Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 30 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

И.о. генерального директора

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов»

<...>

 

<...>

Индустриальная ул, д.38, г.Пенза, 440003

 

                                                                               

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 2-06/09-2018

об административном правонарушении

30 июля 2018 года

г. Пенза

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №2-06/09-2018, возбужденного в отношении и.о.генерального директора Акционерного общества «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ОГРН 1095836001106 ИНН 5835081143, адрес: г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) (далее – АО «ГЦКУЭР», Общество) – <....>, в связи с принятием Пензенским УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/06-2017, которым установлен факт нарушения АО «ГЦКУЭР» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в его отсутствие.

 24.07.2018г. в Пензенское УФАС России от  и.о.генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...> поступило  ходатайство о рассмотрении дела № 2-06/05-2018 в его отсутствие.

.

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/09-2018 от 21.06.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <...> в отношении и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» - <...> и материалы административного дела № 2-06/09-2018.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела №2-03/06-2017 о нарушении антимонопольного законодательства от 24.08.2017г. действия АО «ГЦКУЭР», выразившиеся в необоснованном  возложении обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору с АО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятое Комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства  Российской Федерации, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ.

В письменных объяснениях (далее – Объяснения) по делу об административном правонарушении №2-06/09-2018 указано, что в действиях и.о.генерального директора <...> отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Из Объяснений следует, что исходя из заключенных агентских договоров между управляющими организациями и АО «ГЦКУЭР» стоимость услуги по приему платежей потребителей услуги (собственников помещений) в агентских договорах не установлена.

В Объяснениях также указано, что согласно условиям заключенного между  Обществом и ФГУП «Почта России» договора от 09.08.2013г. №106  об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц  в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов оплата услуг ФГУП «Почта России» не установлена.

 В связи с изложенным, по мнению и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...>, в действиях АО «ГЦКУЭР» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

 Исходя из Объяснений и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...>, нарушение положения ч.4 ст.14.8 КоАП РФ содержится в действиях управляющих организаций, не предоставивших потребителю возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги путем наличных расчетов  без комиссии.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/09-2018, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/06-2017, пояснения и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» - <...>  (от 24.07.2018г.), установлено следующее.

Факт совершения и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...> действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, подтверждается следующим.

АО «ГЦКУЭР» является платежным агентом и состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО под № 416009413 с 16.05.2014 как оператор по приему платежей.

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.01.2015 по 01.03.2016 гг. установлено, что совокупная доля АО «ГЦКУЭР» с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составляла 87,58 %.

В целях уточнения доли АО «ГЦКУЭР» на товарном рынке был также проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области за период с 01.03.2016 по 31.03.2017 гг., по результатам которого установлено, что совокупная доля АО «ГЦКУЭР» с ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» и МУП «Центр коммунальных платежей» на рынке агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги на территории Пензенской области в течение рассматриваемого периода времени превышала 50%, а именно составила 78,77 %.

Общество оказывало в 2015 – 2016 г.г. агентские услуги по приему платежей физических лиц на основании заключенных договоров с ООО «МУП Октябрьский», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ОАО «Жильё-11» по ОЖФ, ОАО «Жильё-12» по ОЖФ, ОАО «Жильё-15» по ОЖФ, ОАО «Жильё-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жильё-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «Железнодорожная», ООО «ОЖФ», ООО УК «Первомайская», ООО УК «Сияние Севера» ООО «УО «АльфаПлюс», МУП «Заря» по ОЖФ, МУП «Жилье-17» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьского района», ООО «МУП Ленинского района», ООО «МУП Первомайского района», ООО «МУП Железнодорожного района», ООО «УК «Западная», МУП «Жилсервис по общестроительным работам в ЖХ», ООО УК «Жилье-10».

Договоры с ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, ООО «МУП Октябрьский», расторгнуты с 01.05.2016, с МУП «Жилсервис по ОСР в ЖХ», ООО УК «Жилье-10» - с 01.04.2016, с ООО «МУП Октябрьского района» - с 01.09.2016 Договоры с иными вышеперечисленными лицами расторгнуты с 01.11.2016 на основании соглашений о расторжении от 20.10.2016.

После расторжения агентских договоров АО «ГЦКУЭР» с вышеуказанными управляющими компаниями были заключены договоры на информационно-расчетное обслуживание от 01.11.2016.

Предметом агентских договоров является осуществление АО «ГЦКУЭР» (Агента) по поручению Принципала от его имени и за его счет действий, в том числе по расчету и начислению платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам потребителей Принципала; производству печати и конвертирования счетов-квитанций потребителям Принципала за жилищные и коммунальные услуги; приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала и перечислению денежных средств потребителей на расчетный счет Принципала и других лиц.

Таким образом, Общество привлечено вышеуказанными лицами в качестве платежного агента.

Основным видом деятельности вышеперечисленных лиц в соответствии с выписками из Единого государственного реестра юридических лиц является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1).

Согласно реестру лицензий, опубликованному на официальном сайте Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ОАО «Жилье-11» по ОЖФ, ООО «Управляющая компания «Сурская ривьера», МУП «Жилье-17» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, МУП «Заря» по ОЖФ, ОАО «Жилье-12» по ОЖФ, ОАО «Жилье-15» по ОЖФ, ОАО «Жилье-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жилье-26» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ООО «АльфаЦентр», ООО «Железнодорожная», ООО «Обслуживание жилого фонда», ООО «Управляющая компания «Западная», ООО Управляющая компания «Первомайская», ООО Управляющая компания «Сияние Севера», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Октябрьского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Первомайского района», ООО «Многопрофильное управляющее предприятие Железнодорожного района» (далее – управляющие компании) осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензий, выданных уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен статье 155 ЖК РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ).

Частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено право управляющей организации осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» привлечено управляющими компаниями в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц.

По условиям рассматриваемых договоров управляющие компании являются Поставщиками, получающими денежные средства плательщиков за выполненные работы (оказанные услуги), а АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» - Платежным агентом, принимающим платежи физических лиц в соответствии с нормами Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ), что подтверждается пояснениями АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», изложенными в письме от 01.07.2016 № 2123.

В соответствии с пунктом 1.1 агентских договоров от 12.04.2015 № АЦ/7-2015, от 12.01.2015 № сс/7-2015, 17.04.2015 № ооо_АП/7-2015, от 15.05.2015 № муп_Лен/7-2015, от 27.04.2015 № муп_Ор/7-2015, от 05.05.2015 № муп_Пер/7-2015, от 08.05.2015 № мупЖр/7-2015, от 20.02.2015 № 22/7-2015, от 20.02.2015 № мупЗ/7-2015 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Агент) обязуется за обусловленное вознаграждение, указанное в разделе 3 перечисленных договоров, совершать по поручению Принципала (управляющей компании) от его имени и за его счет действия по приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложения 9 к договорам.

Согласно пункту 1.1 агентских договоров от 12.03.2015 № жд/7-2015, от 01.04.2015 № ОЖФ/7-2015, от 25.08.2015 № 3-5/15, от 01.04.2015 № укП/7-2015, от 12.01.2015 № 11/7-2015, от 04.12.2015 № СР-4/15, от 12.01.2015 № 12/7-2015, от 12.01.2015 №15/7-2015, от 12.01.2015 № 23/7-2015, от 01.04.2015 № оао19/7-2015, от 12.02.2015 № 24/7-2015, от 12.01.2015 ; 26/7-2015, от 12.01.2015 № С/7-2015 Принципал (управляющая компания) поручает, а Агент (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») принимает обязательство согласно информационной базы данных, представленной Принципалом в электронном виде оказывать за плату услуги, в частности: принимать денежные средства, поступающие от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложению 4 к договорам.

Согласно пункту 1.1 агентского договора от 31.03.2015 № муп17/7-2015 Принципал (управляющая компания) поручает, а Агент (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») принимает на себя обязательство осуществлять за плату сбор платежей за жилищные услуги, поступающие от потребителей Принципала.

По условиям рассматриваемых агентских договоров прием платежей собственников (нанимателей) помещений за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями, осуществляется на счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов»: № 408 218 104 122 4 000000 7, № 407 028 107 122 4 000 34 70 (прием платежей по жилищным услугам); № 408 218 105 122 4 000000 4, № 407 028 109 122 4 000 34 74 (прием платежей по отоплению и горячему водоснабжению); № 408 218 102 122 4 000000 3, № 407 028 106 122 4 000 34 73 (прием платежей по холодному водоснабжению и водоотведению); № 408 218 108 122 4 000000 5, № 407 028 103 122 4 000 34 72 (прием платежей по электроснабжению).

Оплата вознаграждения АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» за оказание агентских услуг в рамках названных договоров предусмотрена разделом 3 договоров.

В разделе 3 рассматриваемых агентских договоров отдельно не указана стоимость услуг АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по приему денежных средств от потребителей Принципала, при этом из предмета договоров следует, что указанным разделом обусловлено вознаграждение за весь перечень услуг, оказываемых Обществом по данным договорам, в том числе агентских услуг по приему денежных средств от потребителей Принципала с последующим их перечислением на счета поставщика жилищных, коммунальных и иных услуг.

Подпунктом 3.3 договоров установлена стоимость распределения денежных средств, поступивших от потребителей Принципала на расчетные счета Агента в размере 7253,62 рублей в месяц (НДС не облагается).

С 01.11.2016 согласно пункту 4.2 Договоров на информационно-расчетное обслуживание стоимость распределения денежных средств составила 8 127,68 рублей.

Вместе с тем, распределение денежных средств невозможно без предварительного приема АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» данных денежных средств на счета Общества.

Из положений части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента по приему платежей физических лиц заключается в приеме платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком услуг, т. е. распределение принятых денежных средств.

Учитывая изложенное, АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», заключив рассматриваемые агентские договоры с управляющими компаниями, приняло обязательства оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, которые в силу закона предусматривают последующее осуществление платежным агентом расчетов с поставщиком услуг (т.е. распределение принятых денежных средств), за счет управляющих компаний.

В договоре между АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ООО УК «Сияние Севера» от 12.01.2015 № сс/7-2015 отсутствует пункт об установлении стоимости распределения денежных средств, поступивших от потребителей Принципала на расчетные счета Агента. По информации, представленной ООО УК «Сияние Севера» (письмо от 18.11.2016) АО ««Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» не осуществляет перераспределение денежных средств, в связи с чем управляющая компания оплату за указанные услуги не осуществляет.

При этом, в соответствии с пунктом 1.1 договора от 12.01.2015 № сс/7-2015 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Агент) обязуется за обусловленное вознаграждение, указанное в разделе 3 договора, совершать по поручению Принципала (ООО УК «Сияние Севера») от его имени и за его счет действия по приему денежных средств, поступающих от потребителей Принципала на расчетные счета, указанные в пункте 2.2.6 договоров и ежедневно перечислять денежные средства, собранные с потребителей Принципала на расчетный счет Принципала. По письменному поручению Принципала перечислять денежные средства денежные средства, поступившие от потребителей Принципала на расчетные счета поставщиков жилищных, коммунальных и иных услуг, а также иным организациям, при наличии сведений о контрагентах согласно приложению 9 к договорам.

Таким образом, договором от 12.01.2015 № сс/7-2015 также предусмотрена обязанность АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, которые в силу закона предусматривают последующее осуществление платежным агентом расчетов с поставщиком услуг (т.е. распределение принятых денежных средств), за счет ООО УК «Сияние Севера».

Разделом 2 всех вышеперечисленных агентских договоров между АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и управляющими компаниями предусмотрено право Агента (АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов») для осуществления приема платежей за жилищные и коммунальные услуги потребителей Принципала (управляющей компании) привлекать других лиц – платежных субагентов.

Согласно пояснениям АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (письма от 28.12.2015 б/н, от 01.07.2016 № 2123, от 18.11.2016 № 018-373), в рамках исполнения заключенных агентских договоров с управляющими компаниями Обществом заключен субагентский договор от 09.08.2013 № 106 об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием базы (задолженностей) абонентов с ФГУП «Почта России» (далее – договор № 106).

Из указанных пояснений АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» следует, что собственных пунктов приема денежных средств Общество не имеет, самостоятельного приема денежных средств от плательщиков Общество не осуществляет.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» в письменных пояснениях от 01.07.2016 № 2123 указывало, что Общество имея полномочия по сбору денежных средств от населения, которые переданы ему поставщиками услуг по агентским договорам (управляющими компаниями), делегировало вверенные полномочия по сбору денежных средств с населения ФГУП «Почта России» по договору № 106.

По данному договору № 106 (с учетом положений дополнительного соглашения от 07.05.2014) Общество поручило ФГУП «Почта России» прием и перевод денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги на специальные банковские счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» открываемые платежному агенту: № 408 218 104 122 4 000000 7, № 408 218 105 122 4 000000 4, № 408 218 102 122 4 000000 3, № 408 218 108 122 4 000000 5 (открытые в Филиале ОАО «Банк ВТБ» г. Н. Новгород по договорам специального банковского счета, открываемого платежному агенту в валюте Российской Федерации от 12.08.2014 № 678406/13, № 678406/6, № 678406/2, № 678406).

В указанном договоре № 106 порядок оплаты услуг ФГУП «Почта России» не предусмотрен.

Согласно письму ФГУП «Почта России» от 15.04.2016 № 1.5.6.6.23.3.2-07/127 вознаграждение за услуги Предприятия по приему платежей в отделениях почтовой связи по договору № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» взимается с плательщика (физического лица) в момент внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 1,18% с учетом НДС.

Указанное обстоятельство противоречит положениям вышеуказанных агентских договоров, заключенных АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с управляющими компаниями, по условиям которых АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» обязалось оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищные и коммунальные услуги самостоятельно, либо путем привлечения других лиц – платежных субагентов, за счет Принципала (управляющей компании).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что до заключения договора № 106 между АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» и ФГУП «Почта России» действовал агентский договор от 25.12.2012 № 27/73.

Согласно пункту 1.1. договора от 25.12.2012 № 27/73 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (Поставщик) поручило, а ФГУП «Почта России» (Агент) приняло на себя обязательства по приему денежных средств в валюте Российской Федерации от физических лиц (плательщиков) в пользу Общества в качестве оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги в соответствии с условиями данного договора.

Размер платы за услуги, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору от 25.12.2012 № 27/73 составлял 0,85 % (кроме того НДС) от суммы принятых Предприятием денежных средств и подлежал оплате со стороны АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (пункт 5.2 договора от 25.12.2012 № 27/73).

По информации, представленной ФГУП «Почта России» (письмо от 09.09.2016 № 1.5.6.6.23.1.6-6/809), АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» письмом от 20.06.2013 № 18-1434 уведомило Предприятие о расторжении договора от 25.12.2012 № 27/73.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» со ссылкой на постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» указало, что обязанность оплаты услуги по сбору платежей переходит непосредственно к собственнику или нанимателю жилья. В связи с чем, Общество предложило установить комиссионный сбор для граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги через отделения почтовой связи.

Рассмотрев данное предложение, письмом от 08.07.2013 № 47.3.2/198 ФГУП «Почта России» сообщила АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», что с 01.08.2013 вознаграждение Предприятия, взимаемое с плательщика в момент оплаты счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги в пользу АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» устанавливается в размере 1,18 % с учетом НДС.

Из пояснений ФГУП «Почта России», следует, что Предприятие при установлении комиссионного вознаграждения, взимаемого с плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, и заключении договора № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» руководствовалось тем, что часть 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ предусматривает право платежного агента взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

При этом, ФГУП «Почта России» пояснило, что не обладало информацией об условиях агентских договоров, заключенных АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с управляющими компаниями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг, по условиям которых Общество обязалось оказывать услуги платежного агента по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с возможностью привлечения платежного субагента (в данном случае – ФГУП «Почта России»), за счет управляющих компаний.

Доказательства иного в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

Следует отметить, что постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» не устанавливает обязанности граждан-плательщиков за жилищно-коммунальные услуги по оплате услуг по сбору (приему) платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом «ж» статьи 4 названного постановления управляющая компания организовывает и осуществляет расчеты за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, законодательно предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме определять размер платы управляющей организации за содержание и ремонт в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае управляющие компании во исполнение требований действующего законодательства организовали порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги при участии платежного агента - АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», которому вносят плату из средств, полученных от собственников помещений в многоквартирном доме по статье «содержание и ремонт», размер которой в соответствии с требованиями ЖК РФ определяется общим собранием данных собственников.

Так, по информации, представленной управляющими компаниями на запрос Пензенского УФАС России от 14.11.2016 № 426-2э, управляющие компании осуществляют оплату агентских услуг АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по рассматриваемым договорам за счет денежных средств, поступивших от населения по статье «содержание и ремонт» на расходы по управлению (письма от 21.11.2016 Вх. № 3943, от 21.11.2016 Вх. № 3930, от 22.11.2016 Вх. № 2721-э, от 18.11.2016 № Вх. 2693-э, от 18.11.2016 Вх. № 264-ф, от 18.11.2016 Вх. № 3920, от 23.11.2016 Вх. № 2737-э, от 23.11.2016 Вх. № 2738-э, от 23.11.2016 Вх. № 2739-э, от 23.11.2016 Вх. № 2740-э, от 23.11.2016 Вх. № 2741-э, от 22.11.2016 Вх. № 3972, от 22.11.2016 Вх. № 3972, от 22.11.2016 № Вх. 3973, от 23.11.2016 Вх. № 3967, от 23.11.2016 Вх. № 268-ф).

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», приняв обязательства по договорам с управляющими компаниями об оказании агентских услуг по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги за плату, взимаемую с данных управляющих компаний, неправомерно инициировало возложение обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору № 106 с АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

Рассматриваемые действия Общества противоречат положениям заключенных агентских договоров и приводят к возложению обязанностей на потребителей за жилищно-коммунальные услуги по двойной оплате за услуги по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги (в составе платы за управление, а также при оплате комиссионного вознаграждения платежному субагенту Общества).

То обстоятельство, что АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» самостоятельно не справляется с принятыми по агентским договорам с управляющими компаниями обязательствам по оказанию агентских услуг и привлекло для оказания данных услуг платежного субагента – ФГУП «Почта России» (что удлинило путь денежных средств от потребителя к поставщику услуг) не является основанием для возложения оплаты услуг платежного субагента - ФГУП «Почта России», оказываемых по договору № 106 АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», получая оплату за услуги по приему денежных средств за жилищно-коммунальные услуги от управляющих компаний в рамках агентских договоров и делегировав вверенные ему управляющими компаниями полномочия по приему платежей физических лиц платежному субагенту – ФГУП «Почта России», обязано самостоятельно оплачивать услуги привлеченного им лица.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» по инициированию возложения обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые Обществу ФГУП «Почта России» по договору № 106, на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги влекут (могут повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 24.08.2017г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №2-03/06-2017 действия АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», выразившиеся в необоснованном возложении обязанности оплаты вознаграждения за субагентские услуги по приему и переводу денежных средств, оказываемые ФГУП «Почта России» по договору с АО «ГЦКУЭР», на плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Предписание исполнено.

В соответствии с Приказом ОАО «ГЦКУЭР» <...> исполнение обязанностей И.о. генерального директора ОАО «ГЦКУЭР» с 01.06.2016г. возложено на <....>.

Согласно пункту 3 дополнительного соглашения <...> к трудовому договору от <...>  <...> возложена обязанность по совершению от имени Общества гражданско-правовых сделок в пределах установленных Уставом  Общества и действующего законодательства.

Таким образом, на <...> возложена обязанность, в том числе по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

 Пензенским УФАС России установлено, что должностным лицом Общества, который продолжил исполнение агентских договоров, заключенных с управляющими компаниями, и которым были подписаны новые договоры с управляющими компаниями на информационно-расчетное обслуживание от 01.11.2016г., является и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...>

Должностным лицом Общества, который продолжил исполнение условий договора с ФГУП «Почта России», результатом которого явилось возложение обязанности по оплате вознаграждения за данные услуги на граждан-плательщиков, также является и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...>

Таким образом, ответственность за совершение действий, повлекших за собой злоупотребление доминирующим положением и  нарушение АО «ГЦКУЭР» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, несет и.о.генерального директора <...>.

 

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Место совершения административного правонарушения – Пензенская область, г.Пенза.

Время совершения административного правонарушения –  с 01.06.2016г. по 24.08.2017г.

У и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, в действиях и.о. генерального директора АО «ГЦКУЭР» <..> содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, являются:

- отсутствие фактов привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с совершением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности и создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции и интересам неопределенного круга потребителей.

Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения злоупотреблений по отношению к неопределенному кругу потребителей.

 Следовательно, опасность совершенного и.о.генерального директора АО «ГЦКУЭР» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении АО «ГЦКУЭР» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на злоупотребление доминирующим положением.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Исходя из характера совершенного и.о.генерального директора АО «ГЦКУЭР» - <...> административного правонарушения, привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 4.2,  23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях и.о.генерального директора Акционерного общества «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» (ОГРН 1095836001106 ИНН 5835081143, адрес: г. Пенза, ул. Индустриальная, 38) – <...> наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Назначить и.о.генерального директора Акционерного общества «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» <...> наказание в виде административного штрафа в минимальном размере  15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

<...>

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8-8412-52-03-70, 8-8412-52-20-55).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель управления

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны