Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 18 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 2-06/24-2016

об административном правонарушении

 

16 августа 2016 года

г. Пенза

 

Я, и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <….>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/24-2016, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Домостроитель» (ОГРН 1025801440939, ИНН 5837008276, Пензенская область,  г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1) (далее – ОАО «АК «Домостроитель», Общество, Компания) по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с принятием Пензенским УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/37-2015 от 16.05.2016г., которым установлен факт злоупотребления ОАО «АК «Домостроитель» доминирующим положением на товарном рынке, выразившегося в нарушении порядка ценообразования в результате установления необоснованной, то есть не утвержденной в установленном законом порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, при участии защитника Общества <….> по доверенности от <….>,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/24-2016 от 11.07.2016 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный начальником отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <….> в отношении ОАО «АК «Домостроитель», материалы административного дела                        № 2-06/24-2016 и материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства                № 2-03/37-2015.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 16.05.2016г. по делу № 2-03/37-2015 действия ОАО «АК «Домостроитель», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования в результате установления необоснованной, то есть не утвержденной в установленном законом порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.2 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела защитник ОАО «АК «Домостроитель» ознакомлен с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитник ОАО «АК «Домостроитель» при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснил, что действия Общества не противоречат законодательству РФ, указал, что Общество в настоящее время обжалует решение Комиссии Пензенского УФАС России от 16.05.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/37-2015 в Арбитражный суд Пензенской области (дело № А49-7165/2016).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении                               № 2-06/24-2016, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/37-2015, выслушав объяснения представителя ОАО «АК «Домостроитель» прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ОАО «АК «Домостроитель» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 2-03/37-2015 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

ОАО «АК «Домостроитель» принадлежит на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 4316,62 п/м, инв.                № 56:401:001:007888830 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.12.2011 58 АБ № 130951).

Согласно сведениям, представленным ОАО «АК «Домостроитель» (свидетельство о государственной регистрации права собственности, кадастровый паспорт <...> пояснения от 10.02.2016 б/н, от 23.12.2015 б/н, приказы ОАО «АК «Домостроитель» от 30.12.2014 № 282 и от 14.09.2015 № 247), в подъездной путь, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель» на праве собственности входят следующие участки:

- от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102);

- от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106);

- от точки т.5 (стрелка 5) до точки т.6 (стрелка 1);

- от точки т.7 (стрелка 21) до точки т.8 (стрелка 37);

- от точки т.8 (стрелка 37) до точки т.9 (упор);

- от точки т.10 (стрелка 46) до точки т.11 (упор).

Согласно имеющимся в материалах дела схемам подъездного железнодорожного пути, представленным со стороны заявителя и ответчика, железнодорожный путь необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» примыкает стрелочным переводом               № 5 к станции Терновка Пензенского РТК ОАО «ВолгаУралТранс», примыкающей к парку Кривозеровка станции Пенза-3 Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД».

В указанный участок пути необщего пользования по информации, представленной ОАО «АК «Домостроитель» (пояснения от 10.02.2016 б/н), входят участки пути, используемые в целях подачи-уборки вагонов контрагентов: ИП <….>, ИП <….> , ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», филиала ЗАО «МПБК «Очаково» в г. Пенза протяженностью 3 499,16 м:

- от стрелки № 101 до стрелки № 102 (путь № 4);

- от стрелки № 103 до стрелки № 106 (путь № 3);

- от стрелки № 5 до стрелки № 37.

Аналогичные сведения об используемом пути содержаться в пункте 1.2. договоров на использование железнодорожного пути необщего пользования, заключенных ОАО «АК «Домостроитель» с ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.09.2015,  ИП <….> от 17.09.2015, <….> от 17.09.2015, а также договоре, направленном в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 24.09.2015.

Анализ указанных договоров показал, что их предметом является предоставление в пользование железнодорожного подъездного пути Компании от стр. 101 до стр. 102 парка «Б» станции Терновка, от стр. 103 до стр. 106 парка «Б» станции Терновка, от стрелки   № 5 до стрелки № 25, от стрелки № 5 до стрелки № 37 согласно кадастровому паспорту инв. № 56:401:001:007888830 в целях оказания услуг по подаче и уборке вагонов контрагентам Компании.

Схема подъездного железнодорожного пути, представленная ОАО «АК «Домостроитель», подтверждает, что указанные в договорах участки железнодорожного пути от стр. 101 до стр. 102 парка «Б» станции Терновка, от стр. 103 до стр. 106 парка «Б» станции Терновка, от стрелки № 5 до стрелки № 25, от стрелки  № 5 до стрелки № 37 находятся в пределах от стрелки № 101 до стрелки № 37 железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель».

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», протяженностью 4316,62 п/м, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1. По результатам проведенного анализа составлен  Аналитический отчет от 11.11. 2015 (далее – Аналитический отчет).

При проведении анализа указанного товарного рынка временной интервал, исходя из цели исследования, определен как ретроспективный (12.11.2014 по 11.11.2015).

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, код ОКВЭД 70.20.2, географические границы товарного рынка – железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 101 до стрелки № 37, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель», в г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

Установлено, что в границах указанного локального товарного рынка ОАО АК «Домостроитель» в рассматриваемый период занимает доминирующее положение с долей 100 %.

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела были проанализированы следующие документы,  представленные ОАО «ВолгаУралТранс» и отнесенные Обществом к коммерческой тайне: <….> на основании которых установлено, что в местах расположения принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель» участков пути от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102) и от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106), пролегают участки железнодорожного пути необщего пользования                                 ОАО «ВолгаУралТранс», используемые Обществом при оказании услуг по подаче-уборке вагонов, а именно: <….>.

Таким образом, у потребителей услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования в границах принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель» участков пути от точки т.1 (стрелка 101) до точки Т (стрелка 102) и от точки т.3 (стрелка 103) до точки т.4 (стрелка 106) имеется возможность приобрести рассматриваемую услугу за пределами границ данных участков с использованием вышеуказанных путей, принадлежащих ОАО «ВолгаУралТранс».

В материалах дела имеются акты проверок, проведенных Приволжским Управлением государственного железнодорожного надзора, в отношении ОАО «АК «Домостроитель» от 25.08.2015 № 2-07/179, от 21.01.2016 № 2-07/291.

Актом проверки от 21.01.2016 № 2-07/291, составленным Приволжским Управлением государственного железнодорожного надзора по результатам внеплановой выездной проверки ОАО «АК «Домостроитель», установлено, что на момент проведения проверки эксплуатируется участок железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» от стрелки № 5 до стрелки № 37 протяженностью 1295 п/м.

По сведениям ОАО «ВолгаУралТранс» (письмо от 11.11.2015 № 2381) использование примыкающих к вышеуказанному железнодорожному пути железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «ВолгаУралТранс», по которым заявитель осуществляет доставку грузов железнодорожным транспортом на объекты свои контрагентов невозможно без использования железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель». Аналогичный вывод следует и из имеющейся в деле схемы рассматриваемого железнодорожного пути необщего пользования.

На запрос антимонопольного органа контрагенты ОАО «ВолгаУралТранс»                       (<….>) также указали на отсутствие технологической возможности и экономической целесообразности доставки грузов иным способом без использования  вышеуказанного железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель».

Таким образом, ОАО «АК «Домостроитель» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказывать услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) указанного железнодорожного пути необщего пользования.

С учетом указанных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, географические границы рассматриваемого товарного рынка уточнены и определены как железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37, в г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель».

В связи с изложенным, Пензенским УФАС России 12.02.2016 подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

При проведении анализа указанного товарного рынка временной интервал, исходя из цели исследования, определен как ретроспективный (12.11.2014 по 11.11.2015).

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования, код ОКВЭД 70.20.2, географические границы товарного рынка – железнодорожный путь необщего пользования от стрелки № 5 до стрелки № 37 (участки от стрелки № 5 до стрелки № 25 и от стрелки № 25 до стрелки № 37), протяженностью 1295 п/м в Пензенской области, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1.

При определении географических границ рассматриваемого товарного рынка антимонопольным органом проведено исследование как правоустанавливающих документов на железнодорожные пути, так и предметов и условий договоров, заключенных в отношении железнодорожного путь необщего пользования от стрелки  № 5 до стрелки № 37 (участки от стрелки № 5 до стрелки № 25 и от стрелки № 25 до стрелки № 37), протяженностью 1295 п/м в Пензенской области, г. Пенза,                               ул. Перспективная, д. 1.

Установлено, что в границах рассматриваемого локального товарного рынка ОАО АК «Домостроитель» в анализируемый период занимает доминирующее положение с долей 100 %.

ОАО «ВолгаУралТранс» выполняет работы (оказывает услуги) на территории Пензенской области на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования.

По информации, представленной Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление) на запрос антимонопольного органа (письма от 29.10.2015 №30/5954/04, от 16.12.2015                               № 30/6941/04 от 10.02.2016 № 30/521/04), Управление является уполномоченным органом государственного регулирования тарифов на территории Пензенской области и в соответствии с пунктом 3.102 Положения об Управлении, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Тарифы на услуги ОАО «ВолгаУралТранс» по подаче и уборке вагонов установлены Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.05.2015 № 40 «Об установлении тарифов на работы (услуги), выполняемые ОАО «ВолгаУралТранс» на территории Пензенской области на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования» в размере 92 руб. 20 коп. за тонну перевезенного груза (без учета НДС).

Обществом заключены договоры на подачу и уборку вагонов с контрагентами: <….>.

По условиям вышеназванных договоров ОАО «ВолгаУралТранс» оказывает транспортные услуги, производит подачу и уборку вагонов, пребывающих в адрес контрагентов, локомотивами Общества.

Согласно информации, представленной ОАО «ВолгаУралТранс» (письмо от 11.02.2016 № 391), Общество при подаче и уборке вагонов указанным контрагентам использует, в том числе, железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «АК «Домостроитель», что подтверждается схемой железнодорожных путей, представленной ОАО «ВолгаУралТранс», а также письмами от ОАО «АК «Домостроитель» от 23.12.2015 б/н, от 10.02.2016 б/н об использовании в целях подачи и уборки вагонов участка Компании от стрелки № 5 до стрелки № 37.

04.09.2015 ОАО «ВолгаУралТранс» направило в адрес ОАО «АК «Домостроитель» проект договора на пропуск вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «АК «Домостроитель» № 300/968юр.

По условиям указанного договора (пункт 3.1.) ОАО «ВолгаУралТранс» предложило оплачивать ОАО «АК «Домостроитель» за пропуск одного вагона по подъездному железнодорожному пути, принадлежащему Компании, 320,05 руб./вагон (без учета НДС). Также, Общество указало, что цена подлежит государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995                  № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

ОАО «АК «Домостроитель» подписало указанный договор с протоколом разногласий от 29.10.2015.

По условиям представленного протокола разногласий ОАО «АК «Домостроитель» установило для ОАО «ВолгаУралТранс» плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «АК «Домостроитель» при подаче, уборке вагонов для собственных нужд в зависимости от количества осуществленных перевозок груза в размере 50 рублей за тонну перевозимого груза с учетом НДС.

ОАО «АК «Домостроитель» указало, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Компании, при подаче, уборке вагонов для контрагентов будет взиматься Компанией самостоятельно с контрагентов в соответствии с заключенными договорами между Компанией и контрагентами.

ОАО «ВолгаУралТранс» письмом от 30.11.2015 № 2559 уведомило  ОАО «АК «Домостроитель» об отклонении протокола разногласий от 29.10.2015 из-за несогласия по существенным условиям договора.

В материалы дела ОАО «АК «Домостроитель» представлены договоры на использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего                     ОАО «АК «Домостроитель», направленные Компанией в адрес ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 24.09.2015, ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.09.2015, ИП <….> от 17.09.2015, ИП <….>от 17.09.2015.

По условиям представленных договоров (пункт 1.1.) ОАО «АК «Домостроитель» обязуется предоставить право возмездного использования ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», ЗАО «МПБК «Очаково»,                              ИП <….> принадлежащих Компании железнодорожных путей необщего пользования в целях подачи, уборки вагонов в адрес указанных лиц.

Размер оплаты за использование ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», ЗАО «МПБК «Очаково», ИП <….>, <….>путей Компании, в соответствии с разделом 3 представленных договоров, зависит от количества осуществленных перевозок груза и составляет 50 рублей за тонну.

ИП <….>, ИП <….> были подписаны договоры, направленные ОАО «АК «Домостроитель», без разногласий.

ЗАО «МПБК «Очаково» подписало договор с разногласиями. Также, согласно письменным пояснениям ЗАО «МПБК «Очаково», представленным в материалы дела письмом от 23.12.2015 № 23/2085, Общество не согласно с тарифом, установленным ОАО «АК «Домостроитель» в договоре на использование участка железнодорожного пути необщего пользования Компании. Однако, в связи с перекрытием ОАО «АК «Домостроитель» железнодорожного пути и невозможностью получения ЗАО «МПБК «Очаково» грузов иным способом Общество было вынуждено подписать договор на предложенных Компанией условиях.

ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» отказалось от подписания договора с ОАО «АК «Домостроитель». Согласно пояснениям Учреждения от 10.12.2015№ 1412 у Учреждения как грузовладельца имеются договорные отношения с ОАО «ВолгаУралТранс», для ОАО «АК «Домостроитель» Учреждение не является обязанным контрагентом.

На заседании Комиссии представитель ОАО «АК «Домостроитель» пояснил, что ИП <….>, ИП <….>., ЗАО «МПБК «Очаково» вносится плата по заключенным договорам с ОАО «АК «Домостроитель».

В письмах от 23.12.2015 б/н, от 22.01.2016 № 21-юр ОАО «АК «Домостроитель» указано, что в связи с отсутствием договорных отношений с ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» денежные средства за использование железнодорожного пути Компании при подаче, уборке вагонов в адрес Учреждения с него не взимаются. При этом, на заседании Комиссии представитель Компании пояснил, что денежные средства за оказание услуги по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования Компании могут быть взысканы с Учреждения в судебном порядке исходя из установленной платы в размере 50 рублей за тонну.

Согласно представленным пояснениям ОАО «АК «Домостроитель от 23.12.2015 б/н, а также расчету затрат, произведенному Компанией, стоимость перевозки 1 тонны груза по железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель», указанная в договорах с ИП <….>., ИП <….>, ЗАО «МПБК «Очаково», ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области», в протоколе разногласий к договору с ОАО ВолгаУралТранс» определена Компанией самостоятельно. При расчете платы за использование железнодорожного пути необщего пользования Компанией учтена протяженность пути 3499,16 м.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что по железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель» перевозка грузов, пребывающих в адрес <….>. осуществляется локомотивами ОАО «ВолгаУралТранс» в рамках оказания транспортных услуг по договорам, заключенным ОАО «ВолгаУралТранс» с указанными лицами.

Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Компании,                      ОАО «ВолгаУралТранс» в целях подачи, уборки вагонов для собственных нужд не использует (письмо от 22.01.2016 № 115).

Таким образом, фактически использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «АК «Домостроитель», осуществляет                                    ОАО «ВолгаУралТранс» при оказании транспортных услуг своим контрагентам.

Согласно пояснениям ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» от 30.10.2015 № 62-ю, ИП <….>. от 02.11.2015,                       ИП <….>. от 02.11.2015, ЗАО «МПБК «Очаково» от 24.12.2015 указанные лица не имеют участков железнодорожных путей, непосредственно присоединенных к подъездным железнодорожным путям необщего пользования ОАО «АК «Домостроитель».

Письмом от 10.02.2016 № 30/521/04 в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена письменная позиция Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области из которой следует, что услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования входят в комплекс операций, необходимых для доставки грузов, и являются составной и неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию транспортных услуг, плата за данные услуги подлежит государственному регулированию.

По информации, представленной Управлением (письмо от 29.10.2015                                      № 30/5954/04), ОАО «АК «Домостроитель» с заявлением об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих Компании, в адрес Управления не обращалось.

Предоставление ОАО «АК «Домостроитель» в пользование железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащего Компании, следует понимать как технологическую операцию, связанную с перевозочным процессом, которая является транспортной услугой, плата за которую должна взиматься по регулируемому тарифу.

ОАО «АК «Домостроитель» нарушило порядок ценообразования в результате установления платы за предоставление в пользование своего железнодорожного пути необщего пользования без обращения в уполномоченный орган регулирования тарифов для утверждения тарифов на услуги по предоставлению в пользование своего железнодорожного пути необщего пользования Компании в порядке, предусмотренном действующим законодательством, что приводит (может привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности).

Доводы ОАО «АК «Домостроитель» о том, что плата за предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования не подлежит государственному регулированию, а определяется на договорной основе Комиссией не приняты в связи с нижеследующим.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено:

- железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

 - железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

- перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

- пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В силу статей 55, 58, 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктов 1.3, 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 26, железнодорожные пути необщего пользования предоставляются в пользование на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в отношении транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как указано выше Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, являющееся уполномоченным органом государственного регулирования тарифов на территории Пензенской области и в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Предоставление в пользование подъездного железнодорожного пути необщего пользования относится к транспортным услугам, оказываемым на подъездных железнодорожных путях. Тарифы на эти услуги регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

В рассматриваемом случае, данные тарифы подлежат регулированию со стороны Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Самостоятельное определение Компанией, предоставляющей в пользование подъездной железнодорожный путь необщего пользования, тарифа на оказываемые услуги противоречит действующему законодательству.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 16.05.2016 г. по делу № 2-03/37-2015 действия ОАО «АК «Домостроитель», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования в результате установления необоснованной, то есть не утвержденной в установленном законом порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «АК «Домостроитель» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение ОАО «АК «Домостроитель», занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения правонарушения – г. Пенза Пензенская область.

Время совершения правонарушения – с 17.09.2015 г.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, является то обстоятельство, что ОАО «АК «Домостроитель» впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Обстоятельства, отягчающего административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ОАО «АК «Домостроитель» административного нарушения и освобождении от административной ответственности, по статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является злоупотреблением доминирующим положением и совершением недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также на обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с ущемлением интересов других лиц. Следовательно, опасность совершенного ОАО «АК «Домостроитель» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Общества к установленному государством запрету на совершение действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

ОАО «АК «Домостроитель», злоупотребив доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Компании, расположенного по адресу: Пензенская область,                  г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1, совершило действия, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования в результате установления необоснованной, то есть не утвержденной в установленном законом порядке, платы за услуги по предоставлению в пользование (эксплуатацию) железнодорожного пути необщего пользования Общества, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из характера, совершенного ОАО «АК «Домостроитель»     административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Открытого акционерного общества «Акционерная компания «Домостроитель» (ОГРН 1025801440939, ИНН 5837008276, Пензенская область, г. Пенза, ул. Перспективная, д. 1) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Открытое акционерное общество «Акционерная компания «Домостроитель» административный штраф в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление Федеральной антимонопольной

службы России по Пензенской области)

КБК 16111602010016000140

ОКТМО 56701000

ОГРН 1025801359539

Отделение Пенза г. Пенза

БИК 045655001

Расчетный счет 40101810300000010001

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8-8412-52-03-70).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны