Предупреждение №2-18/22-2017 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/22-2017 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫ... от 21 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/22-2017
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 21 июля 2016 года

г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступила жалоба ЗАО «МАКС» на действия единой комиссии по определению страховой компании при проведении электронного аукциона № 0355100015117000080.

По мнению заявителя, комиссией заказчика необоснованно допущена заявка СПАО «Ингосстрах», в которой указана недостоверная информация в части указания цены контракта.

По результатам рассмотрения жалоба ЗАО «МАКС» на действия заказчика при проведении открытого аукциона № 0355100015117000080 признана необоснованной.

В результате рассмотрения действий СПАО «Ингосстрах» на соответствие антимонопольному законодательству в действиях страховой организации были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Из заявления и представленных материалов установлено следующее.

26.04.2017 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона «Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте» № 0355100015117000080.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 193 800, 00 рублей.

Техническое задание (неотъемлемая часть конкурсной документации)  содержало перечень опасных объектов Заказчика, подлежащих обязательному страхованию:

п/п

Наименование опасного объекта

Регистрационный номер

Признаки опасности

Тип объекта

Класс опас-ности

Страховая сумма, руб.

1

Сеть газопотребления предприятия 

(котельная № 5)

Т01-00004-001

2.1

2.2

3.2

III

25 000 000,00

2

Площадка  хранения    мазутного топлива (котельная  № 5)

Т01-00004-009

2.1

3.2

III

10 000 000,00

3

Автозаправочные    станции жидкого моторного топлива

Не подлежит регистрации

-

-

10 000 000,00

4

Площадка ресиверов (станция обезжелезивания)

Т01-00004-003

2.2

3.3

IV

10 000 000,00

5

Участок транспортный автохозяйства

Т01-00004-006

2.3

3.3

 IV

10 000 000,00

6

Лифты

Не подлежит регистрации

-

-

10 000 000,00

Итого

75 000 000,00

 

Также техническое задание содержало характеристики указанных опасных объектов (марка, класс опасности, дата изготовления и прочие).

Согласно протоколу подведения итогов аукциона № 0355100015117000080 от 11.05.2017 (далее – Протокол от 11.05.2017) в аукционе приняли участие следующие хозяйствующие субъекты (сделали ценовые предложения):

 

Номер по ранжированию

Порядковый номер заявки

Наименование участника

ИНН

Предложение о цене контракта (руб.)

Снижение, %

1

№3

Страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах"

7705042179

159 061,35

17,93%

2

№6

Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания»

7709031643

164 730

15%

3

№1

Страховое акционерное общество "ВСК"

7710026574

164 730

15%

4

№7

Открытое Акционерное Общество «АльфаСтрахование»

7713056834

164 730

15%

5

№5

Общество с ограниченной ответственностью "Зетта Страхование"

7710280644

164 730

15%

6

№8

Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"

7736035485

164 730

15%

7

№9

Страховое акционерное общество ЭРГО

7815025049

164 730

15%

 

Заявки всех участников, кроме АО «Страховое общество газовой промышленности», признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным конкурсной документацией о проведении электронного аукциона.

Согласно Протоколу от 11.05.2017 комиссия признала победителем электронного аукциона - Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» ИНН 7705042179, предложившего цену контракта 159 061,35 руб.

Поскольку указанные хозяйствующие субъекты  принимали участие в электронном аукционе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, соответственно указанные страховые организации   являются хозяйствующими субъектами конкурентами.

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ).

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 225-ФЗ относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:

1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов;

2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;

4) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа.

Также в соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 7 Закона 225-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.  Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте. (часть 9 статьи 7 Закона 225-ФЗ)

Пунктом 10 части 7 статьи 29 Закона 225-ФЗ значение коэффициента, указанного в части 9 настоящей статьи, не может быть более 1,0 и менее 0,6.

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (частью 2 статьи 24 Закона № 225-ФЗ).

Профессиональным объединением страховщиков является Национальный союз страховщиков ответственности (далее – НССО), действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

В соответствии с положением части 1 статьи 19 Закона № 225-ФЗ Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов.

В соответствии с указанной нормой постановлением Президиума НССО (пр. № 27 от 13.04.2011) утверждены Правила профессиональной деятельности «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (далее - ППД об оценке уровня безопасности). ППД об оценке уровня безопасности, в соответствии с требованиями Закона № 225-ФЗ, согласованы с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. ППД об оценке уровня безопасности установлен обязательный для страховых организаций - членов НССО порядок определения уровня безопасности опасного объекта для целей применения дополнительного коэффициента, исходя уровня безопасности опасного объекта.

Конкретное значение дополнительного коэффициента исходя из уровня безопасности опасного объекта, определенного в соответствии с требованиями ППД об оценке уровня безопасности, устанавливается страховыми организациями - членами НССО в соответствии с Правилами профессиональной деятельности «Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденными постановлением Президиума НССО (пр. № 34 от 14.12.2011) (далее — ППД об организации обязательного страхования).

Таким образом, в случае, если страховая организация - член НССО принимает решение о применении дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте, она обязана руководствоваться ППД об организации обязательного страхования.

Как следует из документов, представленных СПАО «Ингосстрах», при расчёте суммы страховой премии в отношении объектов Заказчика применило дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта равный 0,6, соответствующий нормальному уровню безопасности опасного объекта.

С учётом изложенного, расчёт суммы страховой премии, заявленной СПАО «Ингосстрах», при проведении открытого аукциона, выглядит следующим образом:

 

п/п

Наименование опасного объекта

Регистрационный номер

Страховая сумма, руб.

Базовый тариф, %

Коэффициент в зависимости от  уровня безопасности опасного объекта

Страховая премия за год, руб.

1

Сеть газопотребления предприятия 

(котельная № 5)

Т01-00004-001

25 000 000,00

0,066

0,6

9900

2

Площадка  хранения    мазутного топлива (котельная  № 5)

Т01-00004-009

10 000 000,00

1,544

0,6

92 640

3

Автозаправочные    станции жидкого моторного топлива

Не подлежит регистрации

10 000 000,00

0,049

0,6

2 940

4

Площадка ресиверов (станция обезжелезивания)

Т01-00004-003

10 000 000,00

0,09

0,6

5 400

5

Участок транспортный автохозяйства

Т01-00004-006

10 000 000,00

0,045

0,6

2 700

6

Лифты

Не подлежит регистрации

10 000 000,00

0,045

0,6

2 700

Итого

 

116 280

 

Согласно пояснениям СПАО «Ингосстрах», на основании указанных расчетов Общество намерено было снизить цену контракта до 116 280 рублей.

На запрос Пензенского УФАС России НССО представлен расчет страховой премии с соответствующим возможным значением дополнительного коэффициента исходя из уровня безопасности опасного объекта.

п/п

Наименование опасного объекта

Регистрационный номер

Страховая сумма, руб.

Базовый тариф, %

Коэффициент в зависимости от  уровня безопасности опасного объекта

Страховая премия за год, руб.

1

Сеть газопотребления предприятия 

(котельная № 5)

Т01-00004-001

25 000 000,00

0,066

0,85

14 025

2

Площадка  хранения    мазутного топлива (котельная  № 5)

Т01-00004-009

10 000 000,00

1,544

0,85

131 240

3

Автозаправочные    станции жидкого моторного топлива

Не подлежит регистрации

10 000 000,00

0,049

0,85

4 165

4

Площадка ресиверов (станция обезжелезивания)

Т01-00004-003

10 000 000,00

0,09

0,85

7 650

5

Участок транспортный автохозяйства

Т01-00004-006

10 000 000,00

0,045

0,85

3 825

6

Лифты

Не подлежит регистрации

10 000 000,00

0,045

0,85

3 825

Итого

 

164 730

 

Таким образом, страховая премия (цена договора) в размере, меньшем, чем расчётные 164 730 рублей, является необоснованно заниженной.

Необоснованное занижение СПАО «Ингосстрах» значения дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта при расчёте страховой премии по объекта Заказчика (0,6 вместо 0,85), привело к неправомерному занижению общей страховой премии при проведении открытого аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте.

Применение заниженной величины страховой премии было направлено на получение преимущества при участии в проведении аукциона и позволило СПАО «Ингосстрах» победить в аукционе, как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены договора.   

В соответствии с действующим законодательством, в случае применения дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта, страховщик обязан определить уровень безопасности опасного объекта и применить значение данного коэффициента в соответствии с ППД об организации обязательного страхования. Обязанность соблюдения требований, утвержденных НССО  правил профессиональной деятельности страховщиков, для ее членов установлена частью 1 статьи 19 Закона № 225-ФЗ.

Иные участники конкурса, в силу взятых на себя обязательств при вступлении в НССО, при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте ФКУ «Войсковая часть 45108» руководствовались требованиями действующего законодательства и правилами профессиональной деятельности страховщиков.

Таким образом, СПАО «Ингосстрах», неправомерно занизив значение дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта 0,6 (вместо 0,85) при расчёте страховой премии, нарушило действующее законодательство, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).

Из представленных материалов установлено, что ЗАО «МАКС», как участник подавший первым ценовое предложение, рассчитанное в соответствии с действующим законодательством, могло стать победителем проводимого аукциона.

Таким образом, указанные выше действия СПАО «Ингосстрах» привели к тому, что добросовестный участник рынка не был признан победителем с ним не был заключен контракт, и, как следствие, причинены или могли быть причинены убытки данной организации в виде упущенной выгоды.

Согласно статьи 4 Закон о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. В частности статьей 14.8 Закона о защите конкуренции установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

Таким образом, в действиях СПАО «Ингосстрах» усматриваются признаки недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном занижении СПАО «Ингосстрах» значения дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта в расчёте страховой премии, что привело к получению конкурентных преимуществ при участии в аукционе № 0355100015117000080.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.8 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях СПАО «Ингосстрах», выразившихся в необоснованном занижении значения дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта при расчёте страховой премии в аукционе № 0355100015117000080, признаков недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает СПАО «Ингосстрах» о необходимости прекращения указанных действий, для чего  необходимо:

- в срок до 18 августа 2017 года обеспечить контроль за применением соответствующего значения дополнительного понижающего коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта в расчете страховой премии при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте на территории Пензенской области;

- с момента получения настоящего Предупреждения и до 25 декабря 2017 года уведомлять Пензенское УФАС России о каждом случае участия Обществом в процедурах по определению исполнителя при проведении закупок заказчиками Пензенской области для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте на территории Пензенской области, не позднее пяти дней с момента завершения указанных процедур.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение , и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом. (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции)

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны