Решение №3350-2 Решение от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г.Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «28» сентября 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено «5» октября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии,

при участии:

со стороны Заявителя – <...>,

со стороны Ответчика представителя СПОК «Большеижморский» – <...>, председатель Кооператива,

рассмотрев дело № 058/01/10-563/2021 по признакам нарушения Сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом «Большеижморский» (ИНН 5813000729, ОГРН 1195835011976, 442013, Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Садовая, д.1А, далее – СПОК «Большеижморский», Кооператив, Ответчик) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение <...> (далее – Заявитель) в отношении СПОК «Большеижморский» по вопросу начисления платы за услугу по водоснабжению без применения тарифа, утверждённого в соответствии с действующим законодательством.

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях СПОК «Большеижморский» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 01.07.2021 г. № 81 возбуждено дело по признакам нарушения СПОК «Большеижморский пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении закреплённого в законодательстве порядка ценообразования по установлению тарифа на питьевое водоснабжение, которое влечёт (может повлечь) ущемление интересов неопределённого круга потребителей.

Определением от 02.07.2021 г. рассмотрение дела назначено на 03.08.2021 г.

В связи с техническим сбоем и отсутствием возможности участия СПОК «Большеижморский» в заседании Комиссии, определением от 03.08.2021 г. рассмотрение дела отложено на 30 августа 2021 года.

20.08.2021 г. в Пензенское УФАС России поступили письменные пояснения СПОК «Большеижморский».

30.08.2021 г. представитель <...> в полном объёме поддержал позицию, изложенную в пояснениях. Дополнительно Ответчик указал, что порядок вступления в СПОК «Большеижморский» фактически отсутствует, договоры с членами Кооператива не заключались, в протоколе за согласие вступить в члены Кооператива потребители не расписывались. Первоначально на общем собрании все абоненты были согласны на создание Кооператива и вступление в него, впоследствии некоторые абоненты переставали платить по тарифу за водоснабжение, определённом на собрании, и указывали на желание платить по счётчику.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов, определением от 30.08.2021 г. рассмотрение дела отложено на 15 сентября 2021 года.

На заседании Комиссии 15.09.2021 г. Заявитель в полном объёме поддержал доводы, изложенные в заявлении. 

Представитель Ответчика поддержал свою ранее изложенную позицию, указал на отсутствие в действиях Кооператива по взиманию платы за питьевое водоснабжение в размере тарифа, утверждённого СПОК «Большеижморский».

Также, на вопрос Комиссии <...> указал, что инициатором создания СПОК «Большеижморский» была администрация сельсовета, поскольку в селе некому было оказывать услугу по водоснабжению. Представитель Ответчика пояснил, что сейчас ремонтом системы водоснабжения, переданной Кооперативу администрацией по договору аренды, занимается он. 

Изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/10-563/2021 отложить, о чем вынесено Определение от 15.09.2021 г. и назначена дата заседания Комиссии 28.09.2021 г.

Возражения на Заключение об обстоятельствах дела лицами, участвующим в деле, не представлены.

Изучив материалы дела № 058/01/10-563/2021 и оценив представленные доказательства, Комиссия Пензенского УФАС России пришла к следующему.

СПОК «Большеижморский» является хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги водоснабжения на территории села Малая Ижмора и села Большая Ижмора Земетчинского района Пензенской области с использованием предоставленных на основании договора аренды централизованных систем водоснабжения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности СПОК «Большеижморский» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).

Между администрацией Большеижморского сельсовета Земетчинского района Пензенской области (Арендодатель) и СПОК «Большеижморский» (Арендатор) заключен договор аренды № 1 в отношении централизованных систем водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности Большеижморского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от 11.01.2021 г. (далее – Договор).

В соответствии с Договором Арендодатель предоставляет Кооперативу объекты недвижимого имущества – «централизованные системы водоснабжения, отдельные объекты таких систем», расположенные на территории Большеижморского сельсовета Земетчинского района (в соответствии с Приложением к Договору) во временное владение и пользование за плату для организации водоснабжения в с.Малая Ижмора и с.Большая Ижмора Земетчинского района Пензенской области, которые включают в себя:

- Водопровод протяжённостью 5635,0 м, кадастровый № <...>1, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Юбилейная, ул.Базарная, ул.Садовая, ул.Школьная;

- Водопровод протяжённостью 5300,0 м, кадастровый №<...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Малая Ижмора, ул.Первомайская, ул.Ивановка, ул.Октябрьская;

- Артезианская скважина, глубина 150 м, кадастровый № <...>8, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Садовая, от дома № 22 на северо-запад 470 м;

- Водонапорная башня, высота 10 м, кадастровый № <...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Садовая, от дома № 22 на северо-запад 470 м;

- Артезианская скважина, глубина 120 м, кадастровый № <...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Юбилейная, от дома № 11 на северо-запад 220 м;

- Водонапорная башня, высота 10,6 м, кадастровый № <...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Юбилейная, от дома № 11 на северо-запад 220 м;

- Артезианская скважина, глубина 203 м, кадастровый № <...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Малая Ижмора, ул.Ивановка, от дома № 143 на северо-запад 120 м;

- Водонапорная башня, высота 10,5 м, кадастровый № <...>, адрес объекта: Пензенская область, Земетчинский район, с.Малая Ижмора, ул.Ивановка, от дома № 143 на северо-запад 120 м.

Из представленных документов следует, что СПОК «Большеижморский» применяет тарифы на водоснабжение, принятые на общем собрании учредителей.

Так, в соответствии с Протоколом № 2 от 25.10.2019 г. для членов Кооператива установлены следующие ежемесячные членские взносы на услугу водоснабжения:

- 100 рублей с человека, проживающего в домовладении или квартире, подключенных к системе водоснабжения, не имеющего канализацию, ванну и туалет;

- 120 рублей с человека, проживающего в домовладении или квартире, подключенных к системе водоснабжения, имеющего канализацию, ванну и туалет.

По результатам общего собрания учредителей сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Большеижморский», оформленного Протоколом № 1 от 27.05.2019 г., утверждён Устав Кооператива (далее – Устав).

Уставом определены порядок и условия вступления в Кооператив.

В соответствии с п.5.1 Устава граждане, желающие вступить в Кооператив, подают в письменном виде в правление Кооператива заявление с просьбой о приёме в члены Кооператива.

Заявитель считается принятым в члены Кооператива со дня утверждения решения правления Кооператива его наблюдательным советом. Члену Кооператива выдаётся членская книжка (пп.5.3, 5.5 Устава).

В ходе рассмотрения настоящего дела, установлено, что Заявитель, проживающий по адресу: Пензенская область, Земетчинский район, <...>, в письменном виде заявление с просьбой о приёме в члены Кооператива не подавал, членская книжка <...> не выдавалась.

Таким образом, Заявитель членом СПОК «Большеижморский» не является. Доказательств обратного со стороны Ответчика в ходе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии с Протоколом № 2 Заседания наблюдательного совета СПОК «Большеижморский» от 01.07.2019 г. (далее – Протокол Заседания), представленным Ответчиком, утверждено решение СПОК «Большеижморский» о приёме новых членов Кооператива.

Приложением № 1 к Протоколу Заседания установлен перечень членов Кооператива в количестве 410 абонентов.

Вместе с тем, заявлений указанных членов с просьбой о приёме в члены Кооператива не представлено, подписей абонентов, подтверждающих своё волеизъявление вступить в члены Кооператива, в Приложение № 1 не имеется.

Других доказательств, подтверждающих вступление абонентов СПОК «Большеижморский» в члены Кооператива, представителем Ответчика не представлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведён анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В результате проведённого анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению установлено, что СПОК «Большеижморский» занимает доминирующее положение на товарном рынке холодного водоснабжения в границах присоединённых водопроводных сетей с долей 100 %.

Пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) определяет водоснабжение как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Абзацем 13 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из приведённых норм законодательства СПОК «Большеижморский» занимает доминирующее положение на рынке холодного водоснабжения в границах присоединённых водопроводных сетей с долей 100%.

Таким образом, СПОК «Большеижморский» являющийся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, занимающей доминирующее положение, обязан соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении, холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. В силу части 2 указанной статьи тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в сфере холодного водоснабжения подлежат регулированию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утверждённого Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. № 440-пП, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

С учётом изложенного, СПОК «Большеижморский» не обладает полномочиями по утверждению тарифа на собственные услуги по водоснабжению.

Взимание СПОК «Большеижморский» платы за воду по тарифам, установленным Протоколом № 2 от 25.10.2019 г., с абонентов, не являющихся членами Кооператива, подтверждается представленными в Пензенское УФАС России ведомостями расчётов по квартплате за период с 01.07.2019 г. по 30.06.2021 г.

Также в материалах дела имеется квитанция (счёт-извещение), выставленная СПОК «Большеижморский» в адрес Заявителя <...> на оплату услуг водоснабжения за май 2021 года. Согласно указанному счёту-извещению плата выставлена по тарифу: 120 рублей с человека, имеющего канализацию, ванну и туалет, в размере 240 рублей из расчёта двоих человек проживающих в домовладении.

Действия СПОК «Большеижморский» по самостоятельному установлению цены на услугу водоснабжения являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования.

На основании указанного, у Кооператива отсутствовали законные основания самостоятельно утверждать тарифы на услуги по водоснабжению.

В соответствии с письмом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, представленным на запрос антимонопольного органа, СПОК «Большеижморский» с заявлением об установлении тарифа на питьевое водоснабжение не обращался.

При указанных обстоятельствах, СПОК «Большеижморский» не были предприняты все необходимые меры по установлению тарифа на услуги по холодному водоснабжению, предусмотренные Законом о водоснабжении. Результатом указанных действий (бездействий) является или может являться ущемление интересов неопределённого круга потребителей – абонентов СПОК «Большеижморский», не являющихся членами Кооператива.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия СПОК «Большеижморский» выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования по установлению тарифа на питьевое водоснабжение, которое влечёт (может повлечь) ущемление интересов неопределённого круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на рынке и нарушением требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На момент принятия решения сведений о том, что СПОК «Большеижморский» применяет для абонентов, не являющихся членами Кооператива, тарифы, установленные надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством, в Пензенское УФАС России не поступало.

В связи с указанным Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Большеижморский» (ИНН 5813000729, ОГРН 1195835011976, 442013, Пензенская область, Земетчинский район, с.Большая Ижмора, ул.Садовая, д.1А), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования по установлению тарифа на питьевое водоснабжение, которое влечёт (может повлечь) ущемление интересов неопределённого круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать СПОК «Большеижморский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                         <...>

Члены Комиссии                                                                                     <...>

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны