Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/07-2016 от 1 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/07-2016
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

18 февраля 2016 года

г. Пенза

В результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 2-03/38-2015 Комиссией Пензенского УФАС России в действиях  Открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» (<...>) установлено наличие признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в недобросовестной конкуренции в результате невнесения в АИС РСА сведений о примененном КБМ при страховании 8 транспортных средств филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области на 2014-2015 страховой период, что привело к получению необоснованных конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок № 0355100007015000058.

Из заявления и представленных материалов установлено следующее.

В Пензенское УФАС России поступило заявление Пензенского филиала САО «ВСК» на недобросовестную конкуренцию ОАО «Альфастрахование» при проведении запроса котировок № 0355100007015000058.

21.09.2015 на официальном сайте государственных закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок № 0355100007015000058 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) для нужд филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области 2015-2016гг.

Заказчик – филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по Пензенской области (далее – филиал ФГБУ «Россельхозцентр»).

Техническое задание на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для филиала ФГБУ «Россельхозцентр» содержало информацию о транспортных средствах (марка, категория, мощность, VIN, гос.номер <...> год выпуска).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 24.09.2015 б/н (далее – Протокол от 24.09.2015) в запросе котировок было подано 3 заявки хозяйствующих субъектов:

 

  N

 п/п

Наименование   участника    размещения заказа, его ИНН

Место нахождения

 

Цена    контракта 

1

Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» (Пензенский филиал)

<...>

33068,21

2

Закрытое акционерное общество «Московская Акционерная страховая компания»

<...>

52902,00

3

Страховое акционерное общество «ВСК»

<...>

45647,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявки всех участников признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно Протоколу от 24.09.2015 победителем  в  проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 1 - Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» Пензенский филиал, <...>, предложение о цене контракта: 33068,21 рублей.  Участник запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий – участник с номером заявки 2  - Страховое акционерное общество «ВСК», предложение о цене контракта: 45 647,11.

Статьей 8 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У  «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (далее – Указ Банка России № 3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            В приложении 3 Указа Банка России № 3384-У определен порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

 

N п/п

Категория транспортного средства

Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц

 

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)

1

Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

2

Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

ОАО «Альфастрахование» (<...>)  представлен расчет страховой премии, в соответствии с которым было определено ценовое предложение в проводимом запросе котировок № 0355100007015000058.

Расчет страховой премии ОАО «АльфаСтрахование» содержал значение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) ниже, указанного в открытой базе автоматизированной информационной системы обязательного страхования (далее - АИС РСА), по 8 транспортным средствам.

 

№ п/п

Категория ТС

Марка, модель ТС

Идентификационный номер ТС

Государственный регистрационный знак

 

Базовая ставка (Тб)

Коэффициент

Итого

ТС (Кт)

(Кбм)

ТС  (Ко)

ТС (Кс)

(Км)

(Кн)

1

2

3

4

5

10

11

12

13

14

15

16

17

1

В

ВАЗ-21102

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

2

В

ВАЗ-21214

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

3

В

УАЗ-22069

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

4

В

УАЗ-31512

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

5

В

ВАЗ 21213

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

6

В

УАЗ30301

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

7

В

М-412

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

8

В

ВАЗ-21074

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,1

1

3566,18

9

В

ГАЗ-3110

<...>

<...>

2573

1,4

0,5

1,8

1

1,4

1

4538,77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33068,21

 

Размер коэффициента КБМ устанавливается в зависимости от класса,  присвоенного собственнику (водителю)  транспортного средства. Данный коэффициент отражает степень опытности водителя и основан на количестве дорожно-транспортных происшествий,  совершенных водителем за предыдущий год страхования.  Именно безаварийная езда водителя за прошлый период определяет: применять повышающий коэффициент при расчете стоимости ОСАГО (малус)  или понижающий (бонус). Определение значения КБМ производится в строгом соответствии с требованиями Указа Банка России № 3384-У.

Класс КБМ в заявке ОАО «АльфаСтрахование»  (Пензенский филиал)  соответствовало выше класса, указанного в базе АИС РСА.

№ п/п

Гос номер

 

КБМ согласно данным базы РСА

КБМ ОАО «Альфастрахование», примененный в расчете

класс

значение

класс

значение

1

<...>

<...>

12

0,55

13

0,5

2

<...>

<...>

12

0,55

13

0,5

3

<...>

<...>

13

0,5

13

0,5

4

<...>

<...>

-

1

13

0,5

5

<...>

<...>

12

0,55

13

0,5

6

<...>

<...>

-

1

13

0,5

7

<...>

<...>

-

1

13

0,5

8

<...>

<...>

12

0,55

13

0,5

9

<...>

<...>

12

0,55

13

0,5

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что предыдущие договоры страхования на период страхования 2014-2015гг на 8 транспортных средств Заказчика были заключены с ОАО «Альфастрахование» по договору 0355100007014000017-0082718-04 от 12.12.2014 с применением следующих значений КБМ:


 

№ п/п

Гос номер

 

КБМ ОАО «Альфастрахование»

класс

значение

1

<...>

<...>

12

0,55

2

<...>

<...>

12

0,55

3

<...>

<...>

12

0,55

4

<...>

<...>

12

0,55

5

<...>

<...>

12

0,55

6

<...>

<...>

12

0,55

7

<...>

<...>

12

0,55

8

<...>

<...>

12

0,55

По транспортному средству гос. номер <...> на страховой период 2014-20415 был заключен договор ОСАГО со страховой компаний ОАО «СГ «УралСиб» и применен КБМ 0,55.

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Также пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО установлено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Однако, в АИС РСА по указанным 8 транспортным средствам филиала ФГБУ «Россельхозцентр» отсутствовали сведения о примененном КБМ в соответствии с заключенными договорами ОСАГО с ОАО «Альфастрахование» на период страхования 2014-2015гг (распечатаны сведения из базы АИС РСА по состоянию на 23.10.2015 и 11.11.2015).

В связи с указанным, довод ОАО «Альфастрахование» о том, что значения КБМ по предыдущим договорам страхования становятся видны в АИС РСА за период не раньше 60 дней до истечения срока действия полиса, Комиссией отклонен.

Также предоставленные Ответчиком (письмо от 18.12.2015 вх. № 5018) в ходе рассмотрения настоящего дела распечатки из системы, отражающие значения КБМ по договорам страхования ОАО «Альфастрахование» на период страхования 2014-2015гг, не принимаются Комиссией по указанным выше обстоятельствам.

В последующем, в качестве доказательства направления соответствующей информации по заключенным страховым полисам в 2014 году со стороны ОАО «Альфастрахование» представлен распечатанный из системы файл формата xml. По мнению Ответчика, данный файл содержит информацию о дате отправки информации в АИС РСА.

Данное доказательство опровергает информация, представленная Российским союзом автостраховщиков (РСА) по запросу Пензенского УФАС России (письмо от 20.11.2015 № И-89759).

РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об ОСАГО. Основным предметом деятельности РСА является формирование и использование информационных ресурсов, содержащих сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о страховщиках, договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа.

РСА представлены сведения по состоянию на дату ответа 20.11.2015 по внесенным заключенным договорам ОСАГО на транспортные средства Филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Пензенской области, в соответствии с которым отсутствовали данные по страховым полисам ОАО «Альфастрахование» на период страхования 2014-2015гг по 8 транспортным средствам филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области.

<...>

Таким образом, ОАО «Альфастрахование», заключив договор ОСАГО на транспортные средства филиала ФГБУ «Россельхозцентр» на период страхования 2014-2015гг и не внеся соответствующие сведения в базу АИС РСА, не исполнено обязанность в соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО, тем самым нарушило действующее законодательство.

Согласно представленному расчету ОАО «Альфастрахование» применило КБМ, исходя из ранее заключенных договоров ОСАГО, в соответствии  постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

Таким образом, на момент проведения запроса котировок № 0355100007015000058  только ОАО «Альфастрахование» обладало информацией по ранее заключенным договорам ОСАГО и имело возможность применить КБМ ниже, чем иные участники закупки-конкуренты.

В соответствии с требованиями добропорядочности, разумности и справедливости, страховые организации обязаны исполнять обязательства по страхованию в полном объеме, в том числе, по внесению соответствующих сведений в базу АИС РСА.

При указанных обстоятельствах рассматриваемые действия ОАО «Альфастрахование», связанные со своевременным невнесением в АИС РСА сведений о примененном КБМ по 8 транспортным средствам филиала ФГБУ «Россельхозцентр» при страховании на 2014-2015 страховой период, могли поставить иных участников в заведомо проигрышное положение по сравнению с Ответчиком при проведении конкурсных процедур на последующий страховой период.

Таким образом, ОАО «Альфастрахование», своевременно не внеся в АИС РСА сведений о примененном КБМ при страховании транспортных средств филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области на 2014-2015 страховой период, нарушило действующее законодательство, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости и могло получить необоснованное ценовое преимущество в проводимом конкурсе по сравнению с другими его участниками.

ОАО «Альфастрахование»  оказывает услуги по страхованию. Аналогичный вид деятельности на территории Пензенской области осуществляет Заявитель САО «ВСК» и иные участники проводимой закупки, подавшие свои ценовые предложения, и выразившие намерение заключить договор на оказание услуг по страхованию. Таким образом, данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал позицию, изложенную в обращении, указав, что ОАО «Альфастрахование», нарушило действующее законодательство, в результате чего при проведении запроса котировок № 0355100007015000058 получило необоснованное конкурентное преимущество, что является актом недобросовестной конкуренции.

Своевременное не внесение в АИС РСА сведений о примененном КБМ по 8 транспортным средствам филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области при страховании на 2014-2015 страховой период, могло быть направлено на получение преимуществ при участии в конкурсных процедурах на последующий страховой период и могло позволить ОАО «Альфастрахование» победить в проводимом запросе котировок, как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены договора (основной критерий выбора победителя – ценовое предложение).    

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

Таким образом, указанные выше действия ОАО «Альфастрахование» могли привести к тому, что добросовестный участник рынка не мог обладать достаточной информацией для формирования наиболее выгодного ценового предложения, в результате чего не был бы признан победителем и с ним не был бы заключен контракт, и, как следствие, могли быть причинены убытки в виде упущенной выгоды.

Согласно статьи 4 Закон о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. В частности статьей 14.8 Закона о защите конкуренции установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

Таким образом, в действиях ОАО «Альфастрахование» усматриваются признаки недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в своевременном невнесении в АИС РСА сведений о примененном КБМ при страховании 8 транспортных средств филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области на 2014-2015 страховой, что привело к получению необоснованных конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок № 0355100007015000058.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.8 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ОАО «Альфастрахование», выразившихся в своевременном невнесении в АИС РСА сведений о примененном КБМ при страховании 8 транспортных средств филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Пензенской области на 2014-2015 страховой период, что привело к получению необоснованных конкурентных преимуществ при участии в запросе котировок № 0355100007015000058, признаков недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ОАО «Альфастрахование» о необходимости прекращения в срок до 17 марта 2016 года указанных действий, для чего  необходимо:

- обеспечить контроль за своевременным внесением в АИС РСА сведений о примененном КБМ при страховании транспортных средств по результатам участия в процедурах по определению исполнителя при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Пензенской области.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <...>

Члены Комиссии                                                                                          <...>

                                                                                                                            <...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны