Решение №058/06/106-105/2023 Заявителем в жалобе указано, что описание объекта закупки со... от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-105/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

09 марта 2023 года                                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика Министерства образования Пензенской области: <…> (представитель по доверенности от 03.03.2023), <…> (представитель по доверенности от 03.03.2023),

со стороны уполномоченного органа Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <…> (представитель по доверенности),

в отсутствие представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Солитон» (далее – заявитель, ООО «Солитон»), уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Солитон» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка государственных символов Российской Федерации» (извещение № 0155200000923000046 опубликовано 14.02.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

01.03.2023 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Солитон» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка государственных символов Российской Федерации» (извещение № 0155200000923000046 опубликовано 14.02.2023).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 09.03.2023 в 10 часов 00 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

Заявителем в жалобе указано, что описание объекта закупки составлено некорректно а именно:

  • для товара «флагшток уличный» толщина стенки средней секции не менее 3 м., что не позволяет корректно подать заявку и осуществить исполнение контракта,
  • для товара «флаг России» установлено требование - низкая парусность и повышенная прочность при сильных ветровых нагрузках, так как участнику не ясны указанные термины,
  • для товара «протокольный флаг Российской Федерации» установлено требование выдерживать до 250 раз свинчивания, считает, что установление требования в данной формулировке способствует поставке товара худшего качества, так как указывает на количество свинчиваний менее чем 250 раз.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что описание объекта закупки разработано в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации на оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций государственными символами Российской Федерации. Требование о том, что флаг России должен иметь низкую парусность и повышенную прочность при сильных ветровых нагрузках содержится в пункте 1 рекомендаций, требование относительно того, что протокольный флаг России должен выдерживать 250 свинчиваний содержится в пункте 4 рекомендаций. Также сообщила, что в пункте 2 описания объекта закупки допущена техническая ошибка: толщина стенки средней секции флагштока уличного должная измеряться в миллиметрах и должна составлять 3 мм.

На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснила, что возможности внести изменения в положения извещения для устранения технической ошибки не имелось на момент ее обнаружения, поэтому при рассмотрении заявок на участие в закупке комиссией применен формальный подход, т.е. так как в описании объекта закупки установлено требование о толщине стенки средней секции в метрах, то заявки, содержащие иное значение подлежали отклонению. Отметила, что в закупке приняли участие 7 участников, из которых 2 отклонены, при этом запросов на разъяснение положений извещения не поступало.

В целях получения дополнительной информации и документов рассмотрение жалобы отложено до 14 часов 00 минут 09.03.2023.

После перерыва заказчиком были представлены рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации на оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций государственными символами Российской Федерации. Также представители заказчика уточнили, что для заказчика предпочтительнее выдача предписания о внесении изменений в извещение с целью устранения опечатки и дальнейшего заключения контракта по итогам закупки с корректными характеристиками.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

14.02.2023 уполномоченным органом Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика Министерства образования Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0155200000923000046 об электронном аукционе «Поставка государственных символов Российской Федерации».

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 25 111 552,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 01.03.2023 09:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 01.03.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 03.03.2023.

Идентификационный код закупки: 232583601144558370100100360010000244.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе электронный документ описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В Описании объекта закупки содержатся, в том числе, следующие характеристики:

  • позиция № 1 «Флаг России (для флагштока)» Флаг изготавливается путем сублимационной печати на флажном трикотаже плотностью не менее 117 г/м², обладающем низкой парусностью и повышенной прочностью при сильных ветровых нагрузках (флажный трикотаж – это полиэстеровый материал, имеющий вязаную структуру плетения),
  • позиция № 4 «Протокольный флаг Российской Федерации» выдерживает до 250 раз      свинчивания.

Как пояснила представитель заказчика, закупка государственных символов Российской Федерации осуществляется в целях оснащения государственных и муниципальных организаций, в том числе структурных подразделений указанных организаций, государственными символами Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Указанная закупка осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств в рамках государственной программы «Развитие образования», в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.

Комиссией Пензенского УФАС России установлено, что согласно разделу 1 рекомендаций рекомендуемые минимальный состав и минимальные требования к комплекту государственных символов Российской Федерации установлены Приложением № 5. Отсутствие одного из элементов комплекта государственных символов Российской Федерации рассматривается как отсутствие комплекта.

В соответствии с Приложением № 5 к методическим рекомендациям рекомендуемый состав комплекта государственных символов Российской Федерации включает в себя:

- Флаг России (для флагштока),

- Флагшток уличный,

- Настольный флагшток с одним флагом,

- Протокольный флаг Российской Федерации,

- Герб Российской Федерации (большой),

- Герб Российской Федерации (малый).

Согласно пункту 1 Приложения № 5 низкая парусность и повышенная прочность при сильных ветровых нагрузках входит в число минимальных требований, предъявляемых к флагу России.

В соответствии с пунктом 4 Приложения № 5 требование о выдерживании флагом скручиваний до 250 раз также входит в число минимальных требований, предъявляемых к протокольному флагу Российской Федерации.

Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае  нарушений требований Закона о контрактной системе, поскольку указанные выше требования установлены заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и учитывают фактическую потребность заказчика, а также в соответствии с выделенными субсидиями, в соответствии с которыми будет производится оплата.

Кроме того, в Описании объекта закупки в позиции № 2 «Флагшток уличный» указано алюминиевая секционная мачта флагштока, выполненная из анодированных алюминиевых труб, соединенных между собой штекерным способом. Диаметр секций: нижняя секция — не менее 80 мм, толщина стенки не менее 4 мм; средняя секция – не менее 60 мм, толщина стенки не менее 3 м., верхняя секция — не менее 50 мм, толщина стенки не менее 3 мм.

Вместе с тем, как пояснила представитель заказчика, в описании объекта закупки допущена техническая ошибка, таким образом, толщина стенки средней секции флагштока уличного должна составлять не менее 3 мм.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 03.03.2023 для участия в закупке поступило 7 заявок, 5 из которых допущены к участию в аукционе, 2 заявки (№ 173 и №103) отклонены от участия на основании следующего: «На основании подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями), несоответствие в заявке информации (характеристики предлагаемого участником закупки товара), установленной извещением об осуществлении закупки: в п.2 заявки участника закупки характеристика «толщина стенки 3 мм» средней секции алюминиевой секционной мачты предлагаемого товара «Флагшток уличный» не соответствует показателю, установленному в описании объекта закупки, а именно «толщина стенки не менее 3 м».

Как установлено на заседании Комиссии, характеристика «толщина стенки не менее 3 м.» установлена вследствие технической ошибки, верным следует считать показатель «толщина стенки не менее 3 мм.».

В позиции № 2 заявок № 173, № 103 указано: «Алюминиевая секционная мачта флагштока, выполненная из анодированных алюминиевых труб,   соединенных между собой штекерным способом. Диаметр секций: нижняя секция - 80 мм, толщина стенки 4 мм; средняя секция – 60 мм, толщина стенки 3 мм, верхняя секция - 50 мм, толщина стенки 3 мм».

Тем самым участники с номерами заявок № 173, № 103 формально предложили товар с характеристиками, не соответствующими требованиям извещения, однако по сути данные характеристики, учитывая наличии технической ошибки, соответствовали потребности заказчика.

В настоящем случае допуск заявок № 173, № 103 до участия в закупке не приведет к изменению результата определения победителя в силу того, что предложение участника
№ 173 составляет 13 298 709,24 рублей, предложение участника № 103 составляет 17 065 449,24 рублей, что является вторым и третьим результатом.

Вместе с тем, в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

Таким образом, в данном случае отклонение заявки от участия в закупке может быть учтено в качестве одного из трех случаев отклонения, которые могут стать причиной удержания денежных средств, в связи с чем требуется устранение выявленного нарушения для обеспечения интересов участников закупки.

Кроме того, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.

Таким образом, при заключении контракта указывается информация о характеристиках товара, представленная в заявке участника закупки, в данном случае «толщина стенки 3 м.», что фактически будет не исполнимо для участника и не приемлемо для заказчика.

Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из пояснений представителя заказчика, для заказчика предпочтительнее выдача предписания о внесении изменений в извещение с целью устранения ошибки и дальнейшего заключения контракта по итогам закупки с корректными характеристиками.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Солитон» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка государственных символов Российской Федерации» (извещение № 0155200000923000046 опубликовано 14.02.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     <…>

Член Комиссии                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны