Решение №1945-3 Решение от 11 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-454/2021

 

«08» июня 2021 года                                              г. Пенза, ул. Урицкого,127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие заявителя – ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),

при участии заказчика – представителя муниципального предприятия «Автотранс» г. Заречный Пензенской области А<...> (доверенность б/н от 03.06.2021);

рассмотрев жалобу ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» (ИНН 1326210421, ОГРН 1091326000633, ул. Рабочая, д. 155, г. Саранск, 430003) на действия заказчика -  муниципального предприятия «Автотранс» г. Заречный Пензенской области (ИНН  5838000030, ОГРН 1025801498458, ул. Коммунальная, д. 10, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме  на право заключения договора на оказание услуг по замене блоков НКМ (СКЗИ) с последующей активацией и калибровкой на ранее установленных на транспортных средствах цифровых тахографах АтолDriveSmart в связи окончанием срока службы блоков НКМ (СКЗИ) (извещение № 32110304546 от 21.05.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 31.05.2021 поступила жалоба ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» (ИНН 1326210421, ОГРН 1091326000633, ул. Рабочая, д. 155, г. Саранск, 430003) на действия заказчика -  муниципального предприятия «Автотранс» г. Заречный Пензенской области (ИНН  5838000030, ОГРН 1025801498458, ул. Коммунальная, д. 10, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме  на право заключения договора на оказание услуг по замене блоков НКМ (СКЗИ) с последующей активацией и калибровкой на ранее установленных на транспортных средствах цифровых тахографах АтолDriveSmart в связи окончанием срока службы блоков НКМ (СКЗИ) (извещение № 32110304546 от 21.05.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что в техническом задании извещения о закупке и проекте контракта срок оказания услуг установлен с момента заключения договора по 18.06.2021 (включительно). При этом, в соответствии с Извещением о закупке крайним днем заключения договора является 22.06.2021. Более того, место оказания услуг располагается на территории закрытого города, что в свою очередь требует определенного времени для получения разрешения на въезд.

 Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 02.06.2021 № 1774-3 назначено и проведено 08.06.2021 в 15 часов 00 минут.

04.06.2021 в Пензенское УФАС России поступил письменный отзыв МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области на жалобу, из которого следует, что с указанными в жалобе заявителя доводами заказчик не согласен по следующим основаниям.

В пункте 14 извещения о закупке указано, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, тем самым договор может быть заключен 15.06.2021, после окончания 10 дневного срока, что не выходит за рамки срока оказания услуги - 18.06.2021 (включительно).

Пунктом 5.2.1 проекта договора предусмотрено право исполнителя привлекать к исполнению договора третьих лиц, что позволяет потенциальному исполнителю привлечь специалистов на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Заречный Пензенской области или лиц, имеющих доступ на данную территорию.

В связи с вышеизложенным заключение договора до истечения срока оказания услуги возможно, исполнитель может выполнить данный договор в срок.

На данную закупку было подано 7 заявок с разными ценовыми предложениями из разных городов, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции и возможности исполнения обязательств по данной закупке в установленные сроки. По результатам закупки цена снижена более чем на 200 000 руб., что также подтверждает конкурентность закупки.

На рассмотрение жалобы 08.06.2021 представитель ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 08.06.2021 представитель МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, пояснил, что установленные сроки исполнения договора обусловлены потребностью заказчика, выразившейся в необходимости замены блоков тахографов в связи с истечением срока эксплуатации в кратчайшие сроки в условиях организации непрерывных пассажирских перевозок.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено Комиссией Управления, 01.06.2021 на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещен итоговый протокол № 2072063. Жалоба ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» поступила в Пензенское УФАС России 31.05.2021.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным директором муниципального предприятия (приказ от 20.05.2021 № 21) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

21.05.2021 МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по замене блоков НКМ (СКЗИ) с последующей активацией и калибровкой на ранее установленных на транспортных средствах цифровых тахографах АтолDriveSmart в связи окончанием срока службы блоков НКМ (СКЗИ) (извещение № 32110304546 от 21.05.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 21.05.2021.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 31.05.2021 в 10:00.

Дата подведения итогов – 01.06.2021.

Извещением о проведении запроса котировок установлена начальная (максимальная) цена договора – 973 000 руб. 14 коп.

Из протоколов № 2072063 от 31.05.2021 и от 01.06.2021 следует, что на участие в запросе котировок поступило 7 (семь) заявок. Закупочной комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям извещения в отношении всех поступивших заявок.

Победителем запроса котировок признан участник с лучшим ценовым предложением – 748 900 руб. (ООО «РЕДВУД»).

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с порядком проведения запроса котировок, установленным пунктом 8.5.2 Положения о закупке, информация о проведении запроса котировок в электронной форме, включает в себя извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документы, проект договора.

Пунктом 8.5.3 Положения о закупке предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Положения и иная информация.

Пунктом 4.2 Положения о закупке установлен перечень информации, подлежащей включению в извещение о проведении закупки, в том числе сведения о сроках заключения договора по итогам закупки, а также месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно разделу 12 Положения о закупке, пункту 14 извещения о закупке договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Срок передачи договора от Заказчика участнику, с которым заключается договор, не должен превышать 5 дней со дня размещения в ЕИС соответствующего протокола.

В течение 5 (пяти) дней с даты размещения заказчиком проекта договора победитель электронной процедуры подписывает проект договора усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя. Договор считается заключенным после подписания Заказчиком усиленной электронной подписью указанного договора

Комиссией Управления установлено, что 01.06.2021 МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области на сайтах электронной торговой площадки (https://www.rts-tender.ru/) и единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещен протокол от 01.06.2021 № 2072063 подведения итогов закупки.

Следовательно, с учетом положений раздела 12 Положения о закупке, пункта 14 Извещения о закупке крайним сроком подписания договора оказания услуг по результатам проведенного запроса котировок со стороны победителя закупки является 11.06.2021 (включительно).

В силу вышеуказанных положений последним днем подписания договора со стороны заказчика является 21.06.2021 (включительно).

Вместе с тем, пунктом 17 Извещения о закупке, пунктом 3.1 проекта договора установлен срок оказания услуг «с момента заключения договора по 18.06.2021 (включительно)».

Предусмотренный Извещением о закупке и проектом договора порядок подписания проекта договора ставит в зависимость срок исполнения договора от времени подписания договора со стороны заказчика, что может повлечь невозможность исполнения договора.

Установление заказчиком в Извещении о закупке, а также проекте договора срока оказания услуги по 18.06.2021 приводит к тому, что фактический срок исполнения обязательств по договору зависит от волеизъявления заказчика, что может привести к злоупотреблению со стороны заказчика.

Установление заказчиком срока окончания исполнения договора до истечения установленного срока на подписание договора вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и может повлечь ущемление интересов победителя закупки.

Одним из принципов закупок товаров, работ, услуг, которыми обязаны руководствоваться заказчики, является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Исходя из изложенного, действия заказчика - МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области, выразившиеся в установлении срока исполнения договора ранее окончания срока подписания договора не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При указанных обстоятельствах Комиссия Управления единогласно пришла к выводу о том, что довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор на оказание услуг по результатам закупки между МП «Автотранс» г. Заречный Пензенской области и победителем запроса котировок не заключен.

На участие в закупке были поданы и допущены к участию заявки 7 (семи) участников.

По результатам запроса котировок снижение начальной (максимальной) цены договора составило 23%.

Таким образом, указание заказчиком в Извещении о закупке некорректного срока оказания услуг не повлекло за собой ограничение конкуренции.

Вместе с тем, данные действия заказчика могут повлечь ущемление интересов победителя и привести к невозможности исполнения условий договора.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ОМНИКОММ-САРАНСК» (ИНН 1326210421, ОГРН 1091326000633, ул. Рабочая, д. 155, г. Саранск, 430003) на действия заказчика -  муниципального предприятия «Автотранс» г. Заречный Пензенской области (ИНН  5838000030, ОГРН 1025801498458, ул. Коммунальная, д. 10, г. Заречный, Пензенская область, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме  на право заключения договора на оказание услуг по замене блоков НКМ (СКЗИ) с последующей активацией и калибровкой на ранее установленных на транспортных средствах цифровых тахографах АтолDriveSmart в связи окончанием срока службы блоков НКМ (СКЗИ) (извещение № 32110304546 от 21.05.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Признать организатора торгов -  муниципальное предприятие «Автотранс» г. Заречный Пензенской области (ИНН 5838000030, ОГРН 1025801498458, ул. Коммунальная, д. 10, г. Заречный, Пензенская область, 442960) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать организатору торгов -  муниципальному предприятию «Автотранс» г. Заречный Пензенской области (ИНН 5838000030, ОГРН 1025801498458, ул. Коммунальная, д. 10, г. Заречный, Пензенская область, 442960) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.
  4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны