Решение б/н Решение п о делу № 3-01/08-2014 в отношении ООО «Фирма «Эксп... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

06 марта 2014  года                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> - заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело №  3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Фирма «Экспресс»  (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926)  рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  –  генерального директора  ООО «Фирма «Экспресс» <…>.

УСТАНОВИЛА:

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялся рекламный слоган «Радио Экспресс – главное радио города».

Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана «Радио Экспресс – главное радио города» на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», возбуждено дело № 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Фирма «Экспресс».

В письменных пояснениях ООО «Фирма «Экспресс» (вх. от 20.02.2014 № 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО «Фирма «Экспресс» пояснено, что радио «Экспресс» - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио «Экспресс» - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы «Главное радио города» является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио «Экспресс» около 3 месяцев.

На заседании Комиссии генеральный директор ООО «Фирма «Экспресс» факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения «Радио Экспресс – главное радио города».

ООО «Фирма «Экспресс»  представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:

В  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» распространялась информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация со слоганом «Радио Экспресс – главное радио города», распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио «Экспресс»); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио «Экспресс» размещен рекламный слоган: «Радио Экспресс – главное радио города».

Согласно словарям слово «главный» имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала «Русский язык» созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный –ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).

Опираясь на значение слова «главный», рекламный слоган радио «Экспресс» можно толковать как «Радио «Экспресс» - самое важное радио города», «Радио «Экспресс» - основное радио города».

Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио «Экспресс» – главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио «Экспресс» как самом главном, по отношению к другим радио.

Утверждение «радио Экспресс - главное радио города», свидетельствует о превосходстве «Радио Экспресс» над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении  с такими организациями, в основе которых лежит предоставление  услуг радиовещания.

Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио «Экспресс» главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует  несколько радиостанций.

Использование слогана «Радио Экспресс – главное радио города» показывает преимущество ООО «Фирма «Экспресс» по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке

Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе «радио Экспресс - главное радио города».

В результате ответов была получена следующая информация.

Согласно исследованиям, которые проводил холдинг «ROMIR Monitoring» в 2012-2013 годах, радио «Экспресс» не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.

Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос «Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю?»)

 

 

радиостанция

автомобилис

Ты (2013)

% (2013)

автомобилис

Ты (2012)

% (2012)

место в

рейтинге в

период

март-апрель

2012

динамика

(2013 по

сравнению

С 2012), %

1

Европа плюс

151

50.3%

168

56.0%

1

-5.7%

2

Радио 101.8

144

48.0%

163

54.3%

2

-6.3%

3

Русское радио

109

36.3%

152

50.7%

3

-14.4%

4

Авторадио

108

36.0%

110

36.7%

4

-0.7%

5

Золотое FM

77

25.7%

47

15.7%

6

+10%

6

МОСТ радио

70

23.3%

81

27.0%

5

-3.7%

7

Радио Экспресс

54

18.0%

36

12.0%

8

+6%

8

Эхо Москвы

48

16.0%

38

12.7%

7

+3.3%

9

Серебряный дождь

34

11.3%

12

4.0%

9

+7.3%

10

другая

25

8.3%

7

2.3%

10

+6%

 

Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК «Пенза» (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.

Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Фирма «Экспресс», является конкурентным,  и утверждение: «Радио «Экспресс» - главное радио города» носит недостоверный характер.

При этом информация «Радио «Экспресс» - главное радио города» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.

Следовательно,  в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Фирма «Экспресс»  нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО  «Фирма «Экспресс» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о  рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: «Радио «Экспресс» - главное радио города», распространяемую ООО «Фирма «Экспресс» в  городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио «Экспресс», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фирма «Экспресс» (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны