Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 058/01/17.1-388/2021 от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  058/01/17.1-388/2021

 

      30  сентября                                                                                             г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «16» сентября 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- <...> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Пензенского УФАС России;

- <...> – члена Комиссии, главного специалиста – эксперта  отдела контроля органов власти;

- <...> – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти;

при участии:

представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия по очистке города (440003, г. Пенза, ул. Индустриальная, 38, ИНН 5837003711, ОГРН 1025801438563) <...>

представителей заинтересованного лица:

- Управления муниципального имущества г. Пензы (440000, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4, ИНН 5836013675, ОГРН 1095836002481) – <...>

в отсутствие:

- представителей лица, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360, 440000, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом);

- общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоПромРесурс» (ОГРН 1135838000650, ИНН 5838009515, 442961, Пензенская область, г. Заречный, ул. Промышленная, д. 1) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом);

- представителей заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (440031, г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом);

- представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Пензы» (440000, г. Пенза, ул. Володарского, 42, ИНН 5836013330, ОГРН: 1055803006380) (о времени и месте рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом),

рассмотрев дело № 058/01/17.1-388/2021 по признакам нарушения муниципальным  унитарным предприятием по очистке города требований пункта 1 части 3, части 5, части 5.1, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от Губернатора Пензенской области поступило обращение физического лица, содержащее сведения о нарушении муниципальным унитарным предприятием по очистке города (далее – МУП по очистке города) антимонопольного законодательства при проведении закупок, передаче в пользование муниципального имущества.

По результатам рассмотрения обращения в действиях МУП по очистке города, выразившихся в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Горводоканал» муниципального имущества города Пензы – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной) с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке, установлены признаки нарушения пункта 1 части 3, части 5, части 5.1, части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 16.06.2021 № 74  о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП по очистке города по признакам нарушения пункта 1 части 3, части 5, части 5.1, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Горводоканал» муниципального имущества города Пензы – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной) с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Определением от 12.05.2021 рассмотрение дела № 058/01/17.1-388/2021 назначено на 28.05.2021.

28.05.2021 на заседании Комиссии  представитель муниципального унитарного предприятия по очистке города пояснил, что торги проводились по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Представители Управления муниципального имущества г. Пензы пояснили, что проведение МУП по очистке города аукциона вместо конкурса не является нарушением. О том, что МУП по очистке города провело торги в рамках Закона № 223-ФЗ Управление муниципального имущества г. Пензы не знало, так  как МУП по очистке города предоставило только договор аренды по итогам проведенного Аукциона. Согласие на проведение аукциона дано МУП по очистке города в рамках действующего законодательства.

Представитель ООО «Горводоканал» поддержал письменные доводы, представленные ранее в антимонопольный орган.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией принято решение рассмотрение дела отложить.

Определением от 28.05.2021 рассмотрение дела № 058/01/17.1-388/2021 отложено и назначено на «28» июня 2021 года на 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела 28.06.2021 представитель муниципального унитарного предприятия по очистке города пояснил, что торги проводились по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке предприятия, так как ранее все закупки осуществлялись в соответствии с указанными нормативными актами. Торги по предоставлению в аренду муниципального имущества ранее предприятием не проводились. Кроме того, по вопросу передачи недвижимого имущества в аренду проводилось коллегиальное совещание, на котором был определен способ проведения торгов. Представитель ответчика также пояснил, что незадолго до передачи предприятию в хозяйственное ведение недвижимого имущества – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной), виды экономической деятельности предприятия были дополнены услугами водоснабжения, до этого предприятие такие услуги не оказывало.

Представители Управления муниципального имущества г. Пензы (далее – УМИ г. Пензы) пояснили, что согласие на совершение сделки с муниципальным имуществом дано Управлением МУПу по очистке города после заседания комиссии по рассмотрению заявлений и определению способа и условий передачи нежилых объектов в аренду, способ проведения торгов в форме аукциона был рекомендован комиссией. Также представители УМИ г. Пензы пояснили, что до передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУПу по очистке города Управлением 7 раз проводились торги, на которые заявки не поступали. После принятия объектов недвижимого имущества – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной) в муниципальную собственность представителями УМИ г. Пензы и ООО «ЭнергоПромРесурс», к сетям которого технологически присоединен водопровод, ежемесячно снимались показания приборов учета. Также ежемесячно ООО «ЭнергоПромРесурс» выставляло УМИ г. Пензы счета за поставленную воду, которые оплачивались Управлением по решениям суда.

Представитель ООО «Горводоканал» пояснила, что на совещании в Администрации города Пензы обсуждалась ситуация с водоснабжением в пос. Лесной. Какие-либо указания, распоряжения по вопросу водоснабжения в пом. Лесной в адрес ООО «Горводоканал» не поступали. ООО «Горводоканал» является гарантирующей организацией на территории города Пензы и обязано обеспечивать водоснабжением население города. В предыдущих торгах, проводимых УМИ г. Пензы, ООО «Горводоканал» участия не принимало из-за отсутствия сведений.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией принято решение рассмотрение дела отложить.

Определением от 28.06.2021 рассмотрение дела № 058/01/17.1-388/2021 отложено и назначено на «26» июля 2021 года в 11 часов 00 минут.

На рассмотрении дела 26.07.2021 представители УМИ г. Пензы пояснили, что имущество было передано МУП по очистке города в хозяйственное ведение в октябре 2020 года в связи с тем, что до этого проводилось совместное обследование сетей.
           Администрацией города Пензы в ООО «Горводоканал» направлены письменные обращения о том, что МУП по очистке города проводит аукцион, так как Общество является единственной ресурсоснабжающей организацией в г. Пензе. Кроме того, ранее УМИ г. Пензы проведено семь аукционов, на которые не было подано ни одной заявки.

Представитель администрации города Пензы пояснил, что вопрос по водоснабжению в пос. Лесной стоял на контроле в администрации города Пензы, письменные обращения с информацией о проведении аукциона были направлены в ООО «Горводоканал» в связи с тем, что на ранее проводимые УМИ г. Пензы аукционы заявки не поступали.

Представитель ООО «ЭнергоПромРесурс» пояснил, что Общество знало о проводимом МУП по очистке города аукционе, однако не стало участвовать, так как это экономически и технически не выгодно для организации.

На заседании Комиссии 26.07.2021 Председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 26.07.2021 рассмотрение дела № 058/01/17.1-388/2021 после оглашения об обстоятельствах дела, отложено и назначено на «31» августа 2021 года в 15 часов 00 минут.

Так как срок рассмотрения настоящего дела истекал 12.08.2021, Комиссией было принято решение о продлении срока рассмотрения настоящего дела до 12.11.2021, о чем было вынесено определение от 26.07.2021.

На рассмотрении дела 31.08.2021 представителем УМИ г. Пензы заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных документов и информации.

Определением от 31.08.2021 рассмотрение дела № 058/01/17.1-388/2021 отложено и назначено на «16» сентября 2021 года в 11 часов 00 минут.

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

В рамках проведения государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры в городе Пензе на 2014-2020 годы» осуществлялось строительство магистральной водопроводной сети до пос. Лесной.

В соответствии с постановлением Администрации г. Пензы от 14.05.2019 № 832 построенный объект «Строительство магистральной водопроводной сети до поселка Лесной» в соответствии с приложением к постановлениюутвержден в муниципальной собственности. Управлению муниципального имущества администрации города Пензы поручено:

- включить недвижимое имущество, указанное в приложении к постановлению, в Реестр муниципальной собственности города Пензы;

- в установленном законом порядке определить пользователя недвижимого имущества.

Данное имущество включено в Реестр муниципальной собственности согласно выпискам из реестра муниципального имущества от 20.04.2021г.  №№ 2491,2492,2493, 2494, 2495, 2525, 2526, 2527, 2528, 2529,2530.

Приказом УМИ г. Пензы от 29.06.2020 № 423 утверждена новая редакция устава МУП по очистке города, виды деятельности предприятия дополнены новым видом деятельности – оказание услуг по забору, очистке и распределению воды (ОКВЭД 36.00).

УМИ г. Пензы принято решение о передаче из муниципальной казны города Пензы в хозяйственное ведение МУП по очистке города имущества - магистральные водопроводные сети пос. Лесной (приказ УМИ г. Пензы от 13.07.2021 № 461).

Акт приема-передачи муниципального имущества от 13.07.2020 в соответствии с приказом УМИ г. Пензы от 13.07.2021 № 461 подписан МУП по очистке города 01.10.2020

.

 

Место расположения, описание и технические характеристики имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь застройки

Магистральная водопроводная сеть пос. Лесной, кадастровый номер:

58:29:2003002:1129, 58:29:2003002:1128, 58:00:0000000:22673

№ п/п

Наименование

Ед.изм.

Количество

1.

Трасса водопровода:

труба ПЭ100 SDR 17 диам.110*6,6 мм

труба ПЭ100 SDR 17 диам.225*13,4

клапан мембранный электромагнитный РКМ-03-020-10-230В-АС Ду100

задвижка с электроприводом 30с941

нж диам.100 мм.

задвижка с электроприводом 30с941

нж диам.150 мм

задвижка 30с941 нж. диам.100 мм.

задвижка 30с941 нж. диам.200 мм.

колодец ж/б диам. 1500

колодец ж/б диам. 2000

счетчик – расходомер электромагнитный РМ-5-Т-65-В-ИСПЗ

м

м

м

шт

 

шт

 

шт

 

шт

шт

шт

шт

шт

2742,0

2377,59

1262,5

2

 

1

 

1

 

19

2

9

16

1

 

 

Место расположения, описание и технические характеристики имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь застройки

2.

Водопроводная насосная станция:

резервуары чистой воды V=600 м3

резервуар промывной воды V=50 м3

камеры фильтров поглотителей (60,5 м2)

насосная станция CYZMEK-PSF 75/40

Дизельная электрическая станция Азимут АД 40С – Т400 – 2PH

 

шт

шт

шт

 

компл

шт

 

2

1

2

 

1

1

2.1

наружное освещение:

опора

светильники

кабель ВббШв

 

шт

шт

м

 

8

8

424

2.2

ограждение:

внешнее из профлистаh=2,5 м.

внутреннее из колючей проволокиh= 1,2 м.

 

м

м

 

321

281,72

2.3

система охранной сигнализации

 

 

2.4

благоустройство:

асфальтобетонное покрытие

щебеночное покрытие

 

м2

м2

 

1035,5

687,75

3.

Электроснабжение узла учета ХВС:

кабель ВббШв 4*6

кабель ВббШв 5*2,5

 

м

м

 

390

390

 

 12.10.2020 в УМИ г. Пензы от МУП по очистке города поступило обращение о даче согласия на сдачу магистральных сетей поселка Лесной протяженностью 2742 м в аренду.

15.10.2020 УМИ г. Пензы издан приказ № 627 «О даче согласия муниципальному унитарному предприятию по очистке города на заключение договора аренды магистральных сетей» (далее – Приказ № 627), согласно которому УМИ г. Пензы дает согласие МУП по очистке города на проведение аукциона на право заключения договора аренды магистральных сетей пос. Лесной сроком
на 5 лет.

Согласно пункту 2 Приказа № 627 МУП по очистке города необходимо произвести оценку рыночной стоимости арендной платы объекта.

02.11.2020 МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» составлен отчет об оценке № 20С/0584, согласно которому размер ежегодной арендной платы имущества составляет 2 973 322,00 рублей.

МУП по очистке города утверждена документация об аукционе на право заключения договора аренды магистральной водопроводной сети пос. Лесной (далее – Документация).

Согласно пункту 1.1 Документации аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положением о закупках МУП по очистке города.

Пунктом 3 Информационной карты, являющейся приложением № 1 к Документации, установлены характеристики передаваемого в аренду имущества, а именно:

Согласно пункту 12 вышеуказанной Информационной карты электронным адресом сайта в сети «Интернет», на котором размещена документация об аукционе является zakupki.gov.ru.

В Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru 03.11.2020 размещено извещение № 32009644290 о проведении Аукциона на право заключения договора аренды магистральной водопроводной сети пос. Лесной (далее – Аукцион).

Начальная (минимальная) цена лота в виде арендной платы, в размере ежегодного платежа, без учета налога на добавленную стоимость, операционных расходов – 2 973 322,00 (Два миллиона девятьсот семьдесят три тысячи триста двадцать два) рубля 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок – 03.11.2020 в 00:00 (МСК)

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) – 24.11.2020 в 16:00.

Дата рассмотрения заявок - 25.11.2020.

Дата проведения аукциона - 26.11.2020.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 25.11.2020 на участие в Аукционе была подана одна заявка – ООО «Горводоканал».

Протоколом подведения итогов открытого аукциона от 26.11.2020 аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что была подана одна заявка на участие, принято решение заключить договор с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе.

04.12.2020 Администрацией г. Пензы в адрес генерального директора АО «РКС-Менеджмент» Дибцева И.Н. направлено обращение с просьбой согласовать подписание ООО «Горводоканал» договора аренды магистральной водопроводной сети пос. Лесной в г. Пензе для осуществления содержания и обслуживания.

28.12.2020 между МУП по очистке города и ООО «Горводоканал» заключен договор аренды № 449.

Согласно пункту 1.1 Договора Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование за плату в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию, имущество, указанное в приложении № 1 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора имущество является собственностью муниципального образования города Пензы, находится в хозяйственном ведении Арендодателя.

Имущество будет использоваться для оказания услуг водоснабжения на территории поселка Лесной в городе Пензе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002
№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Как указывалось ранее, постановлением Администрации г. Пензы от 14.05.2019 № 832 построенный объект «Магистральная водопроводная сеть до поселка Лесной» является муниципальной собственностью города Пензы.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества № 2530 от 20.04.2021 указанное выше имущество передано МУП по очистке города на праве хозяйственного ведения.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, которое предполагается использовать в целях извлечения прибыли, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении, в том числе государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям (часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены главой 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (часть 5.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (Далее – Правила).

Согласно пункту 3.1 Правил заключение договоров аренды в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ.

При проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона защите конкуренции, организатором конкурсов или аукционов является, в том числе, уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (пункт 4 Правил).

Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе (пункт 29 Правил).

Требования к содержанию извещения и конкурсной документации установлены пунктами 31 и 40 Правил.

В соответствии с частью 4 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ в случае, если права владения и (или) пользования объектами и (или) системами, указанными в части 1 настоящей статьи, передаются по договору аренды или по концессионному соглашению, указанные системы и (или) объекты подлежат обязательному техническому обследованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты технического обследования указываются в конкурсной документации.

Согласно части 8 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

2) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи;

3) объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды;

4) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды;

5) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу);

6) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

7) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса;

8) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году;

9) один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 13 настоящей статьи;

10) величину арендной платы;

11) размер задатка;

12) сумму, на которую победителем конкурса должна быть предоставлена банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств арендатора перед арендодателем по договору аренды, а также обязательства арендатора перед арендодателем по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается указанной банковской гарантией (за исключением обязательств, предусмотренных пунктами 6 - 8 части 1 статьи 41.3 настоящего Федерального закона);

13) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

14) копию отчета о техническом обследовании передаваемого арендатору по договору аренды имущества;

15) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

16) требования к указанным в части 24 настоящей статьи договорам поставки электрической энергии, а также к банковским гарантиям, предоставляемым в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате по указанным договорам, в том числе суммы, на которые должны быть выданы банковские гарантии, и срок их действия.

Частью 9 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что при размещении информации о проведении торгов наряду с конкурсной документацией на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов подлежат размещению копии предложений об установлении тарифов, поданных в органы регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения за три последних отчетных периода организацией, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений.

Согласно части 6 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Договором аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматриваться обязанности арендатора по поставкам абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, конкурсной документацией, заявкой арендатора на участие в конкурсе (часть 7 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ).

В силу части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

2) размер арендной платы;

3) срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Таким образом, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, Правилами, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, с учетом особенностей, установленных статьей 41.1 Закона № 416-ФЗ. Информация о проведении конкурса должна быть размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Договор аренды, заключаемый по результатам конкурса должен включать в себя существенные условия, определенные частью 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

В нарушение указанных норм МУП по очистке города провело торги по передаче в аренду муниципального имущества в форме аукциона, в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который регулирует общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 указанного федерального закона.

Кроме того, МУП по очистке города разместило информацию на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а не на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru

Извещение и документация об аукционе, размещенная МУП по очистке города не соответствует требованиям пунктов 31 и 40 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, частям 4, 8 и 9 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ, а также размещены с нарушением срока, установленного частью 5.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Договор аренды № 449 от 28.12.2020, заключенный МУП по очистке города с ООО «Горводоканал» по результатам аукциона не соответствует требованиям части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ, так как не содержит существенные условия, предусмотренные пунктами 4–7 указанной части.

Вышеуказанное нарушение привело, могло привести к невозможности потенциального участника выйти на соответствующий товарный рынок, путем участия в рассматриваемых торгах, обязательных для размещения на установленном законом РФ официальном сайте www.torgi.gov.ru.

При этом, нарушение срока размещения извещения повлекло (могло повлечь) сокращение количества  участников, желающих принять участие в данных торгах.

Кроме того, отсутствие необходимой для размещения информации о предмете торгов привело (могло привести) к формированию не полного представления о данном объекте, а следовательно и о необходимости участия в данных торгах.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования в настоящем деле определен с 03.11.2020 по 26.07.2021.

Предметом договора, заключенного в отношении муниципального имущества, является передача в аренду магистральной водопроводной сети пос. Лесной (ОКВЭД 68.20.2), которая используется для оказания услуг водоснабжения на территории поселка Лесной в городе Пензе (ОКВЭД 36.00.2).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в действиях МУП по очистке города, выразившихся в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Горводоканал» муниципального имущества города Пензы – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной) с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке, нарушения пункта 1 части 3, части 5, части 5.1, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие по очистке города (440003, г. Пенза, ул. Индустриальная, 38, ИНН 5837003711, ОГРН 1025801438563) нарушившим  пункт 1 части 3, части 5, части 5.1, части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в результате передачи в аренду муниципального имущества города Пензы – объектов водоснабжения (магистральных сетей пос. Лесной) с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка, которое приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке.

2. Выдать муниципальному унитарному предприятию по очистке города предписание, о совершении действий направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны