Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 5 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 2-06/54-2015

об административном правонарушении

28 октября 2015 года

г. Пенза

Я, <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 2-06/54-2015, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (ОГРН 1107746839463     г. Пенза, ул. Гагарина, д. 11Б) (далее – ООО «ТНС энерго Пенза», Общество, гарантирующий поставщик), при участии защитника Общества <…>  <…> по доверенности  от <...>,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 2-06/54-2015 от 10.10.2015 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) <…> в отношении ООО «ТНС энерго Пенза», материалы административного дела № 2-06/54-2015 и материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/19-2015.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 07.09.2015 г. по делу № 2-03/19-2015 действия ООО «ТНС энерго Пенза», направленные на одностороннее расторжение договоров энергоснабжения с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

На рассмотрении дела защитники ООО «ТНС энерго Пенза» ознакомлены с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу, установленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитники ООО «ТНС энерго Пенза» при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснили, что действия Общества не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов конечных потребителей электрической энергии и являются законными. Просили прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 2-06/54-2015, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/19-2015, выслушав объяснения ООО «ТНС энерго Пенза» прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «ТНС энерго Пенза» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 2-03/19-2015 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

ООО «ТНС энерго Пенза» (до 06.08.2014 г. – ООО «Энерготрейдинг») исполняет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области с 01.01.2014 на основании Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика».

Общество в рамках исполнения функций гарантирующего поставщика на территории Пензенской области оказывает услуги энергоснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии на основании договоров энергоснабжения и договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что 25.06.2015, 26.06.2015 и 30.06.2015 ООО «ТНС энерго Пенза» направлены письма 55 управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным строительным кооперативам и иным специализированным кооперативам о расторжении гарантирующим поставщиком в одностороннем порядке договоров энергоснабжения, заключенных в целях снабжения электрической энергией потребителей – собственников (владельцев) помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании указанных лиц.

Общество со ссылкой на пункт 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указывает, что основанием расторжения договора является ненадлежащее исполнение потребителями обязательств по оплате за электрическую энергию, а именно допущение нарушений сроков оплаты и образования задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс.

Также в письмах ООО «ТНС энерго Пенза» указало, что с момента расторжения договора энергоснабжения с УК, ТЖС, ЖСК и иными СПК самостоятельно приступает к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения всем собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании указанных лиц, до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах иного способа управления многоквартирными домами, иной управляющей организации и заключения новым исполнителем коммунальной услуги электроснабжения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией – ООО «ТНС энерго Пенза».

Для осуществления прямых расчетов Общество просило предоставить сведения об общей площади многоквартирных домов, площади мест общего пользования, собственниках и нанимателях жилых помещений, площади каждого жилого помещения, количество зарегистрированных в жилых помещениях, количество комнат в каждом жилом помещении, а также данные об индивидуальных (квартирных) приборах учета, последние оплаченные показания ИПУ.

Письмами от 09.07.2015 ООО «ТНС энерго Пенза» были отозваны уведомления об одностороннем расторжении договоров, направленные ранее 32 из 55 управляющих организаций, а именно, ООО «Управляющая компания «Перспектива+», ООО «Управляющая компания «Вера», ООО «Пензенская управляющая организация», ООО «Лидер-Сервис», ТСЖ «Прометей», ТСЖ «Восточное», ТСЖ «Дом № 47», ТСЖ «Гермес», ТСЖ «Гефест», ТСЖ «Бакунина 80», ТСЖ «Альянс», ТСЖ «Север-2», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Бакунинское», ЖСК «Восход», ООО Управляющая компания «Промжилсервис», ООО «Городская управляющая компания», ООО «Управляющая компания «Комфорт+», ТСЖ «Гармония», ТСЖ «Надежда», ООО Управляющая компания «Комфорт», ООО Управляющая компания «Комфорт-Девелопмент», ООО «Комфорт-Сервис», ООО Управляющая компания «Жилье-10», ОАО «Жилье-12» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, ООО Управляющая компания «Первомайская», ООО «Обслуживание жилого фонда», ООО «Железнодорожная», ТСЖ «Педагог», ТСЖ «Звезда-1», ЖСК № 2 при обувной фабрике Приволжского совнархоза.

С другими исполнителями коммунальных услуг, а именно ООО «Лидер», ТСЖ «Дубрава», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Наука», ТСЖ во вновь создаваемом кондоминиуме «Тамбовская застава», ЖСК «Созвездие», ЖСК «Октябрь», ТСЖ «Изумруд», ЖСК «Дизелист», ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ОАО «Жилье-11» по ОЖФ, ОАО «Жилье-15» по ОЖФ, ОАО «Жилье-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-26» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ПО «Партнер» и ТСЖ Калина» ООО «ТНС энерго Пенза» фактически расторгло договоры энергоснабжения и перешло на прямые расчеты с гражданами - собственниками квартир в МКД, находящимися под управлением указанных организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

В пункте 4 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) также определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения № 442) установлены специальные нормы закона, регулирующие правоотношения, вытекающие из заключенных договоров на рынках электрической энергии.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений № 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

При этом, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике признается коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу пункта 53 Основных положений № 442 в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке.

Вместе с тем, положения пункта 53 Основных положений при регулировании отношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг не могут применяться в отрыве от положений ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

Специфика договора энергоснабжения, специальный статус ООО «ТНС энерго Пенза», как гарантирующего поставщика, и хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, проявляется в особом характере его прав и обязанностей как стороны по договору.

Основной особенностью публичного договора, к которым относится и договор энергоснабжения, является необходимость его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке (статья 445 ГК РФ). Подобного рода исключение из общего правила правового регулирования договорных отношений вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов и прав потребителей.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 №115-О, основанном на нормах статьи 426 ГК РФ, при заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу, организация не вправе расторгать договор в одностороннем порядке.

Таким образом, одностороннее расторжение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), являющегося публичным договором, со стороны гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено.

Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии допускается прекращение или ограничение подачи энергии.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии определены Основными положениями № 442.

Основные положения № 442 предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Основными положениями № 442  случаях, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии (подпункт «б» пункта 2 Правил ограничения).

Пунктом 15 Основных положений № 442 установлен общий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Пунктом 8 указанных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства.

Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), до реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.

 Из Основных положений № 442 не следует, что введение ограничения режима потребления влечет расторжение договора энергоснабжения (пункт 22).

Таким образом, исходя из совокупности приведенных норм законодательства, пункт 53 Основных положений не предусматривает право гарантирующего поставщика на одностороннее расторжение договора энергоснабжения, а определяет возможность ограничения Обществом поставки электрической энергии до устранения потребителем обстоятельств, послуживших основанием для такого ограничения.

Аналогичная позиция изложена в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы России от 06.05.2014 по вопросу возможности одностороннего расторжения договора энергоснабжения по инициативе гарантирующего поставщика.

Кроме того, представленными в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ТНС энерго Пенза» договорами энергоснабжения с УК, ТСЖ, ЖСК, СПК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения путем частичного и (или) полного ограничения режима потребления электрической энергии, в порядке, установленном  действующими нормативно-правовыми актами РФ. При этом, представленные договоры энергоснабжения не содержат оснований для их расторжения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате.

Письмами 29.06.2015, 30.06.2015 и 01.07.2015 ООО «ТНС энерго Пенза» сообщило в уполномоченный орган регулирования - Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области о наступлении событий, предусмотренных пунктом 53 Основных положений № 442, и указало на необходимость проведения мероприятий, в соответствии с разделом 2 Основных положений № 442, со ссылкой на наступление случая для приема гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей согласно абзацу 8 пункта 15 названных положений.

Вместе с тем, абзац 8 пункта 15 Основных положений № 442 предусматривает принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей в случае отказа гарантирующего поставщика в соответствии с пунктами 53 и 106 настоящего документа от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

В случае принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей при отказе гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией гарантирующим поставщиком не могут быть напрямую приняты на обслуживание потребители – граждане, которые являются собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании УК, ТСЖ, ЖСК, СПК.

По смыслу пунктов 20 и 21 Основных положений № 442 в случае отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, предусмотренного абзацем 8 пункта 15 указанного документа, гарантирующим поставщиком осуществляется принятие на обслуживание исполнителей коммунальной услуги – УК, ТСЖ, ЖСК, СПК. Напрямую граждане принимаются на обслуживание только в случае непосредственного управления многоквартирным домом.

Управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы не являются в силу закона энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, в связи с чем, абзац 8 пункта 15 Основных положений № 442 не может применяться в рассматриваемой ситуации, а ссылки Общества на указанную норму являются необоснованными. Кроме того, отсутствуют основания для реализации мероприятий по принятию на обслуживание потребителей, предусмотренные Разделом 2 Основных положений № 442.

В рассматриваемом случае для перехода ООО «ТНС энерго Пенза» на прямые взаимоотношения с собственниками, минуя исполнителя коммунальной услуги – УК, ТСЖ, ЖСК, СПК, необходимо волеизъявление собственников (владельцев) помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании УК, ТСЖ, ЖСК и иных СПК, а не исключительно намерение гарантирующего поставщика со ссылкой на пункт 53 Основных положений № 442.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2  статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Именно в полномочия общего собрания входит принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом.

Положениями жилищного законодательства установлено, что в многоквартирном доме может быть только один  способ управления, выбранный общим собранием собственников (владельцев) помещений в многоквартирном доме.

Правилами № 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Пунктом 13 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Предоставление коммунальных услуг (в том числе по электроснабжению) ресурсоснабжающей организацией осуществляется исключительно при выборе собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления (пункт 17 Правил № 354).

Таким образом, гарантирующий поставщик может быть исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению только в случае выбора собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления, в иных случаях функции исполнителя коммунальной услуги обязаны выполнять УК, ТСЖ, ЖСК и иные СПК.

Действия ООО «ТНС энерго Пенза», направленные на одностороннее расторжение договоров энергоснабжения с УК, ТСЖ, ЖСК и иными СПК лишают граждан законных прав на определение способа управления многоквартирным домом, на выбор управляющей организации, выбор порядка расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению.

Пунктом 31 Правил № 124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя предоставлять коммунальную услугу, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 354 товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг исключительно с даты его ликвидации или с даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.

Действующим законодательством расторжение договоров энергоснабжения, заключенных с ТСЖ, ЖСК и иными СПК, в целях энергоснабжения собственников помещений в многоквартирных домах (членов товарищества или кооператива) не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 354 договор о приобретении коммунального ресурса, заключенный управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, может быть расторгнут, но, во-первых, при этом управляющая организация прекращает предоставление всех коммунальных услуг с даты расторжения указанного договора, во-вторых, как было указано выше, в рассматриваемом случае ни действующим законодательством, ни договорами такое основание расторжения договора энергоснабжения с управляющей организацией как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не было предусмотрено.

Как следствие расторжения ООО «ТНС энерго Пенза» договоров энергоснабжения с УК, ТСЖ, ЖСК, СПК, граждане – собственники (владельцы) помещений в многоквартирных домах, находящиеся на обслуживании указанных лиц, будут выступать абонентами ресурсоснабжающей организации.

Однако, такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающими организациями возможны только в прямо предусмотренных действующим законодательством случаях – при выборе непосредственного способа управления (пункт 17 Правил № 354).

Действия ООО «ТНС энерго Пенза» приводят к ситуации, при которой в многоквартирных домах фактических возникают два способа управления многоквартирным домом, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо.

Кроме того, в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, без проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах на предмет расторжения договоров управления с управляющей организацией и выбора иной управляющей организации либо иного способа управления, без изменения способа управления в многоквартирном доме с управления ТСЖ, ЖСК и СПК на непосредственный способа управления в многоквартирном доме, или решения членов ТСЖ, ЖСК и СПК относительно порядка внесения платы за коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию, переход гарантирующего поставщика на прямые взаимоотношения с такими собственниками невозможен.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства доказательств волеизъявления, до совершения рассматриваемых действий гарантирующим поставщиком, собственников (владельцев) помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании УК, ТСЖ, ЖСК и иных  СПК, с которыми гарантирующий поставщик выразил намерения о расторжении договоров энергоснабжения, заключенных в целях поставки коммунального ресурса указанным собственникам, относительно перехода на непосредственные взаимоотношения с ООО «ТНС энерго Пенза», в том числе, в части предоставления Обществом коммунальной услуги по электроснабжению, либо осуществления прямых расчетов,  не представлено.

В рассматриваемом случае действия ООО «ТНС энерго Пенза», направленные на расторжение договоров энергоснабжения, исключают возможность УК, ТСЖ, ЖСК и иных СПК при оплате имеющейся задолженности за электрическую энергию беспрепятственно продолжить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в их управлении.

Последствием действий ООО «ТНС энерго Пенза», направленных на одностороннее расторжение договоров с УК, ТСЖ, ЖСК, СПК, заключенных в целях поставки коммунального ресурса собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании указанных лиц, может явиться возложение на собственников дополнительных обязательств по оплате сверхнормативного потребления электрической энергии в многоквартирном доме, что приведет (может привести) к росту платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению.

Так, в  соответствии с пунктом 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Данный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Издание ООО «ТНС энерго Пенза» внутреннего приказа от 06.07.2015 № 130, регламентирующего произведение расчетов с собственниками (владельцами) помещений в многоквартирных домах, ранее обсуживающихся исполнителями коммунальных услуг, с которыми Обществом расторгаются договоры энергоснабжения, без начисления платы за сверхнормативное потребление электрической энергии,  не гарантирует не наступления вышеуказанных негативных последствий для граждан-потребителей электрической энергии, поскольку противоречит вышеуказанным положениям действующего законодательства и может быть отменено Обществом в любой момент по собственному усмотрению.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что согласно уведомлений, направленных Обществом в адрес УК, ТСЖ, ЖСК и иных СПК, результатом отказа ООО «ТНС энерго Пенза» от договора энергоснабжения является его расторжение.

Общество со ссылкой на пункт 53 Основных положений в одностороннем порядке  указывает на прекращение исполнения коммунальных услуг управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, и, как следствие, на необходимость выбора собственниками иной управляющей организации или способа управления многоквартирным домом, что не предусмотрено законодательством РФ.

Согласно пункту 68 Основных положений № 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами № 124.

Подпунктом «а» пункта 30 Правил № 124 установлена возможность в договоре ресурсоснабжения предусмотреть право ресурсоснабжающей организации отказаться от его исполнения полностью при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Указанное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что представленные Обществом договоры энергоснабжения между ООО «ТНС энерго Пенза» и УК, ТСЖ, ЖКС и иными СПК, не содержат ни условий, предусматривающих возможность отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора, ни оснований для отказа от исполнения договора.

Так, Обществом направлены уведомления в адрес управляющих организаций – ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ОАО «Жилье-11» по ОЖФ, ОАО «Жилье-15» по ОЖФ, ОАО «Жилье-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-26» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» при наличии документов, подтверждающих задолженность у указанных лиц за электрическую энергию. Вместе с тем, представленные судебные решения и акты сверки задолженности свидетельствуют о том, что размер задолженности указанных организаций перед ООО «ТНС энерго Пенза» не превышает стоимость электрической энергии за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Уведомления в адрес УК, ТСЖ, ЖСК и иных СПК направлены Обществом в отсутствие документов, подтверждающих задолженность за электрическую энергию (акты сверки задолженности, судебные решения, др.), в том числе в размере, превышающем стоимость электрической энергии за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

В их числе – ООО «Управляющая компания «Перспектива+», ООО «Управляющая компания «Вера», ООО «Пензенская управляющая организация», ООО «Лидер-Сервис», ТСЖ «Прометей», ТСЖ «Восточное», ТСЖ «Дом № 47», ТСЖ «Гермес», ТСЖ «Гефест», ТСЖ «Бакунина 80», ТСЖ «Альянс», ТСЖ «Север-2», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Бакунинское», ЖСК «Восход», ООО Управляющая компания «Промжилсервис», ООО «Городская управляющая компания», ООО «Управляющая компания «Комфорт+», ТСЖ «Гармония», ТСЖ «Надежда», ООО Управляющая компания «Комфорт», ООО Управляющая компания «Комфорт-Девелопмент», ООО «Комфорт-Сервис», ООО Управляющая компания «Жилье-10», ОАО «Жилье-12» по ОЖФ, ОАО «Жилье-20» по ОЖФ, ООО Управляющая компания «Первомайская», ООО «Обслуживание жилого фонда», ООО «Железнодорожная», ТСЖ «Педагог», ТСЖ «Звезда-1», ЖСК № 2 при обувной фабрике Приволжского совнархоза, ТСЖ «Калина».

На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации недопустимы действия гарантирующего поставщика, направленные как на расторжение договоров энергоснабжения, так и на односторонний отказ от их исполнения.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области установлено, что доля ООО «ТНС энерго Пенза» на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области превышает 50 %.

В соответствии с часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что ООО «ТНС энерго Пенза» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области и может оказывать существенное влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением Комиссии Пензенского УФАС России от 07.09.2015 г. по делу № 2-03/19-2015 действия ООО «ТНС энерго Пенза», направленные на одностороннее расторжение договоров энергоснабжения с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественных монополий, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ООО «ТНС энерго Пенза» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно совершение ООО «ТНС энерго Пенза», занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения правонарушения – Пензенская область.

Время совершения правонарушения – с 25.06.2015 г.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельства, смягчающие административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, не выявлены.

Обстоятельства, отягчающего административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» административного нарушения и освобождении от административной ответственности, по статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы граждан - собственников (владельцев) помещений в многоквартирных домах, которые являются потребителями услуг коммунальных услуг по электроснабжению. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с ущемлением интересов других лиц. Следовательно, опасность совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Общества к установленному государством запрету на совершение действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

ООО «ТНС энерго Пенза», злоупотребив доминирующим положением на розничном рынке электрической энергии на территории Пензенской области, совершило действия, направленные на необоснованное одностороннее расторжение договоров энергоснабжения с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц.

Исходя из характера, совершенного ООО «ТНС энерго Пенза» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (ОГРН 1107746839463 ИНН 7702743761 г. Пенза, ул. Гагарина, д. 11Б) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны