Решение №058/06/104-34/2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенско... от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 058/06/104-34/2023

«21» марта 2023 года                                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Инспекция, Инспекция Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Инспекции, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии со стороны ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области»: <…> – представителя по доверенности от 03.10.2022,

в отсутствие представителя ООО «Система» (далее – поставщик, Общество) – представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев представленные заказчиком ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области» документы и сведения об ООО «Система» (ИНН 7720643181, 111399, г. Москва, ул. Металлургов, д. 60А, стр. 1, ком. 3), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона «Поставка бумаги для офисной техники для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области», за счет средств федерального бюджета (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).» (извещение № 0855100000321000060 от 18.05.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

14.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области» (вход. № 868э) о включении сведений об ООО «Система» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Поставка бумаги для офисной техники для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области», за счет средств федерального бюджета (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций).» (извещение № 0855100000321000060 от 18.05.2021).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 15.03.2023 (исх. № 433-4э) назначено на 21.03.2023 в 14 часов 30 минут.

Представитель заказчика участвует в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

На заседании Инспекции представитель ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области» поддержала доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.03.2023. Пояснила, что в адрес поставщика были направлены заявки на поставку товара от 11.01.2023 и 26.01.2023, товар поставлен не был, ответа на заявки не поступило. В адрес ООО «Система» с целью урегулирования вопроса о поставке товара были направлены информационные письма от 26.01.2023 и 14.02.2023. На письма поставщик не ответил, к исполнению контракта не приступил, на основании чего заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В результате рассмотрения обращения и осуществления внеплановой проверки электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.

18.05.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855100000321000060 о проведении электронного аукциона «Поставка бумаги для офисной техники для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области», за счет средств федерального бюджета (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)».                    

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 501 312,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2021 № 0855100000321000060-3 победителем аукциона признано ООО «Система» (№ 2) с ценовым предложением 1 140 997,12 рублей.

23.06.2021 между ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области» и ООО «Система» заключен контракт № 70 (далее - контракт). Реестровый номер контракта 1583405526021000094.

Согласно пункту 1.1 контракта «Поставщик» обязуется поставить, а «Государственный заказчик» принять и оплатить бумагу для офисной техники согласно прилагаемой к настоящему Государственному контракту спецификации.

Пунктом 1.3 контракта установлено, что поставка товара осуществляется с 10 января 2023г. по 01 октября 2023г., по заявке Государственного заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней, с даты получения заявки.

Согласно пункту 4.1 контракта «Поставщик» обязан немедленно предупредить Государственного заказчика обо всех независящих от него обстоятельствах, которые создают невозможность завершения поставки в срок.

Пунктом 6.1 контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

В соответствии с пунктом 9.1 контракта государственный контракт вступает в силу с даты заключения и действует по 30.11.2023г., а в части взаиморасчетов до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

Первая заявка заказчика направлена в адрес поставщика 10.01.2023, таким образом поставка товара должна быть осуществлена не позднее 24.01.2023. Вместе с тем товар по указанной заявке в адрес заказчика не поступил.

Письмом от 26.01.2023 № 21/1-205 заказчиком направлено требование о необходимости поставки товара. Ответа на данное письмо со стороны поставщика не последовало.

Вторая заявка заказчика направлена в адрес поставщика 26.01.2023, таким образом поставка товара должна быть осуществлена не позднее 09.02.2023. Вместе с тем товар по указанной заявке в адрес заказчика также не поступил.

Письмом от 14.02.2022 № 21/1-351 заказчиком направлено повторное требование о поставке товара. Ответа на требование со стороны ООО «Система» не последовало, товар поставлен не был.

По состоянию на дату вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта – 01.03.2023 контракт не исполнен, к поставке товара подрядчик не приступил.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно положениям части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 11.4 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 11.5 контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту в соответствии п.9-23 ст. 95 ФЗ №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

01.03.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.06.2021 № 70.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления ООО «Система» о принятом решении следует считать 01.03.2023 (дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС). 13.03.2023 – дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (спустя 10 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС с учетом положений ГК РФ).

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании вышеизложенного, обращение в Пензенское УФАС должно быть направлено не позднее 15.03.2023. Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 14.03.2023, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Невыполнение участником закупки условий контракта влечет не только нарушение интересов Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов. Участник аукциона, будучи профессиональным участником рынка, должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий предпринимать надлежащие и достаточные меры для своевременного исполнения публичных обязанностей.

Рассмотрев представленные документы и материалы, Инспекция Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «Система» в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что обязательства по государственному контракту поставщиком не выполнены, доказательств невозможности их исполнения ни заказчику, ни антимонопольному органу не представлено.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»), Инспекция Управления

РЕШИЛА:

Сведения, представленные государственным заказчиком федеральным казенным учреждением «Центр хозяйственного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области» об обществе с ограниченной ответственностью «Система» включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.     

 

Сведения об ООО «Система», подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков:   

1) Общество с ограниченной ответственностью «Система»;

2) 111399, г. Москва, ул. Металлургов, д. 60А, стр. 1, ком. 3, ИНН 7720643181; 

3) Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредитель юридического лица – <…> (ИНН <…>);    

4) ИКЗ 211583405526058340100100750751712244;   

5) решение заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 01.03.2023 № 21/1-468.   

2. Датой включения сведений об ООО «Система» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.

3. Таблица отсчета сроков размещения информации об участнике закупки подлежащего включению в реестр недобросовестных поставщиков (Приложение № 1 – Таблица 1).

Заместитель председателя Инспекции

 

Члены Инспекции

                                                        

 

          <…>

 

             <…>

                                                                                                                                   <…>

 

 

Приложение 1.

Таблица 1.

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

 

01.03.23

15.03.23

14.03.2023

0

14.03.2023

21.03.2023

21.03.2023

0

24.03.2023

23.03.2023

0

0

 

*дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Заместитель председателя Инспекции

 

Члены Инспекции

                                                        

 

 

          <…>

 

             <…>

 

       <…>

                                                                                                                                  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны