Решение (комиссия) №ЕП/256/24 Решение от 25 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/10/18.1-12/2024
«23» января 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
- В<...>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
при участии:
- от организатора торгов – финансового управляющего Г<...> Б<...>(лично);
в отсутствие заявителя – Г<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом);
рассмотрев жалобу Г<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего Г<...>Б<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота - Г<...>(Лот № 3 сообщение № 12786959 от 24.10.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 12.01.2024 (17.01.2024 из ФАС России) поступила жалоба Г<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего Г<...>Б<...>при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота - Г<...>(Лот № 3 сообщение № 12786959 от 24.10.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).
Из жалобы заявителя следует, что 27.12.2023 в 20:07 на последнем этапе приема заявок по Лоту № 3 Г<...> с использованием функционала электронной торговой площадки «ПТП-Центр» подана заявка на участие в торгах посредством публичного предложения. Согласно размещенной на сайте электронной торговой площадки «ПТП-Центр» информации на участие в торгах поступило 2 (две) заявки.
В соответствии с протоколами от 09.01.2024 №№ 4675-ОТПП/1/3, 4675-ОТПП/2/3 ООО «БАНКРОТ.РУ» подал заявку на предыдущем этапе и признан победителем. При этом, информация о рассмотрении организатором торгов заявки Г<...> отсутствует.
Правовая позиция финансового управляющего Г<...> Б<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 22.01.2024 вх. № 350-ЭП/24.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 16.01.2024 № ЕП/132/24 назначено и проведено 23.01.2024 в 14 часов 00 минут.
На рассмотрение жалобы 23.01.2024 заявитель - Г<...> не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом.
На заседании Комиссии 23.01.2024 организатор торгов - финансовый управляющий Г<...> Б<...> с доводами жалобы не согласилась, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении жалобы отказать. Указала, что в период приема заявок с 20.12.2023 12:00 по 26.12.2023 16:00 на участие в торгах поступила заявка ООО «БАНКРОТ.РУ». Затем, в следующий период приема заявок с 27.12.2023 12:00 по 02.01.2024 16:00 поступила заявка Г<...> Организатором торгов установлен факт поступления задатков на периодах приема заявок и подведены итоги в соответствии с очередностью периодов. Заявка ООО «БАНКРОТ.РУ» поступила на предпоследнем периоде приема заявок в отличие от заявки Г<...>, поступившей на последнем периоде, и соответствовала требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в связи с чем данный участник признан победителем торгов.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Г<...> подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, жалоба Г<...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.
Порядок продажи имущества должника в процедурах банкротства регламентируется положениями статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве.
В силу статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.07.2022 по делу № А49-5740/2022 Г<...> признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим утверждена Б<...>
Финансовым управляющим Б<...> утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника - Г<...> (далее – Положение).
24.10.2023 организатором торгов - финансовым управляющим Г<...> Б<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 12786959 о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота - Г<...>
Лот № 3: Земельный участок с жилым зданием, с кадастровым номером - 58:07:0610403:108, площадь 643 кв.м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Городищенский, г. Сурск, ул. Островского, 43, вид права - собственность, кадастровый номер жилого здания 58:07:0610402:908, площадь 26,4 кв.м., по адресу: Пензенская область, р-н. Городищенский, г. Сурск, ул. Островского, д. 43, вид права – собственность.
Начальная цена лота – 305 550,00 руб.
Дата начала первого интервала – 25.10.2023 в 12:00
Дата окончания последнего интервала – 02.01.2024 в 16:00
В соответствии с протоколом об определении участников торгов и протоколом о результатах проведения торгов по Лоту № 3 от 09.01.2024 победителем торгов признан единственный участник торгов – ООО «БАНКРОТ.РУ» с ценовым предложением в размере 65 999 руб.
11.01.2024 финансовым управляющим Г<...> Б<...> и победителем торгов заключен договор купли-продажи имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
Пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.
В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, (далее – Порядок) заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.
Таким образом, при проведении торгов в форме публичного предложения рассмотрение поданной участником заявки возможно лишь в случае, если по результатам рассмотрения заявок, поступивших на предыдущем периоде проведения торгов, не определен победитель.
В соответствии с сообщением о проведении торгов № 4675-ОТПП, размещенном на сайте электронной торговой площадки «ПТП-Центр» (https://ptp-center.ru), определены следующие периоды проведения торгов:
Дата начала приема заявок |
Дата окончания приема заявок |
Цена на периоде, руб. |
Размер задатка, руб. |
25.10.2023 12:00 |
31.10.2023 16:00 |
305 550,00 |
30 555,00 |
01.11.2023 12:00 |
07.11.2023 16:00 |
274 995,00 |
27 499,50 |
08.11.2023 12:00 |
14.11.2023 16:00 |
244 440,00 |
24 444,00 |
15.11.2023 12:00 |
21.11.2023 16:00 |
213 885,00 |
21 388,50 |
22.11.2023 12:00 |
28.11.2023 16:00 |
183 330,00 |
18 333,00 |
29.11.2023 12:00 |
05.12.2023 16:00 |
152 775,00 |
15 277,50 |
06.12.2023 12:00 |
12.12.2023 16:00 |
122 220,00 |
12 222,00 |
13.12.2023 12:00 |
19.12.2023 16:00 |
91 665,00 |
9 166,50 |
20.12.2023 12:00 |
26.12.2023 16:00 |
61 110,00 |
6 111,00 |
27.12.2023 12:00 |
02.01.2024 16:00 |
30 555,00 |
3 055,50 |
Согласно Журналу регистрации заявок заявка ООО «БАНКРОТ.РУ» поступила 26.12.2023 в 13:56:51, заявка Г<...> поступила 27.12.2023 в 20:07:13.
Таким образом, заявка ООО «БАНКРОТ.РУ» поступила на 9 периоде проведения торгов, заявка Г<...> на 10 периоде.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений пункта 6.1.3 Порядка рассмотрение организатором торгов заявки Г<...> возможно лишь в случае, если на 9 периоде проведения торгов не будет определен победитель торгов.
Как следует из протокола об определении участников торгов и протокола о результатах проведения торгов по Лоту № 3 от 09.01.2024, организатором торгов рассмотрена заявка ООО «БАНКРОТ.РУ» и признана соответствующей требованиям Закона о банкротстве и сообщения о проведении торгов, в связи с чем данный участник признан победителем торгов.
Указанное обстоятельство в силу положений пункта 6.1.3 Порядка исключает возможность рассмотрения организатором торгов заявки Г<...>
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве прием заявок прекращается с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения. В данном случае победитель торгов определен 09.01.2024.
При указанных обстоятельствах, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях организатора торгов – финансового управляющего Г<...>Б<...> нарушения требований Закона о банкротстве.
Также Комиссия отмечает, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховным Судом Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину Г<...>
Доказательства, свидетельствующие о том, что продажа имущества физического лица могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Г<...>на действия организатора торгов - финансового управляющего Г<...> Б<...> (а/я 1940, ул. Гоголя, д. 41, г. Пенза, 440052) при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота - Г<...> (Лот № 3 сообщение № 12786959 от 24.10.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-289