Решение б/н Решение по делу № № 2-03/27-2015 от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «29» сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «9» октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

при участии со стороны ЗАО «Городищерайгаз»:

<…>;

рассмотрев дело № 2-03/27-2015 по признакам нарушения ЗАО «Городищерайгаз» (далее – Общество, газораспределительная организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение <…> в отношении ЗАО «Городищерайгаз» по вопросу корректировки проекта газоснабжения жилого дома и взимания платы за согласование технической документации. По результатам рассмотрения указанного обращения установлено, что домовладение <…> на момент обращения в газораспределительную организацию в целях переноса прибора учета, в связи с чем потребовалась корректировка проекта газоснабжения, уже было подключено к газораспределительным сетям. И на рассматриваемую ситуацию требования постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 распространения не имеют. В связи с чем, по рассматриваемому обращению принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Городищерайгаз».

Вместе с тем, Пензенским УФАС России в ходе рассмотрения обращения <…> получены документы и материалы, свидетельствующие о совершении ЗАО «Городищерайгаз» действий по установлению не предусмотренной законодательством платы при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 04.09.2015 № 163 в отношении ЗАО «Городищерайгаз» возбуждено дело № 2-03/27-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 04.09.2015 дело № 2-03/27-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 29.09.2015.

На заседании Комиссии 29.09.2015 представители ЗАО «Городищерайгаз» пояснили, что Общество на основании приказа генерального директора с 10.09.2015 прекратило взимать плату с потребителей при выдаче технических условий на подключение к газораспределительным сетям, просили рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ЗАО «Городищерайгаз» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области (ОКВЭД 40.20.2).

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 22.02.2013 г. № 144-э ЗАО «Городищерайгаз» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области под регистрационным номером № 58.2.8.

Приказами Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 № 100-э/2, от 19.05.2015 № 173-э/7 утверждены тарифы на услуги ЗАО «Городищерайгаз» по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Пензенской области.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из приведенных норм законодательства ЗАО «Городищерайгаз» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам на территории Пензенской области и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

На основании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила определения и предоставления технических условий № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила технологического присоединения № 1314) подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Исполнителем технологического присоединения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, мероприятия по технологическому присоединению к газораспределительным сетям осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа для потребителей. Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с пунктом 1 Правил определения и предоставления технических условий № 83 указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса о предоставлении технических условий, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Правила определения и предоставления технических условий № 83 распространяли свое действие до 01.03.2014 и применялись также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктами 8, 9 Правил определения и предоставления технических условий № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана при получении запроса органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

01.03.2014 вступили в законную силу Правила технологического присоединения  № 1314.

Пунктом 1 Правил технологического присоединения № 1314 установлено, что настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе порядок выдачи технических условий.

Пунктом 6 Правил технологического присоединения № 1314 установлено, что заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

В соответствии с пунктом 39 Правил № 1314 выдача технических условий осуществляется без взимания платы.

Таким образом, техническая возможность подключения (технологического присоединения) устанавливается газораспределительной организацией при подготовке и выдаче технических условий и должна производится бесплатно.

В силу указанных норм ЗАО «Городищерайгаз» обязано определить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям Общества и предоставить заявителям технические условия на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества без взимания платы.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что генеральным директором ЗАО «Городищерайгаз» утверждены калькуляции на предпроектные и проектные работы для населения от 27.09.2012 г., от 01.08.2013 г., от 03.05.2014 г., от 01.01.2015 г. на период 2013, 2014 и 2015 гг.

В соответствии с пунктом 18 калькуляции от 27.09.2012 г. ЗАО «Городищерайгаз» установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования» в размере 1219 рублей.

Пунктом 19 калькуляции от 27.09.2012 г. Обществом установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на газификацию бани (летней кухни, гаража, теплицы) с учетом согласования» в размере 610 рублей.

Согласно пункту 78 калькуляции от 27.09.2012 г. Обществом установлена плата за «подготовку заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома» в размере 610 рублей.

В соответствии с пунктом 18 калькуляции от 01.08.2013 г. ЗАО «Городищерайгаз» установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования» в размере 1107 рублей.

Пунктом 19 калькуляции от 01.08.2013 г. Обществом установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на газификацию бани (летней кухни, гаража, теплицы) с учетом согласования» в размере 553 рубля.

Согласно пункту 78 калькуляции от 01.08.2013 г. Обществом установлена плата за «подготовку заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома» в размере 553 рубля.

В соответствии с пунктом 18 калькуляции от 03.05.2014 г. ЗАО «Городищерайгаз» установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования» в размере 1219 рублей.

Пунктом 19 калькуляции от 03.05.2014 г. Обществом установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на газификацию бани (летней кухни, гаража, теплицы) с учетом согласования» в размере 610 рублей.

Согласно пункту 78 калькуляции от 03.05.2014 г. Обществом установлена плата за «подготовку заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома» в размере 610 рублей.

В соответствии с пунктом 18 калькуляции от 01.01.2015 г. ЗАО «Городищерайгаз» установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки с учетом согласования» в размере 1311 рублей.

Пунктом 19 калькуляции от 01.01.2015 г. Обществом установлена плата за «рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на газификацию бани (летней кухни, гаража, теплицы) с учетом согласования» в размере 656 рублей.

Согласно пункту 78 калькуляции от 01.01.2015 г. Обществом установлена плата за «подготовку заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома» в размере 656 рублей.

По информации, представленной ЗАО «Городищерайгаз», выручка Общества от оказания услуг, предусмотренных пунктами 18 и 19 вышеназванных калькуляций, за 2013 год составила – 130 299 рублей, за 2014 год – 160 357 рублей, за 2015 год – 93 739 рублей. За услуги, предусмотренные пунктом 78 калькуляций, Обществом плата не взималась.

Таким образом, ЗАО «Городищерайгаз» фактически установило и взимало не предусмотренную законодательством плату при выдаче потребителям технических условий на подключение к газораспределительным сетям Общества.

За 2013 г., 2014 г., 2015 г. Обществом с потребителей при выдаче технических условий получен не предусмотренный законодательством доход в размере 384 395 рублей.

Указанные действия Общества не соответствуют требованиям Правил определения и предоставления технических условий № 83, Правил технологического присоединения № 1314, нарушают законные права потребителей на бесплатное получение технических условий в соответствии с законодательством РФ, возлагают на них необоснованные финансовые затраты, что приводит или может привести к ущемлению интересов других лиц.  

Действия ЗАО «Городищерайгаз» по установлению и взиманию не предусмотренной законодательством платы при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ЗАО «Городищерайгаз», выразившиеся в установлении и взимании не предусмотренной законодательством платы при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ЗАО «Городищерайгаз» в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлен приказ генерального директора Общества от 10.09.2015 г. № 32 «О прекращении взимания платы за рассмотрение технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки (бани, летней ни, гаража, теплицы) с учетом согласования, подготовке заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома», согласно которому сотрудникам Общества поручено прекратить взимание платы за услуги по рассмотрению технической документации для определения возможности выдачи технических условий на проектирование газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки (бани, летней кухни, гаража, теплицы) с учетом согласования, подготовке заключения о технической возможности газоснабжения жилого дома с 10.09.2015 г. и вести изменения в действующую калькуляцию на предпроектные и проектные работы для населения.

Вместе с тем, Обществом не представлены доказательства устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем у Пензенского УФАС России отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать действия Закрытого акционерного общества «Городищерайгаз» (ОГРН 1025800744640, ИНН 5812003526, Пензенская область, г. Городище, ул. Фабричная, д. 80), выразившиеся в установлении и взимании не предусмотренной законодательством платы при выдаче потребителям технических условий на подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям Общества, которые повлекли (могли повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 2. Выдать ЗАО «Городищерайгаз» предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в размере 384 395 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны