Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 18 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 2-06/24-2015

об административном правонарушении

29 апреля 2015 года

г. Пенза

Я, <...> рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/24-2015, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (ОГРН 1107746839463 г. Пенза, ул. Гагарина, д. 11Б) (далее – ООО «ТНС энерго Пенза», Общество, гарантирующий поставщик), при участии защитников Общества: <…>  и   <…> по доверенности УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/24-2015 от 16.04.2015 г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <…> в отношении ООО «ТНС энерго Пенза», и материалы административного дела № 2-06/24-2015.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 05.02.2015 г. по делу № 2-03/43-2014 действия ООО «ТНС энерго Пенза», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в результате взимания с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, признаны  нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела представители ООО «ТНС энерго Пенза» <…>, <…> ознакомлены с правами лица, в отношении которого ведётся производство по делу, установленными статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитники ООО «ТНС энерго Пенза» не признали вину Общества в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и пояснили, что на обслуживании гарантирующего поставщика на территории Пензенской области находятся 112 граждан-абонентов, имеющих приборы учета, позволяющие определить объемы потребленных ресурсов дифференцировано по времени суток. Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» с 2 часов 00 минут 26.10.2014 г. произведен переход на «зимнее» время без дальнейшего сезонного перевода времени, следовательно, после 26.10.2014 г. приборы учета, запрограммированные для расчетов по времени суток, перестали обеспечивать надлежащий учет электропотребления. В связи с чем, ООО «ТНС энерго Пенза» предложило указанным абонентам перепрограммировать многотарифные приборы учета за плату согласно прейскуранта. Указанные работы были произведены за плату только заявителю <…>. Вместе с тем, после получения указаний от вышестоящих органов о том, что перепрограммирование многотарифных приборов учета осуществляется бесплатно, ООО «ТНС энерго Пенза» возвратило заявителю денежные средства за услуги по перепрограммированию прибора учета в полном объеме. С учетом изложенного и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ представители ООО «ТНС энерго Пенза» попросили освободить Общество от административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/24-2015, выслушав объяснения представителя лица, в отношении которого возбуждено данное дело, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «ТНС энерго Пенза» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

В Пензенское УФАС России поступило обращение гражданки <…> на действия гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области - ООО «ТНС энерго Пенза» по взиманию платы за перепрограммирование прибора учета электрической энергии, не предусмотренной действующим законодательством РФ.

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» с 01.01.2014 г. функции гарантирующего поставщика электрической энергии в административных границах Пензенской области осуществляло ООО «Энерготрейдинг».

06.08.2014 г. на основании решения единственного участника Общества от 24.07.2014 г. № 12 ООО «Энерготрейдинг» переименовано в ООО «ТНС энерго Пенза».

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области за 2014 год установлено, что доля ООО «ТНС энерго Пенза» на рассматриваемом рынке на территории Пензенской области превышала 50 %.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, установлено, что ООО «ТНС энерго Пенза» на момент совершения правонарушения занимало доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области и могло оказывать существенное влияние на условия обращения товара на рассматриваемом рынке.

В соответствии с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», 26.10.2014 г. в 2 часа 00 минут время на всей территории Российской Федерации переведено на 1 час назад, в связи с чем возникла необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии, производящих раздельный учет электроэнергии по времени суток.

Указанные приборы учета были автоматически запрограммированы разделять сутки на тарифные зоны. Однако, после перехода на постоянное зимнее время счетчики стали учитывать электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.

По информации, представленной ООО «ТНС энерго Пенза», на обслуживании у Общества на территории Пензенской области находятся 112 граждан – абонентов, имеющих приборы учета, позволяющие определить объемы потребляемой электроэнергии дифференцировано по времени суток.

Приказом Общества от 01.10.2014 № 165 «О введении в действие прейскурантов на товары и услуги, реализуемые ООО «ТНС энерго Пенза» утверждена плата за перепрограммирование однофазных многотарифных приборов учета электрической энергии в размере 160 рублей без выезда на объект и 390 рублей с выездом на объект.

14.10.2014 г. Общество направило указанным абонентам письма, содержащие информацию о необходимости перепрограммирования приборов учета электрической энергии, запрограммированных для расчетов по зонам суток.

Также, в письме указывалось, что потребителям необходимо произвести перепрограммирование приборов учета в срок до 26.10.2014 г. и направить Акт о перепрограммировании, подписанный потребителем и организацией, имеющей разрешение на проведение данного вида работ в адрес Общества. В случае не предоставления Акта о перепрограммировании приборов учета до 31.10.2014 г. начиная с ноября 2014 года для расчетов с потребителями, выбравшими для расчетов одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток, но не осуществившими перепрограммирование используемых ими приборов учета, будет применяться тариф недифференцированный по зонам суток.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 30.10.2014 г. по заявке <…> сотрудниками ООО «ТНС энерго Пенза» было произведено перепрограммирование однофазного многотарифного прибора учета за плату в размере 390 рублей.

В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).

В соответствии с пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На территории Пензенской области уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Пензенской области на 2014 год утверждены приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2013 г. № 109 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Пензенской области» по группам потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток.

По каждой группе потребителей утверждены одноставочный тариф, одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток (дневная зона (пиковая и полупиковая), ночная зона), одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток (пиковая зона, полупиковая зона, ночная зона).

Утвержденные тарифы, дифференцированные по зонам суток подлежат применению в соответствии с интервалами тарифных зон суток утвержденными приказом ФСТ России от 26.11.2013 г. № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей» на 2014 год по месяцам.

Согласно пункту 109 Основных положений, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).

Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, также возлагается на собственника такого прибора учета.

Однако, законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии.

При этом, в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.

Таким образом, именно на ООО «ТНС энерго Пенза» как на гарантирующего поставщика электрической энергии и исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению возложена обязанность по обеспечению корректного применения тарифа, дифференцированного по зонам суток, при расчетах с потребителями, выбравшими указанный вариант тарифа, в том числе путем осуществления бесплатного перепрограммирования многотарифных приборов учета.

В соответствии с законодательством РФ и официальной позицией ФАС России, изложенной в письме от 24.10.2014 г. № АГ/43256/14, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.

В целях исключения указанных нарушений со стороны энергоснабжающих организаций пунктами 2 и 4 постановления Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени», вступившего в законную силу с 03.01.2015 г., был установлен прямой запрет на взимание платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии.

Доводы защитников Общества о том, что потребители имели возможность обратиться в иные организации, оказывающие услуги по перепрограммированию многотарифных приборов учета, в связи с чем интересы абонентов не ущемлялись, не принимаются по следующим основаниям. Услуга по перепрограммированию приборов учета электрической энергии оказываются в целях осуществления корректного расчета с потребителями по договору энергоснабжения. Таким образом, указанная услуга оказывается в рамках электроснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области. Электроснабжающая организация обязана осуществлять бесплатное перепрограммирование приборов учета потребителей в связи с сезонным переводом времени. Указанная обязанность, в рассматриваемом случае, возложена законом только на ООО «ТНС энерго Пенза».

Действия ООО «ТНС энерго Пенза» по взиманию с абонентов не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей, вынужденных нести необоснованные затраты.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 05.02.2015 г. по делу № 2-03/43-2014 действия ООО «ТНС энерго Пенза», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в результате взимания с потребителей не предусмотренной законодательством платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ООО «ТНС энерго Пенза» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение Обществом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения правонарушения – Пензенская область.

Время совершения правонарушения – 01.10.2014 – 17.12.2014 гг.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитывается следующее.

ООО «ТНС энерго Пенза» впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

Общество предотвратило вредные последствия административного правонарушения.

Общество добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

ООО «ТНС энерго Пенза» письмом от 10.12.2014 г. № 42/8957 обратилось к <…>  о возврате денежных средств, взятых с неё за перепрограммирование прибора учета. 17.12.2014 г. денежные средства в размере 390 рублей перечислены на расчетный счет заявителя.

По данным, представленным ООО «ТНС энерго Пенза» иным потребителям перепрограммирование приборов учета электрической энергии по причине перехода на зимнее время за плату Общество не производило.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а именно,  предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения и добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При рассмотрении дела обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, пункту 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ не установлены.

В соответствии с пунктом 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Пунктом 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В рассматриваемой ситуации назначение ООО «ТНС энерго Пенза» административного наказания в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ. Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1. КоАП РФ.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» административного нарушения и освобождении от административной ответственности, по статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным   Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы граждан, потребителей электроэнергии на территории Пензенской области. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с ущемлением интересов других лиц. Следовательно, опасность совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

ООО «ТНС энерго Пенза», злоупотребив доминирующим положением, необоснованно установило и взимало не предусмотренную законодательством плату за перепрограммирование приборов учета электрической энергии с потребителей, вынужденных нести необоснованные затраты. Кроме того, нарушением является не только наступление вредных последствий в виде ущемления интересов других лиц, но угроза наступления таких последствий.

На основании вышеизложенного, исходя из характера, совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (ОГРН 1107746839463 г. Пенза, ул. Гагарина, д. 11Б) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» административный штраф в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с часть 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны