Решение б/н Решение по делу 3-01/02-2016 от 12 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/02-2016

 

17 марта 2016 года                                                                                                                                                                                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

         

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2016 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

.... – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

.....– начальник отдела контроля органов власти и рекламы,

..... - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,

рассмотрев дело № 3-01/02-2016, возбужденное в отношении руководителя обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г. по признакам нарушения части 7  статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России 23.12.2015 поступили материалы, представленные отделением по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что ООО «МФО «ЛД-Групп» размещает в печатных средствах массовой информации рекламу, содержащую признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Пензенским УФАС России определением от 26.01.2016 по факту распространения рекламы услуг по предоставлению займов, размещенной в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Пенза» № 49 (357) от 02 декабря 2015 г., возбуждено дело № 3-01/02-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «МФО «ЛД-Групп» (г. Казань, ул.Спартаковская, 2, 220; ИНН 1655286592; далее ООО «МФО «ЛД-Групп»). Определением от 25.02.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «МФО «ЛД-Групп» на надлежащего - руководителя обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г . Рассмотрение дела назначено на 14.03.2016.

На рассмотрении дела руководитель обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г. признал факт отсутствия в рекламе, размещенной в газете «Наш город Пенза», указания на период времени, за который уплачиваются проценты в размере 1%.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Пенза» № 49 (357) от 02 декабря 2015 г. размещена информация следующего содержания: «Leгко LD Dеньги ЗАЙМЫ Подробности по телефонам: 8(987)516-47-80 88002505533 АКЦИЯ! ВСЕМ ПОД 1% г.Пенза пр.Строителей д.9 ТЦ «Олимп», 1 этаж, г.Пенза пр.Строителей д.134а ТЦ «Кагау», г.Пенза ул.Тернопольская д.4 отдельный павильон, г.Пенза ул.Карпинского д.22а отдельный павильон www.legko-dengi.ru Займы от 2000 до 30000 руб. Срок займа от 7 до 21 дня. Досрочное погашение с 1 дня. Обратившимся 1 раз 1%, обратившимся повторно и пенсионерам 1%. Возраст от 21 до 65 лет (пенсионерам до 70 лет). Пакет документов: работающим лицам – только паспорт (прописка в регионах присутствия компании), пенсионерам - + пенсионное удостоверение, частным предпринимателям - +ОГРН. Без штрафов, неустоек, поручителей и залогов. ИНН 1655286592 ОГРН 1141690011176/ Регистрация в Гос.Реестре МФО 651403392004917 от 04.04.2014. Юридический адрес: РТ, г.Казань, ул.Спартаковская, д.2, каб.220. ООО «МФО ДЛ-Групп». Сроки акции с 20.11.2015 до 31.12.2015. Реклама».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Вышеуказанная информация о предоставлении займа, размещенная в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Пенза», содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным клиентам-заемщикам); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования (получению займа) и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Вышеуказанная реклама содержит информацию об оказании услуг по предоставлению займа ООО «МФО ДЛ-Групп».

ООО «МФО ДЛ-Групп» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 04.04.2014, регистрационный № записи 651403392004917.

Таким образом, ООО «МФО ДЛ-Групп» является финансовой организацией, рекламирующей в рассматриваемом случае финансовую услугу по предоставлению займов.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из системного анализа положений ФЗ «О рекламе» следует, что требование статьи 28 этого ФЗ «О рекламе» следует применять в совокупности и взаимосвязи с частью 7 статьи 5данного закона.

Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" относит к финансовым услугам банковские услуге, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовыми организациями и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 указанного выше Закона финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Определение микрофинансовой организации содержится в пункте 2 части 1 статьи  2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", а именно:  микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 5 указанного выше закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Как было указано выше, ООО «МФО ДЛ-Групп» включена в государственный реестр микрофинансовых организаций 04.04.2014.

Таким образом, ООО «МФО ДЛ-Групп», являясь микрофинансовой организацией, оказывает финансовые услуги. В связи с этим реклама его услуг должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

В рекламе ООО «МФО ДЛ-Групп» содержится информация о предоставлении займов «на сумму от 2000 до 30000 руб. на срок от 7 до 21 дня под 1 %» без указания иных существенных условий, влияющих на сумму расходов, установленных Общими условиями договора займа, Правилами предоставления микрозаймов (далее – Правила).

Согласно пункту 4  Правил проценты за пользование микрозаймом составляют 1 % в день от суммы микрозайма.

Указание в рекламе, что займы предоставляются  «под 1%», является неполной информацией, поскольку не сообщается, за какой период времени начисляется данный процент (за день, за весь срок действия договора) В связи с этим подача информации в таком виде искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно процентной ставки по займу, что  является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, указание в рекламе процентной ставки по займу (под 1%) в отсутствие информации о периоде времени, за который она применяется, нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», который предусматривает, что  реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, а также нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,  согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама ООО «МФО ДЛ-Групп»,  размещенная в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Пенза» № 49 (357) от 02 декабря 2015 г., нарушает требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодателя – руководителя обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г.

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что руководитель обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г нарушил требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  «О рекламе» руководителем обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г. и индивидуальным предпринимателем Б. (рекламораспространитель) представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Leгко LD Dеньги ЗАЙМЫ Подробности по телефонам: 8(987)516-47-80 88002505533 АКЦИЯ! ВСЕМ ПОД 1% г.Пенза пр.Строителей д.9 ТЦ «Олимп», 1 этаж, г.Пенза пр.Строителей д.134а ТЦ «Кагау», г.Пенза ул.Тернопольская д.4 отдельный павильон, г.Пенза ул.Карпинского д.22а отдельный павильон www.legko-dengi.ru Займы от 2000 до 30000 руб. Срок займа от 7 до 21 дня. Досрочное погашение с 1 дня. Обратившимся 1 раз 1%, обратившимся повторно и пенсионерам 1%. Возраст от 21 до 65 лет (пенсионерам до 70 лет). Пакет документов: работающим лицам – только паспорт (прописка в регионах присутствия компании), пенсионерам - + пенсионное удостоверение, частным предпринимателям - +ОГРН. Без штрафов, неустоек, поручителей и залогов. ИНН 1655286592 ОГРН 1141690011176/ Регистрация в Гос.Реестре МФО 651403392004917 от 04.04.2014. Юридический адрес: РТ, г.Казань, ул.Спартаковская, д.2, каб.220. ООО «МФО ДЛ-Групп». Сроки акции с 20.11.2015 до 31.12.2015. Реклама», распространяемую руководителем обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г. в информационно-аналитическом еженедельнике «Наш город Пенза» № 49 (357) от 02 декабря 2015 г., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать руководителю обособленного подразделения ООО «МФО «ЛД-Групп» №96 Г. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          3. Выдать индивидуальному предпринимателю Б. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны