Решение б/н Решение по делу № 2-03/26-2015 в отношении ОАО «Пензенское о... от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «15» сентября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме «29» сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

<…>;

при участии:

со стороны ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»:

- <…> (представитель по доверенности от 01.04.2015 г. б./н.);

- <…> (представитель по доверенности от 01.08.2015 г. б./н.);

в отсутствии: ИП А<…> (ходатайство о рассмотрении в отсутствии от 09.09.2015 г.), А<…>, Г<…>., Ц<…>., Т<…>., Ф<…>., Н<…> (ходатайство о рассмотрении в отсутствии от 14.09.2015г.), Г<…>., К<…> (о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев дело № 2-03/26-2015 по признакам нарушения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416, г. Пенза, ул. Луначарского, 1), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступили заявления А<…>, Г<…>., Ц<…>., Т<…>, Ф<…>, Н<…>, Г<…>, К<…>, в отношении ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ИП А<…>.

Из заявлений следует, что в кассах ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» ИП А<…> взимается сервисный сбор при продаже билетов и провоз багажа в размере 10 % от стоимости билета, но не более 50 рублей.

Приказом от 01.09.2015 г. № 161 Пензенским УФАС России возбуждено дело  №2-03/26-2015 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в результате включения в вознаграждение агента, действующего по агентскому договору по продаже билетов на проезд и провоз багажа, сервисного сбора, взимаемого с пассажиров дополнительно к тарифной стоимости билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области.

Определением от 02.09.2015 г. дело № 2-03/26-2015 назначено к рассмотрению на 15.09.2015 г.

На заседании комиссии представитель ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» поддержал позицию, изложенную в пояснении № 1190 от 08.09.2015 г,  уточнив, что между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ИП А<…> был заключен агентский договор по продаже билетов на проезд и провоз багажа от 22.06.2015 г. Пунктом 1.2 указанного договора предусмотрено, что Агент выполняет поручения Принципала от своего имени. Условия вознаграждения Агента предусмотрены п. 3.1 Договора и составляют пятьдесят тысяч рублей ежемесячно. Иного вознаграждения Автовокзал Агенту не выплачивал. Пунктом 3.4 Договора не устанавливаются условия вознаграждения Агента, а констатируется право Агента на возможность предусмотрения  сервисного сбора за оказываемые им услуги, размер и условия получения которого согласовываются между агентом и пассажиром самостоятельно и к регулированию которых ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» не имеет отношения. Кроме того, в соответствии с п. 7.4 Договора 15.08.2015 г. ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» уведомило Агента об отказе от исполнения Агентского договора по истечению 15-дневнего срока. С 31.08.2015 г. осуществление Агентом деятельности на Пензенском автовокзале прекращено.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

Согласно представленной информации ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» оказывает услуги автовокзалов (автостанций) на территории Пензенской области.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов (автостанций) по обслуживанию пассажиров на территории Пензенской области за 2014 – 5 месяцев 2015 г.

По результатам проведенного анализа установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» занимает доминирующее на рынке услуг автовокзалов (автостанций) по обслуживанию пассажиров (ОКВЭД 52.21.2) в границах Пензенской области в пределах территории (инфраструктуры) автовокзалов (автостанций).

С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Потребность населения в пассажирских перевозках обеспечивается автовокзалом путем предоставления комплекса услуг пассажирам (продажа билетов, предоставление права пользования инфраструктурой автовокзала и т.п.), и заключения соответствующих договоров с перевозчиками.

Пунктом 1 ст. 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.

По данным ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», Обществом заключены договоры на выделение подвижного состава для выполнения перевозок пассажиров с 75 хозяйствующими субъектами.

ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» согласно договорам обязуется, в том числе, производить своевременную предварительную и текущую продажу и оформление проездных документов на все рейсы, обслуживаемые транспортными средствами Предприятия в соответствии с тарифами, учитывая и по возможности обеспечивая при этом максимальную наполняемость транспортных средств.

Стоимость услуг за организацию перевозок составляет 14,4 % от объема проданных или оформленных для льготных категорий, согласно установленным тарифам на пассажирские перевозки, проездных документов, и 50 % от выручки, полученной от продажи багажных билетов.

Таким образом, как Правилами, так и договорами, заключенными ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» с перевозчиками, предусмотрена обязанность автовокзала осуществлять предварительную продажу билетов на все рейсы, обслуживаемые транспортными средствами Предприятия в соответствии с действующими тарифами.

22.06.2015 г. между ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и ИП А<…> (ИНН 583403349203) заключен агентский договор по продаже билетов на проезд и провоз багажа б./н. (далее – Договор). Предметом договора является осуществление за вознаграждение реализации билетов на проезд и провоз багажа на регулярные автобусные рейсы по утвержденным расписаниям. Пунктом 3.1 Договора установлен размер вознаграждения Агента 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в месяц. В соответствии с пунктом 3.4 Договора Агентским вознаграждением Агента помимо вознаграждения, определенного пунктом 3.1 Договора, может являться сервисный сбор, взимаемый агентом с пассажиров дополнительно к тарифной стоимости. Размер сервисного сбора устанавливается Агентом самостоятельно. Продажа билетов осуществляется Агентом в двух кассах автовокзала г. Пензы согласно договору аренды недвижимого и движимого имущества № 473 от 15.06.2015г.

Согласно письменным пояснениям ИП А<…>от 09.09.2015, ею оказывались услуги пассажирам по продаже билетов на проезд и провоз багажа, за которые помимо вознаграждения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» в размере 50000 рублей ежемесячно, была установлена плата за сервисный сбор в размере 10 % от стоимости билета, но не более 50 рублей.

Выручка от сервисного сбора за период действия агентского договора составила 1860673,70 (один миллион восемьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят три) рубля 70 копеек.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. N 440-пП «Об утверждении Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Предельный тариф на городские, пригородные, внутриобластные и межобластные перевозки пассажиров и багажа для предприятий, входящих в ОАО «Пензенский автотранспортный холдинг», утвержден Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.01.2015 г. № 4 и составляет: в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения в размере 2,00 руб. за 1 пассажиро-км.

Согласно письменным пояснениям Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской  от 04.06.2015 №30/2909/04, затраты на услуги автовокзалов по обслуживанию пассажиров на территории Пензенской области включены в состав платы за оказание услуг по перевозке, оплачиваемой пассажиром при приобретении проездного документа (билета, квитанции).

Таким образом, действия ОАО «Пензенским объединением автовокзалов», по включению в вознаграждение агента, действующего по агентскому договору по продаже билетов на проезд и провоз багажа, сервисного сбора, взимаемого с пассажиров дополнительно к тарифной стоимости билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, являются необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства, что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем включения в вознаграждение агента, действующего по агентскому договору по продаже билетов на проезд и провоз багажа, сервисного сбора, взимаемого с пассажиров дополнительно к тарифной стоимости билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» уведомило Агента об отказе с 15.08.2015 г. от исполнения Агентского договора, по истечению 15-дневнего срока. С 31.08.2015 г. осуществление Агентом деятельности на Пензенском автовокзале прекращено. Исходя из указанных обстоятельств, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела в отношении дела ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», в связи с добровольным устранением нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» (ИНН 5835065416, г. Пенза, ул. Луначарского, 1), выразившиеся в нарушении установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования, в результате включения в вознаграждение агента, действующего по агентскому договору по продаже билетов на проезд и провоз багажа, сервисного сбора, взимаемого с пассажиров дополнительно к тарифной стоимости билетов на пассажирские перевозки в автобусах пригородного, внутриобластного и межобластного сообщения на территории Пензенской области, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с добровольным устранением ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»  нарушения   антимонопольного   законодательства рассмотрение дела  № 2-03/26-2015 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны