Решение б/н Предупреждение № 2-18/08-2015 от 5 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/08-2015
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«24» сентября 2015 года

 

                                                         г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступила информация о навязывании ООО «СКМ Энергосервис» ООО «Управляющая компания Феникс» невыгодных и непредусмотренных законодательством условий договора теплоснабжения.

ООО «СКМ Энергосервис» является ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой согласно уставу общества является производство и купля-продажа тепловой и электрической энергии, включая производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство пара и горячей воды тепловыми электростанциями, распределение и передача пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, электростанций, тепловых электростанций, осуществление других видов деятельности,   не запрещенных законом и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

С сопроводительным письмом от 15.09.2014 г. № 1040 ООО «СКМ Энергосервис» направило в адрес ООО «Управляющая компания Феникс» для рассмотрения и подписания два экземпляра проекта договора теплоснабжения, предлагая вернуть один подписанный экземпляр договора.

В свою очередь, ООО «Управляющая компания Феникс» проект договора не подписало, в связи с чем ресурсоснабжающая организация обратилась  в Арбитражный суд Пензенской области.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.08.2015 г. по делу № А49-12395/2014 в удовлетворении требований ООО «СКМ Энергосервис» отказано.

При этом судом установлено, что договор теплоснабжения, направленный ООО «СКМ Энергосервис» в адрес ООО «Управляющая компания Феникс», не соответствует нормам действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд  с требованием о понуждении заключить договор.

В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются  по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые  в соответствии с ними.

Существенные условия договора на поставку тепловой энергии установлены законодательством в области теплоснабжения.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке  и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2, 3 статьи 15.1. Закона о теплоснабжении к договору теплоснабжения  и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям, договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения                      в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

Правила организации теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808). В пункте 21 названных Правил прямо установлено, что существенными условиями договора теплоснабжения являются:

- договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

-  величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности)  и (или) теплоносителя;

- сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных  за выполнение условий договора;

- ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

-  ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

- обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

-   порядок расчетов по договору;

- порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

-  объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

- объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

Исходя из этого, договор теплоснабжения должен содержать параметры качества энергии, которые обязуется обеспечить теплоснабжающая организация.

Таким образом, параметры качества теплоснабжения в соответствии  с действующим в настоящее время законодательством являются существенными условиями договора теплоснабжения, поскольку в отсутствие таких параметров потребитель, по существу, лишается возможности контролировать качество потребляемой энергии, своевременно фиксировать несоблюдение договорных условий ресурсоснабжающей организацией, а также лишается возможности обеспечить соблюдение температуры обратной воды из тепловой сети, в то время как отклонение фактической температуры обратной воды может являться основанием для привлечения потребителя к гражданско-правовой ответственности.

Как следует из проекта договора ООО «СКМ Энергосервис», теплоснабжающее предприятие обязуется обеспечивать качество и безопасность теплоснабжения, а также несет ответственность за объем и качество поставляемой тепловой энергии.

Вместе с тем, предложенная ООО «СКМ Энергосервис» редакция договора теплоснабжения не содержит существенных условий, необходимых в соответствии  с вышеперечисленными нормами закона.       

Наличие в договоре указания на то, что при исполнении договора, а также по вопросам, неоговоренным договором, стороны обязуются руководствоваться  ГК РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Постановлениями Главы администрации г. Пензы и другими нормативными документами, действующими на территории РФ, не является указанием существенных условий договора теплоснабжения, а именно: о параметрах качества теплоснабжения; об ответственности сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата; об обязательствах теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения   в соответствии с требованиями технических регламентов.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 12.12.2014 г. № 127 для ООО «СКМ Энергосервис» установлены тарифы на тепловую энергию на 2015 г., поставляемую потребителям г. Пензы.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ  «О естественных монополиях» предусмотрено, что услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов  естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом УФАС по Пензенской области от 25.12.2009 № 230 ООО «СКМ Энергосервис» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов по виду деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей  воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.2, ОКВЭД 40.30.3) в границах  территории г. Пензы, охваченных присоединенными тепловыми сетями   ООО «СКМ Энергосервис».

Таким образом, на основании части 1 и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «СКМ Энергосервис» занимает доминирующее положение на товарном рынке по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в границах присоединенных тепловых сетей.

Действие ООО «СКМ Энергосервис», выразившееся в направлении ООО «Управляющая компания Феникс», а также иных потребителей  договора теплоснабжения, условия которого не соответствуют нормам гражданского законодательства, является злоупотреблением доминирующим положением и приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически  или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и др.).

Таким образом, в действиях ООО «СКМ Энергосервис», выразившихся в навязывании ООО «Управляющая компания Феникс» договора теплоснабжения на условиях, противоречащих действующему законодательству, содержаться признаки нарушения   пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Полномочия антимонопольных органов определены статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 324, и распространяются на правоотношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «СКМ Энергосервис» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ООО «СКМ Энергосервис» о необходимости прекращения  в срок до «23» октября 2015 года указанного нарушения путем:

- привидения условий проекта договора теплоснабжения в соответствие  с требованиями действующего законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения  с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны