Определение №1747-3 определение о назначении от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/15-397/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«01» июня 2021 года

г. Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

По результатам внеплановой документарной проверки проводимой отделом контроля органов власти на основании приказа Пензенского УФАС России от 12.02.2021 № 13 в отношении Администрации города Никольска Никольского района Пензенской области (ОГРН: 1025800958699, ИНН: 5826100255; 442680, Пензенская область, Никольский район, г. Никольск, ул. Центральная, 8) (далее – Администрация) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Устава города Никольска Никольского района Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей города Никольска Никольского района Пензенской области от 25.04.2011 № 236-52/5 (далее – Устав), муниципальное образование – город Никольск Никольского района  Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 01.03.2004 № 580-ЗПО «О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обладает статусом городского поселения.

В соответствии с пунктом 1.3. статьи 19, пунктом 1 статьи 23 Устава Администрация города Никольска – местная администрация, исполнительно-распорядительный орган города Никольска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Никольска федеральными законами и законами Пензенской области.

В соответствии с подпунктами 9, 10 пункта 11 статьи 23 Устава администрация, в том числе:

- осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Никольска в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством;

- разрабатывает проект бюджета города Никольска и исполняет бюджет города Никольска.

Согласно пункту 1 статьи 28 Устава по вопросам местного значения населением города Никольска непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Никольска принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктом 5 статьи 29 Устава предусмотрено, что глава администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пензенской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Собрания представителей, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Никольска федеральными законами и законами Пензенской области, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Так, Постановлением Администрации от 25.11.2019 № 391 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Никольска Никольского района Пензенской области на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства, расположенных в границах муниципального образования город Никольск Никольского района Пензенской области (далее – Порядок № 391).

В соответствии с разделом 2 Порядка № 391 субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города Никольска Никольского района Пензенской области в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства расположенных в границах муниципального образования город Никольск Никольского района Пензенской области (далее – Субсидии).

Пунктом 3.1. раздела 3 Порядка № 391 предусмотрено, что право на получение субсидий имеют юридические лица  (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг,  осуществляющие выполнение работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства, расположенных в  границах муниципального образования город Никольск  Никольского района Пензенской области, признанным победителями по итогам конкурсного отбора.

Согласно пункту 4.1. Порядка № 391 главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим предоставление субсидии, является администрация города Никольска Никольского района Пензенской области (далее - Главный распорядитель).

В соответствии с пунктами 4.4, 4.8 Порядка № 391 предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в других целях, не предусмотренных договором и муниципальным заданием по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства, расположенных в границах муниципального образования город Никольск Никольского района Пензенской области, на очередной финансовый год и плановый период.

Перечень возможных затрат, связанных с выполнением работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства, расположенных в границах муниципального образования город Никольск Никольского района Пензенской области, на которые направляются субсидии:

1) заработная плата с начислениями по фонду оплаты труда;

2) приобретение материалов, запасных частей, горюче-смазочных материалов, оборудования, спецодежды, инвентаря;

3) работы и услуги по содержанию имущества;

4) амортизация основных средств;

5) текущий ремонт транспортных средств;

6) общехозяйственные расходы;

7) общепроизводственные расходы;

8) налоги;

9) приобретение пескосольсмеси;

10) накладные расходы;

11) коммунальные услуги;

11) установка новогодней елки с украшением.

В соответствии со статье 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктами 3, 15, 19, 22, 31 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Частью 1 статьи 27 Водного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Согласно части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения города Никольска относятся, в том числе:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Никольска (п.3);

- организация благоустройства и озеленения территории города Никольска, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Никольска (п.20);

- присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе Никольске, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов (п.22);

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.23);

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п.30).

Исходя из изложенного вышеуказанный нормативный правовой акт Администрации (Порядок № 391) определяет порядок предоставления субсидий лицам, оказывающим работы или выполняющим услуги фактически для решения вопросов местного значения, которые являются муниципальной нуждой городского поселения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Статьей 54 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

В соответствии с частями 1, 2 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, выделение хозяйствующим субъектам в соответствии с Порядком № 391 субсидий из местного бюджета вместо проведения закупочных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе приводит (может привести) к предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам необоснованного преимущества, которое обеспечит им более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 указанного Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, в рассматриваемых действиях Администрации по установлению порядка, предусматривающего предоставление хозяйствующим субъектам субсидий для обеспечения муниципальных нужд, содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 3-01-03/05-2021 от 24.03.2021 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение).

Данным Предупреждением Администрации было предписано в срок до 24.04.2021:

1.         Отменить Постановление Администрации города Никольска Никольского района Пензенской области от 25.11.2019 № 391 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Никольска Никольского района Пензенской области на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, озеленению, содержанию мест захоронения, уличного освещения, объектов водного хозяйства, расположенных в границах муниципального образования город Никольск Никольского района Пензенской области».

2. О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий.

Предупреждение № 3-01-03/05-2021 от 24.03.2021 в установленный срок Администрацией не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для исполнения предупреждения.

На основании изложенного, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 17.05.2021 № 59 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 058/01/15-397/2021 к рассмотрению на «25» июня 2021 в 11 часов 00 минут.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 058/01/15-397/2021 в качестве:

ответчика:

- Администрация города Никольска Никольского района Пензенской области (ОГРН: 1025800958699, ИНН: 5826100255; 442680, Пензенская область, Никольский район, г. Никольск, ул. Центральная, 8)

Связанные организации

Связанные организации не указаны