Решение б/н решение от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Глобекс»

105187, г. Москва, ул. Щербаковская,

д. 53, корп. 4, эт. 3, комната 310

globeksmsk@gmail.com

 

Заказчик:

Министерство образования Пензенской области

440034, г. Пенза, ул. Маркина, 2

minobr@edu-penza.ru

 

Уполномоченный орган:

Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области

ул. Попова, 34А, г. Пенза, Пензенская область, 440046

pgz.pnz@obl.penza.net

Заинтересованные лица:

ООО «Айтим»

Адрес места нахождения: 460507, Оренбургская область, Оренбургский район, поселок Пригородный,

ул. Нежинская, д. 85, кв. 44

Почтовый адрес: 460026, г. Оренбург,

ул. Одесская, д. 75

urist@mk-company.ru

ООО «Абсолют»

119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д. 2, стр. 2, пом. 1, ком. 4

info@absolutecorp.ru

ООО «Максофт»

105005, г. Москва, ул. Бауманская,

д. 68/8, стр. 1, эт. 2, пом. III, оф. 5

info@maksoft.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-413/2021

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

19.05.2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Министерства образования Пензенской области:

  • … – представителя по доверенности,
  • … – представителя по доверенности (до перерыва),

со стороны уполномоченного органа – Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:

  • … – представителя по доверенности,

со стороны подателя жалобы ООО «Глобекс»:

  • … – представителя по доверенности (до перерыва),

со стороны заинтересованных лиц:

  • ООО «Айтим»: … – представителя по доверенности, … – представителя по доверенности,
  • ООО «Абсолют» - …– представителя по доверенности,
  • ООО «Максофт» - … (генерального директора) (без права давать пояснения),

рассмотрев жалобу ООО «Глобекс» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0155200002221000235 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

12.05.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Глобекс» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение
№ 0155200002221000235 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2021).

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 18.05.2021 в 16 часов 15 минут.

Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20, от 29.05.2020
№ МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.

При рассмотрении жалобы также присутствовали представители ООО «Айтим» и ООО «Абсолют», учитывая, что данные лица также подали жалобы на положения документации по рассматриваемой закупки, при этом доводы жалоб в некоторых случаях пересекаются.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

До рассмотрения жалобы по существу в Пензенское УФАС России поступило ходатайство о допуске к участию в рассмотрении жалобы в качестве слушателя от ООО «Максофт». Учитывая, что ООО «Максофт» принимало участие в рассматриваемом электронном аукционе, а также то, что заседания Комиссии Управления по контролю в сфере закупок проводятся в открытом режиме данное ходатайство удовлетворено. При этом никаких пояснений как письменных, так и устных в рамках рассмотрения жалобы от ООО «Максофт» в Пензенское УФАС России не поступало.

По мнению подателя жалобы, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку:

  1. заказчиком при описании объекта закупки в нарушение требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 использованы характеристики, не поименованные в КТРУ, тогда как их использование в рассматриваемом случае неправомерно учитывая установление заказчиком ограничений в рамках Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  2. заказчиком при описании объекта закупки в нарушение требований Правил использования КТРУ произвольно изменена одна из характеристик каталога, а именно вес оборудования.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «Глобекс» в полном объеме поддержал доводы жалобы.

На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 17.05.2021 № 1655ин/01-15, пояснив, что дополнительные характеристики подлежащего к поставке оборудования были установлены заказчиком исключительно с целью приобретения оборудования в рамках национального проекта «Образование» при соблюдении Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Минпросвещения России от 14.01.2021 № Р-16, а также Постановления Правительства РФ от 30.11.2019 № 1571 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 624».

При этом представитель заказчика также сообщил, что, исходя из объекта закупки в рассматриваемом случае установлены ограничения в рамках Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, заказчиком при подготовке к осуществлению закупки запрошены и получены сведения о соответствии производимого ими оборудования требованиям Технического задания заказчика от трёх производителей оборудования, сведения о котором находятся в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

В связи с чем, представитель заказчика указал, что ограничение количества участников закупки не допущено, а доводы жалобы являются необоснованными.

Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 18.05.2021 № 188, указав, что считает жалобу необоснованной, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных сторонами документов и сведений в целях наиболее полного и объективного рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 16 часов 15 минут 19.05.2021 года, после чего рассмотрение жалобы по существу продолжено.

После перерыва представители заказчика и уполномоченного органа существенных дополнений к ранее изложенным позициям по жалобе не сообщали.

От ООО «Глобекс» представлено ходатайство о продолжении рассмотрения жалобы в отсутствии представителя заявителя.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

26.04.2021 уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200002221000235, а также документация о проведении электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»».

Начальная (максимальная) цена контракта – 129 556 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 09.02.2021 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 14.05.2021.

Дата проведения электронного аукциона – 17.05.2021.

ИКЗ 212583601144558370100100210010000244.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления Правительства РФ № 878).

Исходя из изложенных норм, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенный в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ № 878 заказчики обязаны установить ограничение в соответствии с указанным Постановлением.

В данный Перечень включено оборудование компьютерное, электронное и оптическое код ОКПД2 26.

Объектом настоящей закупки согласно извещению и пункту 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе является Поставка компьютерного оборудования. ОКПД2 26.20.11.110 - Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата. КТРУ 26.20.11.110-00000140.

В извещении, а также в пункте 14 первой части информационной части документации о закупке указано, в том числе следующее: Устанавливаются меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В КТРУ присутствует позиция 26.20.11.110-00000140

 

Данная позиция КТРУ содержит соответствующие характеристики.

При этом характеристики закупаемого оборудования установлены заказчиком в Техническом задании (Приложение № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе), в котором указаны показатели/характеристик, не поименованные в КТРУ, а именно:

Наименование товара, характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара, которые не предусмотрены позицией каталога КТРУ

Ноутбук для компьютерного класса

     

Жесткая, неотключаемая клавиатура

наличие

 

Наличие характеристики в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 г. №Р-16

Русская раскладка клавиатуры

наличие

 

Наличие характеристики в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 г. №Р-16

Максимальная тактовая частота процессора

не менее 3,8

ГГц

Установленное значение характеристики обусловлено повышенными требованиями к быстродействию ноутбука при работе с резко возросшими объемами мультимедийного обучающего контента, проведением видеоконференций с большим числом участников, необходимостью отсутствия задержек в работе ноутбука при проведении контрольных тестирований, ГИА и ЕГЭ.

Наличие характеристики в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 г. №Р-16

Предустановленная операционная система семейства Windows*** (бессрочная лицензия), с поддержкой работы с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений

Наличие,

Версия не ниже 10

 

Обусловлено необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся программным обеспечением и оборудованием, а также по причине того, что оборудование будет работать в локально-вычислительной сети построенной на программном обеспечении семейства Windows, которая уже имеется у Заказчика.

Оптическая мышь

наличие

 

Наличие характеристики в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 г. №Р-16

Также Техническое задание содержит следующее примечание.

* в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 г. №Р-16 допускается поставка ноутбука весом с установленным аккумулятором ≤ 1.8 Килограмм.

*** эквивалент не возможен, в связи с тем, что имеющиеся у образовательных организаций программные средства совместимы только с операционной системой Windows.

Как установлено Комиссией Управления исходя из пояснений заказчика Распоряжением Минпросвещения России от 14.01.2021 № Р-16 утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Согласно данным Методическим рекомендациям требования, приведенные в настоящих рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение ЦОС и включает следующие мероприятия:

  • обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей, системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, направленных на обеспечение мер комплексной безопасности и осуществления образовательного процесса;
  • оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием.

В соответствии с разделом 4 Методических рекомендаций минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания определяются региональным координатором на основе примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС, приведенного в Приложении № 2 к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование».

В разделе 7 Методических рекомендаций указано, что при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:

  • обеспечивается централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В Приложении № 2 к Методическим рекомендациям содержатся минимальные технические характеристики для ноутбука для компьютерного класса, в том числе:

  • Жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие;
  • Русская раскладка клавиатуры: наличие;
  • Максимальная тактовая частота процессора: не менее 2,5 ГГц;
  • Манипулятор «мышь»: наличие;
  • Предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1571 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 624» требованиями к результатам использования субсидии, установленным в пункте 2 настоящих Правил в части подпунктов "а" - "г", "е", "и" и "к" является приобретение средств обучения и воспитания, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, размещаемыми на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения указанных документов не обладают высшей юридической силой по отношению к положениям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, и не могут в данном случае нивелировать требования законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки и использования дополнительных характеристик, не указанных в КТРУ, что свидетельствует о нарушении заказчиком требования подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, и соответственно об обоснованности рассматриваемого довода жалобы.

В отношении довода жалобы о произвольном изменении заказчиком характеристик оборудования согласно КТРУ Комиссия Управления отмечает следующее.

В КТРУ по позиции 26.20.11.110-00000140 содержатся варианты показателя «вес»:

  • до 1 (кг),
  • от 2.7 (кг),
  • 2.1 - 2.7 (кг),
  • 1.7 - 2.1 (кг),
  • 1.4 - 1.7 (кг), 1 - 1.4 (кг).

В Техническом задании указана следующая характеристика:

Вес с установленным аккумулятором

≥ 1.4 и < 1.7*

Килограмм

Согласно КТРУ: 26.20.11.110-00000140

При этом есть примечание в соответствии с Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 № Р-16 допускается поставка ноутбука весом с установленным аккумулятором ≤ 1.8 Килограмм.

В Приложении № 2 к Методическим рекомендациям содержатся минимальные технические характеристики для ноутбука для компьютерного класса, в том числе вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 1,8 кг;

Следует отметить, что в данном случае заказчиком использована характеристики КТРУ, однако данный показатель расширен, вместе с тем заказчиком представлены для обозрения Комиссии сведения о готовности поставки товара от трёх производителей оборудования, сведения о котором есть в едином реестре радиоэлектронной продукции (в том числе с весом до 1,8 кг.), кроме того в рамках закупки для участи в аукционе поданы и допущены к участию заявки 5 участников закупки, предложивших оборудование различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей).

Вместе с тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств обоснованности рассматриваемого довода, а также нарушения как собственных прав и законных интересов, так и иных участников закупки.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рассматриваемом случае Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии целесообразности в выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, основываясь на следующем:

  • заказчиком при описании основных характеристик требуемого к поставке оборудования установлены характеристики в соответствии с соответствующей позицией КТРУ;
  • при установлении дополнительных характеристик заказчик руководствовался принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок и опирался на положения Методических рекомендацией, утвержденных Распоряжением Минпросвещения РФ от 14.01.2021 № Р-16, а также Постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1571;
  • заказчиком установлены стимулирующие меры согласно Постановлению Правительства РФ № 878 в рамках национального режима, что является одной из приоритетных задач в рамках реализации национальных проектов;
  • заказчиком изучен рынок имеющегося оборудования, в том числе российского происхождения, при этом запрошены и получены сведения о готовности поставки товара от трёх производителей оборудования, сведения о котором есть в едином реестре радиоэлектронной продукции, а именно: ООО «ПК Аквариус» (Ноутбук Aquarius CMP NS685U R11(Исп. 3), РЭ-2229/20), ООО «АйСиЭл Техно» (Ноутбук ПЭВМ RAYbook моделей Si1514, РЭ-453/21), ООО «ДЕПО Электроникс» (Ноутбуки DEPO VIP, РЭ-2248/20), что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей);
  • в рамках закупки для участи в аукционе поданы и допущены к участию заявки 5 участников закупки, предложивших оборудование таких производителей как ООО «ПК Аквариус» (РЭ-2229/20), ООО «АйСиЭл Техно» (РЭ-453/21), ООО «Новый Ай Ти Проект» (РЭ-2007/20), что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей).

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Глобекс» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение
    № 0155200002221000235 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2021) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика – Министерство образования Пензенской области нарушившим требования подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны