Решение б/н Решение по делу № 2-15/02-2014 в отношении ОАО «Пензенский х... от 21 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Пенза
Резолютивная часть решения объявлена «25» декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «16» января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
при участии со стороны:
- Открытого Акционерного общества «Пензенский хлебозавод №2» (далее – ОАО «Пензенский хлебозавод № 2»):
<…>;
Заявителя:
- Индивидуального предпринимателя К<…> (далее – ИП К<…>
рассмотрев дело № 2-15/02-2014 по признакам нарушения ОАО «Пензенский хлебозавод №2» (ИНН 5835015278, ОГРН 1025801209367, юридический адрес: 440066, г. Пенза, проспект Победы, 42) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от. 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности), выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий,
установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление от ИП К<…> (<…>, ИНН <…>) на действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» (г. Пенза, Проспект Победы, 42, ИНН 5835015278) по факту повышения цен на хлебобулочную продукцию. В заявлении ИП К<…> указала, что для нее, как для оптового покупателя, цены на хлеб и хлебобулочные изделия были повышены ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» 14.08.2014 г., а для торговых сетей отпускная цена осталась неизменной.
По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившихся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий
Приказом от 13.11.2014 № 242 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-15/02-2014 по признакам нарушения ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий.
Определением от 14.11.2014 дело № 2-15/02-2014 назначено на рассмотрение на 24.11.2014 г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ИП К<…> указала, что осуществляет розничную торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, приобретаемыми у ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по договору поставки. 14.08.2014 г. со стороны ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» были повышены отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия на 6 %. Тогда как для торговых сетей отпускные цены оставались неизменными до 01.09.2014 г. Чтобы избежать снижения объемов реализации хлеба и хлебобулочных изделий в указанный период, так как магазины торговых сетей, находящиеся в территориальной близости от магазинов ИП К<…> осуществляли продажу данных товаров по старой цене, ИП К<…> была вынуждена не повышать цены в своих магазинах либо повысить их незначительно, что привело к снижению наценки на данный товар и как следствие к снижению прибыли.
Представитель ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» не согласился с тем, что в действиях Общества по повышению цен на продукцию торговым сетям в более поздние сроки, чем иным потребителям содержится нарушение Закона о торговой деятельности, указав, что повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия вызвано ростом затрат на производство и реализацию продукции. Повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия производилось Обществом в соответствии с условиями заключенных между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и контрагентами договоров поставки: повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей повышение отпускных цен произошло в сроки, установленные действующими договорами поставки, для иных потребителей - 14.08.2014 г.
Определением от 27.11.2014 рассмотрение дела № 2-15/02-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.12.2014 г.
На заседании Комиссии 25.12.2014 г. ИП К<…> поддержала требования, изложенные в заявлении и на заседании Комиссии от 24.11.2014 г., указав, что ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», повысив цену на хлеб и хлебобулочные изделия торговым сетям в более поздний срок, чем иным покупателям, создало дискриминационные условия, поставив последних в неравное положение по сравнению с торговыми сетями. Своими действиями Общество поставило торговые сети в более выгодное положение на рынке, предоставив им возможность реализовывать в течении двух недель продукцию по цене, действовавшей до повышения, сохранив при этом неизменный размер наценки и как следствие прибыль.
Представитель ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» указал, что, повышая цены для ИП К<…> 14.08.2014 г. Общество действовало в соответствии с заключенным договором. Заявитель не обращался с предложением о внесении изменений в заключенный договор поставки. Доказательства создания для ИП К<…> дискриминационных условий действиями ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» отсутствуют.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» осуществляет реализацию хлеба и хлебобулочных изделий (далее – товар, продукция) хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее – торговые сети), а также иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю указанным товаром на территории Пензенской области.
Объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий в торговые сети за период с январь - октябрь 2014 г. составил 32% от общего объема реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории Пензенской области.
14.08.2014 г. ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» произвело повышение на 6 % отпускных цен на товар для всех контрагентов (в том числе для ИН К<…> за исключением торговых сетей.
Для торговых сетей – контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» - повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия произошло в следующие сроки:
- ООО «Караван» - 01.09.2014 г.;
- ООО «Поволжье-сервис» - 01.09.2014 г.;
- ООО «Центр Реструктуризации» - 03.10.2014 г.;
- ЗАО «Тандер» - 06.09.2014 г.;
- ЗАО ТД «Перекресток» - 18.09.2014 г.;
- ООО «Агроторг» - 18.09.2014 г.;
- ООО «Копейка-Саров» - 18.09.2014 г.;
- ООО «Метро Кэш энд Керри» - 09.09.2014 г.;
- ООО «Лента» - 05.09.2014 г.
Таким образом, повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей, произошло на 15-50 дней позже, чем для других контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод № 2».
С 14.08.2014 г. до указанных выше дат торговые сети приобретали хлеб и хлебобулочные изделия, по ценам, действовавшим до повышения.
Отпуск ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» хлеба и хлебобулочных изделий торговым сетям по цене, действовавшей до повышения, позволяет данным сетям реализовывать товар по более низкой цене по сравнению с иными контрагентами, без снижения размера торговой наценки, и как следствие без снижения выручки от реализации товара, что создает преимущество торговым сетям при осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными контрагентами и приводит к ущемлению интересов последних.
ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», отпуская после 14.08.2014 г. торговым сетям хлеб и хлебобулочные изделия по ранее действующей цене, ставит иных контрагентов ОАО «Пензенский хлебозавод №2» при осуществлении торговой деятельности в не равные условия, по отношению к торговым сетям, тем самым создает дискриминационные условия.
Анализ имеющихся материалов дела показал, что ИП К<…>, в ряде принадлежащих ей магазинов после повышения закупочных цен вынуждена была реализовывать продукцию производства ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по цене, действовавшей до повышения, либо с более низкой торговой надбавкой, чтобы избежать снижения объемов реализации данной продукции. Так, в магазине «Апельсин», расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Кронштадская, 4, цена на Батон «Нарезной» до 14.08.2014 г. составляла 21 руб., с 14.08.2014 г. по 25.08.2014 г, - 21 руб., с 25.08.2014 г. по 01.09.2014 г. – 21,50 руб., а с 01.09.2014 г. – 22 руб. Реализация ИП К<…> товара по цене, действовавшей до повышения закупочной цены привело к снижению прибыли, получаемой от реализации одной единицы товара, в период с 14.08.2014 г. по 25.08.2014 г. на 89 %.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, повышение ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» цен на хлеб и хлебобулочные изделия, торговым сетям в более поздние сроки, чем иным хозяйствующим субъектам создает для первых конкурентное преимущество, и ставит последних в неравное положение, создавая тем самым дискриминационные условия.
Данные обстоятельства подтверждаются опросом оптовых покупателей хлеба и хлебобулочных изделий, проведенным Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, согласно которому данные хозяйствующие субъекты подтвердили, что действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» по отпуску рассматриваемого товара торговым сетям по более низкой цене, создают преимущества торговым сетям при осуществлении торговой деятельности.
Доводы ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» о том, изменение цены на хлеб и хлебобулочные изделия производилось в соответствии с условиями заключенных с потребителями договоров, в связи с чем действия Общества не могут рассматриваться как нарушение, не принимается по следующим основаниям.
Договоры, заключенные с потребителями, не являющимися торговыми сетями, не предусматривают условия о предварительном уведомлении и согласовании с покупателем изменение цены товара.
Договоры, заключенные с торговыми сетями предусматривают следующий порядок уведомления об изменении цены товара.
В соответствии с пунктом 4.3. договора от 20.02.2012 г № б/н, заключенного с ООО «Поволжье-сервис», установлено, что в случае изменения цены товара продавец обязан письменно уведомить об этом Покупателя за 14 дней до начала действия новых цен на товар, поставляемые по настоящему договору.
По условиям договора, заключенного с ООО «Караван», (пункт 4.8 договора поставки от 19.04.2013 № б/н) уведомление об изменении цен должно быть отправлено по электронной почте с электронного адреса ответственного лица из числа работников Поставщика на электронный адрес ответственного лица из числа работников Покупателя с отправкой подлинного экземпляра почтовым отправление в адрес Покупателя заказным письмом с уведомлением с пометкой на конверте «Уведомление об изменении цен» или нарочным не позднее 14 дней до предполагаемой даты изменения.
Договором, заключенным между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» предусмотрено, что новый прейскурант вступает в силу после подписания его Поставщиком и Покупателем, но не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня получения Покупателем проекта нового прейскуранта (пункт 3.2 договора от 03.04.2012 г № 48174).
В соответствии с пунктом 3.1. приложения № 4 к договору поставки №587 от 30.07.2010, заключенного с ООО «Центр реструктуризации» срок уведомления Покупателя Поставщиком об изменении Спецификации составляет не менее 15 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действия новых цен.
Исходя из условий Договора № Пнф/617/13 от 29.07.2013, заключенного между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ЗАО «Тандер» новые цены вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем получения Покупателем Уведомления об изменении цены.
Договорами, заключенными с ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» и с ООО «Агроторг» (договор № СВ-6/1631-ТО от 01.08.2013 и договор № СВ-6/1630-АТ от 01.08.2013 соответственно) в п. 6.1 приложения № 3 предусмотрено, что срок уведомления покупателя Поставщиком об изменении спецификации составляет не менее 22 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действие новых цен, а срок рассмотрения покупателем изменения спецификации в соответствии с п. 6.2. Приложения № 3 составляет не более 15 рабочих дней с даты получения Покупателем уведомления об изменении спецификации.
Приложение 1 к договору поставки от 01.01.2008 № 2497, заключенному с ООО «Лента», содержит срок согласования увеличения цены, который составляет 30 дней с даты получения формуляра изменения цены и обоснования изменения цены Покупателем.
Согласно пунктам 6.1 и 6.2 приложения № 3 договору №УЧ-6/230-КС от 01.02.2014 г., заключенному между ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» и ООО «Копейка-Саров» срок уведомления покупателя Поставщиком об изменении спецификации составляет не менее 22 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действие новых цен, а срок рассмотрения покупателем изменения спецификации составляет не более 15 рабочих дней с даты получения Покупателем уведомления об изменении спецификации.
Таким образом, договоры, заключенные с торговыми сетями, предусматривают лишь различные сроки уведомления и согласования изменения цены на хлеб и хлебобулочные изделия.
Доказательств того, что у ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» отсутствовала возможность повысить отпускные цены всем категориям потребителей единовременно, соблюдая при этом предусмотренные договорами поставки сроки уведомления и согласования изменения цены, в материалы дела не представлено.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что 22.08.2014 г. Общество направило в адрес торговых сетей уведомление о повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия с 01.09.2014 г. Из вышеизложенного следует, что процедура уведомления торговых сетей о предполагаемом изменении цен на товар, была начата Обществом уже после того как произошло повышение цен для иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» имело возможность единовременно произвести изменение отпускной цены на продукцию для всех хозяйствующих субъектов после согласования с торговыми сетями предстоящего повышения, не нарушая при этом условия вышеуказанных договоров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия ОАО «Пензенский хлебозавод № 2» выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий, в результате повышения отпускных цен на продукцию для торговых сетей в более поздний срок, чем для иных покупателей, создают дискриминационные условия и являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Открытого Акционерного Общества «Пензенский хлебозавод №2» (ИНН 5835015278, г. Пенза, Проспект Победы, 42), выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Выдать Открытому Акционерному обществу «Пензенский хлебозавод № 2» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и совершении действий, направленных на создание для всех покупателей равных условий при изменении цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.