ закупки, при котором Заказчик заранее информируют участником размещения закупки о своей потребности в товарах, работах или услугах, и приглашает подавать заявки, по результатам рассмотрения которых может заключить контракт с участником, заявка которого больше всего соответствует установленным требованиям.

Заказчик – МКП «Теплоснабжение г. Пензы».

Начальная максимальная цена контракта 250 499,90 (Двести пятьдесят тысяч четыреста девяносто девять) рублей 90 копеек.

Начальная (максимальная) цена договора была рассчитана в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У (в ред. Указания Банка России от 20.03.2015 N 3604-У) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2015) и с учетом КБМ, предоставленным предыдущим Страховщиком.

Расчет начальной (максимальной) цены, с указанием всех коэффициентов, являлся приложением к конкурсной документации.

Согласно Протоколу заседания комиссии по подведению итогов запроса предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) от 13.05.2015 № 147 и журналу регистрации поступления заявок в конкурсе приняли участие (поданы заявки)  5 страховых компаний:

САО «ВСК» (Пензенский филиал) - заявка подана 28.04.2015 в 15-39, ценовое предложение 240069,27 руб.;

ОАО «СОГАЗ» (Пензенский филиал) - заявка подана 28.04.2015 в 15-45, ценовое предложение 240069,27 руб.;

ООО «Страховая компания «Согласие» (Пензенский филиал)- заявка подана 28.04.2015 в 16-54, ценовое предложение 255703-12 руб.;

ОАО «АльфаСтрахование» (Пензенский филиал)- заявка подана 05.05.2015 в 16-28, ценовое предложение 240069,27 руб.;

ЗАО «УралСиб» (Пензенский филиал) (переименовано в АО в соответствии с действующим законодательством 14.07.2015) - заявка подана 05.05.2015 в 16-28, ценовое предложение 236525,10 руб.;

Согласно Протоколу подведения итогов от 13.05.2015 № 147 победителем было признано ЗАО «УралСиб» (Пензенский филиал), предложившее наименьшую цену контракта.

Статьей 8 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014 ) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 N 34187)  (далее – Указ Банка России № 3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            В приложении 3 Указа Банка России № 3384-У определен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

 

N п/п

Категория транспортного средства

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц

 

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)

1

Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

2

Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

 

Заявка победителя ЗАО «УралСиб» (Пензенский филиал) содержала расчет страховой премии, где коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) был ниже, указанного в техническом задании МКП «Теплоснабжение г. Пензы», по следующим транспортным средствам:

  1. Н 078 РТ 58 Передвижная мастерская ГАЗ -3307 (2322Р1)
  2. Н 077 РТ 58 Передвижная мастерская ГАЗ -3307 (2322Р1)
  3. Н 839 ОК 58 Фургон УАЗ - 390995
  4. Н 838 ОК 58 Фургон УАЗ - 390995
  5. Н 837 ОК 58 Фургон УАЗ - 390995
  6. Н 836 ОК 58 Фургон УАЗ - 390995
  7. Н 891 ОК 58 Передвижная мастерская 2322Р1
  8. РК 0371 58 ЭКСКАВАТОР ЭО-2621
  9. М 168 ММ 58 Передвижная мастерская ГАЗ-3307-28342
  10. М 166 ММ 58  Передвижная мастерская ГАЗ-3307-28342
  11. М 167 ММ 58 Передвижная мастерская ГАЗ - 3307-28342
  12. М 161 ММ 58 Передвижная мастерская ГАЗ-3307-2321Р1
  13. М 172 ММ 58 Фургон УАЗ - 396254
  14. М 164 ММ 58 Автокран КАМАЗ - 5360562
  15. М 162 ММ 58 Передвижная мастерская ГАЗ-3307(2322Р1)
  16. М 163 ММ 58 Автокран КАМАЗ - 4325
  17. М 180 ММ 58 Фургон УАЗ - 396254
  18. М 123 ММ 58 Легковой автомобиль ГАЗ-31105
  19. РА 9150 58 Экскаватор ЭО-2621ВЗ
  20. Н 739 РТ 58 КО-бОЗВ-2 ГАЗ-3309
  21. М 176 ММ 58 Передвижная мастерская УАЗ -390944-310
  22. М 178 ММ 58 Передвижная мастерская УАЗ-390944-310
  23. М 943 МТ 58 Передвижная мастерская УАЭ-390944-310
  24. М 170 ММ 58 Передвижная мастерская УАЗ-390944-310
  25. М 169 ММ 58 Передвижная мастерская УАЗ-390944-310
  26. М 171 ММ 58 Передвижная мастерская УАЗ-390944-310
  27. 58РК 0343 Трактор МТЗ-82
  28. 58РК 5921 Трактор МТЗ-80
  29. М 145 ММ 58 Легковой автомобиль ВАЗ -210740
  30. М 165 ММ 58 Фургон УАЭ-396254
  31. РК 17 89 58 Баровая грунтовая машина БГМ-1
  32. РК 17 49 58 Экскаватор бульдозер ЭО -2621А
  33. РК 17 47 58 Экскаватор бульдозер ЭО -2621А
  34. РК 1716 58 Экскаватор ЕК -12
  35. 0909ММ58 Легковой автомобиль ВАЗ-111730
  36. 0910ММ58 Легковой автомобиль ВАЗ-111930
  37. М 910 ВС 58 Груз-борт НИССАН
  38. Н 474 ХН Груз-борт КАМАЗ 6511

Размер коэффициента КБМ устанавливается в зависимости от класса,  присвоенного собственнику (водителю)  транспортного средства. Данный коэффициент отражает степень опытности водителя и основан на количестве дорожно-транспортных происшествий,  совершенных водителем за предыдущий год страхования.  Именно безаварийная езда водителя за прошлый период определяет:  применять повышающий коэффициент при расчете стоимости ОСАГО (малус)  или понижающий (бонус). Определение значения КБМ производится в строгом соответствии с требованиями Указа Банка России № 3384-У.

Значение КБМ в заявке ЗАО «УралСиб» (Пензенский филиал)  соответствовало на 1 класс выше значения класса, рассчитанного в соответствии с действующим законодательством и примененного в техническом задании Заказчика.

№ п/п

Гос номер

КБМ согласно договору от 05.06.2014

КБМ, указан в конкурсной документации

КБМ АО «СГ УралСиб»

класс

значение

класс

значение

класс

значение

1

Н 078 РТ 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

2

Н 077 РТ 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

3

Н 839 ОК 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

4

Н 838 ОК 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

5

Н 837 ОК 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

6

Н 836 ОК 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

7

Н 891 ОК 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

8

РК 0372 58

3

1

1

1,55

1

1,55

9

РК 0371 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

10

М 146 ММ 58

9

0,7

10

0,65

10

0,65

11

М 168 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

12

М 166 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

13

М 167 ММ 58

3

1

4

0,95

11

0,9

14

М 161 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

15

М 172 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

16

М 164 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

17

М 162 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

18

М 163 ММ 58

10

0,65

11

0,6

12

0,55

19

Н 418 РТ 58

13

0,5

13

0,5

13

0,5

20

Н 417 РТ 58

13

0,5

13

0,5

13

0,5

21

М 180 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

22

М 123 ММ 58

10

0,65

11

0,6

12

0,55

23

РА 9150 58

9

0,7

10

0,65

12

0,55

24

М 117 ММ 58

13

0,5

13

0,5

13

0,5

25

Н 739 РТ 58

6

0,85

7

0,8

8

0,75

26

М 181 ММ 58

М

2,45

М

2,45

М

2,45

27

М 176 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

28

М 178 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

29

М 943 МТ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

30

М 170 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

31

М 169 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

32

М 171 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

33

58РК 0343

6

0,85

7

0,8

8

0,75

34

58РК 5921

12

0,55

3

1

13

0,5

35

М 145 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

36

М 165 ММ 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

37

РК 17 89 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

38

РК 17 49 58

9

0,7

10

0,65

11

0,6

39

РК 17 47 58

5

0,9

6

0,85

7

0,8

40

РК 1716 58

10

0,65

10

0,65

11

0,6

41

РК 17 90 58

5

0,9

3

1

3

1

42

0909ММ58

3

1

4

0,95

5

0,9

43

0910ММ58

3

1

4

0,95

5

0,9

44

М 910 ВС 58

13

0,5

13

0,5

13

0,5

45

Н 474 ХН

8

0,85

9

0,7

10

0,65

В 2014 году МКП «Теплоснабжение г. Пензы» был заключен договор на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) от 05.06.2014 № 540/14/0000409/581 с ЗАО «СГ «УралСиб».

Согласно пункту 6 закупочной документации Начальная (максимальная) цена договора рассчитана в соответствии с требованиями Указания Банка России и с учетом КБМ, предоставленным предыдущим Страховщиком.

Указанное свидетельствует, что АО «СГ «УралСиб» при формировании расчета страховой премии обладало достаточной информации по классам и соответствующим значением КБМ по каждому транспортному средству, однако применило иное значение данного коэффициента.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Необоснованное применение АО «СГ «УралСиб» КБМ при расчёте страховой премии по транспортным средствам Заказчика, привело к неправомерному занижению общей страховой премии по договору страхования, предложенной АО «СГ «УралСиб» при проведении запроса предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств МКП «Теплоснабжение г. Пензы».

Таким образом, АО «СГ «УралСиб», предлагая необоснованно заниженную цену контракта, нарушает действующее законодательство, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости и получает ценовое преимущество в проводимом конкурсе по сравнению с другими его участниками.

АО «СГ «УралСиб» оказывает услуги по страхованию. Аналогичный вид деятельности на территории Пензенской области осуществляет САО «ВСК» и иные участники проводимой закупки, подавшие свои ценовые предложения, и выразившие намерение заключить договор на оказание услуг по страхованию. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

Применение заниженной величины страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в проведении запроса предложений  и позволило АО «СГ «УралСиб» победить в проводимой конкурсной процедуре, как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены договора (по остальным критериям участники находились в равных условиях).    

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

Таким образом, указанные выше действия АО «СГ «УралСиб» могли привести к тому, что добросовестный участник рынка не был признан победителем и с ним не был заключен контракт, и, как следствие, могли быть причинены убытки в виде упущенной выгоды.

Согласно статьи 4 Закон о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия АО «СГ «УралСиб», выразившиеся в недобросовестной конкуренции при участии в запросе предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности № 31502308511, нарушением части 1 статьи 14 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия АО «Страховая группа «УралСиб» (ИНН 7703032986, ОГРН 1027739022376, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56), выразившиеся в недобросовестной конкуренции при участии в запросе предложений на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности № 31502308511, нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Страховая группа «УралСиб» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    .....

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны