Решение б/н Решение по делу № 2-03/23-2015 в отношении ОАО «Пензенское о... от 4 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «20» августа 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме «2» сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>.

при участии:

со стороны ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»:

<…> (представитель по доверенности от 01.04.2015 г.),

<…> (представитель по доверенности от 01.08.2015 г.),

со стороны заявителя: <…>;

рассмотрев дело № 2-03/23-2015 по признакам нарушения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416, г. Пенза, ул. Луначарского, 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление <…> в отношении ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», по вопросу взимания комиссии при покупке билета на маршрут Пенза – Кузнецк.

Приказом от 28.07.2015 г. № 135 Пензенским УФАС России возбуждено дело    №2-03/23-2015 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при продаже билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области.

Определением от 29.07.2015 г. дело № 2-03/23-2015 назначено к рассмотрению на 20.08.2015 г.

На заседании комиссии заявитель поддержал свою позицию, изложенную в обращении от 06.05.2015 г., пояснив, что при покупке билета в кассе ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» на рейс Пенза-Кузнецк за день до отъезда, с него была взята комиссия за предварительную продажу билета в размере 20 рублей. Указанную комиссию заявитель считает необоснованной и ущемляющим его интересы.

Представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» поддержал позицию, изложенную в пояснении № 1018 от 07.08.2015 г, уточнив, что при взимании комиссии за предварительную продажу билетов на общественный транспорт Общество руководствовалось Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", который действовал до 31.05.2013 г., в соответствии с пунктом 7 Приложения 23 которого основными источниками содержания хозрасчетных автобусных вокзалов являются доходы от комиссионного сбора за предварительную продажу билетов, камеры хранения, комнат длительного отдыха, поступлений от сдачи в аренду станционных помещений, а также отчислений автотранспортных предприятий, пользующихся услугами вокзала, от стоимости проданных кассами проездных билетов, в установленных Министерством размерах. При этом взимаемая комиссия квалифицировалась как отдельная услуга, не включенная в цену договора перевозки, а взималась за бронирование и резервирование пассажирского места за определенное время до рейса. Представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» также пояснил, что с 23.06.2015 г. Общество прекратило взимании комиссии за предварительную продажу билетов в размере 20 рублей.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Согласно представленной информации ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» оказывает услуги автовокзалов (автостанций) на территории Пензенской области.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автостанций) по обслуживанию пассажиров на территории Пензенской области за 2014 – 5 месяцев 2015 г.

По результатам проведенного анализа установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» занимает доминирующее на рынке услуг автовокзалов (автостанций) по обслуживанию пассажиров (ОКВЭД 52.21.2) в границах Пензенской области в пределах территории (инфраструктуры) автовокзалов (автостанций).

Как следует из материалов дела ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» приказом генерального директора от 07.07.2011 № 189 с 16 июля 2011 года установило цену за услугу по реализации проездных документов в порядке предварительной продажи в размере 20 рублей.

Приложенный к заявлению Миронова И.А. проездной билет, а также пояснения от 07.08.2015 исх. № 1018, данные ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела, свидетельствуют о взимании ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» с пассажиров, при предварительной продаже билета на основании вышеуказанного приказа генерального директора, комиссионного сбора в размере 20 рублей дополнительно к его тарифной стоимости.

С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок).

Согласно пункту 2 Правил перевозок пассажиров и багажа «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки; «автостанция» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки. Согласно ст. 20 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади.

Услуги по предварительной или текущей продаже билетов предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

Услуги автовокзала (автостанции), оказываемые пассажирам, неотделимы от услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, поскольку одни услуги не существуют без других, не могут быть приобретены и потреблены отдельно.

Потребность населения в пассажирских перевозках обеспечивается автовокзалом путем предоставления комплекса услуг пассажирам (продажа билетов, предоставление права пользования инфраструктурой автовокзала и т.п.), и заключения соответствующих договоров с перевозчиками.

В соответствии со статьей 4 Устава перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном сообщении. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

 Пунктом 1 ст. 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты. В соответствии с п. 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

По данным ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», Обществом заключены договоры на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров с 75 хозяйствующими субъектами.

ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласно договорам обязуется, в том числе, производить своевременную предварительную и текущую продажу и оформление проездных документов на все рейсы, обслуживаемые транспортными средствами Предприятия в соответствии с тарифами, учитывая и по возможности обеспечивая при этом максимальную наполняемость транспортных средств.

Стоимость услуг за организацию перевозок составляет 14,4 % от объема проданных или оформленных для льготных категорий, согласно установленным тарифам на пассажирские перевозки, проездных документов, и 50 % от выручки, полученной от продажи багажных билетов.

Таким образом, как Правилами, так и договорами, заключенными ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» с перевозчиками, предусмотрена обязанность автовокзала осуществлять предварительную продажу билетов на все рейсы, обслуживаемые транспортными средствами Предприятия в соответствии с действующими тарифами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. N 440-пП «Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Предельный тариф на городские, пригородные, внутриобластные и межобластные перевозки пассажиров и багажа для предприятий, входящих в ОАО «Пензенский автотранспортный холдинг», утвержден Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.01.2015 г. № 4 и составляет: в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения в размере 2,00 руб. за 1 пассажиро-км.

Согласно письменным пояснениям Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской  от 04.06.2015 №30/2909/04 , полученным Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, затраты на услуги автовокзалов по обслуживанию пассажиров на территории Пензенской области включены в состав платы за оказание услуг по перевозке, оплачиваемой пассажиром при приобретении проездного документа (билета, квитанции).

Таким образом, взимание ОАО «Пензенским объединением автовокзалов» дополнительных сборов в размере 20 рублей является необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что комиссионный сбор взимается за отдельную услугу, связанную с бронированием билетов, а также ссылки на Приказ Минавтотранса РСФСР № 200 от 31.12.1981 года.

Как было указано выше, предварительная продажа билетов не может рассматриваться как дополнительная услуга, поскольку предусмотрена как Правилами, так и договорами с перевозчиками и должна осуществляться в пределах действующих тарифов.

Услуга по бронированию не может приравниваться к предварительной продаже билета, поскольку при предварительной продаже билета в отличие от бронирования пассажир приобретает билет, производя его полную оплату. Кроме того, установление комиссионного сбора за предварительную продажу билетов противоречит принципам рыночных отношений, согласно которым, кредитование перевозчика в виде предварительной оплаты проезда должно поощряться предоставлением скидок (стимулов), а не обременяться дополнительными платежами.

Ссылка на вышеуказанный Приказ Минавтотранса РСФСР несостоятельна, поскольку указанный документ не был опубликован и утратил силу.

Таким образом, действия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» по взиманию комиссии за предварительную продажу билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, нарушают установленный законодательством Российской Федерации порядок ценообразования и влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей услуг автовокзалов, вынужденных нести необоснованные затраты оплачивая услуги, которые уже были заложены в тарифе.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при продаже билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» сообщило, что в настоящее время при предварительной продаже билетов кассовый сбор с пассажиров не взимается, и представило приказ генерального директора Общества от 22.06.2015№ 111А об отмене приказа № 189 от 07.07.2011 г., которым была установлена цена за услуги по реализации проездных документов в порядке предварительной продажи в размере 20 рублей. Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела в отношении дела ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416, г. Пенза, ул. Луначарского, 1) выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при продаже билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным  устранением ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела №2-03/23-2015 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны