Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/16-2016 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫ... от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Пензенское УФАС России поступило обращение <...> и <...> по вопросу проверки на соответствие действующему законодательству договора ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

 Из заявления следует, что положения типового договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан связанные с произведением расчетов с потребителями за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или ремонт и до дня, следующего за днем установки Поставщиком пломбы, не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Из документов и материалов заявления установлено следующее.

ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» является хозяйствующим субъектом, который осуществляет поставку природного газа для обеспечения коммунально–бытовых нужд граждан.

Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц           основным видом экономической деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» является распределение газообразного топлива (ОКВЭД 40.20.2).

Из представленных материалов следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» осуществляет поставку природного газа для обеспечения коммунально–бытовых нужд граждан на Пензенской области.

Пензенским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010      № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан в границах Пензенской области, по результатам которого составлен аналитический отчет от 21.06.2016. Из аналитического отчета следует, что доля ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» на указанном товарном рынке составляет 100 %.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего  субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» занимает доминирующее на товарном рынке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в географических границах Пензенской области.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - Договор), регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила № 549)

В соответствии с пунктом 5 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании Договора. Указанными Правилами определены порядок и условия заключения Договора, права и обязанности сторон при исполнении Договора, а также порядок и условия его исполнения.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 549 для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Таким образом, по своей природе договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является публичным.

Согласно части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу части 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности представить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Поскольку договор является публичным, условия данного договора затрагивают интересы неограниченного круга лиц.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Так же в соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В редакции, действующей до 06.05.2011 года пунктами 30, 31 Правил № 549 устанавливалось, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в Правила № 549 были внесены изменения, касающиеся определения объемов потребленного газа.

В частности пунктом 30 Правил № 549 было установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа

В соответствии с пунктом 31 Правил № 549, с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, было установлено, что в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В рамках рассмотрения заявления был проведен осмотр сайта официального интернет сайта ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» http://www.penzaregiongaz.ru/fizicheskim_licam/contracts, по результатам которого составлен акт от 16.07.2016. Установлено, что, не смотря на вышеуказанные изменения в Правилах № 549, типовая форма договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенная на указанном официальном интернет сайте ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» в соответствие с законодательством не приведена.

В частности, в соответствии с пунктом 3.9 размещенного на данном сайте типового Договора, объем потребленного газа за период  со  дня  демонтажа   прибора учета газа для направления его  на  поверку  или  в  ремонт  и  до дня, следующего за днем установки Поставщиком пломбы на месте, где прибор учета газа после  проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В соответствии пунктом 3.10 типового Договора, в случае если Абонент  в  установленный  договором    срок не представил Поставщику газа сведения о  показаниях  прибора  учета   газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и  до  расчетного периода, в котором Абонент возобновил представление указанных   сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

По запросу антимонопольного органа газоснабжающая организация выборочно представила договоры на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенные с абонентами за период с 2011 по 2014 год. Сведений об изменении, дополнении, расторжении указанных договоров со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» не представлено.

Анализ условий данных договоров показал, что договоры, заключенные до внесения вышеуказанных изменений в Правила № 549 в соответствие с действующим законодательством не приведены.

В частности в материалах имеются договоры на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан с <...> от <...> № <...>, с <...> от <...> № <...>.

Пунктом 3.9 указанных договоров установлено, что объем потребленного газа за период  со  дня  демонтажа   прибора учета газа для направления его  на  поверку  или  в  ремонт  и  до дня, следующего за днем установки Поставщиком пломбы на месте, где прибор учета газа после  проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Пунктом 3.10 договоров предусматривается, что в случае если Абонент  в  установленный  договором срок не представил Поставщику газа сведения о  показаниях  прибора  учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и  до  расчетного периода, в котором Абонент возобновил представление указанных   сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Таким образом, в настоящее время ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» оказывает абонентам услуги по газоснабжению по договорам на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, содержащим различные условия учета объема потребленного газа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным  категориям потребителей.

Пунктом 4 названной статьи ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).

Оказание ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» абонентам услуг по договорам, условия которых не соответствуют действующему законодательству, а также различие условий договоров, заключенных с гражданами в период до и после внесения изменений в Правила № 549, может привести к созданию для отдельных абонентов дискриминационных (неравных по сравнению с иными гражданами) условий при расчетах за газ, что приведет к ущемлению их интересов.

Пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Таким образом, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» о необходимости прекращения указанных действий в срок до «08» августа 2016 года путем:

1. приведения типовой формы договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенной на официальном интернет сайте ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» (http://www.penzaregiongaz.ru/fizicheskim_licam/contracts) в соответствие с действующими Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549;

2. приведения условий всех действующих договоров на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствие типовой формой договора на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение пяти дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны