Решение б/н Решение по делу № 2-03/37-2015 о нарушении антимонопольного ... от 16 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Пенза

 

Резолютивная часть решения объявлена «28» апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» мая 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <……….> – руководителя управления, председателя Комиссии,

2. <……….> – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

3. <……….> – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии:

со стороны ОАО «ВолгаУралТранс»:

- <……….> – заместителя начальника Пензенского РТК по доверенности <……….>;

- <……….>– коммерческого директора по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 24.12.2015, 26.01.2016, 12.02.2016);

- <……….> – инженера Пензенского РТК по доверенности <……….>;

- <……….> – юрисконсульта по доверенности <……….>;

со стороны ОАО «Акционерная компания «Домостроитель»:

- <……….> – советнику генерального директора по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 24.12.2015, 26.01.2015, 12.02.2016);

- <……….> – начальника юридического отдела по доверенности <……….>;

- <……….> – начальника отдела экономики и заработной платы по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии  24.12.2015, 26.01.2016, 12.02.2016);

- <……….> – главного специалиста по антирейдерскому захвату по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 12.02.2016, 19.04.2016, 28.04.2016);

- <……….> – председателя Совета трудового коллектива по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии от 19.04.2016, 28.04.2016)

со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области:

- <……….>– начальника отдела ценообразования на лекарственные средства, транспортные и коммунальные услуги по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 24.12.2015, 19.04.2016);

со стороны ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области»:

- <……….> – начальника производственного комплекса ГСМ по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 26.01.2016, 12.02.2016);

- <……….> – представителя по доверенности <……….> (на заседаниях Комиссии 24.12.2015, 26.01.2016, 12.02.2016);

со стороны ЗАО «МПБК «Очаково»:

- <……….> – представителя по доверенности <……….>;

со стороны ИП <……….>, ИП <……….> представители не явились (уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев дело № 2-03/37-2015 по признакам нарушения ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение ОАО «ВолгаУралТранс» в отношении ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» по вопросу установления необоснованной платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Компании.

Приказом Пензенского УФАС России от 13.11.2015 № 206 в отношении     ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» (ОГРН 1025801440939, ИНН 5837008276, Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1) (далее – ОАО «АК «Домостроитель», Компания, Общество) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении необоснованной платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц.

Определением от 24.11.2015 к участию в рассмотрении дела привлечены       ОАО «ВолгаУралТранс» (ОГРН 1026301416723, ИНН  6317023248,  Самарская область,    г. Самара, ул. Садовая, д.71) в качестве заявителя, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (г. Пенза, 2-й Виноградный проезд,    д. 30) - в качестве лица, располагающего сведениями, ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» (ОГРН 1025801366250, ИНН 5836012463 г. Пенза, ул. Суворова, д. 223), ЗАО «МПБК «Очаково» (ОГРН 1027739613791, ИНН 7729101200 г. Пенза, ул. Рябиновая, д. 44), ИП <……….> ( г. Пенза, ул. Перспективная, д. 3),   ИП <……….> (г. Пенза, ул. Перспективная, д. 3) - в качестве заинтересованных лиц. Рассмотрение дела назначено на 24.12.2015.

На заседании Комиссии 24.12.2015 представители ОАО «ВолгаУралТранс» пояснили, что железнодорожные пути необщего пользования Общества примыкают к железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», а также к железнодорожным путям общего пользования. ОАО «ВолгаУралТранс» при оказании услуг по подаче и уборке вагонов контрагентам <……….> использует участок пути необщего пользования, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель».

Обществом 04.09.2015 направлен ОАО «АК «Домостроитель» проект договора на использование железнодорожного пути необщего пользования Компании <……….>. По условиям указанного договора порядок определения размера платы за эксплуатацию железнодорожного пути ОАО «АК «Домостроитель» предусмотрен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 путем установления размера платы за предоставление в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Компании уполномоченным органом регулирования тарифов Пензенской области.

ОАО «АК «Домостроитель» в протоколе разногласий к указанному договору самостоятельно установило плату за использование его железнодорожного пути в размере 50 руб. за тонну перевозимого груза с учетом НДС для собственных нужд         ОАО «ВолгаУралТранс». А также указало, что плата за использование ж/д пути ОАО «АК «Домостроитель» при подаче, уборке вагонов для контрагентов   ОАО «ВолгаУралТранс» будет взиматься Компанией самостоятельно с контрагентов в соответствии с заключенными договорами между ОАО «АК «Домостроитель» и контрагентами.

Также указали, что ОАО «АК «Домостроитель» направлены проекты договоров на использование железнодорожного пути необщего пользования Компании напрямую контрагентам ОАО «ВолгаУралТранс» по договорам на подачу-уборку вагонов, а также в адрес ОАО «ВолгаУралТранс», что может привести к двойному взиманию платы за перевозку грузов с транспортной компании, осуществляющей перевозку грузов по участку железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» в адрес контрагентов на основании договоров на подачу-уборку вагонов, и непосредственно с контрагентов, которые фактически не осуществляют эксплуатацию железнодорожного пути Компании, а являются грузополучателями по договорам с ОАО «ВолгаУралТранс».

 На заседании Комиссии 24.12.2015 представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области пояснила, что действующим законодательством РФ предусмотрено право органа регулирования субъекта РФ вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях. Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области утверждены тарифы для двух организаций, оказывающих данные услуги на территории Пензенской области.   ОАО «АК «Домостроитель» за утверждением тарифов на предоставление в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Компании в адрес Управления не обращалось. При этом, указала, что данные тарифы подлежат государственному регулированию.

На заседании Комиссии 24.12.2015 представитель ЗАО «МПБК «Очаково» пояснил, что Общество было вынуждено заключить договор с ОАО «АК «Домостроитель» на предложенных Компанией условиях в связи с перекрытием   ОАО «АК «Домостроитель» принадлежащего ему участка железнодорожного пути и невозможности доставки грузов в адрес Общества с использованием железнодорожной инфраструктуры иным способом.

На заседании Комиссии 24.12.2015 представитель ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» пояснила, что Учреждение не имеет собственных участков железнодорожного пути. Учреждение является грузополучателем по договорам на подачу и уборку вагонов с ОАО «ВолгаУралТранс». При этом, железнодорожные пути необщего пользования ОАО «ВолгаУралТранс» примыкают к железнодорожным путям ОАО «АК «Домостроитель». Учреждение не является обязанным контрагентом для ОАО «АК «Домостроитель» и считает, что договор на использование железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» должен быть заключен между ОАО «ВолгаУралТранс» и Компанией.

На заседании Комиссии24.12.2015 представители ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» пояснили, что Компании принадлежит участок железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 4 316,62 п/м. Часть пути используется Компанией для собственных нужд, а часть является транзитными путями по которым осуществляется доставка грузов иным лицам. Указали, что ОАО «ВолгаУралТранс» в течении длительного периода времени использовало участок железнодорожного пути необщего пользования Компании в отсутствие договорных отношений, плата за пользование Обществом не вносилась. Также указали, что считают правомерным самостоятельное определение ОАО «АК «Домостроитель» размера платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Компании, поскольку данный тариф не подлежит государственному регулированию.

Представители ОАО «АК «Домостроитель» заявили устное ходатайство о необходимости запроса информации у ОАО «ВолгаУралТранс» об объемах перевезенного Обществом груза по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим Компании.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.

Определением от 24.12.2015 рассмотрение дела отложено и назначено на 26.01.2016.

На заседании Комиссии 26.01.2016 представители ОАО «ВолгаУралТранс» поддержали доводы, изложенные ранее. В обоснование своей позиции ссылались на судебную практику. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в закрытом заседании в связи с необходимостью сохранения коммерческой тайны, так как Обществом на запрос антимонопольного органа по указанному делу представлены сведения и документы, которые составляют коммерческую тайну.

На заседании Комиссии 26.01.2016 представители ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» поддержали доводы, изложенные ранее. В обоснование своей позиции ссылались на судебную практику. Возражали против удовлетворения ходатайства ОАО «ВолгаУралТранс».

На заседании Комиссии 26.01.2016 представитель ЗАО МПБК «Очаково» поддержал доводы, изложенные ранее. Указал на отсутствие возможности и экономической целесообразности доставки грузов железнодорожным транспортом в адрес ЗАО МПБК «Очаково» без использования участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель». Против удовлетворения ходатайства не возражали.

На заседании Комиссии 26.01.2016 представитель ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» поддержали доводы, изложенные ранее. Указали на отсутствие возможности и экономической целесообразности доставки грузов железнодорожным транспортом в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» без использования участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель». Против удовлетворения ходатайства не возражали.

Рассмотрев ходатайство ОАО «ВолгаУралТранс», Комиссия приняла решение о его удовлетворении и переходу на основании статьи 45 Закона о защите конкуренции к рассмотрению настоящего дела в закрытом заседании, о чем вынесено соответствующее определение, приобщенное к материалам дела.

Также на заседании Комиссии представители ОАО «АК «Домостроитель» заявили ходатайство об ознакомлении с материалами настоящего дела. В частности, с документами и материалами, представленными ОАО «ВолгаУралТранс».

В связи с тем, что Комиссия перешла к рассмотрению настоящего дела в закрытом заседании на основании статьи 45.2 Закона о защите конкуренции сведения и документы, которые представлены по запросу антимонопольного органа и в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов.

Представители ОАО «ВолгаУралТранс» указали на отсутствие полномочий о даче согласия на ознакомление представителей ОАО «АК «Домостроитель» с документами Общества, которые составляют коммерческую тайну. Также указали, что указанный вопрос при поступлении письменного ходатайства Компании будет рассмотрен генеральным директором Общества.

Определением от 26.01.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 12.02.2016.

На заседании Комиссии 12.02.2016 представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные ранее.

ОАО «ВолгаУралТранс» представило дополнительно судебную практику в обоснование своей позиции.

Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области представило письменную позицию, согласно которой предоставление владельцем подъездных железнодорожных путей для осуществления транспортных услуг является видом деятельности, в отношении которого должно применятся государственное ценовое регулирование.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, а также учитывая пояснения сторон, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения настоящего дела для подготовки заключения об обстоятельствах дела. Определением от 12.02.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 17.03.2016.

17.03.2016 в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Определением рассмотрение дела отложено и назначено на 19.04.2016.

На заседании Комиссии 19.04.2016 представители ОАО «АК «Домостроитель» указали на несогласие с заключением Комиссии Пензенского УФАС об обстоятельствах настоящего дела от 19.02.2016. Указали, что Общество не является исполнителем транспортной услуги в связи с чем на него не распространяется обязанность по государственному регулированию платы за предоставление железнодорожного пути необщего пользования.

ОАО «ВолгаУралТранс» также представили возражения и пояснения к заключению об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии 19.04.2016 представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области указала, что к полномочиям Управления относится регулирование тарифов на транспортные услуги. В соответствии с требованиями законодательства услуга по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования является транспортной услугой и тарифы на данную услугу подлежат государственному регулированию. Ежегодно Управление утверждает тарифы на транспортные услуги для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию транспортных услуг на территории Пензенской области. На доводы ОАО «АК «Домостроитель» об отсутствии утвержденной методики регулирования тарифов на услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования представитель Управления пояснила, что отсутствие такой методики не является основанием для отказа Управлением в открытии тарифного дела и утверждения тарифа на услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования. Требования закона об обязательном наличии такой методики отсутствуют. При этом, регулирование тарифов осуществляется исходя из общих принципов ценообразования, в том числе определения тарифа методом экономически обоснованных затрат от осуществления регулируемого вида деятельности.

Представители ОАО «АК «Домостроитель» заявили устное ходатайство об ознакомлении с материалами настоящего дела.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении. В рассмотрении дела объявлен перерыв до 28.04.2016.

На заседании Комиссии 28.04.2016 представители ОАО «АК «Домостроитель» заявили ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 2-03/37-2015 о нарушении антимонопольного законодательства до рассмотрения судом дела     № А49-12255/2015 по иску ОАО «ВолгаУралТранс» к ОАО «АК «Домостроитель» о признании права собственности отсутствующим и встречному иску ОАО «АК «Домостроитель» к ОАО «ВолгаУралТранс».

Согласно пояснениям ОАО «АК «Домостроитель» от 28.04.2016 № 198 Арбитражным судом Пензенской области рассматривается имущественный спор ОАО «АК «Домостроитель» и ОАО «ВолгаУралТранс» относительно принадлежности участка железнодорожных путей от стрелки № 21 до стрелки № 37, стрелки № 5 и стрелки № 25. Указанный участок пути и стрелки  входят в участок пути от стрелки   № 5 до стрелки № 37, в границах которого согласно аналитического отчета, составленного Пензенским УФАС России от 12.02.2016, ОАО «АК «Домостроитель признано занимающим доминирующее положение.

По мнению представителей Компании, выводы Арбитражного суда Пензенской области по названному делу, в случае удовлетворения требований ОАО «ВолгаУралТранс», будут свидетельствовать об отсутствии доминирующего положения ОАО «АК «Домостроитель» на рынке услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования Компании, расположенного по адресу:  г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

Комиссия Пензенского УФАС России  с данным доводом не согласилась в связи с нижеследующим.

ОАО «АК «Домостроитель» по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза,    ул. Перспективная, д. 1, Компания занимает доминирующее положение с географическими границами железнодорожного пути от стрелки № 5 до стрелки № 37.

В материалах, представленных ОАО «АК «Домостроитель» указывает, что именно оно оказывает услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) участок железнодорожного пути необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки  № 37, что подтверждается представленными в дело материалами, а именно договорами Компании с контрагентами, письменными пояснениями Компании, актами Приволжского Управления государственного железнодорожного надзора и иными документами.

Доказательства оказания ОАО «ВолгаУралТранс» услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37 отсутствуют.

Согласно пояснениям ОАО «ВолгаУралТранс» услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) участка железнодорожного пути необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37 не оказывает.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» географические границы товарного рынка определяются в зависимости от сферы обращения товара, т.е. от фактического осуществления деятельности на товарном рынке, а не от правоустанавливающих документов.

Установлено, что ОАО «АК «Домостроитель» является единственным лицом, которое предоставляет в пользование (эксплуатацию) участок железнодорожного пути необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37.

В случае удовлетворения Арбитражным судом Пензенской области требований ОАО «ВолгаУралТранс» об отсутствии права собственности ОАО «АК «Домостроитель» на участок железнодорожных путей от стрелки № 21 до стрелки  № 37, стрелку № 5 и стрелку № 25, которые входят в участок пути от стрелки № 5 до стрелки № 37, данный факт будет свидетельствовать лишь о том, что ОАО «АК «Домостроитель» неправомерно использует данные объекты при оказании услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, и не повлияет на занимаемую  ОАО «АК «Домостроитель» долю на товарном рынке в рассматриваемом периоде.

На основании изложенного, Комиссия, рассмотрев ходатайство   ОАО «АК «Домостроитель» о приостановлении рассмотрения данного дела до решения суда по делу № А49-12255/2015 приняла решение об отказе в его удовлетворении.

Также, представитель ОАО «АК «Домостроитель» заявил ходатайство об истребовании из Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области для анализа материалов тарифного дела по утверждению тарифов на подачу и уборку вагонов для ОАО «ВолгаУралТранс».

Рассмотрев указанное ходатайство Комиссия приняла решение об отказе в его удовлетворении ходатайства в связи с тем, что вопрос обоснованности утвержденного тарифа на подачу и уборку вагонов для ОАО «ВолгаУралТранс» не является предметом рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, наличие (отсутствие) в тарифе на услуги ОАО «ВолгаУралТранс» по подаче и уборке вагонов затрат, связанных с содержанием спорного участка путей не свидетельствует об оказывании ОАО «ВолгаУралТранс» услуг по предоставлению данного пути в пользование (эксплуатацию) иным хозяйствующим субъектам.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ОАО «АК «Домостроитель» принадлежит на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 4316,62 п/м, инв.  № 56:401:001:007888830 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.12.2011 58 АБ № 130951).

Согласно сведениям, представленным ОАО «АК «Домостроитель» (свидетельство о государственной регистрации права собственности, кадастровый паспорт <...> пояснения от 10.02.2016 б/н, от 23.12.2015 б/н, приказы ОАО «АК «Домостроитель» от 30.12.2014 № 282 и от 14.09.2015 № 247), в подъездной путь, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель» на праве собственности входят следующие участки:

- от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102);

- от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106);

- от точки т.5 (стрелка 5) до точки т.6 (стрелка 1);

- от точки т.7 (стрелка 21) до точки т.8 (стрелка 37);

- от точки т.8 (стрелка 37) до точки т.9 (упор);

- от точки т.10 (стрелка 46) до точки т.11 (упор).

Согласно имеющимся в материалах дела схемам подъездного железнодорожного пути, представленным со стороны заявителя и ответчика, железнодорожный путь необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» примыкает стрелочным переводом  № 5 к станции Терновка Пензенского РТК ОАО «ВолгаУралТранс», примыкающей к парку Кривозеровка станции Пенза-3 Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД».

В указанный участок пути необщего пользования по информации, представленной ОАО «АК «Домостроитель» (пояснения от 10.02.2016 б/н), входят участки пути, используемые в целях подачи-уборки вагонов контрагентов: ИП <……….>, ИП <……….>, ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», филиала ЗАО «МПБК «Очаково» в г. Пенза протяженностью 3 499,16 м:

- от стрелки № 101 до стрелки № 102 (путь № 4);

- от стрелки № 103 до стрелки № 106 (путь № 3);

- от стрелки № 5 до стрелки № 37.

Аналогичные сведения об используемом пути содержаться в пункте 1.2. договоров на использование железнодорожного пути необщего пользования, заключенных ОАО «АК «Домостроитель» с ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.09.2015,   ИП <……….> от 17.09.2015, <……….> от 17.09.2015, а также договоре, направленном в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 24.09.2015.

Анализ указанных договоров показал, что их предметом является предоставление в пользование железнодорожного подъездного пути Компании от стр. 101 до стр. 102 парка «Б» станции Терновка, от стр. 103 до стр. 106 парка «Б» станции Терновка, от стрелки   № 5 до стрелки № 25, от стрелки № 5 до стрелки № 37 согласно кадастровому паспорту инв. № 56:401:001:007888830 в целях оказания услуг по подаче и уборке вагонов контрагентам Компании.

Схема подъездного железнодорожного пути, представленная ОАО «АК «Домостроитель», подтверждает, что указанные в договорах участки железнодорожного пути от стр. 101 до стр. 102 парка «Б» станции Терновка, от стр. 103 до стр. 106 парка «Б» станции Терновка, от стрелки № 5 до стрелки № 25, от стрелки  № 5 до стрелки № 37 находятся в пределах от стрелки № 101 до стрелки № 37 железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель».

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», протяженностью 4316,62 п/м, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1. По результатам проведенного анализа составлен  Аналитический отчет от 11.11. 2015 (далее – Аналитический отчет).

При проведении анализа указанного товарного рынка временной интервал, исходя из цели исследования, определен как ретроспективный (12.11.2014 по 11.11.2015).

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, код ОКВЭД 70.20.2, географические границы товарного рынка – железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 101 до стрелки № 37, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель», в г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

Установлено, что в границах указанного локального товарного рынка ОАО АК «Домостроитель» в рассматриваемый период занимает доминирующее положение с долей 100 %.

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела были проанализированы следующие документы,  представленные ОАО «ВолгаУралТранс» и отнесенные Обществом к коммерческой тайне: <……….>  на основании которых установлено, что в местах расположения принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель» участков пути от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102) и от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106), пролегают участки железнодорожного пути необщего пользования  ОАО «ВолгаУралТранс», используемые Обществом при оказании услуг по подаче-уборке вагонов, а именно: <……….>.

Таким образом, у потребителей услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования в границах принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель» участков пути от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102) и от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106) имеется возможность приобрести рассматриваемую услугу за пределами границ данных участков с использованием вышеуказанных путей, принадлежащих ОАО «ВолгаУралТранс».

В материалах дела имеются акты проверок, проведенных Приволжским Управлением государственного железнодорожного надзора, в отношении ОАО «АК «Домостроитель» от 25.08.2015 № 2-07/179, от 21.01.2016 № 2-07/291.

Актом проверки от 21.01.2016 № 2-07/291, составленным Приволжским Управлением государственного железнодорожного надзора по результатам внеплановой выездной проверки ОАО «АК «Домостроитель», установлено, что на момент проведения проверки эксплуатируется участок железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» от стрелки № 5 до стрелки № 37 протяженностью 1295 п/м.

По сведениям заявителя (письмо от 11.11.2015 № 2381) использование примыкающих к вышеуказанному железнодорожному пути железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «ВолгаУралТранс», по которым заявитель осуществляет доставку грузов железнодорожным транспортом на объекты свои контрагентов невозможно без использования железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель». Аналогичный вывод следует и из имеющейся в деле схемы рассматриваемого железнодорожного пути необщего пользования.

На запрос антимонопольного органа контрагенты ОАО «ВолгаУралТранс»   (<……….>) также указали на отсутствие технологической возможности и экономической целесообразности доставки грузов иным способом без использования  вышеуказанного железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель».

Таким образом, ОАО «АК «Домостроитель» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказывать услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) указанного железнодорожного пути необщего пользования.

С учетом указанных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, географические границы рассматриваемого товарного рынка уточнены и определены как железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37, в г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель».

В связи с изложенным, Пензенским УФАС России 12.02.2016 подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

При проведении анализа указанного товарного рынка временной интервал, исходя из цели исследования, определен как ретроспективный (12.11.2014 по 11.11.2015).

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, код ОКВЭД 70.20.2, географические границы товарного рынка – железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37 (участки от стрелки № 5 до стрелки № 25 и от стрелки № 25 до стрелки № 37), протяженностью 1295 п/м в Пензенской области, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

При определении географических границ рассматриваемого товарного рынка антимонопольным органом проведено исследование как правоустанавливающих документов на железнодорожные пути, так и предметов и условий договоров, заключенных в отношении железнодорожного путь необщего пользования от стрелки  № 5 до стрелки № 37 (участки от стрелки № 5 до стрелки № 25 и от стрелки № 25 до стрелки № 37), протяженностью 1295 п/м в Пензенской области, г. Пенза,  ул. Перспективная, д. 1.

Установлено, что в границах рассматриваемого локального товарного рынка ОАО АК «Домостроитель» в анализируемый период занимает доминирующее положение с долей 100 %.

ОАО «ВолгаУралТранс» выполняет работы (оказывает услуги) на территории Пензенской области на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования.

По информации, представленной Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление) на запрос антимонопольного органа (письма от 29.10.2015 №30/5954/04, от 16.12.2015   № 30/6941/04 от 10.02.2016 № 30/521/04), Управление является уполномоченным органом государственного регулирования тарифов на территории Пензенской области и в соответствии с пунктом 3.102 Положения об Управлении, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Тарифы на услуги ОАО «ВолгаУралТранс» по подаче и уборке вагонов установлены Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.05.2015 № 40 «Об установлении тарифов на работы (услуги), выполняемые ОАО «ВолгаУралТранс» на территории Пензенской области на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования» в размере 92 руб. 20 коп. за тонну перевезенного груза (без учета НДС).

Обществом заключены договоры на подачу и уборку вагонов с контрагентами: <……….>.

По условиям вышеназванных договоров ОАО «ВолгаУралТранс» оказывает транспортные услуги, производит подачу и уборку вагонов, пребывающих в адрес контрагентов, локомотивами Общества.

Согласно информации, представленной ОАО «ВолгаУралТранс» (письмо от 11.02.2016 № 391), Общество при подаче и уборке вагонов указанным контрагентам использует, в том числе, железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель», что подтверждается схемой железнодорожных путей, представленной ОАО «ВолгаУралТранс», а также письмами от ОАО «АК «Домостроитель» от 23.12.2015 б/н, от 10.02.2016 б/н об использовании в целях подачи и уборки вагонов участка Компании от стрелки № 5 до стрелки № 37.

04.09.2015 ОАО «ВолгаУралТранс» направило в адрес ОАО «АК «Домостроитель» проект договора на пропуск вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «АК «Домостроитель» <……….>.

По условиям указанного договора (пункт 3.1.) ОАО «ВолгаУралТранс» предложило оплачивать ОАО «АК «Домостроитель» за пропуск одного вагона по подъездному железнодорожному пути, принадлежащему Компании, <……….>. Также, Общество указало, что цена подлежит государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995  № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

ОАО «АК «Домостроитель» подписало указанный договор с протоколом разногласий от 29.10.2015.

По условиям представленного протокола разногласий ОАО «АК «Домостроитель» установило для ОАО «ВолгаУралТранс» плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель» при подаче, уборке вагонов для собственных нужд в зависимости от количества осуществленных перевозок груза в размере 50 рублей за тонну перевозимого груза с учетом НДС.

ОАО «АК «Домостроитель» указало, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Компании, при подаче, уборке вагонов для контрагентов будет взиматься Компанией самостоятельно с контрагентов в соответствии с заключенными договорами между Компанией и контрагентами.

ОАО «ВолгаУралТранс» письмом от 30.11.2015 № 2559 уведомило  ОАО «АК «Домостроитель» об отклонении протокола разногласий от 29.10.2015 из-за несогласия по существенным условиям договора.

В материалы дела ОАО «АК «Домостроитель» представлены договоры на использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель», направленные Компанией в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 24.09.2015, ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.09.2015, ИП <……….>от 17.09.2015, ИП <……….> от 17.09.2015.

По условиям представленных договоров (пункт 1.1.) ОАО «АК «Домостроитель» обязуется предоставить право возмездного использования ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», ЗАО «МПБК «Очаково»,   <……….>принадлежащих Компании железнодорожных путей необщего пользования в целях подачи, уборки вагонов в адрес указанных лиц.

Размер оплаты за использование ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», ЗАО «МПБК «Очаково», ИП <……….>, ИП <……….> путей Компании, в соответствии с разделом 3 представленных договоров, зависит от количества осуществленных перевозок груза и составляет 50 рублей за тонну.

ИП <……….>, ИП <……….> были подписаны договоры, направленные ОАО «АК «Домостроитель», без разногласий.

ЗАО «МПБК «Очаково» подписало договор с разногласиями. Также, согласно письменным пояснениям ЗАО «МПБК «Очаково», представленным в материалы дела письмом от 23.12.2015 № 23/2085, Общество не согласно с тарифом, установленным  ОАО «АК «Домостроитель» в договоре на использование участка железнодорожного пути необщего пользования Компании. Однако, в связи с перекрытием ОАО «АК «Домостроитель» железнодорожного пути и невозможностью получения ЗАО «МПБК «Очаково» грузов иным способом Общество было вынуждено подписать договор на предложенных Компанией условиях.

ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» отказалось от подписания договора с ОАО «АК «Домостроитель». Согласно пояснениям Учреждения от 10.12.2015№ 1412 у Учреждения как грузовладельца имеются договорные отношения с ОАО «ВолгаУралТранс», для ОАО «АК «Домостроитель» Учреждение не является обязанным контрагентом.

На заседании Комиссии представитель ОАО «АК «Домостроитель» пояснил, что ИП <……….>, ИП <……….>, ЗАО «МПБК «Очаково» вносится плата по заключенным договорам с ОАО «АК «Домостроитель».

В письмах от 23.12.2015 б/н, от 22.01.2016 № 21-юр ОАО «АК «Домостроитель» указано, что в связи с отсутствием договорных отношений с ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» денежные средства за использование железнодорожного пути Компании при подаче, уборке вагонов в адрес Учреждения с него не взимаются. При этом, на заседании Комиссии представитель Компании пояснил, что денежные средства за оказание услуги по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования Компании могут быть взысканы с Учреждения в судебном порядке исходя из установленной платы в размере 50 рублей за тонну.

Согласно представленным пояснениям ОАО «АК «Домостроитель от 23.12.2015 б/н, а также расчету затрат, произведенному Компанией, стоимость перевозки 1 тонны груза по железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», указанная в договорах с ИП <……….>, ИП <……….>, ЗАО «МПБК «Очаково», ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», в протоколе разногласий к договору с ОАО ВолгаУралТранс» определена Компанией самостоятельно. При расчете платы за использование железнодорожного пути необщего пользования Компанией учтена протяженность пути 3499,16 м.

Материалами дела подтверждается, что по железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» перевозка грузов, пребывающих в адрес <……….> осуществляется локомотивами ОАО «ВолгаУралТранс» в рамках оказания транспортных услуг по договорам, заключенным ОАО «ВолгаУралТранс» с указанными лицами.

Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Компании,    ОАО «ВолгаУралТранс» в целях подачи, уборки вагонов для собственных нужд не использует (письмо от 22.01.2016 № 115).

Таким образом, фактически использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель», осуществляет ОАО «ВолгаУралТранс» при оказании транспортных услуг своим контрагентам.

Согласно пояснениям ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 30.10.2015 № 62-ю, ИП <……….> от 02.11.2015,  ИП <……….> от 02.11.2015, ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.12.2015 указанные лица не имеют участков железнодорожных путей, непосредственно присоединенных к подъездным железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель».

Письмом от 10.02.2016 № 30/521/04 в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена письменная позиция Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области из которой следует, что услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования входят в комплекс операций, необходимых для доставки грузов, и являются составной и неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию транспортных услуг, плата за данные услуги подлежит государственному регулированию.

По информации, представленной Управлением (письмо от 29.10.2015  № 30/5954/04), ОАО «АК «Домостроитель» с заявлением об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих Компании, в адрес Управления не обращалось.

Предоставление ОАО «АК «Домостроитель» в пользование железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащего Компании, следует понимать как технологическую операцию, связанную с перевозочным процессом, которая является транспортной услугой, плата за которую должна взиматься по регулируемому тарифу.

ОАО «АК «Домостроитель» нарушило порядок ценообразования в результате установления платы за предоставление в пользование своего железнодорожного пути необщего пользования без обращения в уполномоченный орган регулирования тарифов для утверждения тарифов на услуги по предоставлению в пользование своего железнодорожного пути необщего пользования Компании в порядке, предусмотренном действующим законодательством, что приводит (может привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности).

Доводы ОАО «АК «Домостроитель» о том, что плата за предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования не подлежит государственному регулированию, а определяется на договорной основе Комиссией не принимаются по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено:

- железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

 - железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

- перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

- пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В силу статей 55, 58, 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктов 1.3, 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, железнодорожные пути необщего пользования предоставляются в пользование на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в отношении транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как указано выше Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, являющееся уполномоченным органом государственного регулирования тарифов на территории Пензенской области и в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Предоставление в пользование подъездного железнодорожного пути необщего пользования относится к транспортным услугам, оказываемым на подъездных железнодорожных путях. Тарифы на эти услуги регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

В рассматриваемом случае, данные тарифы подлежат регулированию со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Самостоятельное определение Компанией, предоставляющей в пользование подъездной железнодорожный путь необщего пользования, тарифа на оказываемые услуги противоречит действующему законодательству.

Доводы ОАО «АК «Домостроитель» о том, что услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования Компании не является транспортной услугой в связи с тем, что Компания не осуществляет доставку грузов контрагентам собственными локомотивами Комиссией не принимаются.

Как указано выше предметом договоров на использование железнодорожного пути необщего пользования, заключенных ОАО «АК «Домостроитель» с ЗАО «МПБК «Очаково», ИП <……….>, <……….>, а также договора, направленного в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» является оказание услуг по предоставлению в пользование железнодорожного пути Компании в целях подачи и уборки вагонов в адрес указанных лиц.

Представленными ОАО «АК «Домостроитель» договорами, а также иными материалами дела подтверждается, что услуги по предоставлению ОАО «АК «Домостроитель» принадлежащего Компании железнодорожного пути необщего пользования входят в комплекс операций, необходимых для доставки ОАО «ВолгаУралТранс» грузов контрагентам по договорам на подачу и уборку вагонов, и являются составной и неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях.

То обстоятельство, что Компания не осуществляет перевозку вагонов по своим железнодорожным путям необщего пользования собственным локомотивом, не свидетельствует о том, что предоставление Компанией в пользование железнодорожного пути для осуществления подачи, уборки вагонов локомотивами ОАО «ВолгаУралТранс» не является составной частью перевозочного процесса и не относится к транспортным услугам.

 Доводы ОАО «АК «Домостроитель» о том, что ОАО «ВолгаУралТранс» не вносит плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, установленную Компанией, в связи с чем в действиях Компании отсутствует нарушение так как права Общества не ущемляются Комиссией не принимаются в связи с нижеследующим.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для квалификации антимонопольным органом действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Нарушением антимонопольного законодательства является не только наступление негативных последствий, но и угроза наступления таких последствий.

В рассматриваемом случае сам факт самостоятельного установления Компанией тарифа, подлежащего государственному регулированию, является нарушением антимонопольного законодательства, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц.

Доводы ОАО «АК «Домостроитель» относительно отсутствия ущемления интересов других лиц или потенциальных потребителей услуг Компании по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, которыми в настоящее время плата в размере, установленном Компанией, не вносится и при этом в адрес указанных потребителей Компанией осуществляется пропуск вагонов, также Комиссией не принимаются поскольку данная плата может быть предъявлена Компанией впоследствии.

ОАО «АК «Домостроитель» представлены возражения от 16.03.2016 № 121 на заключение об обстоятельствах дела от 19.02.2016.

В своих возражениях ОАО «АК «Домостроитель» указывает на то, что Пензенским УФАС при рассмотрении дела не был исследован вопрос о введении на территории Пензенской области государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, с соблюдением порядка согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти со ссылкой на пункт 5 Постановления № 239.

Комиссия считает указанные доводы необоснованными в связи нижеследующим.

Постановлением № 239 предусмотрено право органов власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

На территории Пензенской области государственное регулирование тарифов на данные услуги введено постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, которым Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области наделено полномочиями по утверждению цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пункт 3.102).

Данное постановление в судебном порядке не оспорено и не признано незаконным, право Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не отменено.

Пунктом 5 Постановления № 239 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Как указано выше право органа исполнительной власти Пензенской области на введение государственного регулирования тарифов на транспортные услуги на территории Пензенской области реализовано.

Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10. 99 № 184-ФЗ (далее – ФЗ № 184).

Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируются за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункт 1 статьи 26.3 ФЗ № 184).

Пункт 5 Постановления № 239 устанавливает обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получающих финансовую поддержку из федерального бюджета, согласовать цены (тарифы), в том числе на транспортные услуги, с органами исполнительной власти Российской Федерации, т.е. регулирует межбюджетные отношения.

Таким образом, при получении финансовой поддержки из федерального бюджета согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти не право введения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, а размер тарифа (цены) на данные услуги.

При обращении ОАО «АК «Домостроитель» с заявлением и материалами в уполномоченный орган на территории Пензенской области тариф на услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Компании подлежит регулированию в установленном законом порядке с учетом положений пункта 5 Постановления № 239.

Доводы ОАО «АК «Домостроитель» о том, что согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются на договорной основе считаем необоснованными.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего / необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По мнению Комиссии Пензенского УФАС России указанное законоположение не отменяет регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, предусмотренное Постановлением № 239.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации (Определение от 20.05.2008 № КАС08-187).

Ссылки Общества на ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» считаем несостоятельными в связи с тем, что согласно разделу I данного ГОСТ установлено, что его положения распространяются на перевозки пассажиров и грузов транспортом общего пользования. В связи с чем, данный ГОСТ не применим к рассматриваемым обстоятельствам.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «АК «Домостроитель», выразившиеся в установлении необоснованной, то есть не утвержденной в установленном порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, как злоупотребление доминирующим положением и нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Домостроитель» (ОГРН 1025801440939, ИНН 5837008276, Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1),  выразившиеся в нарушении порядка ценообразования в результате установления необоснованной, то есть не утвержденной в установленном законом порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 2. Выдать ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                       

 

                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны