Постановление б/н постановление от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу  № 058/04/14.32-17/2021

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

«19» января 2021 года                                            г. Пенза, ул. Урицкого, д. 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №058/04/14.32-17/2021, возбужденного в отношении С., на момент совершения правонарушения являющейся генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Курьер» (ИНН 5836620327, ОГРН 1045803003223, 440600 г. Пенза, ул. Московская, д. 11Е), по факту нарушения ООО «Курьер» требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Наш дом» (ИНН 5836615447, ОГРН 105801356900), которое привело к поддержанию цен на торгах, установленному решением Пензенского УФАС России от 30.07.2020г.  по делу № 058/01/11-124/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 19.01.2021 года №058/04/14.32-17/2021 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) . в отношении С., в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела №058/01/11-124/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2020г. действия ООО «Курьер», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Наш дом» (ИНН 5836615447, ОГРН 105801356900), которое привело к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятое Комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства  Российской Федерации, является поводом к возбуждению  дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Курьер» действий, которые являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 058/01/11-124/2020 и подтверждается представленными в деле доказательствами.

При рассмотрении настоящего дела Саул А.О. вину в рассматриваемом правонарушении  признал.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №058/01/11-124/2020, приняв во внимание объяснения С., прихожу к следующим выводам.

В Пензенское УФАС России поступило обращение о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукционов.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены аукционы 0855200000517001723, 0855200000517002634, 0255200000118000007, 0855200000518000819, 0855300002818000380, 0855200000518002765, 0855300002819000028, 0255200000119000032, в которых Ответчики принимали участие с использованием единой инфраструктуры.

По результатам рассмотрения обращения в действиях ООО «Курьер» и ООО «Издательство «Наш дом» установлены признаки антиконкурентного соглашения при проведении аукциона №0855200000519001128.

В ходе рассмотрения дела были установлены следующие аукционы с участием ООО «Курьер» и ООО «Издательство «Наш дом»: 0855200000517001723, 0855200000517002634, 0255200000118000007, 0855200000518000819, 0855300002818000380, 0855200000518002765, 0855300002819000028, 0255200000119000032, 0855200000519001128.

15.08.2017 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000517001723 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей о развитии экономики, предпринимательства, сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 350 000,00 рублей.

Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

23.10.2017 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000517002634 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационных и аналитических статей об основных тенденциях социально-экономического развития Пензенской области.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 350 000,00 рублей.

Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

14.02.2018 заказчиком Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области опубликовано извещение о проведении открытого аукциона № 0255200000118000007 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг в виде публикаций в печатных изданиях (прямая линия).

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 104 000,00 рублей.

13.04.2018 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000518000819 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей о развитии предпринимательства, туризма и инноваций.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 700 000,00 рублей.

Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

10.05.2018 Уполномоченный орган в лице МКУ «Центр закупок города Пензы» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855300002818000380 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по производству и публикации информационных и аналитических интервью, статей, репортажей в еженедельнике, который распространяется на территории г. Пензы и Пензенской области.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 200 000,00 рублей.

Заказчик: Пензенская городская Дума.

26.09.2018 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000518002765 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационных и аналитических статей о развитии экономики, науки, предпринимательства, жилищно-коммунальной сферы и сельского хозяйства в Пензенской области.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 300 000,00 рублей.

Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

21.02.2019 Уполномоченный орган в лице МКУ «Центр закупок города Пензы» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855300002819000028 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по производству и публикации информационных и аналитических интервью, статей, репортажей в еженедельнике, который распространяется на территории г. Пензы и Пензенской области.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 200 000,00 рублей.

Заказчик: Пензенская городская Дума.

31.05.2019 заказчиком Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области опубликовано о извещение о проведении открытого аукциона № 0255200000119000032 в электронной форме на размещение государственного заказа: Место для рекламы в газетах.

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 106 026,66 рублей.

15.05.2019 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000519001128 в электронной форме на размещение государственного заказа: Поставка «Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей об основных тенденциях развития информационных технологий, здравоохранения, образования, экономики, культуры, политики и жилищно-коммунального хозяйства».

Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .

Начальная максимальная цена контракта: 700 000,00 рублей.

Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.

Согласно данным электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк АСТ» в указанных аукционах принимали участие (поданы заявки):

ООО «Курьер» (ИНН5836620327);

ООО «Издательство «НАШ ДОМ» (ИНН 5836615447).

Согласно информации, представленной электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», в ходе проводимых аукционов участниками сделано 1ценовому предложению.

По итогам проведенных процедур контракты заключены с ООО «Издательство «НАШ ДОМ».

Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что IP-адреса, используемые участниками при подачи заявок и ценовых предложений, ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» совпадают и имеют ip 85.234.37.130.

Согласно информации, представленной оператором ПАО «МТС» указанный IP адрес 85.234.37.130 в соответствии с договором от 22.06.2015 предоставлен и ООО «Издательство «НАШ ДОМ».

ООО «Курьер» (ИНН5836620327) и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ зарегистрированы по одному адресу: г. Пенза, ул. Московская, 11Е.

Согласно представленным пояснениям ООО «Курьер» общество не имеет договоров аренды и не владеет помещениями для размещения. Деятельность Общества осуществляется по месту жительства директора.

Данные обстоятельства подтверждают, что нахождение ответчиков в одном помещении, в том числе во время проведения аукциона не является случайным и подтверждает наличие возможности информационного обмена во время проведения аукциона.

Также из представленных электронной площадкой материалов установлено, что указанные при регистрации на электронной площадке и используемые участниками электронная почта контактного лица ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» совпадают: saul60@mail.ru.

Кроме того, контактным лицом ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ», согласно данным электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», является Саул Андрей Оттович.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры при участии в торгах. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Таким образом, ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ», заранее зная о намерениях друг друга, отказались от самостоятельных действий с целью обеспечения победы в аукционе ООО «Издательство «НАШ ДОМ».

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Целью указанного соглашения между Ответчиками является исключение между участниками картеля конкурентной борьбы, назначение «победителя» до проведения конкурсной процедуры.

В соответствии частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Подача заявок на участие в аукционе выражает согласие и намерение хозяйствующего субъекта исполнить контракт на представленных условиях и, соответственно, возлагает ответственность в случае отказа от его исполнения (пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков). Поскольку в случае поступления единственной заявки, аукцион признается несостоявшимся, контракт может быть заключен с единственным участником. Поэтому хозяйствующие субъекты в сложившихся условиях, прежде чем направлять заявку на участие, устанавливают экономический интерес к контракту и свои экономические возможности по его исполнению.

Доказательств того, что участники не имели возможность продолжить снижение цены контракта на рассматриваемых закупках, то есть конкурировать, в ходе рассмотрения дела не представлено.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se"). (Разъяснения ФАС России от 30.05.2018 N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах").

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела №058/01/11-124/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2020г. действия ООО «Курьер», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом ООО «Издательство «Наш дом», которое привело к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела ООО «Курьер» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Предписание исполнено в установленный срок.

Место совершения правонарушения – г. Пенза.

Время совершения правонарушения – с 15.08.2017 по 04.07.2019.

Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом ООО «Курьер» С. назначена на должность генерального директора ООО «Курьер» с  05.03.2007.

Действия ООО «Курьер», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом ООО «Издательство «Наш дом», которое привело к поддержанию цен на торгах, совершены под руководством генерального директора ООО «Курьер» .  

Саулу А.О., в связи с занимаемой должностью и возложенными на него полномочиями должно быть известно о необходимости соблюдения законодательства.

Таким образом, в действиях должностного лица – генерального директора ООО «Курьер» . содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

У С. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу о  нарушении антимонопольного законодательства  по делу № 058/01/11-124/2020 принято Комиссией Пензенского УФАС России в  полном объеме 30.07.2020г.

То есть на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании пункта 2 статьи 4.1 КоАП При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно статье 4.2 КоАП РФ учитывается следующее:

- С. впервые совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ;

- ООО «Курьер» исполнило предписание антимонопольного органа;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

-  раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлены.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности и создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерацией общественным отношениям в области защиты конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы государства, а также на интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности. Государственный контроль за соблюдением запрета на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения в сфере предпринимательской деятельности и обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения заключения ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере предпринимательской деятельности.

Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере конкуренции. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном С. к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере предпринимательской деятельности.

Оценив конкретные обстоятельства совершения С. административного правонарушения, а также учитывая то обстоятельство, что в  результате действий ООО «Курьер» произошло ограничение конкуренции при проведении аукционов,   считаю, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Исходя из характера, совершенного С.  административного правонарушения, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьей 4.2, статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ,

 

 

                                                         ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях С, на момент совершения правонарушения являющейся генеральным директором ООО «Курьер», наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2.Назначить С наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны