Решение б/н Решение по делу № 2-15/02-2014 в отношении ОАО «Пензенский х... от 21 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                       г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «25» декабря 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» января 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

при участии со стороны:

- Открытого Акционерного общества «Пензенский хлебозавод №2» (далее – ОАО «Пензенский хлебозавод № 2»):

<…>;

Заявителя:

-  Индивидуального предпринимателя К<…> (далее – ИП К<…>

рассмотрев дело № 2-15/02-2014 по признакам нарушения ОАО «Пензенский хлебозавод №2» (ИНН 5835015278, ОГРН 1025801209367, юридический адрес: 440066, г. Пенза, проспект Победы, 42) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от. 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности), выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий,

установила:

В Пензенское УФАС России поступило заявление от ИП К<…> (<…>, ИНН <…>) на действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» (г. Пенза, Проспект Победы, 42, ИНН 5835015278) по факту повышения цен на хлебобулочную продукцию. В заявлении ИП К<…> указала, что для нее, как для оптового покупателя, цены на хлеб и хлебобулочные изделия были повышены ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» 14.08.2014 г., а для торговых сетей отпускная цена осталась неизменной.

По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившихся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий

Приказом от 13.11.2014 № 242 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-15/02-2014 по признакам нарушения ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

Определением от 14.11.2014 дело № 2-15/02-2014 назначено на рассмотрение на 24.11.2014 г.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ИП К<…> указала, что осуществляет розничную торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, приобретаемыми у ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по договору поставки. 14.08.2014 г. со стороны ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» были повышены отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия на 6 %. Тогда как для торговых сетей отпускные цены оставались неизменными до 01.09.2014 г. Чтобы избежать снижения объемов реализации хлеба и хлебобулочных изделий в указанный период, так как магазины торговых сетей, находящиеся в территориальной близости от магазинов ИП К<…> осуществляли продажу данных товаров по старой цене, ИП К<…>  была вынуждена не повышать цены в своих магазинах либо повысить их незначительно, что привело к снижению наценки на данный товар и как следствие к снижению прибыли.

Представитель ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» не согласился с тем, что в действиях Общества по повышению цен на продукцию торговым сетям в более поздние сроки, чем иным потребителям содержится нарушение Закона о торговой деятельности, указав, что повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия вызвано ростом затрат на производство и реализацию продукции. Повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия производилось Обществом в соответствии с условиями заключенных между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и контрагентами договоров поставки: повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей повышение отпускных цен произошло в сроки, установленные действующими договорами поставки, для иных потребителей - 14.08.2014 г.

Определением от 27.11.2014 рассмотрение дела № 2-15/02-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.12.2014 г.

На заседании Комиссии 25.12.2014 г. ИП К<…> поддержала требования, изложенные в заявлении и на заседании Комиссии от 24.11.2014 г., указав, что ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», повысив цену на хлеб и хлебобулочные изделия торговым сетям в более поздний срок, чем иным покупателям, создало дискриминационные условия, поставив последних в неравное положение по сравнению с торговыми сетями. Своими действиями Общество поставило торговые сети в более выгодное положение на рынке, предоставив им возможность реализовывать в течении двух недель продукцию по цене, действовавшей до повышения, сохранив при этом неизменный размер наценки и как следствие прибыль.

Представитель ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» указал, что, повышая цены для ИП К<…> 14.08.2014 г. Общество действовало в соответствии с заключенным договором. Заявитель не обращался с предложением о внесении изменений в заключенный договор поставки. Доказательства создания для ИП К<…> дискриминационных условий действиями ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» отсутствуют.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» осуществляет реализацию хлеба и хлебобулочных изделий (далее – товар, продукция) хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее – торговые сети), а также иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю указанным товаром на территории Пензенской области.

Объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий в торговые сети за период с январь - октябрь 2014 г. составил 32% от общего объема реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории Пензенской области.

14.08.2014 г. ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» произвело повышение на 6 % отпускных цен на товар для всех контрагентов (в том числе для ИН К<…> за исключением торговых сетей.

Для торговых сетей – контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» - повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия произошло в следующие сроки:

- ООО «Караван» - 01.09.2014 г.;

- ООО «Поволжье-сервис» - 01.09.2014 г.;

- ООО «Центр Реструктуризации» - 03.10.2014 г.;

- ЗАО «Тандер» - 06.09.2014 г.;

- ЗАО ТД «Перекресток» - 18.09.2014 г.;

- ООО «Агроторг» - 18.09.2014 г.;

- ООО «Копейка-Саров» - 18.09.2014 г.;

- ООО «Метро Кэш энд Керри» - 09.09.2014 г.;

- ООО «Лента» - 05.09.2014 г.

Таким образом, повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей, произошло на 15-50 дней позже, чем для других контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод № 2».

С 14.08.2014 г. до указанных выше дат торговые сети приобретали хлеб и хлебобулочные изделия, по ценам, действовавшим до повышения.

Отпуск ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» хлеба и хлебобулочных изделий торговым сетям по цене, действовавшей до повышения, позволяет данным сетям реализовывать товар по более низкой цене по сравнению с иными контрагентами, без снижения размера торговой наценки, и как следствие без снижения выручки от реализации товара, что создает преимущество торговым сетям при осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными контрагентами и приводит к ущемлению интересов последних.

ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», отпуская после 14.08.2014 г. торговым сетям хлеб и хлебобулочные изделия по ранее действующей цене, ставит иных контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод №2» при осуществлении торговой деятельности в не равные условия, по отношению к торговым сетям, тем самым создает дискриминационные условия.

Анализ имеющихся материалов дела показал, что ИП К<…>, в ряде принадлежащих ей магазинов после повышения закупочных цен вынуждена была реализовывать продукцию производства ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по цене, действовавшей до повышения, либо с более низкой торговой надбавкой, чтобы избежать снижения объемов реализации данной продукции. Так, в магазине «Апельсин», расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Кронштадская, 4, цена на Батон «Нарезной» до 14.08.2014 г. составляла 21 руб., с 14.08.2014 г. по 25.08.2014 г, - 21 руб., с 25.08.2014 г. по 01.09.2014 г. – 21,50 руб., а с 01.09.2014 г. – 22 руб. Реализация ИП К<…> товара по цене, действовавшей до повышения закупочной цены привело к снижению прибыли, получаемой от реализации одной единицы товара, в период с 14.08.2014 г. по 25.08.2014 г. на 89 %.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, повышение ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» цен на хлеб и хлебобулочные изделия, торговым сетям в более поздние сроки, чем иным хозяйствующим субъектам создает для первых конкурентное преимущество, и ставит последних в неравное положение, создавая тем самым дискриминационные условия.

Данные обстоятельства подтверждаются опросом оптовых покупателей хлеба и хлебобулочных изделий, проведенным Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, согласно которому данные хозяйствующие субъекты подтвердили, что действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по отпуску рассматриваемого товара торговым сетям по более низкой цене, создают преимущества торговым сетям при осуществлении торговой деятельности.

Доводы ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» о том, изменение цены на хлеб и хлебобулочные изделия производилось в соответствии с условиями заключенных с потребителями договоров, в связи с чем действия Общества не могут рассматриваться как нарушение, не принимается по следующим основаниям.

Договоры, заключенные с потребителями, не являющимися торговыми сетями, не предусматривают условия о предварительном уведомлении и согласовании с покупателем изменение цены товара.

Договоры, заключенные с торговыми сетями предусматривают следующий порядок уведомления об изменении цены товара.

В соответствии с пунктом 4.3. договора от 20.02.2012 г № б/н, заключенного с ООО «Поволжье-сервис», установлено, что в случае изменения цены товара продавец обязан письменно уведомить об этом Покупателя за 14 дней до начала действия новых цен на товар, поставляемые по настоящему договору.

По условиям договора, заключенного с  ООО «Караван», (пункт 4.8 договора поставки от 19.04.2013 № б/н) уведомление об изменении цен должно быть отправлено по электронной почте с электронного адреса ответственного лица из числа работников Поставщика на электронный адрес ответственного лица из числа работников Покупателя с отправкой подлинного экземпляра почтовым отправление в адрес Покупателя заказным письмом с уведомлением с пометкой на конверте «Уведомление об изменении цен» или нарочным не позднее 14 дней до предполагаемой даты изменения.

Договором, заключенным между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» предусмотрено, что новый прейскурант вступает в силу после подписания его Поставщиком и Покупателем, но не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня получения Покупателем проекта нового прейскуранта (пункт 3.2 договора от 03.04.2012 г № 48174).

В соответствии с пунктом 3.1. приложения № 4 к договору поставки №587 от 30.07.2010, заключенного с ООО «Центр реструктуризации» срок уведомления Покупателя Поставщиком об изменении Спецификации составляет не менее 15 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действия новых цен.

Исходя из условий Договора № Пнф/617/13 от 29.07.2013, заключенного между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ЗАО «Тандер» новые цены вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем получения Покупателем Уведомления об изменении цены.

Договорами, заключенными с ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»  и с  ООО «Агроторг» (договор № СВ-6/1631-ТО от 01.08.2013  и договор  № СВ-6/1630-АТ от 01.08.2013 соответственно) в п. 6.1 приложения № 3 предусмотрено, что срок уведомления покупателя Поставщиком об изменении спецификации составляет  не менее 22  рабочих дней до даты ожидаемого введения  в действие новых цен, а срок рассмотрения покупателем изменения спецификации в соответствии с п. 6.2. Приложения № 3 составляет не более 15 рабочих дней с даты получения Покупателем уведомления об изменении спецификации.

Приложение 1 к договору поставки от 01.01.2008 № 2497, заключенному с ООО «Лента», содержит срок согласования увеличения цены, который составляет 30 дней с даты получения формуляра изменения цены и обоснования изменения цены Покупателем.

Согласно пунктам 6.1 и 6.2 приложения № 3 договору №УЧ-6/230-КС от 01.02.2014 г., заключенному между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ООО «Копейка-Саров» срок уведомления покупателя Поставщиком об изменении спецификации составляет не менее 22 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действие новых цен, а срок рассмотрения покупателем изменения спецификации составляет не более 15 рабочих дней с даты получения Покупателем уведомления об изменении спецификации.

Таким образом, договоры, заключенные с торговыми сетями, предусматривают лишь различные сроки уведомления и согласования изменения цены на хлеб и хлебобулочные изделия.

Доказательств того, что у ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» отсутствовала возможность повысить отпускные цены всем категориям потребителей единовременно, соблюдая при этом предусмотренные договорами поставки сроки уведомления и согласования изменения цены, в материалы дела не представлено.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что 22.08.2014 г. Общество направило в адрес торговых сетей уведомление о повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия с 01.09.2014 г. Из вышеизложенного следует, что процедура уведомления торговых сетей о предполагаемом изменении цен на товар, была начата Обществом уже после того как произошло повышение цен для иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» имело возможность единовременно произвести изменение отпускной цены на продукцию для всех хозяйствующих субъектов после согласования с торговыми сетями предстоящего повышения, не нарушая при этом условия вышеуказанных договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий, в результате повышения отпускных цен на продукцию для торговых сетей в более поздний срок, чем для иных покупателей, создают дискриминационные условия и являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия Открытого Акционерного Общества «Пензенский хлебозавод №2» (ИНН 5835015278, г. Пенза, Проспект Победы, 42), выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Выдать Открытому Акционерному обществу «Пензенский хлебозавод № 2» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и совершении действий, направленных на создание для всех покупателей равных условий при изменении цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны