Решение (комиссия) №ЕП/1090/24 Решение от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-91/2024

 

«01» марта 2024 года                                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...>– заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...>– начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- Г<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

заявителя – В<...> (лично);

организатора торгов – представителей Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области К<…>(доверенность от 19.02.2024 № 13), С<…> (доверенность от 19.02.2024 № 14);

рассмотрев жалобу В<…> на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071, пр. Лодочный, д. 10, г. Пенза, Пензенская область, 440014) при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности, в составе земель лесного фонда (Лот № 2 извещение № 21000035260000000034 от 27.12.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

13.02.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба В<…> на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее – Министерство, ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071, пр. Лодочный, д. 10, г. Пенза, Пензенская область, 440014) при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности, в составе земель лесного фонда (Лот № 2 извещение № 21000035260000000034 от 27.12.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru) (далее - Аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что В<…> подал заявку на участие в электронном Аукционе по Лоту № 2, организованном Министерством на электронной торговой площадке АО «Сбербанк - АСТ». После окончания срока приема заявок на сайте ЭТП размещена информация об участниках, не допущенных до участия в Аукционе, в том числе, В<…>. Заявитель полагает, что Министерством неправомерно отказано В<…> в допуске к участию в открытом аукционе.

 Кроме того, организатор торгов не уведомил В<…> об отклонении поданной им заявки, а также причинах ее отклонения.

Правовая позиция Министерства изложена в письменном отзыве на жалобу от 19.02.2024 вх. № 1296-ЭП/24.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 16.02.2024 № ЕД/728/24 назначено и проведено 21.02.2024 в 15 часов 30 минут.

На рассмотрении жалобы 21.02.2024 заявителем доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

На заседании Комиссии 21.02.2024 представители Министерства с доводами жалобы не согласилась, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержали в полном объеме, просили в удовлетворении жалобы отказать. Указали, что В<…> отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 2 части 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, в связи с тем, что заявка подана заявителем как физическим лицом. Согласно части 6 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ лесные участки для осуществления рекреационной деятельности предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду. Таким образом, предмет Аукциона не может быть передан в аренду физическому лицу.

Относительно уведомления В<…> об отклонении его заявки, представители Министерства пояснили, что информация о недопущенных претендентах 01.02.2024 размещена в ГИС Торги в общем доступе. Список допущенных участников является конфиденциальной информацией и в открытом доступе не размещается. Уведомление заявителей о недопуске к участию в торгах осуществляется оператором ЭТП.

Заявитель возразил, что в аукционной документации организатором торгов не указана информация о том, что к участию в аукционе не допускаются физические лица.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 22.02.2024 № ЕД/834/24 назначено и проведено 01.03.2024 в 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 01.03.2024 сторонами поддержана ранее изложенная позиция. В ходе заседания Комиссии заявитель пояснил, что уведомление о недопуске его заявки было получено им в личном кабинете на сайте ЭТП.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба В<…> подана в пределах установленного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

Учитывая вышеизложенное, жалоба В<…> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений регламентирован главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ).

По общему правилу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).

Статьями 78 - 80 ЛК РФ установлен порядок подготовки и организации аукциона на право заключения, в том числе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.

Частью 12 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, публикуется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона и не менее чем за тридцать пять дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru (официальный сайт) определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

Как следует из представленных документов, 27.12.2023 Министерством издан приказ № 15-183/1 «О проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности, в составе земель лесного фонда» (далее – Приказ от 27.12.2023 № 15-183/1).

Приказом от 27.12.2023 № 15-183/1 утверждены извещение и документация о проведении открытого аукциона.

27.12.2023 Министерством в сети «Интернет» на Официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение 21000035260000000034 о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности, в составе земель лесного фонда.

Дата и время начала подачи заявок: 28.12.2023 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 31.01.2024 10:00.

Дата рассмотрения заявок: 01.02.2024. 

Дата и время начала проведения аукциона: 06.02.2024 10:00.

Лот № 2

Наименование лота:

Ленинское лесничество

№ лота

 

Виды и параметры разрешенного использования лесов

Местоположение лесного участка

 

Кадастровый номер лесного участка

Площадь, га

 

Права на лесной участок, ограничения (обременения)

права третьих лиц

Срок договора аренды лесного участка, лет

22

Осуществление рекреационной деятельности

Пензенская область, Пензенский район, Веселовское участковое лесничество, кв. 145,

выд. 1ч., 2ч., 11ч.

58:24:0292001:373

0,7470

да*

49

*Обременение лесного участка имеется в виде охранной зоны транспорта, предусмотренное статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации на основании приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 04.02.2020 №98-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Пенза».

Начальная цена предмета аукциона: 62 544,07 руб.

Шаг аукциона: 3 127,20 руб.

Размер задатка: 62 544,07 руб.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок от 01.02.2024 № 1 на участие в торгах по Лоту № 2 подали заявки 8 (восемь) участников, 5 (пять) из которых допущены до участия в торгах. В<…> отказано в допуске к участию в открытом аукционе в соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 78 ЛК РФ.

Как следует из протокола о результатах открытого аукциона по Лоту № 2 от 06.02.2024 № 1 победителем аукциона признан участник с ценовым предложением равным 275 193,67 руб.

  1. Относительно довода заявителя о том, что Министерством неправомерно отказано В<…> в допуске к участию в открытом аукционе, Комиссией Управления установлено следующее.

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 25 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отсутствие такой регистрации означает невозможность лесопользования как предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 41 ЛК РФ использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.

Частью 6 статьи 41 ЛК РФ определено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Являясь одним из видов использования лесов, рекреационная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с организацией отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Следовательно, арендатор по вышеуказанному договору аренды лесного участка, осуществляющий на землях лесного фонда предпринимательскую деятельность по организации отдыха и туризма, должен быть зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, что является существенным условием договора аренды в силу указанных норм права.

Согласно пункту 3 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.

Таким образом, исходя из системного толкования норм действующего законодательства рекреационная деятельность является предпринимательской деятельностью, и право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в рассматриваемом случае имеют физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ (далее – Методические указания).

Так, в соответствии с пунктом 20 Методических указаний для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесному кодексу Российской Федерации.

В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета (пункт 21 Методических указаний).

Из материалов дела следует, что в соответствии с аукционной документацией прием заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме осуществляется по форме Организатора открытого аукциона в электронной форме.

В приложении № 1 к аукционной документации приведена форма заявки, в которой необходимо указать следующие сведения: «наименование организации (юридического лица), (в лице, действующего на основании) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адрес, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя».

Инструкцией по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме предусмотрено следующее:

«В заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме указываются:

 - для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, реквизиты банковского счета (форма заявки приведена в приложении № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме);

- для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, реквизиты банковского счета (форма заявки приведена в приложении № 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме)».

Таким образом, положениями Методических указаний, аукционной документации, формой заявки и инструкцией по заполнению заявки не предусмотрена возможность подачи заявки на участие в аукционе физическим лицом.

Комиссией Управления установлено, что В<…> подал заявку на участие в торгах как физическое лицо.

В соответствии с протоколом от 01.02.2024 № 1 В<…> отказано в допуске к участию в открытом аукционе в соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 78 ЛК РФ.

Пунктом 2 части 18 статьи 78 ЛК РФ установлено, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является, в том числе, представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду.

В силу положений части 6 статьи 41 ЛК РФ предмет аукциона – лесной участок для осуществления рекреационной деятельности не может быть предоставлен В<…> как физическому лицу.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями ЛК РФ у Министерства имелись правовые основания для отказа В<…> в допуске к участию в открытом аукционе.

При указанных обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

  1. По доводу заявителя о том, что организатор торгов не уведомил В<…> об отклонении поданной им заявки, а также причинах ее отклонения, Комиссией Управления установлено следующее.

Из материалов дела следует, что рассматриваемый электронный аукцион проводится с использованием функционала ЭТП АО «Сбербанк-АСТ».

В соответствии с пунктом 3.3.3 Регламента ЭТП оператор не позднее следующего рабочего дня после подписания протокола об определении участников направляет в Личные кабинеты претендентов уведомления о признании их участниками торгов или об отказе в признании участниками с указанием оснований отказа (без протокола об опре6делении участников, в том числе копии письменного протокола в виде файла).

Из изложенного следует, что обязанность по уведомлению участников возложена на оператора ЭТП, а не организатора торгов.

Оператором ЭТП в материалы дела представлена копия уведомления о результатах определения участников от 01.02.2024, направленного в адрес В<…>.

В данном уведомлении указана причина отказа в допуске к участию в торгах, а именно «Представление заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка лицом, которому в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами лесной участок не может быть предоставлен в аренду».

В ходе рассмотрения жалобы заявителем подтвержден факт получения вышеуказанного уведомления.

Кроме того, Комиссией установлено, что на официальном сайте ГИС Торги в открытом доступе также размещена информация о причине отклонения заявки В<…>

При указанных обстоятельствах, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области нарушения требований Лесного Кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу В<…> на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071, пр. Лодочный, д. 10, г. Пенза, Пензенская область, 440014) при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящихся в государственной собственности, в составе земель лесного фонда (Лот № 2 извещение № 21000035260000000034 от 27.12.2023 размещено на сайте www.torgi.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

        М.В. Горячева

Связанные организации

Акционерное общество «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071