Решение б/н Решение по делу № 2-03/34-2015 от 6 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «01» декабря 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  1. ...  – руководителя управления, председателя Комиссии,
  2. ... – главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии, 
  3. ....– главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

со стороны ОАО «Альфастрахование»:

- .... – представителя по доверенности в порядке передоверия от 01.12.2015 № 4;

- ... – представителя по доверенности в порядке передоверия от 19.11.2015 № 3;

со стороны САО «ВСК»:

- ... - представителя по доверенности от 29.07.2015 № 32;

УФМС России по Пензенской области надлежащим образом уведомлено, 23.11.2015 от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

рассмотрев дело № 2-03/34-2015 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «АльфаСтрахование» (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730, г. Москва, ул. Шаболовка,31,стр. Б) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе котировок № 0355100002315000177 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд УФМС России по Пензенской области,

установила:

В Пензенское УФАС России поступило заявление Пензенского филиала САО «ВСК» на недобросовестную конкуренцию ОАО «Альфастрахование» при проведении запроса котировок № 0355100002315000177.

В своем обращении Заявитель указал, что ОАО «Альфастрахование» в совей заявке  занизило размер страховой премии, чем нарушило действующее законодательство, в результате  получило необоснованное конкурентное преимущество и смогло стать победителем проводимого запроса котировок.

По результатам рассмотрения указанного обращения в действиях ОАО «Альфастрахование» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции и возбуждено дело № 2-03/34-2015 (Приказ от 06.11.2015 № 199).

Определением от 09.11.2015 г. дело № 2-03/34-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 01.12.2015г.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал позицию, изложенную в обращении, указав, что ОАО «Альфастрахование» при проведении запроса котировок № 0355100002315000177, нарушило действующее законодательства, в результате чего получило необоснованное конкурентное преимущество, что является актом недобросовестной конкуренции. Представитель ходатайствовал о выдаче предписания Ответчику о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Представители ОАО «Альфастрахование» не согласились с доводами Заявителя, указав, что ОАО «Альфастрахование» при формировании ценового предложения действовало в соответствии с действующим законодательством. Лишь по одному транспортному средству был применен КБМ равный 0,6 (в АИС РСА 0,65 рекомендовано), ввиду того что срок страхования по предыдущему полису заканчивался 06.09.2015. У ОАО «Альфастрахование» сложилось мнение, что на момент проведения указанного запроса котировок у Заказчика заключен договор страхования на новый период с 07.09.2015 по 06.09.2016 с КБМ=0,65, и, соответственно, ОАО «Альфастрахование», в рамках исполнения контракта, будет заключать договор ОСАГО на период с 07.09.2016 по 06.09.2017, а значит КБМ будет равен 0,6.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

28.09.2015 года на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0355100002315000177 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд УФМС России по Пензенской области, транспортные средств в количестве 9 единиц указаны  в приложении к техническому заданию.

Заказчик – УФМС России по Пензенской области.

Начальная максимальная цена контракта 45 387 (сорок пять тысяч триста восемьдесят семь) рублей 72 копейки.

Начальная (максимальная) цена договора была рассчитана в соответствии с требованиями Указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У (в ред. Указания Банка России от 20.03.2015 N 3604-У) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указ Банка России № 3384-У).

Расчет начальной (максимальной) цены, с указанием всех коэффициентов, являлся приложением к конкурсной документации.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.10.2015 б/н были заявки поданы от 3 страховых компаний:

 

  N

 п/п

Наименование   участника    размещения заказа, его ИНН

Место нахождения

 

Способ подачи заявок

Точное время поступления заявок

Цена    контракта 

1

Страховое акционерное общество «ВСК»

(в лице Пензенского филиала страхового акционерного общества «ВСК»),

ИНН 7710026574

440000,   г. Пенза,       ул. Гладкова, д. 11.

На бумажном носителе

29.09.2015,

в 09:00

(время местное)

45 387 (сорок пять тысяч триста восемьдесят семь) рублей 72 коп.

2

Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» Пензенский филиал, ИНН 7713056834

440044, г. Пенза,                 ул. Коммунистическая,  д. 28

На бумажном носителе

29.09.2015,

в 14:43

(время местное)

45 031 (сорок пять тысяч тридцать один) рубль 10 коп.

3

Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности», ИНН 7736035485

440000, г. Пенза,            ул. Славы, д. 10

На бумажном носителе

01.10.2015,

в 10:40

(время местное)

45 387 (сорок пять тысяч триста восемьдесят семь) рублей 72 коп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.10.2015 б/н победителем  в  проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 2 - Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» Пензенский филиал, ИНН 7713056834. Предложение о цене контракта: 45 031,10 рублей.  Участник запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий – участник с номером заявки 1  - САО «ВСК» (в лице Пензенского филиала САО «ВСК»), ИНН 7710026574.  Предложение о цене контракта: 45 387,72 рублей.

Статьей 8 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) (далее – Закон об ОСАГО) установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Указанием Банка России № 3384 установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            В приложении 4 Указа Банка России № 3384-У определен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

 

N п/п

Категория транспортного средства

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц

 

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц

1

Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

2

Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

 

Заявка победителя ОАО «АльфаСтрахование» содержала расчет страховой премии, где коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) был ниже, указанного в техническом задании Заказчика и открытой базы АИС РСА, по транспортному средству ВАЗ 211440 гос.номер М 080 КУ/58 Идентификационный номер ТС  XTA21144084658493.

Размер коэффициента КБМ устанавливается в зависимости от класса,  присвоенного собственнику (водителю)  транспортного средства. Данный коэффициент отражает степень опытности водителя и основан на количестве дорожно-транспортных происшествий,  совершенных водителем за предыдущий год страхования.  Именно безаварийная езда водителя за прошлый период определяет:  применять повышающий коэффициент при расчете стоимости ОСАГО (малус)  или понижающий (бонус). Определение значения КБМ производится в строгом соответствии с требованиями Указа Банка России № 3384-У.

Значение КБМ в заявке ОАО «АльфаСтрахование»  (Пензенский филиал)  соответствовало на 1 класс выше значения класса, примененного в техническом задании Заказчика.

 

 

Гос номер

 

КБМ согласно данным базы АИС РСА

КБМ, указан в конкурсной документации

КБМ ОАО «Альфастрахование»

№ п/п

класс

значение

класс

значение

класс

значение

1

X9622170070576051

М 289 ТЕ/58

11

0,6

11

0,6

11

0,6

2

X9627050090649249

М 856 ТЕ/58

9

0,7

9

0,7

9

0,7

3

XTA21144094796232

М 855 ТЕ/58

9

0,7

9

0,7

9

0,7

4

XTA21144094796264

М 854 ТЕ/58

9

0,7

9

0,7

9

0,7

5

XTA21144084658493

М 080 КУ/58

10

0,65

10

0,65

11

0,60

6

XTA21144084522810

К 999 УО/58

11

0,6

11

0,6

11

0,6

7

XTA21144084522481

К 900 УО/58

11

0,6

11

0,6

11

0,6

8

XTA21140064298298

К 003 НА/58

12

0,55

12

0,55

12

0,55

9

XTAKS0Y5LF0848941

Р 956 АК/58

4

0,95

4

0,95

4

0,95

 

В ходе рассмотрения заявления САО «ВСК» по запросу Пензенского УФАС России от ОАО «Альфастрахование» был представлен расчет  ценового предложения (страховых премий) в письме от 21.10.2015 вх. № 4139.

 

№ п/п

Категория ТС

Марка, модель ТС

Идентификационный номер ТС

Государственный регистрационный знак

 

Базовая ставка (Тб)

Коэффициент

Итого

ТС (Кт)

(Кбм)

ТС  (Ко)

ТС (Кс)

(Км)

(Кн)

1

2

3

4

5

10

11

12

13

14

15

16

17

1

В

ГАЗ 2117

X9622170070576051

М 289 ТЕ/58

2573

1,4

0,6

1,8

1

1,4

1

5 446,53

2

В

ГАЗ 2705

X9627050090649249

М 856 ТЕ/58

2573

1,4

0,7

1,8

1

1,4

1

5 446,53

3

В

ВАЗ 211440

XTA21144094796232

М 855 ТЕ/58

2573

1,4

0,7

1,8

1

1,4

1

4 992,65

4

В

ВАЗ 211440

XTA21144094796264

М 854 ТЕ/58

2573

1,4

0,7

1,8

1

1,4

1

4 992,65

5

В

ВАЗ 211440

XTA21144084658493

М 080 КУ/58

2573

1,4

0,60

1,8

1

1,4

1

4279,41

6

В

ВАЗ 21144

XTA21144084522810

К 999 УО/58

2573

1,4

0,6

1,8

1

1,4

1

4 279,41

7

В

ВАЗ 21144

XTA21144084522481

К 900 УО/58

2573

1,4

0,6

1,8

1

1,4

1

4 279,41

8

В

ВАЗ 21140

XTA21140064298298

К 003 НА/58

2573

1,4

0,55

1,8

1

1,4

1

3 922,80

9

В

Lada Largus

XTAKS0Y5LF0848941

Р 956 АК/58

2573

1,4

0,95

1,8

1

1,4

1

7 391,71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45 387,72

 

В результате применения ОАО «Альфастрахование» значения КБМ равное 0,6 по транспортному средству ВАЗ 211440 гос.номер М 080 КУ/58 Идентификационный номер ТС  XTA21144084658493 страховая премия по данному транспортному средству составила 4279,41, а общее ценовое предложение (сумма всех страховых премий) составило 45 387,72.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Довод ОАО «Альфастрахование» о том, что был применен КБМ равный 0,6 (в АИС РСА 0,65 рекомендовано), ввиду того что срок страхования по предыдущему полису заканчивался 06.09.2015, и ОАО «Альфастрахование» сложилось мнение, что на момент проведения указанного запроса котировок у Заказчика заключен договор страхования на новый период с 07.09.2015 по 06.09.2016 с КБМ=0,65, и, соответственно, ОАО «Альфастрахование», в рамках исполнения контракта, будет заключать договор ОСАГО на период с 07.09.2016 по 06.09.2017, а значит КБМ будет равен 0,6, Комиссией Пензенского УФАС России отклонен по следующим основаниям.

В соответствии с данными АИС РСА (на 23.10.2015) по предыдущему договору страхования серия ССС № 0696731854 был применено значение КБМ равное 0,7 и указано значение КБМ для следующего договора равное 0,65.

В соответствии с действующим законодательством страховщик при расчете страховой премии обязан использовать данные АИС РСА. А значит, в рассматриваемом случае, правовых оснований для применения иного значения КБМ (0,65) у ОАО «Альфастрахование» не было.

Также при расчете Начальной (максимальной) цены контракта по указанному транспортному средству Заказчиком был применен КБМ из базы РСА равный 0,65 (неотъемлемая часть конкурсной документации).

Таким образом, у ОАО «Альфастрахование» отсутствовали основания полагать о наличии страхового полиса на страховой период с 07.09.2015 по 06.09.2016, и использовать значение КБМ возможное к применению лишь на период страхования с 07.09.2016 по 06.09.2017 при условии отсутствия страховых случаев.

Кроме того, в соответствии с извещением о проводимом запросе котировок указан срок исполнения контракта: «услуги страхования оказываются со дня заключения контракта (выдачи полиса страхования), срок действия которого составляет 1 год». То есть Заказчик в любой момент действия контракта может обратится за получением полиса на указанные транспортные средства.

На заседании Комиссии представители Ответчика пояснили, что, давая такое предложение в котировочной заявке, Общество принимало на себя риск нарушения законодательства, в случае обращения Заказчика за полисом на ВАЗ 211440 гос.номер М 080 КУ/58 Идентификационный номер ТС  XTA21144084658493 на страховой период 2015-2016 год, то ОАО «Альфастрахование» при расчете страховой премии по указанному случаю обязано было применить указанный в заявке КБМ равный 0,6.

Указанное свидетельствует, что ОАО «Альфастрахование» при формировании расчета страховой премии обладало достаточной информации по классам (доказательств обратного в материалы дела не представлено) и соответствующим значением КБМ по каждому транспортному средству, доказательств обратного в материалы дела не представлено, однако, применило иное значение данного коэффициента.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Необоснованное применение ОАО «Альфастрахование» КБМ при расчёте страховой премии по одному из транспортных средств Заказчика, привело к неправомерному занижению общей страховой премии по договору страхования, предложенной ОАО «Альфастрахование» при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд УФМС России по Пензенской области.

В соответствии с требования добропорядочности, разумности и справедливости, иные участники проводимого запроса котировок, при расчете страховой премии руководствовались требованиями действующего законодательства и условиями проводимого конкурса. При указанных обстоятельства рассматриваемые действия ОАО «Альфастрахование» ставили иных участников в заведомо проигрышное положение по сравнению с Ответчиком.

Таким образом, ОАО «Альфастрахование», предлагая необоснованно заниженную цену контракта, нарушает действующее законодательство, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости и получает необоснованное ценовое преимущество в проводимом конкурсе по сравнению с другими его участниками.

ОАО «Альфастрахование»  оказывает услуги по страхованию. Аналогичный вид деятельности на территории Пензенской области осуществляет САО «ВСК» и иные участники проводимой закупки, подавшие свои ценовые предложения, и выразившие намерение заключить договор на оказание услуг по страхованию. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

Применение заниженной величины страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в проведении запроса предложений  и позволило ОАО «Альфастрахование»  победить в проводимой конкурсной процедуре, как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены договора (основной критерий выбора победителя – ценовое предложение).    

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

Таким образом, указанные выше действия ОАО «Альфастрахование» могли привести к тому, что добросовестный участник рынка не был признан победителем и с ним не был заключен контракт, и, как следствие, могли быть причинены убытки в виде упущенной выгоды.

Согласно статьи 4 Закон о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала данные действия ОАО «Альфастрахование», направленые на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Закона защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «АльфаСтрахование» (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730, г. Москва, ул. Шаболовка,31,стр. Б), выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе , нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «АльфаСтрахование» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  ....

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны