Решение №ЕП/2965/23 Решение от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-492/2023

 

«04» сентября 2023 года                                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- Б<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

со стороны заявителя:

- ИП П<...> (лично);

- П<...> – представителя по доверенности от 01.08.2023 б/н;

- П<...>– представителя по доверенности от 01.08.2023 б/н;

со стороны организатора торгов:

- Х<...> – главы Администрации Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области;

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя П<...>на действия организатора торгов – Администрации Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ИНН 5812342871, ОГРН 1025800744199, ул. Молодежная, д. 2А, с. Верхний Шкафт, Городищенский район, Пензенская область, 442318) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения (Лот № 1, извещение № 22000038610000000001 от 27.06.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

15.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя П<...> на действия организатора торгов – Администрации Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области (далее- Администрация, ИНН 5812342871, ОГРН 1025800744199, ул. Молодежная, д. 2А, с. Верхний Шкафт, Городищенский район, Пензенская область, 442318) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения (Лот № 1, извещение № 22000038610000000001 от 27.06.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru) (далее – Аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что ИП П<...> принимал участие в открытом аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 58:07:0010303:153.

Вместе с тем, по мнению ИП П<...>, организация и проведение аукциона в отношении данного земельного участка недопустимы без предоставления заявителю, как совладельцу смежных земельных участков, преимущественного права приобретения указанного земельного участка на основании статьи 12 Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве».

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 17.08.2023 № ЕП/2650/23 назначено и проведено 24.08.2023 в 16 часов 00 минут.

Правовая позиция Администрации изложена в письменных возражениях на жалобу от 21.08.2023 вх. № 3223/23, от 28.08.2023 вх. № 3384/23. Из пояснений Администрации следует, что от ИП КФХ П<...> поступило три заявления на предоставление (продажу) земельных долей без выделения земельного участка. За период с 01.11.2022 по 30.04.2023 в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ИП КФХ П<...> проданы земельные доли общей площадью 135 га.

Кроме земельных долей, оформленных в собственность муниципального образования в 2022-2023 гг., имелись земельные доли, зарегистрированные за муниципальным образованием в результате отказа физическими лицами в пользу муниципального образования в 2014 и 2019 годах, общая площадь которых составила 22,5 га. Заявление на покупку указанных земельных долей от ИП КФХ П<...> в Администрацию не поступало.

В связи с чем, Администрацией принято решение провести межевание вышеуказанных земельных долей. Извещение о согласовании проекта межевания земельного участка опубликовано в газете «Пензенская правда» от 04.04.2023 № 13. Возражений относительно размера и местоположения границ, выделяемого за счет земельных долей земельного участка, не поступало.

Учитывая      вышеизложенное, Администрацией принято постановление от 24.05.2023 № 20 «О проведении аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения».

В период приема заявок заявлений от ИП П<...> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0010303:153 без проведения торгов как крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующему данный земельный участок, и об отмене данного аукциона не поступали, напротив, ИП П<...>подал заявку на участие в торгах, тем самым, подтвердив правомерность данной процедуры.

На рассмотрение жалобы 24.08.2023 ИП П<...> не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 24.08.2023 представитель Администрации с доводами жалобы не согласилась, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении жалобы отказать.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 25.08.2023 № ЕП/2757/23 назначено и проведено 04.09.2023 в 11 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 04.09.2023 ИП П<...> доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что на основании договора аренды от 10.10.2002 б/н им используются смежные по отношению к участку с кадастровым номером 58:07:0010303:153 земельные участки, частью земель (паев) владеет на праве собственности. Также ИП П<...> на протяжении длительного времени использовал и обрабатывал земельный участок, который является предметом аукциона.

Представитель Администрации указала, что в результате отказа физических лиц от земельных долей путем обращения в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области за муниципальным образованием Верхнешкафтинский сельсовет Городищенского района Пензенской области в 2014 и 2019 годах зарегистрировано право собственности на три земельных доли общей площадью 22, 5 га. В 2014-2019 гг. Администрацией не произведен фактический выдел земельных долей. О наличии в муниципальной собственности земельных долей, из которых образован земельный участок с кадастровым номером 58:07:0010303:153, Администрации стало известно в 2022 году. В связи с пропуском установленного в части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» срока, Администрацией в 2023 году предприняты меры по выделению земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, утверждению проекта межевания и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 58:07:0010303:153. Информация о возможности приобретения земельных долей на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Администрацией не размещалась.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба ИП П<...> подана в пределах установленного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ИП П<...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются главой V.1 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ).

Процедура проведения открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируется правовыми нормами статей 39.11, 39.12 ЗК РФ.

Согласно пунктам 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Официальный сайт) для размещения информации о  проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

Как следует из представленных документов, 24.05.2023 Администрацией вынесено постановление № 20 «О проведении аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в электронной форме» (далее – постановление от 24.05.2023 № 20), в соответствии с пунктом 1 которого Администрация постановляет провести аукцион по продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в электронной форме: Лот № 1 – местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах  участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Пензенская область, Городищенский район, Верхнешкафтинский с/с, площадью – 225 001 кв.м., с кадастровым номером 58:07:00103003:153, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка – для сельскохозяйственного производства.

27.06.2023 Администрацией в сети «Интернет» на Официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение № 22000038610000000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Лот № 1: земельный участок сельскохозяйственного назначения

Описание Лота: местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Пензенская область, Городищенский район, Верхнешкафтинский с/с, площадью – 225 001 (двести двадцать пять тысяч один) кв.м., с кадастровым номером 58:07:0010303:153, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка – для сельскохозяйственного производства.

Дата и время начала подачи заявок: 28.06.2023 08:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 28.07.2023 10:00.

Дата проведения торгов: 02.08.2023 10:00.

Начальная цена предмета аукциона: 470 000 руб.

Шаг аукциона: 14 100 руб.

Размер задатка: 235 000 руб.

В соответствии с протоколом по рассмотрению заявок от 31.07.2023 № U22000038610000000001-1 на участие в торгах поступило 7 (семь) заявок, все участники допущены до участия в аукционе.

Согласно протоколу о результатах аукциона от 03.08.2023 № U22000038610000000001-3 победителем торгов признано ООО «Земельная компания Черкизово» с ценовым предложением в размере 850 700 руб.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ одним из оснований возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

Из материалов дела следует, что 11.03.2014 и 13.11.2019 за муниципальным образованием Верхнешкафтинский сельсовет Городищенского района Пензенской области зарегистрировано право собственности на земельные доли общей площадью 22,5 га из состава земельного участка с кадастровым номером 58:07:0000000:55, находящегося в общей долевой собственности.

Как следует из пояснений организатора торгов, о наличии в муниципальной собственности земельных долей общей площадью 22,5 га Администрации стало известно в 2022 году. Затем, во исполнение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией предприняты меры по выделению земельных долей, подготовке и утверждению проекта межевания, постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 58:07:0010303:153, подготовке и организации аукциона по продаже данного земельного участка.

Так, Администрацией в газете «Издательский дом «Пензенская правда» от 04.04.2023 № 13 размещено извещение о согласовании проекта межевания земельного участка.

05.05.2023 кадастровым инженером подготовлено заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка.

05.05.2023 главой Администрации утвержден проект межевания земельного участка.

31.05.2023 за муниципальным образованием Верхнешкафтинский сельсовет Городищенского района Пензенской области зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 58:07:0010303:153, образованный из земельных долей.

24.05.2023 Администрацией принято постановление № 20 и 27.06.2023 размещено извещение о проведении аукциона.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 250 ГК РФ, части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абзаца 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Управления установлено, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией информация о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных указанной частью не опубликовывалась в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и не размещалась на официальном сайте Администрации в сети «Интернет».

Таким образом, Администрацией не исполнена обязанность по опубликованию информации о возможности приобретения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, земельной доли.

При указанных обстоятельствах, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия Управления единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Администрации нарушения части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а доводы жалобы ИП П<...> подтверждены и обоснованы.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая допущенные Администрацией нарушения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Комиссия Управления считает необходимым выдать организатору торгов предписание об устранении допущенных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя П<...> на действия организатора торгов – Администрации Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ИНН 5812342871, ОГРН 1025800744199, ул. Молодежная, д. 2А, с. Верхний Шкафт, Городищенский район, Пензенская область, 442318) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения (Лот № 1, извещение № 22000038610000000001 от 27.06.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru)  обоснованной.
  2. Признать организатора торгов – Администрацию Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ИНН 5812342871, ОГРН 1025800744199, ул. Молодежная, д. 2А, с. Верхний Шкафт, Городищенский район, Пензенская область, 442318) нарушившей часть 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  3. Выдать организатору торгов – Администрации Верхнешкафтинского сельсовета Городищенского района Пензенской области (ИНН 5812342871, ОГРН 1025800744199, ул. Молодежная, д. 2А, с. Верхний Шкафт, Городищенский район, Пензенская область, 442318) обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения (Лот № 1, извещение № 22000038610000000001 от 27.06.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru).
  4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны